Государственноеказенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградскаяшкола-интернат №5»
Доклад
«Развитие межличностныхотношений младших школьников во внеурочной деятельности»
Выполнила:
учитель-дефектолог
Ж.М. Шуканова
Волгоград – 2021
Содержание
1. Введение |
|
2. Развитие межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности |
|
3. Список литературы |
|
Введение
Проблема развития межличностныхотношений в младших школьников актуальна тем, что именно в этот периодпроисходит формирование личности. Насколько хорошо и легко ребенок будет уметьобщаться с окружающими его людьми, налаживать контакт с ними, будет зависетьего дальнейшая деятельность, судьба и место в жизни. Именно в этот периодзакладывается навык умения дисциплинировать себя, организовывать своюдеятельность, понимание ценности общения, сотрудничества, отношений всовместной деятельности. Также актуальность данной проблемы обусловленаповсеместной компьютеризацией современного общества, где виртуальная реальностьзамещает естественное общение детей, которое необходимо для развитиясамодостаточной, уверенной в себе и своих силах личности.
Развитие межличностныхотношений младших школьников во внеурочной деятельности
Становлениеличности ребенка во многом определяется его отношениями и взаимодействием сокружающими людьми. «Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе,воспитания, обучения, общения, взаимодействия» (Красноплахтова Л. И., с. 5).Младший школьный возраст — это период активных изменений и преобразований,происходящих с личностью ребенка, а младший школьник – это человек, активноовладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивноеустановление дружеских контактов.
Отношенияребенка с другими детьми активно начинают формироваться еще в дошкольномучреждении, но к 6-7 годам у ребёнка созревает осознанная потребность вобщении. Всем известно, именно в этом возрасте начинается обучение в школе.Итак, младший школьный возраст — это возраст 6 (7)-10-летних детей, обучающихсяв 1-4 классах современной начальной школы. С приходом ребёнка в школу, какписал Д. Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребёнка сдействительностью. Без сомнения, школьная пора играет важную роль в жизникаждого человека и является важнейшей ступенью становления личности послесемьи. Ребёнок приобретает новую роль ученика, которая характеризуетсяпринятием ответственности за свое поведение и обучение. Приобретениенавыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводитьдрузей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастномэтапе. Теперь перед ребенком стоят непростые задачи – адаптироваться вколлективе и успешно обучаться. При этом он оказывается в неизвестном для негоколлективе, с которым ему предстоит быть вместе еще много лет.
Известно,что человек – существо социальное и только при помощи связи с обществом можетчувствовать себя полноценной личностью. Построение любых отношенийзакладывается в процессе совместного взаимодействия и общения. Поэтому человек,который умеет общаться, успешен в любой сфере деятельности. Важнейшимпризнаком младшего школьного возраста является активное формированиеспособностей и навыков к общению. Именно в этом возрасте ребёнок учитсязавязывать дружбу и строить отношения. Результат первых сложившихся отношений вколлективе оказывает большое влияние на будущее становление человека в социуме.Трудности в общении с другими людьми и, как следствие, сложности в построенииотношений с ними являются серьёзным показателем отклонения в развитии человекаи задержки его социальной адаптации [7]. Н.Е. Щуркова раскрывает данный факт:Судьбу человека определяет личностное проживание детской жизни, но никакне накопленные знания, являющееся только средством жизни [9, с.4]. Важнойособенностью является то, что ребёнок полноценно и счастливо проживает порудетства только тогда, когда имеет личные позитивные отношения со сверстниками.Именно позитивные отношения делают его школьную жизнь насыщенной и интересной[2]. Отношения позволяют ему быть самим собой, раскрывать свои таланты, небояться осуждений. В ряде психологических исследований установлена связьпроблем и трудностей ребенка в отношениях со сверстниками с успеваемостьюмладших школьников в обучении. Можно сказать, позитивные отношения содноклассниками часто являются хорошей мотивацией для обучения и воспитаниячеловека в школе. Однако, по мнению Н.Е. Щурковой общение такая жетрудная активность, как и любой другой вид деятельности [9, с.6]. И ксожалению, построению межличностных отношений детей не придается такого важноговнимания как обучению. Обычно подразумевается, что отношения между детьмивозникают произвольно и в них вмешиваться не надо, если дело не касаетсясерьёзного конфликта. Практический опыт показывает, что большинство школьниковне способны самостоятельно строить благоприятные отношения. Характерная чертавзаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, какправило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов;например, они сидят за одной партой,рядом живут, интересуются чтением или рисованием…
Сознаниемладших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей покаким-либо существенным качествам личности. Многие дети младшего школьноговозраста имеют трудности в построении позитивных отношений с одноклассниками,поэтому большая ответственность за межличностные отношения младших школьниковлежит на заинтересованных взрослых – учителях и родителях. Педагогу в этомвопросе принадлежит особая роль. В первое время школьник воспринимаетодноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во времяуроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Учительмладших классов – это авторитет для маленьких ребят, которые только вступают напуть межличностных отношений с одноклассниками. Условием успешного развитиявзаимоотношений детей в группе является умение учителя строить именнопозитивные отношения. И учитель имеет для этого значительные ресурсы. Ведьмладшие школьники чутко перенимают стиль и тон общения учителя. Всё то, что онговорит и делает учащиеся «впитывают» в себя. Часто, обыкновенное обращение кдетям и тон голоса учителя задают соответствующее направление детям дляустановления отношений друг с другом – позитивное, открытое или негативное,скрытное, равнодушное.
Перечислим,некоторые особенности, выделяемые исследователями для построения позитивныхвзаимоотношений в коллективе младших школьников. Работу Н.А. Шкуричевой,которая подробно изучает проблему руководства общением (и в общем отношениямимежду школьниками), мы взяли за основу в описании технологий [9].
Использованиесовместной работы на уроках и во внеурочной деятельности. В ходе совместнойработы школьники учатся взаимодействовать друг с другом, общаться. Начинатьнужно с парной работы, постепенно переходя к групповым формам организации. Входе совместной деятельности, достигающей позитивных результатов, учащиесяучатся раскрывать себя и сотрудничать друг с другом. У школьников появляетсяуверенность в себе и желание трудится вместе, укрепляются позитивные отношениядруг к другу. Создание в классе атмосферы доверия, поддержки, понимания,защиты. Педагогу нужно уметь выстроить отношения так, чтобы дети смоглиэмоционально открываться. Для этого могут помочь упражнения, игры, внеклассныемероприятия о дружбе, нравственности, благородных качеств в людях и т.п.
Проведениедиагностик для изучения потребностей и трудностей, учащихся в межличностныхотношениях в коллективе сверстников. Учитель, диагностируя учащихся, выявляетхарактер взаимоотношений между сверстниками и их изменение. По результатамдиагностики педагог может составить более эффективный план работы поформированию позитивных отношении в классе.
Позитивноеотношение учителя к каждому учащемуся в классе. У учителя не должно бытьлюбимчиков, двоечников, глупых. Учителюважно к каждому ребёнку относится внимательно, знать его качества. Частомладшие школьники оценивают друг друга так, как оценивает учитель те или иныекачества своих учеников. Учителю важно понимать, что все дети совершенноразные, каждый ребёнок приходит со своим опытом и умением строить отношения. Вбольшинстве случаев детям нужна помощь в этом вопросе. Поэтому стоит как можночаще хвалить и подбадривать детей, имеющих проблемы в отношениях. С.В.Колесова, считает, что умение любить детей является аксиоматическим дляпедагога. Она пишет: Любить детей – это, прежде всего, понимать их,понимать, что происходит с ребенком, что он чувствует, когда совершает тот илииной поступок [5, c. 45]. Учитель сам постоянно совершенствуется в наукевзаимоотношений между младшими школьниками. Известно, что каждый год обучения вначальной школе имеет свои отличительные характеристики. Дети в этом возрастебыстро меняются сами, изменяется их отношение к сверстникам. Учителю важно пониматьвременные, семейные, личностные особенности школьников.
Учительпросвещает родителей о взаимоотношениях между детьми. Учитель и родители должныдействовать сообща, чтобы сформировать позитивные отношения в учебном классе.Учителю важно рассказывать родителям о том, как нужно относится к своемуребёнку, его друзьям. А также вдохновлять родителей на совместную дружбу вклассе и организацию совместных мероприятий для их детей, для детей иродителей.
Такимобразом, взаимоотношения – это особая наука, которой надо учиться. Отношениямипронизано всё существование человека. В младшем школьном возрасте закладываетсяфундамент умения строить позитивные отношения. Именно в этом возрасте ребёнокосознанно чувствует потребность в общении. Он готов обучаться науке построенияпозитивных взаимоотношений. Но самому ребенку это не под силу.
Поэтомуруководство и помощь учителя являются важнейшим фактором построения позитивныхотношений в коллективе младших школьников.
Список литературы
1.Безродных Т.В. Организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельностикак фактора развития межличностных отношений младших школьников: (на примереуроков естествознания) // Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наук / Т.В. Безродных. – Чита: Уральский гос.педагогический университет, – 2005. – 22 с.
2.Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности // Альманахсовременной науки и образования. / С.В. Колесова – 2014. – №12 (90). – С.55-58.
3.Колесова С.В. Позитивная педагогика в начальной школе: учебное пособие. / С.В.Колесова – Барнаул: АлтГПУ. – 2015. – 231 с.
4.Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах:Учебное пособие // Л. И. Красноплахтова — Краснодар, КубГАУ – 2015
5.Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений. 5-е изд., испр. и доп./ А. В. Мудрик– М.: Академия, –2006. – 317 с.
6.Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младшихшкольников // Воспитание школьников. / А. Ю. Нагорнова – 2015. – №8. – С.38-42.
7.Шкуричева Н.А. Учим детей культуре общения // Сельская школа. – 2011. – №3. –С. 105-115.
8.Шкуричева Н.А. Учите ребёнка общаться // Директор школы. – 2012. – №2. – С.85-92.
9.Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитаниешкольников. – 2013. – №9. – С. 3-12.