X-PDF

Развитие стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому) языку.

Поделиться статьей

 

 

 

 

«Развитие стратегий аудирования в обучениииностранному (английскому)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила: учитель английского языка

                                                                    Отверченко Е.Ю.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I.Теоретические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранномуязыку……………………………………………….  6

1.1.         Аудирование как вид речевойдеятельности………………………. . …. 6

1.2.         Основные факторы, определяющие успешностьаудирования иноязычной речи………………………………………………………… 10

1.3.         Трудности аудирования иноязычнойречи………………………… . . . 14

1.4.         Концепт «учебные стратегии» в обучениииностранным языкам. Стратегии аудирования…………………………………………………. 17 

Глава II.Методические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому)языку………………………….… 28

2.1. Некоторые заданиядля обучения аудированию иноязычной речи с учетом уровней понимания текста иразвития соответствующих стратегий (на примере английского языка)………………………………………………….. 28

2.2. Стратегииаудирования, необходимые при подготовке к ЕГЭ…………  38

2.3. Анализ УМК поанглийскому языку в старших классах средней школы на наличие заданий,направленных на развитие стратегий аудирования, в том числе для подготовки кЕГЭ…………………………………………………… 43

Заключение……………………………………………………………………. 49

Список использованнойлитературы………………………………………. 52

Приложение…………………………………………………………………… 55

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В предметной области «Иностранный язык» цельюобучения на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативнойкомпетенции, большое значение при развитиикоторой имеет способность воспринимать  и понимать речь на слух. И.И. Халеева всвоей работе отмечает, что «аудитивная база – условие совершенствования навыковустной речи и путь к накоплению знаний о неисчерпаемых  возможностях языковойсистемы и способах ее речевой реализации, и важный источник пополнения сведенийо стране изучаемого языка» [25, с. 11]. Следовательно, для того, чтобы получатьинформацию в полном объеме, человек должен обладать аудитивными умениями.

Согласно новым Федеральным Государственным образовательнымстандартам (ФГОС) главной задачей обучения становится необходимость сформировать у обучающихся новую систему универсальныхзнаний, умений и навыков, вооружить их универсальными учебными действиями,которые позволили бы им самостоятельно строить собственный процесс обучения,добывать знания. Речь идет о совокупности действий обучающихся или стратегиях,позволяющих реализовать эту важную задачу современного образования.

Однако, как показываетпрактика обучения иностранному языку в школе, существует ряд противоречиймежду:

— провозглашенными в стандартах, программахтребованиями к формированию универсальных учебных действий и реальной ситуациейв учебном процессе, когда учителя не занимаются развитием стратегий подобыванию нового знания;

— насущной необходимостью и важностьюформирования стратегий аудирования иноязычного текста в школьной системеобразования  и отсутствием достаточного внимания к формированию данныхстратегий в УМК и на уроках.

Таким образом, для учителя иностранного языка актуален поиск путейдля целенаправленного обучения навыку аудирования на уроках, с цельюоптимизации процесса обучения,  а также подготовки к Единому государственномуэкзамену (ЕГЭ), так как с введением  экзаменов  такого типа, где аудирование –один из видов контроля, проблема подготовки учащихся к выполнению таких заданийостается сложной, не нашедшей должного решения в современных методиках. Все этоопределяет актуальность настоящей работы.

Объект исследования – обучение аудированию на уроках иностранного языка.

Предмет исследования – развитиестратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному(английскому) языку.

Основная  цель исследования – выявление заданий на развитиестратегий аудирования иноязычного текста в процессе обучения иностранному(английскому) языку на основе анализа современных УМК по английскому языку.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

— проанализироватьнаучно-методическую  литературу по проблеме исследования и рассмотретьаудирование как вид речевой деятельности;

— изучитьфакторы, влияющие на успешность аудирования, а также определить трудности,возникающие при прослушивании речевых сообщений и аудиотекстов;

— раскрыть сущностьстратегий аудирования в обучении иностранному языку;

— рассмотретьзадания раздела «Аудирование» в структуре ЕГЭ и проанализировать современные УМКпо английскому языку на наличие заданий, формирующих стратегии аудирования, втом числе для подготовки к ЕГЭ.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

·       теоретические (изучениеианализ психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы,ФГОС, действующих отечественных УМК по английскому языку);

·       эмпирические (изучение иобобщение отечественного практического опыта, обсуждение изучаемой проблемы спреподавателями).

Методологической итеоретической базой исследования послужилиработы таких исследователей, как И.И. Халеева, И.А. Зимняя, Н.Д.Гальскова и Н.И.  Гез, Rost M. идр.

Структураработы обусловлена предметом, цельюи задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения иприложений.

 

 

 


 

Глава I.Теоретические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранномуязыку

1.1.          Аудирование как вид речевой деятельности

 

Аудирование– это процесс понимания, осмысления речи на слух. Еще философ Зенон утверждал:«Два уха и один язык нам даны, чтобы больше слушать и меньше говорить» [2, с.6].

Термин«аудирование» в отечественную методику введен сравнительно недавно и не имеетединой концепции определения. Е.И. Пассов определяет «аудирование» как слушаниес пониманием или понимание речи на слух [19].  По определению И.Н. Верещагиной,Г.В. Роговой «аудирование»- понимание воспринимаемой на слух речи ипредставляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность» [4; 21]. Сточки зрения Ляховицкого, аудирование – это процесс обработки акустическогосигнала, результат которого – осмысление воспринятой информации [15, с.53].

Взарубежной методике понятие «аудирование (listening)»также не имеет единого определения.  Так, С. Дж. Уолвин и А. Д. Коаклирассматривают аудирование как «процесс восприятия, концентрации внимания иопределения значения устных и зрительных стимулов» [29, с.35]. ВсвоейкнигеДж.Уолвинтакжеписал:«Clearly, listening is a highly complex physiological process involving the humanreceptors and influenced by the human sensory capacity» [30]. Каксчитают зарубежные методисты, лучше всего сущность аудирования отражает термин«Listening comprehension»(«восприятие и понимание на слух»). Также многие зарубежные исследователииспользуют понятие «hearing»(«слушание»), рассматриваемое как физиологический процесс восприятия речи [29].

Исходяиз приведенных выше определений, мы можем сделать вывод, что «аудирование» – этопроцесс, включающий в себя восприятие, понимание и интерпретацию полученнойзвуковой информации. Итак, мы определим аудирование как осознанный процессвосприятия, осмысления и интерпретации полученного звукового сигнала. Аудированиеявляется основой общения, благодаря слушанию мы овладеваем устнойкоммуникацией.

Важнознать, что аудирование как особый вид речевой деятельности имеет своиособенности. Рассмотрим несколько таких особенностей, предложенных И.А. Зимней:

-аудирование – вид речевой деятельности, реализующий устное общение, несмотря натот факт, что информация может предлагаться с помощью техники;

-слушание является реактивным видом речевой деятельности;

-по типу передачи и приема речевых сообщений – аудирование – рецептивный видречевой деятельности;

-по форме протекания слушание – внутренний процесс, опирающийся на восприятие,внимание, распознавание, семантизацию, обобщение, запоминание, умозаключение[11].

Предметом аудирования, по заключению И.А. Зимней, является «чужая мысль, зашифрованная втексте и подлежащая распознаванию» [11].

Саудированием как самостоятельным видом речевой деятельности мы сталкиваемся,когда слушаем различные объявления, новости радио и телевидения, лекции,рассказ собеседника лично или по телефону и т.д. Что же представляет собойпроцесс аудирования?

Аудированиевключает в себя умение дифференцировать воспринятые звуки, интегрировать их всмысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлятьпрогноз и понимать звуковую цепь согласно контексту общения. Аудированиесвязано с процессом поиска и выбора признаков, несущих информацию, из рядавозможных. В процессе восприятия родной речи данный выбор осуществляется легко,что касается иноязычной речи, то слушающий должен пользоваться не толькопродуктивным словарем, но и приобретенным в основном в процессе чтения.

Аудированиесообщений связано с деятельностью памяти. Кратковременная память обеспечиваетудержание поступающей информации на всех фазах восприятия. Долговременная – хранитслуховые образы слов, синтаксических конструкций, правила и т.д. Чтобы речевоесообщение было правильно понято, слушающий должен удерживать слова и фразы,связывать их с тем, что слышал до этого.

Согласновышеупомянутому, процесс восприятия речи на слух имеет целенаправленныйхарактер, связанный с выполнением сложной мыслительно-мнемической деятельности,успешному протеканию которой содействует высокий уровень концентрации внимания.

Существуютразличные виды аудирования, например, аудирование монологического высказывания,аудирование как компонент устно-речевого общения, критическое аудирование. Дадимхарактеристику некоторым из них.

Еслиразграничивать аудирование как вид речевой и учебной деятельности, тоаудирование бывает коммуникативное (Communicative Listening)и учебное (Guided Listening).Коммуникативное предполагает понимание основного содержания текста (skim listening),деталей текста (listening for detailed comprehension),извлечение необходимой информации (listening for partial comprehension),оценка содержания текста (critical listening)[10].

Учебноеаудирование – процесс обучения, осуществляемый руководящим преподавателем инаправленный на формирование навыков аудирования. Учебное аудирование (Guided Listening)делится на интенсивное (intensive)и экстенсивное (extensive).

Основнаяцель интенсивного аудирования – анализ звуковой информации на основе полногопонимания звучащего текста. В процессе такого аудирования формируютсяслухо-произносительные и грамматические навыки восприятия на слух — например,различение и распознавание определенных звуков, слов и грамматических структур,сегментирование фраз в речевом потоке, распознавание акцентно-ритмическоймодели слова.

Чтокасается экстенсивного типа аудирования, то здесь воспринимается больший объеминформации. Здесь как раз большую роль играет концентрация внимания. Оно должнобыть направлено на восприятия содержания всей звучащей информации. Цельаудирования в данном случае – понять главную идею сообщения и понять логикуизложения.

Впроцессе реального общения мы вынуждены много слушать, и то, насколько полно мывоспринимаем полученную информацию, определяет наши дальнейшие действия.  Научитьучащихся понимать звучащую речь – важная цель обучения. Согласно этой целинеобходимо формировать у учащихся умение общаться, понимать смысл высказыванияпосле однократного предъявления, выделять главное, запоминать речевой материал.

Такжеаудирование является важным средством обучения. В данном случае оно может бытьиспользовано как:

-способ организации учебного процесса;

-способ предъявления информации в устной форме;

-средство обучения другим вида речевой деятельности;

-средством закрепления и контроля полученных знаний.

Науроках во время слушания отрабатываются фонетические, лексические играмматические навыки. Содержание аудиоматериалов предполагает дальнейшее обсуждениепрослушанной информации, а любой новый материал, будь то лексический илиграмматический, вводится с помощью аудирования, отсюда следует, что аудированиеспособствует говорению и чтению.

Итак,опыт обучения иностранному языку, практика переводов и просто общенияпоказывает,  что аудирование – один из самых сложных видов речевойдеятельности. Во-первых,  для него характерна одноразовость предъявления, т.е.мы должны научить учащихся понимать текст с первого раза. Во-вторых, мы неможем адаптировать речь собеседника под свой уровень понимания. В-третьих, существуетряд трудностей, не позволяющих понять речь с первого раза. Эти трудности мырассмотрим позднее, а сейчас подробнее остановимся на факторах, влияющих науспешность аудирования звучащей речи.

 

1.2.         Основные факторы, определяющие успешностьаудирования иноязычной речи

 

Вданном параграфе мы рассмотрим слушание как активный процесс восприятияинформации с полным ее пониманием, а также дадим подробное описание факторов,определяющих успешность и эффективность слушания. Дж.Уолвинвсвоейкнигеобуспешностивосприятияречинаслухписалтак:«Effective listening and listenable speaking ultimately converge into thecommunication perspective of listening behavior. He characterizes the listenerwho truly engages in the dialogue with his/her fellow communicator:  (1)genuineness; (2) accurate empathic understanding; (3) unconditional positiveregard; (4) presentness; (5) spirit of mutual equality; and (6) supportivepsychological climate. And it is the listener who assumes an active role in theinteraction who can be characterized as a communicator. For he or she willconsciously share the responsibility for the outcome of the communication andwill engage in these behaviors that furthers/supports that outcome» [29].  Согласномнению исследователя, эффективность слушания зависит от подлинности информации,ее актуальности; точности понимания; равенства говорящего и слушающего и наличииблагоприятной психологической атмосферы. С точки зрения Дж. Уолвина, именнослушающий является активным участником взаимодействия, именно слушающий несетответственность за его поддержание.

Внашей работе мы подробнее остановимся на факторах успешности аудирования,предложенных Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез в книге «Теория обучения иностраннымязыкам», а именно, на следующих:

-темп речевых сообщений;

-объем речевого сообщения и количество предъявлений;

-опоры и ориентиры восприятия/запоминания [5, с. 166].

Темпречевого сообщения отвечает за быстроту, точность восприятия информации иэффективность ее запоминания. Темп включает в себя количество слогов (слов) вминуту и количество речевых пауз и зависит от того, насколько информация важнаи нова для человека. Важная информация предъявляется медленнее, чемвторостепенная. Также темп зависит от языковых норм и сложности высказывания.Темп речевых сообщений тесно связан с паузами, в этом состоит сложность егоисследования. Слишком маленькое количество пауз снижает понимание услышанного исоздает ложное впечатление ускоренного темпа. Наиболее постоянны в речичеловека – это паузы дыхания, также существуют синтаксические инесинтаксические паузы. К последним относят паузы хезитации и нерешительности,что является характерным для устного общения. Наиболее употребительнымсчитается средний темп речи (240-250 слогов/мин).

Обучатьаудированию многие авторы рекомендуют начинать с нормального темпа речи, приэтом замедленного общего темпа за счет увеличения пауз между смысловымиотрезками. Для лучшего понимания особо сложного материала рекомендуетсяпредварительная семантизация и объяснение.  Определяя характеристики темпаречевого сообщения, необходимо использовать количество слогов или слов заопределенное количество времени.

Учителюудобнее пользоваться словом как единицей подсчета, однако эта единицанедостаточно точна, так как темп речи в разных языках различен. Что касаетсяанглийского языка, то буква в нем несет большее количество информации, и словаздесь состоят в среднем из 4-5 букв. Поэтому в экзаменационных требованияхнормативы темпа речи следует давать и в слогах и в словах [5, с. 167].

Немаловажнымдля успешного аудирования речевых сообщений является возможность повторногопредъявления сообщения и длительность его звучания. Выбор наилучшего вариантазависит от опыта учащихся, от конкретной задачи, а также от способа закрепленияполученной информации. Повторное предъявление целесообразно при подготовке кпоследующему пересказу или при обсуждении содержания текста. Перед повторнымпредъявлением обязательно формулируется новая задача, которая акцентируетвнимание на более глубоком понимании.

Объемречевого высказывания не постоянен и зависит от ряда факторов. Определять еголучше не количеством слов и предложений, а продолжительностью звучания.Например, при прослушивании более длинного аудиотекста улучшается егопонимание, но при этом усложняется возможность последующего его пересказа. Тоесть объем речевого сообщения должен соотноситься с формами обработки текста.Оптимальным считается объем текста до трех минут. Такой объем позволяетудерживать информацию, прогнозировать ее и достаточен для определения точностипонимания [5, с. 169].

Успешностьаудирования речевых сообщений также зависит от того, на что ориентируютсяучащиеся, есть ли у них определенные подсказки и опоры. Характер этихориентиров, в свою очередь, зависит от опыта речевого общения и конкретнойситуации, контактное или дистантное общение и др. В процессе контактногообщения человек может опираться на мимику, жесты, интонацию, повторы,разговорные фразы. Эти опоры являются подсказками, как для говорящего, так идля слушающего.

Вовремя монологического высказывания для установки на слушание человек используетвводные слова, конструкции, обращения. Рассказывающий с их помощью привлекаетне только к слушанию, но и к совместному обсуждению.

Важноеместо среди опор и подсказок занимают риторические вопросы. Они привлекают косновной сути сообщения, фиксируют переход от одной мысли к другой, позволяютподвести слушающего к определенному выводу.

Всвоих исследованиях О.Г. Сычева связывала успешное аудирование с четкойдикцией. Проведенные ею экспериментальные проверки показали, что четкая дикцияулучшает восприятие речевого сообщения на 30%.         Н.И. Жинкин называл это«четкое квантирование по интонационным рисункам» [9].

Приконтактном общении, как мы упоминали выше, человек располагает большимколичеством зрительных опор – жесты, мимика, также к ним можно отнестивизуально-изобразительную и вербальную наглядность. К последней относятключевые слова, фразы, заголовки и план. Особое значение из них имеютзаголовки. Они создают нужное направление мысли, привлекают внимание к основнойидее текста, облегчают прогнозирование информации. В.С. Мужев в своей книге «Офункциях заголовков» выделяет 4 типа функций заголовков: номинативная,информативная, рекламная и экспрессивно-аппелятивная [8]. Рассмотрим ихподробнее.

Заголовкис номинативной функцией предназначены для более подготовленных учеников. Такойзаголовок создает общее представление о содержании сообщения, и если оноинтересно учащемуся или согласуется с изучаемой темой, то такой заголовок нетолько облегчит восприятие, но и создаст установку на последующие формы еепереработки. Для слабо подготовленных учащихся больше подходят информативныезаголовки, он позволяет им акцентировать внимание на деталях, дополняющих основнуюмысль текста.

Последниедве функции наиболее сложные. В них часто используются пословицы, поговорки,крылатые слова, междометия и т.д. Такие заголовки используются для последующихдискуссий по прослушанному, выполнения проблемных заданий.

Такимобразом, выбор опоры, количества предъявлений речевых сообщений зависит отсложности текста, длительности его звучания, а также опыта учащихся и ихязыкового уровня. Также от этого зависит выбор средств предъявления сообщений –технических или нетехнических [5, с.171].

Такимобразом, успешность аудирования,  с одной стороны, зависит от самого слушающего(от его заинтересованности, наличии внимания; степени развитости речевогослуха, памяти), а с другой,  – от условий восприятия сообщения (темпоральныххарактеристик, формы и количества предъявлений, продолжительности звучания) ит.д. Отсутствие или несоблюдение какого-либо фактора может привести квозникновению трудностей восприятия. С какими трудностями может столкнутьсяслушающий в процессе восприятия сообщения, мы подробнее рассмотрим в следующемпункте.

 

1.3.         Трудности аудирования иноязычной речи

 

Несмотряна факторы, обуславливающие успешное аудирование, восприятие иноязычной речи –процесс достаточно сложный.  В практике преподавания методика обученияаудированию меньше всего разработана. З.М. Цветкова отмечает, чтопреподаватели, считающие, что умение хоть немного говорить на иностранном языкеобеспечивает понимание устной речи на том же уровне, очень ошибаются [26, с. 14].З.А. Кочкина в своей статье указывает, что «…усвоение иностранного языкаосуществляется в большей степени через слушание. Поэтому аудирование должнобыть развито лучше других навыков, но на самом деле оно вызывает наибольшиетрудности».

Какмы уже упоминали ранее, существуют определенные трудности, препятствующиеаудированию иностранной речи. Рассмотрим их подробнее.

Е.Н.Соловова в своей книге «Методика обучения иностранным языкам» выделяет три видаобъективных трудностей при аудировании иноязычной речи:

—    трудности, обусловленные условиями аудирования;

-трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника;

-трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала [23].

Кпервой группе трудностей можно отнести внешние помехи, шумы, плохую акустику,что характерно для многолюдных и шумных мест, например, вокзалов. Особенночастой помехой для успешного аудирования является некачественная звукозапись,что связано с использованием некачественных технических  средств.  Но, несмотряна это, собеседника в шумной толпе легче понять, чем при идеальной телефоннойсвязи. Все потому, что видимый источник речи понять легче, чем, если мы невидим собеседника. Зрительные опоры, как мы упоминали в предыдущем параграфе, способствуют лучшему восприятию речи на слух. Если учитель не пользуетсяаудиозаписями, пусть даже он в совершенстве владеет языком, его ученики вряд лисмогут понять звучащую речь за пределами класса. Использование аудиоматериаловбудет способствовать подготовке учащихся к ситуациям реального общения. Однакодаже при наличии видимого собеседника, есть ряд других сложностей, с которымимогут столкнуться слушатели.

Такжеособой трудностью является отсутствие у аудитора возможности управлять даннойдеятельностью. Аудирование – единственный вид речевой деятельности, где отлица, ее выполняющего, ничего не зависит. Слушающий не имеет возможностиоблегчить себе задачу, приспособить к своему уровню и тем самым создать условиядля успешного приема информации.

Приобучении аудированию не менее важно предлагать к прослушиванию как мужские, таки женские иноязычные голоса. Если ученики подготовлены только на голосе своегоучителя, есть риск, что голоса противоположного пола они не будут готовывоспринимать чисто психологически. Также это касается и аудирования людейразного возраста. Считается, что если человек понимает детей до 5 лет наиностранном языке, то он владеет навыком аудирования на уровне носителя языка.Не менее трудным считается аудирование подростков и людей пожилого возраста.Первые часто проглатывают часть окончаний, а вторых трудно понять в силувозрастных особенностей артикуляции. К индивидуальным особенностям источникаречи еще можно отнести особенности дикции, тембра, темпа, использования пауз, иеще немаловажно, возможные нарушения речи.

Такжеследует упомянуть, что на английском языке говорят не только англичане, но илюди других национальностей, а значит, пользуются различными диалектами иговорят с акцентом. В современных аудиоматериалах диалектные особенности разговорногоязыка представлены довольно широко, независимо от уровня подготовки учащихся.

Кпоследней группе трудностей относятся использование незнакомой лексики,аббревиатур, специальной терминологии. Для более точного понимания такой речи,учащиеся должны обладать обширным словарным запасом. В реальной же ситуацииобщения, если количество лексики, трудной для понимания высоко, то говорить окаких-то компенсаторных возможностях нет смысла. Например, иностранцу будетсложно понять нашу фразу «бежать сломя голову», а нам, в свою очередь будутнепонятны фразы «its raining cats and dogs,in a nutshell,to refuse pointblank»,даже если все слова по отдельности понятны.

Вэту же группу трудностей входят эллипсисы – фразы, в которых пропущенынекоторые члены предложения, но которые являются обиходными для носителей языкаи понятны лишь в контексте. Еще одна группа слов, осложняющих восприятиеиноязычной речи, — прецизионные слова – числительные, названия дней недели,географические названия. Эти слова сложны для запоминания на слух [23].

Необходимообратить внимание еще на одну группу сложностей, предложенную Н. Елухиной. Вэту группу входят трудности восприятия текста, связанные со смысловымсодержанием предъявляемого сообщения.  Роль смыслового содержания текста нельзянедооценивать. Трудно или даже невозможно заставить человека слушать, еслисодержание высказывания ему незнакомо, неинтересно или непонятно. Именножелание понять смысл сообщения заставит собеседника мобилизовать внимание память и всю психическую деятельность на восприятие информации. Результатыэкспериментов педагогов  показывают, что учащиеся лучше запоминают трудные, носодержательные тексты, чем легкие, но примитивные. Отсюда следует, что основнымтребованием к содержанию аудиоматериалов следует считать их содержательность изанимательность [8].

Такимобразом, наличие многообразных трудностей аудирования является бесспорнымфактом. Знание всех этих групп сложностей позволит оценивать их уровень, учестьих при работе с учащимися, при возможности, снять их, создавая ситуацию,близкую к реальной. Для успешного обучения слушанию необходима системнаяметодическая работа, обеспечивающая преодоление сложностей, возникающих привосприятии информации.

 

1.4.         Концепт «учебные стратегии» в обучениииностранным языкам. Стратегии аудирования

 

Обратимсяк рассмотрению ключевого понятия настоящей работы. Согласно определению изсловаря В. Даля, «стратегия – учение о лучшем расположении и употреблении всехсил и средств» [7]. В словаре С.И. Ожегова мы можем найти следующее определение:стратегия – как «искусство руководства и планирования руководства, основанногона далеко идущих прогнозах» [18]. В толковом словаре иноязычных слов Л.Л.Крысина дается следующая дефиниция: «стратегия» – искусство руководства общественнойи политической борьбой [14].

Еслиобратиться к литературе по дидактике и методике обучения иностранным языкам, томожно обнаружить, что И.А. Зимняя определяет стратегию как «….долгосрочноепланирование реализации цели деятельности на основе прогноза развития и измененияобъекта планирования» [1].

Е.И.Пассов в своей работе пишет о стратегии как об интегрированной модели действий,направленных на достижение определенных целей. Он также понимает стратегию каксистематический подход к задаче:

-осознает ли пользователь языка применение стратегии в данном конкретном случае;

-является ли стратегия способом, облегчающим усвоение языка [19].

Введениепонятия «учебные стратегии» в теорию и практику образования было вызванонеобходимостью подчеркнуть важность учета многочисленных факторов обучения. Всовременной литературе в области образования понятие «учебные стратегии» вбольшинстве случаев рассматривается как «учебные модели, определяющиерезультаты обучения и направленные на их достижение посредством специальныхучебных программ. Определить стратегию значит определить цель, процесс усвоениясодержания обучения, поддержку учащихся и обратную связь» [1, c.10].

Н.Н.Сметанникова определяет учебные стратегии как «набор определенных действий,предпринимаемых учащимися для того, чтобы облегчить обучение, сделать егоэффективным, результативным, быстрым, нацеленным на достижение успеха» [22]. Такимобразом, «учебные стратегии» — это систематизированный план действий,применяемый для управления обучением с целью его оптимизации.

Стратегииобучения выполняют ряд функций. По мнению П. Биммель, У. Рампильен, функциямиучебных стратегий являются:

-повышение эффективности обучения;

-мотивирование учащихся;

-помощь в самообразовании;

-обретение учащимися независимости;

-перенос полученного опыта в другие сферы жизни [27].

Учащиеся,владеющие разнообразными стратегиями, имеют способность к целеполаганию и знаюткакими путями их достичь. Владение стратегиями мотивирует учащихся к болееуглубленному изучению иностранного языка. Знание различных способов решенияучебных задач дает веру в свои силы.

Обучающиеся,владеющие учебными стратегиями, меньше зависят от преподавателя, они болеесамостоятельные. Умение самостоятельно найти, переработать и применить новыезнания позволяет учащимся в дальнейшем решать задачи в меняющихся жизненныхусловиях. Полученный опыт от применения различных стратегий может применяться вдругих сферах речевой деятельности, при изучении другого языка, например, иливообще в другой сфере жизни.

Большоемногообразие стратегий можно сгруппировать по определенным признакам. Самыйпервый список учебных стратегий был представлен в 70-е годы канадскиминститутом  OISE (Ontario Institute forStudies in Education). Там было проведено исследование учебных действийучащихся, успешно овладевающих иностранной речью, с целью выяснения эффективныхпутей достижения желаемого результата обучения.

КлассификацияП. Биммеля и У. Рампильен включает в себя три группы учебных стратегий:

-метакогнитивные стратегии;

-когнитивные стратегии;

-компенсаторные стратегии.

Перваягруппа стратегий включает в себя антиципацию, планирование, распознаваниепроблемы, самоуправление, самокоррекцию и самооценку. Данные стратегиимотивируют учащихся, ориентируют в учебных целях, средствах, материалах, впланировании и управлении учебным процессом.

Когнитивныестратегии включают в себя повторение и запоминание, использованиеинформационных ресурсов, также сюда входит классификация, дедукция, индукция,смысловая догадка и т.д. Эти стратегии позволяют действовать с имеющейсяинформацией. Последняя группа стратегий включает подтверждение информации,контроль эмоциональных состояний [27].

Болееподробно классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Тип стратегий

Вид стратегий

Пример

       Учебные стратегии

Прямые

(когнитивные)

Мнемостратегии

Составление синонимичного ряда, нахождение слова по контексту; семантизация лексического материала.

Языковые стратегии

Структурирование текста; нахождение важной информации; использование зрительных опор;

Косвенные (метакогнитивные)

Регулятивные стратегии

Концентрация на процессе обучения; нейтрализация помех; определение целей и их достижение; организация деятельности

Аффективные стратегии

Нейтрализация неприятных эмоций; поощрение себя за успешно выполненное задание

Стратегии социального взаимодействия

Обращение к учителю, организация работы в паре, группе.

Компенсаторные стратегии

Использование мимики, жестов.

 

Чтокасается методики обучения иностранным языкам, то использование стратегийпредполагает постановку цели учащимся и планирование путей достижения этой целив силу индивидуальных возможностей, ЗУН. Осознанное владение стратегиямиозначает, что ученик понял суть учебного процесса, стал более независимым поотношению к учителю, осознает свои действия и анализирует их. Применениеопределенной стратегии означает, что ученик понял необходимость выбора особогопути решения учебной задачи и настроен к выполнению действия, согласнонамеченной программы для достижения свой цели.

Процессаудирования также предполагает использование определенных стратегий. В процессепользования стратегиями обучение становится индивидуальным, так как каждомуученику присваивается персональная стратегия, которой он пользуется напротяжении всего аудирования. В процессе слушания ученик к каждому конкретномуслучаю подбирает те умения и навыки, которые позволят достичь определенныхрезультатов.  Модель поведения учащегося во время использования индивидуальнойстратегии можно увидеть на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1.

А.Э.Михина определяла стратегии аудирования как «способы достижения цели пониманияустной речи, который выбирается осознанно, намеренно и согласно плану и реализуютсяна основе комбинации ЗУН» [17].

Richards Jack C. в своей работе отмечает, что стратегии успешного аудирования – это наиболееэффективные пути  активного управления слушателем процессом аудирования.

Существуетнесколько классификаций стратегий аудирования.

Английскийлингвист Buck Garyвыделил два вида стратегий слушания:

1. Когнитивные стратегии –психическая деятельность, направленная на понимание и хранение информации длядальнейшего использования. Включают в себя:

-сам процесс слушания;

-запоминание и сохранение информации;

-последующее извлечение и использование полученной информации;

2.Метакогнитивные стратегии – психическая деятельность, которая связана суправление познавательными стратегиями. Включает в себя:

-оценка ситуации

-мониторинг

-рефлексия

-самоконтроль

Американскийпедагог Wilson J.J.дополнил эту классификацию и добавил социально-психологические стратегии,которые отвечают за взаимодействие учеников и отношение к себе. Всем этимстратегиям можно обучить. Wilson J.J.предложил собственную систему обучения стратегиям аудирования. Ее можно увидетьв таблице 2. Согласно этим стратегиям аудирования, делаем вывод, что напротяжении процесса обучения учащимся необходима постоянная тренировкастратегий аудирования, а также возможность применения их на практике.

Таблица 2.

Стратегия

Как научить?

Тип текста

1) Приготовление и составление плана для решения поставленной задачи.

Уточнить учащимся, что они должны будут делать с полученной информацией. Задавать такие вопросы, ответы на которые демонстрируют понимание смысла и идеи содержания, а не голых фактов.

Дать установку перед началом прослушивания. Данная стратегия может быть использована для любого начитанного сообщения.

2) Использование кругозора для предугадывания дальнейшего развития событий.

Перед прослушиванием обсудить предмет разговора и предположить, какой точки зрения придерживается говорящий. Предъявить заголовки и названия, тем самым дать возможность предугадать содержание до прослушивания.

Дать установку перед началом прослушивания. Данная стратегия может быть использована при прослушивании текстов с фактической информацией – с новостями, дискуссиями или лекциями.

3) Использование лингвистических знаний для предугадывания дальнейшего развития событий.

Использовать задания типа «fill the gaps in a transcript». Учащиеся выполняют задание перед началом прослушивания. Во время прослушивания они осознают, насколько точны были их прогнозы.

Данная стратегия может быть использована перед прослушиванием или после первого прослушивания. Используется при прослушивании текстов с использованием распространенных выражений (take your time, make an effort, Happy Birthday, etc), идиом (‘How are you?’ ‘Fine, thanks.’ ‘Thanks.’ ‘You’re welcome.’).

4) Контроль выполнения заданий во время прослушивания.

Делать регулярные паузы для проверки понимания. Задавать вопросы, типа «Who said X? Why? What is the topic?». Спрашивать у учащихся насколько логичны их ответы. (Does it make sense that Russia’s biggest airport is located in Monaco, as one Student thought he’d heard?)

 

 

Естьеще одна классификация стратегий аудирования. Она построена на зависимости оттого, как слушающий обрабатывает информацию:

— top-down strategies(стратегия «сверхувниз»)

— bottom-up strategies(стратегия «снизувверх»)

Используяпервую стратегию, ученик опирается на знание темы, ситуацию, контекст, языковыесредства. Эти знания помогают ученику интерпретировать то, что он услышал испрогнозировать, что будет дальше. Данная стратегия также включат в себявосприятие с полным пониманием содержания текста. Используя вторую стратегию,учащийся опирается на языковые средства сообщения, которые создают смыслтекста. Эта стратегия включает в себя выборочное аудирование.

OMalley J.M.,Chamot A.,Kupper, Young выделяют 6 эффективных стратегий аудирования:

-Формирование вывода (Inferencing).Использование информации текста, прослушивание для того, чтобы понять значениенезнакомых слов, заполнить недостающую информацию.

-Уточнение (Elaboration). Связь новой информациис предыдущей для заполнения недостающих знаний.

-Самоконтроль (SelfRegulation).Проверка и исправление понимания аудиоматериала на слух во время выполненияучебной задачи.

-Резюмирование (Summarization).Создание устного изложения материала на определенном моменте выполнения заданияили в конце аудирования.

-Самооценивание (SelfEvaluation).Оценка правильности выполнения задания.

-Принятие двусмысленности (Toleration Ambiguity).Объяснение того факта, что что-то будет непонятно или неизвестно, что непозволит учащимся разочаровываться.

Такжев зависимости от вида аудирования выделяют стратегию полного понимания(интенсивное слушание), стратегию понимания общего содержания, стратегияселективного понимания (экстенсивное слушание).

Стратегияполного понимания текста предполагает следующие умения:

-полно и точно понимать услышанную информацию;

-определять логику событий, причинно-следственные и временные связи;

-удерживать информацию о деталях текста на протяжении всего аудирования.

Стратегияпонимания общего содержания включает в себя:

-умение выделить основные факты;

-умение выделить основную мысль;

-умение вычленить основную информацию для понятия общей информации;

-умение определить общую тему и проблему;

-умение догадаться об общем содержании текста по заголовку.

Стратегияселективного понимания текста предполагает, что ученик должен уметь:

-целенаправленно слушать, обращая внимания на конкретные факты и детали;

-вычленять необходимую информацию;

-отделять главные факты от второстепенных [10].

Какмы можем видеть, существует достаточное количество стратегий аудирования иразличные способы их классификации. В нашем исследовании мы будем опираться наклассификацию, основанную на видах аудирования, так как входящие в неестратегии наиболее актуальны при подготовке к экзамену по английскому языку, втом числе к Единому государственному экзамену. О том, какие упражненияиспользовать, чтобы научить учащихся пользоваться этими стратегиями приобучении иностранному языку в современной школе, а также при подготовке к сдачеэкзамена, мы подробнее поговорим в следующей главе.

 

 

 

 

 


 

Глава II.Методические основы развития стратегий аудирования в обучении иностранному (английскому)языку

 

2.1. Некоторые заданиядля обучения аудированию иноязычной речи с учетом уровней понимания текста иразвития соответствующих стратегий (на примере английского языка)

 

Сложностьпроблемы развития умений аудирования, её многогранность и актуальностьподтверждаются большим количеством исследований в области методики обученияданному виду речевой деятельности как у нас в стране, так и за рубежом.Методистами разработан достаточно большой круг вопросов, связанных с обучениемэтому виду речевой деятельности: изучались условия предъявления устнойинформации; выявлялись закономерности взаимодействия между аудированием идругими видами речевой деятельности; рассматривались вопросы обучения пониманиюиноязычных речевых сообщений в зависимости от источников информации; развитиеумений аудирования монологической и диалогической речи; формирование уменияпонимать на слух иноязычную речь в зависимости от языковых особенностей, стиляи формы изложения;  формирование словаря для аудирования; разрабатывалисьупражнения для обучения аудированию; анализировались формы контроля приобучении данному виду речевой деятельности. Процесс обучения аудированию вшколе включает в себя прослушивание и понимание речи: на уроке, сообщенияходноклассников, учителей.

Приобучении слушанию может быть использован материал учебника: предречевые иречевые упражнения, содержащиеся в учебниках, а также любой другойвспомогательный материал. Обучение слушанию-пониманию иностранной речи должнопроводиться не от случая к случаю, а систематически на каждом уроке по заранееразработанному плану [16].

Вобучении слушанию иноязычной  механической речи следует идти от простогопрослушивания к усложнённому, когда учащиеся получают специальное задание –передать услышанное, составить вопросы к воспроизведённому фономатериалу,записать или перефразировать услышанное и т. п. Требования к овладениюаудированием в разных классах отличаются по объему предназначенных дляпрослушивания текстов и по степени сложности языкового материала. В процессеаудирования достигаются две цели:

-научить понимать общий смысл текста;

-научить осуществлять детальное понимание содержания текста.

Согласномнению отечественных языковедов Ф.М. Сахарова и Т.Е. Рабинович, в процессеобучения установка слушающего может быть связана с пониманием основной иличностно значимой информации, получением данных, представляющих ценность дляпрактического использования. Для формирования навыка аудирования должныиспользоваться определенные задания.

Н.И.Гез предлагает классификацию заданий, связанную с психологическимиособенностями и учитывает уровни понимания текста:

-уровень фокусного понимания текста;

-уровень общего (глобального) понимания текста;

-уровень полного (детального) понимания текста;

-уровень критического понимания текста [24].

Уровеньфокусного понимания текста включает в себя формирование таких аудитивныхумений, как

-отделять главную информацию от второстепенной;

-выделять факты в соответствии с вопросами;

-извлекать из текста необходимую информацию;

-распознавать ключевые лексические единицы, относящиеся к теме текста

Наданном уровне используется выборочное аудирование (Listening for specific information),стратегия селективного понимания текста с целью извлечения необходимойинформации. Сюда могут входить задания следующего типа:

-нахождение слов, выражений, словосочетаний, английских эквивалентов русскихслов, приведенных ниже, в тексте.

-обозначение соответствующих слов в списке;

-соотнесение с визуальной графической опорой;

Например,тема«География. Климат»(учебное пособие«Academic Connections, Level 4 (with My Academic Connections Lab))

Listen to theweather forecasts. Match each weather forecast (1–7) with an appropriateweather symbol (a–h). You have one extra symbol which you do not need to use. Writethe correct letter in the spaces provided.

-заполнение пропусков в письменном кратком изложении аудиотекста Тема«География». You will hear an ecologist speaking about Lake Baikal.

Part 1 ForQuestions 1–4, complete the missing information.

Lake Baikalextends over 1. (600–700 km). The size of the lake is comparable to that of 2.(Belgium). 3. (Over 300) rivers flow into Lake Baikal, the River 4. (Angara)being the largest. Part 2 List 5 factors which may threaten Lake Baikal.

1. (climatechange);

2.(deforestation);

3. (the increasein agriculture);

4. (growth of somecities in the area);

5.(mining)

-прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует;

-прослушайте два фрагмента по одной теме и скажите, какая новая информациясодержится во втором фрагменте по сравнению с первым;

-прослушайте фрагмент текста еще раз u перескажите его, используя записанныеранее ключевые слова;

— match thephrases

— find the wordsin the text which mean the following…;

— guess what thesewords mean, give it a name using the words below;

— match the wordsto the antonyms, synonyms;

— give Englishequivalents of the following expression;

— listen to thetext and then say which of the following points are reflected in it;

Уровеньобщего (глобального) понимания текста включает в себя следующие умения:

-понимание основной цели и мотива сообщения;

-определение темы текста;

-выделение главной мысли текста;

-определение участников общения;

-пропуск неизвестного языкового материала, несущественного для понимания;

Наданном уровне применяется стратегия общего понимания. Вид аудирования –аудирование с пониманием основного содержания (Listening for gist).Данный уровень характеризуется пониманием темы, как смыслового ядра сообщения,как обобщения всего содержания, основанного на понимании ключевых моментов –смысловых опорных пунктах текста.

Дляобучения аудированию на уровне общего понимания текста могут использоватьсятакие задания, как:

-упражнения типа multiple choice(выбор правильного ответа один (или несколько) на вопросы по содержанию текста;

— read at thesentences, are they true or false?

Например,Прослушайте запись и скажите, какие из представленных предложений верны, акакие — нет.

1. Annette is inLondon.

2. She is ateacher.

3. She is with afamily — the Greens. 

4. Jack is 4 yearsold.

— complete the sentencestick the correct answer.

— match the partsof the sentences

-прослушайте запись и ответьте на вопросы

1.      How manypeople are there?

2.      IsBrigitte German?

3.      Where isJose from?

4.      Are Joseand Brigitte friends?

-заполнение таблицы

-выбор главной мысли текста из нескольких предложенных

Уровеньполного (детального) понимания текста включает в себя следующие умения:

-определять логическую связь между событиями;

-распознавать средства логической связи в речи;

-прогнозировать дальнейшее развитие темы на основе полученной информации;

-определять наиболее информативные части сообщения;

-догадываться о значении слов исходя из контекста;

-выделять факты, примеры, аргументы и детали в соответствии с поставленнойзадачей;

-определять временную и причинно-следственную связь событий и явлений;

-распознавать коммуникативные функции высказывания в зависимости от ситуации,участников, целей общения.

Науровне полного понимания текста используются стратегии «сверху вниз» и «снизувверх», стратегия полного понимания, вид аудирования – аудирование с полным пониманием(Listening for detail).С одной стороны, слушающий опирается на звуки, слова и предложения с цельюпонять текст, с другой стороны, активизирует перцептивные эталоны, хранимые вдолго- временной памяти, и использует фоновые знания и свой личный опыт.

Приобучении аудированию на данном уровне могут быть использованы такие задания:

-вставить пропущенные слова в предложения или выбрать правильный ответ из 3-4предложенных вариантов (Listen to the text and fill the missing words).

What do you know aboutScotland?

Listen to the textand fill in the missing words. It’s ___________ ___ lot _______ ____ jobs. ________ ____ factories ____ _______ closed________, knitwear _______ _____ ______fishing ________’s ____ ____ good ____ ______ ________ _____ _____. A _________ _____ boats _____ decommissioned _____ it’s ____ ___________ boats now_____ ___________ _________ ________ fishing village. And ______ __________prawns and shellfish _______ ____ ____ _____ ________ _______ Bigger boats landin Aberdeen, which ______ ______________ ___ ________ ________ ___________ jobsaway.

Try to finishthe following sentences

1. If you had acarpet on the stairs ….

2. If you shouldsee a snake . . . .

3. If I lived inthe country ….

4. If you want toget to the station in time to catch the 8.10 train ….

5. He wassleepwalking. When I saw him going towards the window I stopped him. If Ihadnt stopped him ….

6. She is simplyterrified of rats. If she hears the rats running round your attics she. ..

Answer thequestions

1. They want tobuild … .

A) a church

B) a new shoppingcentre and a car park

C) a car park

2. In thehistorical part of Canterbury … .

A) the streets aretoo narrow

 B) there is ashopping center

C) there is enoughout-of-town shopping

3. The owners ofsmall shops are … .

A) happy

B) poor

C) nervous

4. The meetingwill take place … .

A) on Tuesday

B) on Thursday

C) on Saturday

— predict theinformation that will be given in the text.

— put the words inthe sentence into the right order

Науровне критического понимания текста формируются умения:

-делать вывод на основе прослушанной информации;

-прогнозировать ход событий, изложенных в сообщении;

-определять отношение говорящего к изложенной информации;

-отделять оценочную информацию от фактов;

-выражать свою точку зрения [5].

Уровенькритического понимания связан с оценкой аудиоматериала, с интерпретациейинформации и смысловой обработкой воспринятой информации. Данный уровеньпредполагает наличие достаточно большого речевого опыта учащихся. Ондостигается в основном в школах с углубленным изучением английского языка.

Наданном этапе могут использоваться следующие задания:

-проблемные задачи, предусматривающие понимание эмоционально-оценочных элементовтекста и наличия умения соотносить содержание с ситуацией общения.

-обсудите проблему, выразите свое мнение

-сделайте вывод на основе прослушанного текста;

-определите тему сообщения на основе части прослушанного текста [5].

