X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Роль игры в патриотическом воспитании младшихшкольников

 

Кудрявцева Р.З.,педагог

дополнительногообразования

МКУДО ДЮЦСреднеахтубинского района

 

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования, ведь детствои юность — самая благодатная пора дляпривития священного чувства любви к Отечеству, а патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитойличности. У детей должно вырабатываться чувство гордости засвою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

         Налицо тот факт, чтосовременные дети мало знают о культурных традициях своего народа, частопроявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У детей недостаточнознаний о своей семье, близких людях, затрудняются ответить на вопросы,касающиеся родного города, своей страны.Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество,чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда,образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувстволюбви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Следовательно,нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач,основой формирования будущего гражданина, а значит очень важно искать новыеформы работы с детьми в этом направлении.

      Ведущий виддеятельности в дошкольном и младшем школьном  возрасте – игра,  и в то жевремя  игра-это мощное средство коррекции поведения детей, формированиявзаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.  Использованиеигры как средства патриотического воспитания  актуально. Ведь любые, безисключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотическоговоспитания. Они помогают привить  уважительное отношение к историческим икультурным ценностям родной страны. Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных наразвитие гражданской, патриотической  позиции у молодого поколения. Исегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.

        Дети младшегошкольного возраста очень любят движение и поэтому народные подвижные игры   являются неотъемлемой частью нравственно-патриотическоговоспитания. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальныеустои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой,ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детейобретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное,уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительнаяоснова для развития патриотических чувств. Перед игрой мы знакомимся скультурой и бытом того или иного народа. А  в  конце игры положительнооцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку ивзаимопомощь.

     Народныеигры — это забавы нашего детства, старшего поколения, бабушек и дедушек,практическое осмысление детьми окружающей действительности. Самыми  популярными и любимыми для них стали такиеигры, как «Краски», «Гори, гори ясно», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки»,«Кошки мышки», «Ручеек», «Бояре», «Золотые ворота», «Бой  петухов» и т.д.Многие из них  используются  при проведении  праздничных мероприятий «Масленица»,«Рождественские посиделки», «Старый Новый год».

       Ассоциативные игры.Их смысл заключается в подборе различных ассоциаций к какому — либо слову,словосочетанию, понятию. Например,  ассоциациями к слову «подвиг» дети называют слова:героизм, отвага, решительность, защита Родины, солдат, война.

Авот в  игре  «Россия» на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию:какая первая буква в слове Россия….

Р — родная, родина, Русь, русская

О — особая, одна, огромная

С — сильная, смелая, страна

С — свободная, славная, стойкая

И — искусная, историческая, идеальная

Я — ясная, яркая, я.

Именно такие  игры  дают представлениепедагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.

Ксовременным формам патриотического воспитания младших школьников можно отнести квест-игру.

Квест-игра (квест– в переводе с англ. «путешествие») – это приключенческая игра, в которойнеобходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, какправило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно выполняязадания. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Азадачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Если говорить омладших школьниках, то подобные игры заставляют их думать, искать выход изсложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность,учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Суть любогоквеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этогоучастникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализироватьимеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и чертыхарактера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. При этомпроисходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям череззнакомство с историей, особенностями культуры, природы, народных традицийРодины, ценностями родного края. Чувство удовлетворенности от выполненногозадания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма детей.

     Ко  дню  народного единства мы проводили игру-квест «Мы едины». Длятого чтобы собрать цветок «Единство», ребята  выполняли различные задания:отгадывали загадки, решали ребусы, собирали слова, вспоминали пословицы,вставляли пропущенные слова в Гимн России. В заключении каждый из них выбралсердечки цветов российского флага,  написал на них пожелания нашей  Родине исоздал  российский флаг из сердечек-пожеланий. Этим самым они признались, что  действительно гордятся своейстраной и что только от нас зависит ее процветание.

    Участвуя во Всероссийской акции «День правовой помощи детям»  мы проводим различные игры, в ходе которых ребятами хорошовоспринимаются права и обязанности  детей.  Так, например, в игре «Угадайправо» с  помощью  карточек  (дидактическая игра) с указанием правчеловека, им необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.

1. Итак, звучит первая мелодия «Я на солнышке лежу».Какое право обозначено в данной песне. — право на отдых

2. Песня «В траве сидел кузнечик». Как вы думаете, окаком праве идёт речь в данной песне?- право на жизнь.

3. Песня «По секрету всему свету расскажу»— правоне на распространение информации.

4. Песня «Буквы разные писать»— право наобразование.

5. Песня «А может быть ворона» — право насобственное мнение.

6. Песня  «Три поросёнка» —  право нажилище.

7. Песня «Умка»—  право  жить и воспитываться в семье.

    В  игре «Детективноеагенство»  объявлялся  поиск сказочногогероя по    описанию  нарушенных  прав..

·                    Он имел право на свободноепередвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту отпосягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право наличную неприкосновенность и жизнь. (Колобок) 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

·                    Эта героиня русских сказокочень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадаласама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса)

·                    Она родилась в знатной семье,но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживатьим (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на созданиесемьи, девушка была счастлива. (Золушка) 

·                    Этот герой русской народнойсказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, ижестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заюшкинаизбушка)

    Данные игры используются на воспитательных мероприятиях, помогаютдетям закрепить знания о правах человека.

     Среди разнообразия чувств, переживаемых  в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желаниеучаствовать в ответственных делах, совершать героические поступки. Здесь следует,прежде всего, выделитьпатриотические чувства: любовь к Родине,к Вооруженным СиламРФ, к героическим страницам прошлогонашей Отчизны. Военно-спортивныеигры связаны единым сюжетом и проходят в форме сюжетно-ролевой игры «Тропа к генералу», котораявключает в себя проведение отдельныхподвижных игр: «Пограничники», «Летчики», «Танкисты»,«Снайпер»;

дидактических игр «Армейский магазин», «Чей предмет».;

игр с элементами ориентирования:  «Доставь секретноедонесение», «Найди пакет».

       Проводим мы и   сюжетныеигры  «Бравые солдаты», «Курс молодого бойца», «Посвящение врыцари», «А ну-ка, мальчики».

    Работа поданному направлению всегда строится  в тесном сотрудничестве с учителями, так как для проведения многих игр требуетсяпредварительная работа: тематические беседы,просмотр фильмов, подбор художественного слова (стихов, пословиц,поговорок) и др.

        Таким образом, можно сделать вывод, что использовать игры в нравственно-патриотическомвоспитании обязательно нужно. Они закаляют ребят, прививают чувство локтя, таккак все игры в основном командные. Приучают к самостоятельности, ведь всетактические решения на поле игрового боя, принимают именно ребята, взрослыетолько могут наблюдать и корректировать общую стратегию развития игры.Развивают коммуникативные навыки, умение понимать друг друга, изобретать своивербальные и невербальные способы общения. Процесс формирования нравственно-патриотическихчувств будет проходить более успешно, если для формирования нравственно —патриотических представлений в работе с детьми будут использованы все виды игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет