Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования
«Подгоренскийдом детства и юношества»
Подгоренскогомуниципального района
Воронежскойобласти
План-конспект
Тема: «Вокальное искусство».
Подготовила:
МироваЭ.И.
педагог дополнительного
образования,ББК
Контактнаяинформация
396560,Воронежская область
Пгт.Подгоренский
Ул.Есенина,д.13
Телефон(47394)54-3-5
2023г.
Учащиеся 7-17лет
Цель: Создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущенияисполнительской свободы и творческого комфорта. Увлечь обучающихся вокальнымпением и пробудить интерес к занятиям.
Задачи:
Обучающие:
— ознакомить с деятельностью творческого объединения и содержаниемдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»;
— пробудить активность обучающихся и добиться ихзаинтересованности в дальнейшей совместной деятельности.
Воспитательные:
— создать благоприятное отношение на занятии;
— обеспечить мотивацию на будущую, последовательную деятельностьв творческом объединении;
Развивающие:
Развивать творческие навыки: певческое дыхание на опоре,ровность звучания на протяжении всего диапозона голоса, точное интонирование,певучесть, напевность голоса, чёткая и ясная дикция, правильнаяартикулирование, формировать у обучающихся творческие способности, воображение,фантазию;
— расширить словарный запас в области музыкальной культуры.
Методы, используемые педагогом:
-Слуховой; словесно-индуктивный (беседа);
— наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного);
— наглядный;
— метод побуждения к сопереживанию;
— практическая работа;
— мотивация достижения.
Наглядность и оборудование:
1. Инструмент(Баян)
2. Мультимедийныйпроектор, экран
3. Ноутбук
4. Стола,стулья — 25 шт.
5. Поощрительныезвездочки
6. Распечатанныйтекст песни
7. Минус песнии оригинал
Ход занятия:
Вводная часть.
Вход в кабинет.
Педагог: Здравствуйте ребята! В процессе обучения в нашейстудии, вы научитесь не только красиво петь, но и получить необходимые актерскиенавыки, станите маленькими звездочками. Они участвуют в конкурсах и фестиваляхразличного уровня. Посмотрите на экран (показ Презентации об объединении)
Педагог: На экране Вы видите маленьких артистов. А вы хотитепопробовать? И сегодня я приглашаю вас на увлекательное занятие, которое мыназовем «Звездный путь», где попробуем пройти трудоемкий путь настоящихартистов.
Основная часть.
Педагог: Для начала нам необходимо расслабить челюсть, снятьзажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосом.Давайте встанем в круг и под музыку повторяем за мной.
Дети с преподавателем выполняют разминку под музыку.
· Пальчиковыймассаж лица
· Наклоныголовы влево, вправо, вперед назад
· Круговыедвижение головы в одну и в другую сторону
· Поднятиепоочередно левого и правого плеча
· Круговыедвижения плечами
Педагог: Отлично! А теперь займемся дыханием. Дыхание — этооснова любой вокальной техники. От дыхания зависит подвижность и подача голоса,интонация. Перед тем как начать петь, артисту необходимо сделать несколькоподготовительных упражнений.
· Упражнение«Музыкальный тренажёр» — регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
· Упражнение«Нюхаем цветы» (вдыхаем носом, выдыхаем ртом)
Педагог: Хорошо! Переходим к следующему этапу.
Дети рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что необходимо для того чтобы текстпесни был понятен зрителю и слышалось каждое слово? (ответ детей)
Педагог: Правильно, у артиста должна быть хорошая дикция илиартикуляция. А для этого нам необходимо разогреть артикуляционный аппарат, этогубы, язык, челюсть. Повторяем за мной.
Идет работа над артикуляционным аппаратом.
Язык «болтушка»
· Колем щекиязыком
· Щелкаемязыком меняя темп и позиции
· Считаемязыком зубы «гладим» по часовой, а затем против часовой стрелка
К каждому сочетанию согласных поочередноподставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы
Пение скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит»
· Очень четкопропеваем скороговорку в среднем темпе
· Язык междузубами
· «Злюки» (неразжимая челюсти)
Педагог проводит игру «музыкальный горох» и «Барабанчики».Сначала дети выполняют упражнение хором, затем по желанию пробуютиндивидуально.
· Игра«Музыкальный горох» (воспроизвести звук, заданный педагогом на фортепиано назвук «ля»)
· Игра«Барабанчики» (педагог отбивает ритмический рисунок на клавише фортепиано, детиповторяют ритм, хлопая в ладоши)
Педагог: Мы подготовили дыхательные пути, исполнили распевки иразогрели артикуляционный аппарат. Все это поможет нам создать хорошую опорудля звукообразования и настроит на исполнение вокального произведения.
Дети рассаживаются на места.
Педагог: Мелодия и текст- основное состовляющее песни. Если хотьодна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушатьсяплохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания.И начнем мы с текста. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем.Очень важно следить за чёткостью проговаривания, согласными в конце слов,расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте.
(дети вместе с педагогом проговаривают текст).
Педагог: Мелодии. Давайте послушаем отрывок из песни, подкоторую мы делали разминку, еще раз и пропоем мелодию без текста на звук «м» -это позволит нам точно петь звуки мелодии, выставляя на нужную высоту.
Под музыку дети выполняют упражнение.
Педагог: А теперь еще раз, но на этот раз добавим слова.
Дети пробуют петь произведение со словами.
Педагог: Вот мы с вами разучили текст и мелодию, дляполноценного концертного номера нам чего-то все же не хватает. Как думаете,чего же?
Ответы детей.
Педагог: Конечно! Для того что бы выступление было полным яркими красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствоватьтексту. Как вы думаете, какими они могут быть?
Дети предлагают свои варианты.
Педагог: Важно двигаться так, чтобы при этом не сбить певческоедыхание. Давайте попробуем еще раз. Дети поют отрывок песни и выполняют простыедвижения. Звучит музыка. Дети исполняют произведение.
Завершающая часть.
Педагог: Как вы красиво спели! А вам понравилось?
— Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
— Хотели бы вы и дальше заниматься? (ответы детей).
Педагог: А сейчас возьмите разноцветные маленькие звездочки засегодняшнюю работу.
Как вы оцениваете свою работу, покажите в цвете!
Зелёный-отлично! Синий –хорошо! Красный – я что-то не понял.
Педагог: Думаю, что это занятие только положительно скажется навашей дальнейшей жизни. Надеюсь, что вы, ребята, откроете в себе артистическийталант и захотите дальше заниматься вокалом. И тогда на нашем творческомнебосклоне будут вновь и вновь зажигаться маленькие и большие звездочки!Спасибо за внимание!