Резюмируем  вышесказанноеи отобразим в таблице 3.

Таблица 3

Вид аудирования в зависимости от уровня понимания текста. Стратегии аудирования

Умения, которые включаются в данные виды стратегий

Задания для развития стратегий аудирования (как научить)

Примеры заданий

   

Полное: уровень полного (детального) понимания текста. Стратегии  полного понимания текста.

— Полное и точное понимание информации, акцентируя внимание на деталях;

— определение на основе деталей причинно-следственных, логических и временных связей;

— удержание в памяти информации о деталях на протяжении всего прослушивания

— задания для развития умения догадываться о значении слов исходя из контекста;

— составление списков слов и выражений в соответствии с классификацией дискурсных маркеров;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

— заполнение

таблицы в соответствии с определенной категорией;

— «верные-

неверные» утверждения;

— составление логической схемы текста в виде диаграммы;

— выстраивание иллюстраций в нужной последовательности в соответствии с содержанием и логикой текста;

Вставить пропущенные слова в предложения или выбрать правильный ответ из 3-4 предложенных вариантов;

— Try to finish the following sentences;

— Predict the information that will be given in the text.

— Put the words in the sentence into the right order

 

Общее: уровень общего (глобального) понимания текста. Стратегии общего понимания текста

— Выделение из текста основных фактов и смысловых цепей;

— определение основной мысли текста;

— выделение основной информации для общего понимания содержания текста;

— определение проблемы и темы текста;

— умение догадаться о теме сообщения по заглавию.

-Актуализация имеющихся знаний;

— Погружение учащихся в контекст аудиотекста;

— Обсуждение вопросов, связанных  с темой аудиотекста;

-Называние ассоциаций, связанных с темой текста;

— Предположение о содержании текста по серии картинок;

— Снятие лексических и грамматических трудностей;

— Использование заданий для формирования лексических и грамматических навыков;

— Развитие языковой догадки;

— Прослушивание текста по частям и установление соответствия частей текста и основной идеи.

— Выбор заголовка текста из предложенных вариантов;

— Выбор подходящей к тексту иллюстрации;

— Определение темы на основе изученного лексического материала;

— выбор главной мысли из предложенных вариантов;

— определение нескольких основных идей из предложенных;

— заполнение таблиц.

 

— Упражнения типа multiple choice (выбор правильного ответа один (или несколько) на вопросы по содержанию текста;

— true or false?

— Complete the sentences, tick the correct answer.

— Match the parts of the sentences

— Прослушайте запись и ответьте на вопрос

 

Селективное: уровень фокусного понимания текста. Стратегии селективного/выборочного понимания текста

— целенаправленное слушание для выделения конкретной информации;

— выделение главной, личностно значимой информации;

— умение отделить главное от второстепенного.

 

— использование зрительных опор;

— составление плана аудиотекста во время прослушивания;

— заполнение пропусков;

— дополнение информации;

— перечисление основных фактов;

— заполнение таблиц;

— «верные-неверные» утверждения.

— Find the words, expressions, phrases, english equivalents of the Russian words listed below, in the text.

— mark the appropriate words in the list

Correlation with a visual graphical support;

— Fill in the blanks in the written summary of the audio text

 

 

Уровень критического понимания текста

— умение выразить свою точку зрения по поводу прослушанного текста;

— умение изложить аргументы для обоснования своей точки зрения;

— умение спрогнозировать ход событий, изложенных в тексте;

— определение отношения говорящего к излагаемому тексту;

— умение различать стили изложения информации;

— умение оценить актуальность полученной информации;

— Задания на развитие продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма;

— Выполнение творческих и проектных заданий на основе полученной информации;

— определение те-

мы целого сообщения на основе прослушивания части текста;

— перефразирование;

— сортировка прослушанной информации в соответствии с заданными категориями

 

—  Listen to the text, retell its contents

— Listen to the text, open a situation similar to the one in the text

— Discuss the problem, express your opinion

— Make a conclusion based on the listened text;

 

 

 

Овладениестратегиями аудирования, основанными на механизме восприятия речи, будетспособствовать более успешному восприятию звукового материала и улучшениюрезультата при выполнении заданий. Отбирая материал для заданий на аудирование,необходимо соблюдать некоторые условия:

-использовать аутентичные тексты на всех этапах обучения аудированию согласноуровню владения учащимися языком;

-учитывать темп речи говорящего;

-тексты должны содержать различные варианты английского языка и различныхакцентов;

-учитывать интересы учащихся;

-соблюдать информационную насыщенность текстов;

-соблюдать принципы толерантности и политкорректности.

Использованиеспециальных заданий и комплексов заданий на аудирование будет способствоватьразвитию аудитивных навыков, умений, стратегий и совершенствованию механизмовречи.

 

 

2.2. Стратегииаудирования, необходимые при подготовке к ЕГЭ

 

Впоследнее время иностранный язык в России стал осознаваться как средствообщения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур.  Всвязи с этим содержание обучения включает в себя языковые, речевые,социокультурные знания, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции.

Итоговаяформа аттестации по английскому языку в формате Единого государственногоэкзамена (ЕГЭ) призвана установить соответствие между реальным уровнеминоязычной коммуникативной компетенции школьников и требованиями современныхобразовательных стандартов [12]. Единый государственный экзамен – это экзамен сиспользованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительныхматериалов (КИМов). Содержание таких заданий определяет специальный документ –кодификатор. Он показывает, какие знания, умения  и навыки учащихся могут статьобъектами контроля ЕГЭ того или иного года.

Экзаменвключает 5 разделов. Первые 4 раздела составляют письменную часть экзамена,поскольку состоят из заданий, выполняемых письменно [12].В эти 4 разделавходят:

1.Аудирование;

2.Чтение;

3.Грамматика и лексика;

4.Письмо;

Вразделе «Аудирование» Единого государственного экзамена проверяются следующиеумения:

-умение понимать основное содержание текста;

-умение понимать запрашиваемую информацию;

-умение полностью понимать прослушанный текст.

Этотребует  от учащихся применения различных стратегий аудирования в зависимостиот поставленной коммуникативной задачи. Как мы уже писали выше, для данногоэкзамена в большей степени подходят стратегии, основанные на видах аудирования,а именно: стратегии полного понимания (интенсивное слушание), стратегиипонимания общего содержания, стратегии селективного понимания (экстенсивноеслушание). Умения аудирования, входящие в состав каждой стратегии являютсякомплексными и специфическими. Среди этих умений, необходимых при подготовкеучащихся к ЕГЭ, можно назвать следующие:

-умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии сродным языком;

-умение понимать информацию в перефразированном виде;

-умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба дляпонимания текста;

-умение прогнозировать события сообщения;

-умение понимать причинно-следственные связи в тексте;

-умение догадаться об отношении говорящего к высказыванию;

-умение делать выводы из услышанного;

-умение отделять главную информацию от второстепенной;

-умение воспринимать и отделять ключевые слова в тексте [12].

Необходимыестратегии аудирования формируются в процессе обучения английскому языку спомощью различных упражнений, в состав которых можно включить задания тестовоготипа. Примеры таких упражнений были представлены нами в предыдущем параграфе.Важно подбирать пособия, где эти упражнения систематизированы. Работа стестовыми заданиями должна вести к овладению ими как средством длясовершенствования языковых и речевых умений. Раздел «Аудирование» – самаясложная часть ЕГЭ.

РазделЕГЭ «Аудирование» состоит из заданий тестового типа, измеряющих уровеньсформированности умений:

1.Понять основную мысль текста (тип задания – установление соответствия междузвучащими высказываниями и предъявленными в задании утверждениями);

2.Понять и извлечь необходимую информацию из текста (тип задания – установлениеправильности или неправильности высказывания и наличия информации в тексте,выбор ответа из предложенных true,false,not stated

3.Полностью понять предложенный текст (тип задания – выбор правильного ответа изтрех предложенных).

Е.Н.Соловова разработала стратегии выполнения заданий в данном разделе. Так какперед каждой аудиозаписью и после нее дается время на ознакомление и выполнениезадания, тексты воспроизводятся два раза, Соловова выделила четыре стратегии:«до прослушивания текстов», «во время первого прослушивания», «во время второгопрослушивания», «после прослушивания» [23]. Рассмотрим подробнее эти стратегиидля каждого типа задания экзамена:

Задание1. Ученику предлагается к прослушиванию 6высказываний, им нужно установить соответствие между высказываниями каждогоговорящего и утверждениями, данными в списке. В списке дано одно лишнееутверждение.

Стратегия«до прослушивания текстов»:

-заранее ознакомиться с форматом задания;

-прочитать утверждения и попытаться определить: что их объединяет, чем ониотличаются;

-подчеркнуть ключевые слова;

-спрогнозировать основное содержание текста, основываясь на ключевых словах;

Стратегия«во время первого прослушивания»:

-отмечать возможные варианты ответа;

-делать нужные исправления в ответах, первоначальные варианты могут отпадатьметодом исключения;

Стратегия«во время второго прослушивания текстов» включает следующие рекомендации:

-обратить внимание на те тексты, где изначально были выбраны несколькосоответствий;

-слушая текст, записывать  ключевые слова, которые помогают обосновать выбортого или иного соответствия.

Стратегия«после прослушивания»:

-определить лишнее утверждение.

Задание2 . Задание с выбором ответа (True/False/Not stated).

Стратегия«до прослушивания текстов»:

-определить общее содержание текста по первой строке установки;

-бегло просмотреть все утверждения, а затем каждое утверждение последовательно,чтобы уточнить информации;

-сформулировать уточняющие вопросы.

Стратегия«во время первого прослушивания»

-отмечать все возможные варианты ответа, принимая во внимание уточняющие деталии вопросы.

Стратегия«во время второго прослушивания»:

-обратить особое внимание на задания, где изначально были выбраны нескольковариантов ответа;

слушаятекст, записывать ключевые слова, позволяющие обосновать правильность выбораответа.

Стратегия«после прослушивания»:

-проверить однозначность выбора ответа

Задание3. Задание на полное (детальное) понимание текста. Задание с множественнымвыбором ответа.

Стратегия«до прослушивания текстов»

-определить примерное содержание текстов по первой строке установки к заданию;

-бегло просмотреть все утверждения, каждый вопрос без вариантов ответа, чтобыуточнить суть запрашиваемой информации;

-просмотреть предложенные варианты ответа и определить их различия; подчеркиватьключевые слова.

Стратегия«во время первого прослушивания»:

-отмечать все возможные варианты ответа в задании, ориентируясь только на текст,а не на общий кругозор по теме.

«Вовремя второго прослушивания»:

-обратить особое внимание на задания, где изначально были выбраны нескольковариантов ответа;

-слушая текст, записывать ключевые слова, позволяющие обосновать правильностьвыбора ответа.

«Послепрослушивания»:

-перенести ответы в бланк. Если однозначного ответа нет, выбрать любой, но неоставлять пропусков [12].

Подготовкаучеников к успешному  выполнению этих заданий и выбор определенной стратегиидолжны строиться с учетом цели конкретного задания (понимание основногосодержания прослушанного текста, понимание в прослушанном тексте запрашиваемойинформации, полное понимание прослушанного текста).

 

2.3. Анализ УМК поанглийскому языку в старших классах средней школы на наличие заданий,направленных на развитие стратегий аудирования, в то числе при подготовке к ЕГЭ

 

СогласноКонцепции образования по иностранным  языкам в средней школе, обучениеанглийскому языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативнойкомпетенции, обеспечивающей использование языка в ситуациях  официального инеофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной и других сферахкоммуникативного взаимодействия.

Аудированиеявляется комплексным речевым умением, компоненты которого по-разномуреализуются в различных видах аудитивных текстов.

Конечнойцелью обучения аудированию является формирование умения воспринимать на слух ипонимать основное содержание оригинальных функциональных текстов, несложныхпублицистических текстов, а также основное содержание высказываний носителейязыка в стандартных ситуациях общения, при необходимости, перепрашивая, просяуточнить. Типы аудитивных текстов чрезвычайно многообразны: объявления навокзале, в транспорте, в аэропорту, сводка погоды, реклама, фрагменты лекции ит.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату,форме языкового выражения.

Внашей стране учителя иностранного языка традиционно опираются на одинкакой-либо учебник для обучения учащихся английскому языку. Многие российскиеучебники ориентированы больше на обучение такимаспектам языка и видам речевой деятельности, как грамматика, лексика и чтение,нежели  на обучение фонетике, аудированию и устной речи. В связи с этимобъясняется интерес к основным проблемам обучения устной речи.

Теперь,когда основной целью обучения стала коммуникативность, работать по традиционнымучебникам становится очень нелегко, поскольку отсутствуют упражнения и задания,которые были бы направленны на систематическое развитие аудитивных навыков иумений. И наиболее неожиданной для учителей общеобразовательных школ явиласьтрудная задача формирования на уроках иностранного языка умений аудирования и говорения, в частности  необходимостьподготовки учащихся к ЕГЭ.

Поэтомув практической части данной работы нам представляетсяцелесообразным провести анализ УМК с точки зрения эффективностипредставленных в нем аудиотекстов и заданий к ним при подготовке к ЕГЭ дляразвития аудитивных навыков.

Внашей работе мы проанализируем следующие УМК для средней школы:

1.    Комарова Ю.А., Ларионова И.В. «Английскийязык» 11 класс [13].

2.    Гроза О.Л.«New Millennium English» 11 класс[6].

3.    Биболетова М.З. «Enjoy English»:Учебник для 11 класса [3].

Начнемс заданий для понимания общего содержания текста (стратегия общего понимания). Всезадания соответствуют ФГОС.

В1– аудирование с пониманием основного содержания. Объект контроля — умениепонимать основное содержание аутентичных текстов. Этот вид аудирования«предполагает обработку смысловой информации звучашего текста с целью отделитьновое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памятинаиболее важные сведения» (см. Приложение 1)

1. Комарова Ю.А.,Ларионова И.В. «Английский язык» 11 класс стр 22

Задание,способствующее формированию навыка аудирования с пониманием основногосодержания текста

Look at these pictures of twobuildings. What makes them unusual? Use these words and phrases to help youdescribe them.

Listen to a radio programme about thetwo buildings. Which parts of the buildings are mentioned?

Комарова Ю.А., ЛарионоваИ.В. «Английский язык» 11 класс стр 38

ЗаданиеполностьюсоответствуетформатуЕГЭ

B. Look at these opinions aboutschool. Which ones are illustrated in the pictures? Do you agree with theseopinions?

C. Choose the sentence which isclosest in meaning to the opinions from B.

D. You will hear five differentpeople talking about life at school. Match speakers 1-5 with opinions A-Flisted in B.  There is one extra opinion you do not need to use.

2. Биболетова М.З. «Enjoy English»:учебник для 11 класса стр. 18

Задание,способствующее формированию навыка аудирования с пониманием основногосодержания текста

Listen to the interview and match thespeaker with the question. See “How to deal with listening test questions” inlearning strategies”.

Listen to the recording and checkyour guesses. Fill in the 1st column of the table in your Workbook

Listen to the recording once againand fill in the rest columns of the table in your Workbook.

Биболетова М.З. «Enjoy English»:учебник для 11 класса стр. 34

Listen to some teenagers speakingabout their attitude towards politics and decide whether they’re interested init or not

Listen to recording again and decidewhich of the speakers…

Стр40

Listen to some teenagers talkingabout an idea aimed at helping the environment. What is the idea?

3. Гроза О.Л «New Millennium English»11 класс.Стр 12

Задание,способствующее формированию навыка аудирования с пониманием основногосодержания текста, подготавливающее к ЕГЭ

Listen to what the people say andmatch the number of each speaker with the picture.

Гроза О.Л «New Millennium English» 11класс. Стр 16

Задание,способствующее формированию навыка аудирования с пониманием основногосодержания текста

You are going tolisten to a lecture by an outstanding British linguist, David Crystal.

Listen to the lecture. Check if yourideas are right.

Задание,соответствующееформатуЕГЭ

Listen to eight people talking abouta career in science. Put a tick in the box opposite the name of the ones who DONOT talk about themselves.

А1–А7 – аудирование свыборочным пониманием содержания. Объект контроля – умение извлекать изпрослушиваемого текста запрашиваемую информацию или определять в нем ееотсутствие (Приложение 2)

1. Комарова Ю.А.,Ларионова И.В. «Английский язык» 11 класс  стр. 22

Задания, полностью соответствующие форматуЕГЭ

Listen again.Decideif each statement is true, false or if information is not stated

КомароваЮ.А., Ларионова И.В. «Английский язык» 11 класс стр. 48

Youare going to hear six conversations. For each conversation decide if thestatement is true, false or if the information is not stated.

2.Биболетова М.З. «Enjoy English»:учебник для 11 класса стр 10

Задание, способствующее формированиюнавыка выборочного аудирования

Listento a radio programme about the different ways of learning English and thencomplete the sentences.

Стр24

Listento the text and check your answers. Correct any mistakes.

3.Гроза О.Л «New Millennium English» 11 класс стр17

Задания, способствующие формированиюнавыка выборочного аудирования

Listento the second part of the lecture and complete the mind map.

Listen to the last part of thelecture and complete the lists.

А8-А14– аудирование с полным пониманием содержания. В качестве объекта контролявыступает точное (полное) понимание всей содержащейся в тексте информации (см.Приложение 3)

1. Комарова Ю.А.,Ларионова И.В. «Английский язык» 11 класс  стр 64

Задания,соответствующиеформатуЕГЭ

You are going to hear n interviewabout a trip to the Australian Outback. Before you listen, read the options anddiscuss the following.

Now listen to the interview. Choosethe correct answer to the question.

Стр74

Listen and choose the best answer foreach question

Стр90

Listen and choose the best answer.

2. Биболетова М.З. «Enjoy English»:учебник для 11 класса стр 41

Задание,подготавливающее к формату ЕГЭ

Listen again and take notes.Completethe table.

Стр47

Listen to the teenagers talking abouthow to choose a profession and take notes on their answers.

Упражнение,соответствующееформатуЕГЭ

Стр50

Listen and choose the correct option.Check your answers.

Стр56

Listen to the recording again andchoose the best option.

3. New Millennium English-11

Задание,полностью соответствующее формату ЕГЭ

Listen to the recording and choosethe right option.

Упражнения,подготавливающие к формату данного задания ЕГЭ

Listen to the interview, take notesand fill in the table below.

Такимобразом, в ходе анализа УМК по английскому языку для 11 класса, мы обнаружили,что не все они в достаточной мере способствуют подготовке к ЕГЭ. Было довольнотрудно найти упражнения, полностью соответствующие формату данного экзамена.

Самымподходящим для подготовки учащихся к ЕГЭ в области аудирования является учебникЮ.А Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык» 11 класс. Задания нааудирование в нем представлены в соответствии с форматом ЕГЭ и способствуютформированию стратегий аудирования.  Задания эти встречаются  в каждой новойтеме учебника, при этом перед заданием указано, к какому блоку они относятся: B1,A1-A7или А8-А14.

Заданиядвух других учебников в меньшей степени соответствуют формату ЕГЭ и являютсяскорее подготавливающими к  формату ЕГЭ, либо формирующими умения аудированияна разных уровнях понимания текста. В данных учебниках упражнения нааудирования встречаются не так часто как в учебнике Ю.А Комаровой, и при выбореданных УМК придется дополнять их необходимыми методическими разработками.Безусловно, такого количества упражнений и их разнообразия сильно не хватаетдля качественного развития умений аудирования, а тем более для успешной сдачиэкзамена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Весь процесс развитияречевой деятельности имеет поступательный характер, сначала она бедна ипримитивна, но благодаря систематической практике, становится более богатой,правильной и,  наконец, совершенной. Иноязычная речевая деятельность для своегоразвития должна обладать ядром необходимых умений и навыков. Овладение всемивидами речевой деятельности находится в единой системе обучения иностранномуязыку. Обучение аудированию является подсистемой этой общей системы. Проблемаобучения аудированию довольно сложна.

Вданной работе мы проанализировали процесс аудирования как вид речевойдеятельности, определили его особенности, виды. В процессе анализа литературыпо теме исследования, мы еще раз убедились в сложности процесса аудирования,требующего выполнения сложной мыслительно-мнемической деятельности.

Каки в любой деятельности могут возникнуть сложности, так и процесс слушания непроходит без определенных трудностей, поэтому мы сочли необходимым рассмотретьподробнее трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся в процессевосприятия информации на слух. К ним относятся:трудности, обусловленные условиями аудирования, индивидуальными особенностямиисточника, а также языковыми особенностями воспринимаемого материала.

В то же время нельзя было не указать на факторы, благоприятновлияющие на процесс аудирования. Успешность аудирования  зависит как  от самогослушающего (от его заинтересованности, наличии внимания, степени развитостиречевого слуха, памяти), так и от условий восприятия сообщения (темпоральныххарактеристик, формы и количества предъявлений, продолжительности звучания) ит.д.

Владениеаудированием как видом речевой деятельности должно способствовать успешномупроцессу коммуникации, развитию умений говорить и понимать иностранный язык. Ноовладение данным видом речевой детельности невозможно без примененияспециальных стратегий. Применение стратегии в процессе аудирования носитиндивидуальный и творческий характер. Реализовать стратегию означает выбратьтакой способ извлечения информации, который позволит воспринимать устную речь вразных ситуациях для достижения цели понимания на слух. Обучение пользованиюстратегиями демонстрирует индивидуальный подход к учащемуся в процессеобучения, так как стратегия персонально присваивается каждому учащемуся, и онво время слушания комбинирует умения, чтобы онифункционировали как единая система.

Однако можно выделить общие стратегии аудирования (наиболееэффективные пути  активного управления слушателем процессом аудирования) поуровням понимания текста: стратегии полного, общего, фокусного и критическогопонимания.

В условиях сдачи выпускниками Единого  Государственного Экзаменапо английскому языку важным и необходимым для успешного его прохождения становитсяне только обладание должным уровнем сформированности коммуникативных умений, нои владение стратегиями выполнения разных типов тестовых заданий, с помощьюкоторых они оцениваются. Для того, чтобы понять, насколькоэффективны современные учебные материалы в плане обучения аудированию иприменения соответствующих стратегий, мы провели анализ УМК, чаще всегоиспользуемых в школе, на наличие зданий, способствующих развитию стратегийаудирования, в том числе для подготовки к ЕГЭ.

АнализУМК выявил недостаточное количество заданий, соответствующих формату ЕГЭ, азначит, для подготовки к данному типу экзамена учителю необходимо будетиспользовать много дополнительных учебных комплектов и материалов. Мы пришли квыводу, что формат ЕГЭ и недостаточность упражнений в рассмотренных нами УМКприводит к необходимости создания новых учебных комплектов, которые быпозволили качественно подготовить учащихся к сдаче экзамена. Таким образом,цели нашего исследования достигнуты, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.    Авво Б.В, Ахаян А.А. Образовательныестратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода впедагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методическиерекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. –108 с.

2.    Атватер И. Я Вас слушаю: Советыруководителю, как правильно слушать собеседника/Атватер И. – М.: Книга поТребованию, 2013.

3.    Биболетова М.З. «Enjoy English»:учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 2-е издание, испр. –:Издательство «Титул», 2011.

4.    Верещагин Е.М. Язык и культура/ Е.М.Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Русский язык, 1999. – 320 с.

5.    Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обученияиностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентовлингв. ун-тов и фак. ин.яз высш. пед. учебн. заведений/ 3-е издание, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.

6.    Гроза О.Л. New Millennium English:учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 3-е издание испр. иперераб. -: Издательство «Титул», 2012.

7.    Даль В.И. Толковый словарь живоговеликорусского языка/ В.И. Даль. – М.: Цитадель, 1998. – 640 с.

8.    Елухина Н.В. Основные трудностиаудирования и пути их преодоления – Общая методика обучения иностранным языкам:Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.

9.    Жинкин, Н. И. Речь как проводникинформации / Н. И. Жинкин. М. : Наука, 1998. 159 с.

10.  Загорулько Н.А. Инновационные стратегииаудирования как условие оптимизации иноязычного образовательного процесса//Английский язык. Все для учителя! –2016. – Вып. 2. – С. 2-8.

11.  ЗимняяИ.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя. – М.:Просвещение, 1991. – 222 с.

12.  КлековкинаЕ.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»:лекции 1-4. – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 56 с.

13.  КомароваЮ.А., Ларионова И.В. «Английский язык»: учебник для 11 классаобщеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: «Русское слово», 2014

14.  КрысинЛ.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.

15.  ЛяховицкийМ.В. Методика преподавания иностранных языков: учеб. Пособие для филол. спец.вузов/ М.В. Ляховицкий. – М.: Высшая школа, 1994.  – 159 с.

16.  Малыкина Е.В. Комплекс упражнений дляобучения аудированию// Молодой ученый. – 2010. – Вып. 7. – С. 283-287.

17.  МихинаА.Э. Пособие по формированию стратегий аудирования (английский язык): учебноепособие для студентов вузов/ А.Э. Михина. – Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2008. –175 с.

18.  ОжеговС.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. – М.: Азъ, 1992. – 456 с.

19.  ПассовЕ.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур/ Е.И.Пассов. – М.: Лексис, 2012. 184 с.

20.  ПассовЕ.И. Основы методики обучения иностранным языкам/ Е.И. Пассов. – М.: Русскийязык, 1911. 214 с.

21.  РоговаГ.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, Ф.М.Рабинович. – М.: Просвещение, 2010. – 234 с.

22.  СметанниковаН.Н. Стратегионный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. –512 с.

23.  СолововаЕ.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – Просвещение2002.

24. Технологияобучения аудированию в условиях школы// Английский язык. Все для учителя. –2015. – Вып. 6. – С. 42.

25.  ХалееваИ.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1999.– 236 с.

26.  Цветкова З.М. Ометодике устной речи// Иностранные языки в школе. – 2013. – № 4. – С. 32.

27.  BimmelP., Rammpillon U. Lernautonomie und Lernsstrategien. GINMunchen 2000. –  208 S.

28.  RostM. Listening in Language Learning/ M. Rost. – London, 1990. – 278 p.

29.  WolvinA.D. Listening/ A.D. Wolvin, C.G. Coakley. – Boston, MA: McGraw-Hill, 2011

30.  WolvinA.D. Listening and Human Communication in the 21st Century

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

В1 – аудирование спониманием основного содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

А1–А7 – аудирование свыборочным пониманием содержания. Объект контроля – умение извлекать изпрослушиваемого текста запрашиваемую информацию или определять в нем ееотсутствие


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

А8-А14– аудирование с полным пониманием содержания. В качестве объекта контролявыступает точное (полное) понимание всей содержащейся в тексте информации.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет