X-PDF

Рефлексивный отчет по исследованию в действии. Поурочные планы по биологии.

Поделиться статьей

Рефлексивныйотчет по Исследованию в действии

учителябиологии Данияровой Акмарал Смагуловны

.

1)    Обоснованиефокуса Исследования в действии.

 

   Одним из семи модулей являются новые подходы в обучении. Сюда же относятсясотрудничество и совместная работа в парах. Исследование в действии это подход,посредством которого учителя решают школьные проблемы. Роль учителя и егозадача –это вовлечение в само исследование в действии, с целью улучшить своюпрактику преподавания. Так же его задача – разобраться и выявить проблемысобственного преподавания. То есть ответить на вопросы: Что мне необходимоизменить в своей работе? Как я могу улучшить свою практику преподавания? Чтодля этого необходимо предпринять? Учителю необходимо быть рефлексивнымпрактиком, «думающим на ногах». Постоянно думать, размышлять. Использовалчто-то новое в работе, а как это работает, как это влияет на моих учеников? Таккак в итоге нам необходимо, чтобы процесс обучения стал эффективным.Исследование в действии это исследование, которое мыпроводим в своем конкретном классе по какой –либо проблеме.

Согласносовременным исследованиям, необходимо формировать у учащихся грамотность чтения,математическую грамотность,естественно-научную грамотность и коллаборативныенавыки. Таким образом, работая в группах, мы формируем у учащихся  обучение всотрудничестве. Совместная работа является формой взаимодействия, направленнойна содействие достижению конечного результата или цели. Сущность групповойработы в том, что учащиеся развиваются в социальном и эмоциональном плане, таккак они слушают друг друга, обмениваются мнениями, выражают свои идеи иотстаивают свою точку зрения, ставят под сомнение другие концепции и принимаютактивное участие. Какова же значимость для учителя? Учащиеся обучаютсяэффективнее при активном участии в процессе обучения. На любом уроке,  работаяв группах, учащиеся  больше узнают  информации друг у друга, нежели тогда когдапрочитают этот же материал из учебника.Интересно то, что данная информациянадолго сохранится в памяти ученика.

Коллаборативноеобучение – подход, в рамках которого обучение построено на тесномвзаимодействии между обучающимися и обучающим, и характеризуется признаниемспособностей и личностного вклада каждого участника процесса обучения.Участники процесса получают знания, посредством активного совместного поиска,обсуждения, анализа или синтеза информации. В условиях коллаборативного обученияполномочия и ответственность распределены между членами группы для эффективнойработы. Основная предпосылка коллаборативного обучения основана на достиженииконсенсуса, посредством сотрудничества членов группы. (Руководство для учителя,2012 год, стр, 284)

Яузнала, что посредством групповой работы развиваются коммуникативные навыкиучащихся, ребята учатся мыслить совещаясь, вместе принимать решения.

Вгруппе учащиеся выполняют либо одинаковое, либо разные задания, сот рудничаявместе, и с обязательным участием учителя. В данном случае учитель являетсянаблюдателем, который контролирует, координирует работу групп. Плюсы такойработы в том, что каждая группа работает в своем режиме, ученики, являютсяактивными участниками учебного процесса.  Самое интересное, что детям комфортнов своей зоне ближайшего развития.  Таким образом учащиеся оказывают поддержкудруг другу, нет строгового контроля со стороны учителя. Учащиеся в группах невсегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самыйэкономный путь его изучения. Чтобы групповая работа дала положительныерезультаты необходимо хорошо понимать ее сущность.

Главныепризнаки групповой работы это:

        Делениекласса по определенным признакам, для решения какой-то общей задачи;

        Группыполучают задания и выполняют его вместе, сотрудничая и совещаясь, но подруководством организатора группы, либо преподавателя.

        Обязательнонеобходимо учитывать и оценивать вклад каждого участника группы;

        Составгруппы непостоянный. В группе должны находится учащиеся с высокой и низкойуспеваемостью. Величина групп различна . Состав и количество участников группыменяется в зависимости от задания, которое предстоит выполнить. Когда ребятаработают вместе, им так комфортнее, они становятся активнее. Так как в группахбывают учащиеся, которые пока не могут выступать на публику, а в своей группеони не стесняются высказывать свое мнение, им там уютно.  Они в группеувереннее. Выполняя задание, группа размышляет, не ищет готовых решений, анаходит совместно свой единственно верный путь решения или выполнения.

        Согласноизвестным исследованиям существует пять элементов модели совместной учебнойдеятельности в группе.

-положительная взаимосвязь, только вместе в группе, можно добиться успеха.

-личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогатьдруг другу в выполнении заданий, в поиске идей сюжетов;

-индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично несетответственность за свою работу, а оценка дается и каждому члену группы и группев целом.

-навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их вучебном процессе;

-совместнаяоценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводитьитоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целомможет действовать более эффективно.

Длятого чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходимо так интересноорганизовать работу, чтобы все учащиеся вовлеклись в обучение иначали думать,размышлять. Важно, чтобы у ребенка была тяга к знаниям, важно определитьэмоциональное состояние ребенка на данный момент. Ребенок быстрее развивается иего обучение становиться продуктивным если он находится в потоке обучения, еслиему нравится обучаться. И отношения между учителем и учащимися доверительное,уважительное. Необходимо постоянно поддерживать учащихся, создавать ситуациюуспеха, одобрять, принимать любую точку зрения, выслушивать.

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если имдают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала. (ПитерКлайн)

Всяжизнь человека состоитиз трудностей, проблем и задач. Наша задача учителей – научить учащихсяпреодолевать эти трудности, методом проб и ошибок. Следовательно,нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новыхпроцессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Основной образовательной  задачей является культура интеллектуальнойдеятельности учащихся.Насколько воспитанными, интеллектуально развитымибудут учащиеся, настолько и будет в будущем развита наша страна. Мир меняется,поэтому необходимо педагогу идти в ногу со временем, меняться самому и менятьсвою практику. Традиционныеформы работы не всегда эффективность.  Чтобы развить интерес к уроку иподдерживать его в течение всего урока,  необходимо использовать новые методы иподходы в обучении. Дети XXI века не могут просто получать знания. Имнужно научиться добывать информацию и применять ее в реальной жизни;они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должнынаучиться учиться.

Мыпривыкли к тому, что на уроке преподаватель объясняет, учащиеся слушают,отвечают на вопросы или выполняют практическую работу по плану, предложенномуучителем. Помогаетли традиционная система развитию мыслительной деятельности? Чем отличаетсядумающий, мыслящий человек от обычного человека? Наверное, это активные путирешения ответа, постоянно ищущего, а не ждущего готового ответа. Умениедумать,значит самому совершать умственные действия. В обычном уроке, преподавательпомогает найти ответ на вопрос, а учащимся приходится лишь приниматьпредлагаемый материал.  Будет ли интересно учащимся на таком уроке? Конечно,нет. На таком уроке нет личного участия ученика. Учащимся не приходитсявыбирать пути решения задач, все дается в готовом виде ученику. Хотя учителейволнует вопрос: Каким образом привлечь внимание учащихся, как их заинтересоватьна уроке, да так, чтобы они работали. Главное условие заинтересованности -активность и самостоятельность учащегося в изучении материала, умение думать. Что значитумение думать для учащегося? Это значит, что учащийся может саманализировать проблему, ставить вопросы, планировать ход решения, проверять иоценивать полученные результаты. Он может использовать полученные знания иможет применить их в реальной жизни. Например, зная таблицу умножения, ученик начальных классов может сам посчитать необходимую сумму в магазине. Или,например, зная перевод слов на казахском языке, ученик сможет нагосударственном языке пообщаться в театре, в кино. Кроме того, онспособен осознавать ход своих мыслительных действий, выявлять моменты,вызывающие затруднения. Он может синтезировать данную информацию,выявить несоответствие или отсутствие  информации, может даже обнаружитьпроблему или недостаток знаний. Важным и главным вучебно-познавательной активности учащихся является их мыслительнаядеятельность, которая рассматривается как целостная система развития личности исвязующее звено между процессом познания объективной реальности и развивающейсяличности учащегося. В психологии дается следующее определение: мыслительнаядеятельность система мыслительных действий, направленная на решениекакой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решениемпромежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия –совокупность мыслительных операций. Мыслительным действиям, которые,собственно, и характеризуют умение думать, как правило, не уделяется специальноговнимания в процессе обучения. Главной задачей обучения считается усвоенияучащимися практических знаний, составляющих содержание учебного предмета.Мыслительные умения и навыки же должны приобретаться попутно, как быавтоматически при овладении фактическим материалом. В настоящее времямногочисленными исследованиями с помощью экспериментальных программ доказано,что мыслительным умениям надо учить специально. Обучение следует организоватьтаким образом, чтобы учащиеся получили возможность тренировать эти умения. Малообладать знаниями, надо уметь использовать нужные знания в нужный момент.Проблема развития мыслительной деятельности является объектом исследованияфилософов и физиологов, педагогов и психологов.

 Темамоего исследования в действии: Как организовать групповую работу на урокеказахского языка  с целью активизации мыслительной деятельности учащихся 4класса?

Цель:Актививизировать мыслительную деятельность учащихся  через групповую работу.

Ожидаемыйрезультат: доказать мысль об  активизациимыслительной деятельности учащихсячерез групповую работу.

Методысбора данных:

Интервьюучащихся

Видеосъемкаурока и фрагментов урока

Фотографии

Анкетированиеучащихся.

Наблюдениеза деятельностью учащихся на уроке.

Мненияучащихся об использовании групповой работы.

 Фокусмоей темы: поведение и интерес учащихся. Отсюда вытекла проблема:незаинтересованность некоторых учащихся. Зона развития  — новые подходы впреподавании и обучении. Маленький фокус – новые формы организации учащихся–групповая работа.

Всвоей практике я столкнулась с некоторыми проблемами в обучении.Поэтому япровела следующие наблюдения. Не все учащиеся вовлечены в процесс обучения, унекоторых проблема в поведении. У моих учащихся проблема изложения своихмыслей. Ответы односложные, у некоторых боязнь отвечать у доски. На урокеработают только сильные учащиеся, слабые отсиживаются Также у некоторыхучащихся отсутствует интерес к предмету. Я считаю, что вопрос невовлеченностинекоторых учащихся  связан с низкой мотивацией либо с низкими когнитивнымиспособностями учеников. Необходимо предпринять что-то новое в форме организацииучебной деятельности, например организацию групповой работы, чтобы каждыйучащийся поработав в группе, почувствовал результат своей работы. Поэтомунеобходимо так организовать учащихся, чтобы каждый ученик был активнымучастником учебного процесса.

Раньше в своейпрактике я применяла только традиционные формы ведения урока. Хотелось бычто-нибудь изменить, попробовать новые , инновационные методы.  Например,  унас в школе работает методическое объединение казахского языка, трое из них сертифицированные учителя 3 уровня, остальные рядовые  учителя. Некоторыеучителя применяют на уроке нестандартные формы работы, но не всегда.В основном,только на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. Мне бы хотелось  изменитьчто-то в своей практике Для учеников применение групповой работы являетсявозможностью разнообразить вид деятельности, это вызывает у нихзаинтересованность, в то время как у учителей казахского языканашей школы этот вид работы не вызывает интереса. Учащиеся не хотятидти на уроки некоторых учителей, потому что знают, как будет проведен урок, вкакой форме, и даже примерно какие задания будет использовать учитель на уроке.В основном это рассказ учителя, перевод текста, чтение текста, письменноевыполнение упражнений по учебнику. У ребят пропадает желание не только идти наурок, даже изучать данный предмет. И наоборот, когда на уроке интересно,ребенок сам не знает, что его ждет в следующий момент, существует какая-тозагадка, то ребенку хочется разгадать эту загадку, найти ответ. Вот тогда ребятаминтересно посещать такие уроки. Прежде всего учитель должен задать самому себевопрос. Хотела бы я сама присутствовать на своем уроке?  А, групповойработа способствует  созданию  условий активной совместной учебной деятельностиучащихся на разных этапах урока.  Так как в школе обучаются ученики с разнымиспособностями: одни быстро схватывают, легко овладевают лексическим материалом;другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала,но и дополнительные примеры для разъяснения. Такие ребята, как правило,стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, чтоконкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если втаких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание,оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им  задания, товозникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своейработы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

               Ведь  групповая работа  способствует проявлению духа соперничества, желаниявыделиться, вырваться вперёд, показать свои способности, ивозможностиобмениватьсяидеями,при которой рождаетсячувство уверенности.Если ребенка поддерживают, хотятпомочь, у него  появляется желание творить, узнавать больше и глубже.Еслиправильно объединить учащихся в группы, правильно распределить роли в группах,то работа будет интересной, разнообразит не только их деятельность, но иувеличит активность на уроке. Я решила попробовать  на уроке казахского языкаподелить учащихся в группы, то есть использовать групповую работу. Думаю, чтоорганизация групповой работы поможет мне вовлечь всех учащихся в учебныйпроцесс так, чтобы они не были пассивными слушателями, а были активными в своейдеятельности, то есть учебе.

Вконце моего исследования я хочу ответить на данный вопрос и узнатьдействительно ли групповая работа способствует активизации мыслительнойдеятельности учеников на уроках.

2)   Анализизменений проводимой практики и используемые методы сбора информации

Исходяиз Программы и календарно-тематического планирования по казахскому языку в 4классе, на октябрь месяц выпала большая тема «Казахстан».  В рамкахисследования в действии я провела четыре последовательных урока  по темам: «МойКазахстан», «Столица Казахстана», «Город Караганда» , «Мой родной край».   Напротяжении четырех уроков  я делила учащихся на группы, по различным признакам:фруктам, цветам, фигурам, картинкам. Так как в группе 12 детей, то у меня получилосьдве группы по шесть человек. Иногда из-за отсутствия ребят, в группах было и почетыре человека.  Сначала мы выработали правила работы в группах. И вывесили ихна доске, чтобы каждый ребенок знал их и запомнил.Были выработаны совместноследующие правила: Слушать и слышать товарища, не перебивать, уважать чужоемнение, учитывать время, отключить сотовые телефоны. Были распределены роли вгруппах: спикеры,  тайм-киперы, оформители, лидеры, информаторы. Ребятавыполняли различные задания, способствующие активизации мыслительнойдеятельности: перевод текста в группе, перевод слов на казахский язык,составление диалога, выполнение упражнений, деление на слоги, вставитьпропущенные слова, объяснение смысла пословиц, совместное составление рассказапо картине, составление предложений и словосочетаний по новым словам.(СмПриложение 1)В работе принимали участие все ребята, даже с низкойуспеваемостью.Итоговым заданием после рассмотрения темы было составить проектпо данной теме и выложить  на постер. Здесь ребята совместно предлагали своиидеи, кто-то рисовал, кто-то находил нужную информацию в учебнике. В итогесовместной работы спикер защищал свой проект. Работы получились красочными,интересными и содержательными.

(Приложение 2) В конце каждого урока проводилась рефлексия и обратная связь.Ребята на цветных стикерах оставляли свои ощущения после проведенного урока пометоду – «Две звезды –одно пожелание». (Сегодня мы узнали больше о Астане, урокбыл замечательным, у меня поднялось настроение, мне очень понравилось работатьв группе, у меня хорошее настроение, так как мне все понравилось, я узнала очетырех столицах в Казахстане, было интересно и весело, задания былинесложными)(Приложение 2)

Например,на своих уроках с целью развития мыслительной деятельности учащихся я применялаприемы критического мышления, такие как кластер, ЗХУ, «Верные- неверныеутверждения». (Приложение 3) Ребята с огромным интересом принимали участие вработе. С целью связи реальности с жизнью учащимся по данной теме в качестведомашнего задания было дано : составить рассказ о нашей Федоровке, используяфотографии. Ребята творчески подошли к данному заданию, составили интересныетексты, сделали фотографии, и интересно защитили свои работы. (см. Приложение, естьфотографии и видео, удостоверяющие сказанное)

Вместесо мной за данным классом наблюдала и находилась почти на каждом уроке классныйруководитель 4 «б» класса. Она тоже заметила изменения в учащихся. Так жеподтвердила, что после проведенного мной исследования в данном классе, учащиесястали активнее и на ее уроках, стали солюдать правила поведения на уроке, сталивысказывать мнение.

Сцелью рассмотрения изменений внесенных в мою практику я провела анкетирование«до» и « после» проведения данного исследования. (Приложение 2)

Втечение проведения исследования были сделаны фотографии, видеоролики,мини-интервью с учащимися, то есть их обратная связь. На каждом уроке явыбирала подходящие моменты для фото, удостоверяющие мою деятельность и делалаих. Были сделаны фотографии по разминке, рефлексии, заполнению анкеты, «до»,«после», работа в группах. Также снимала на камеру, необходимые фрагменты, и даже целый урок. Были сняты на камеру моменты рефлексии, моменты объяснениясмысла пословиц, интервью  с мальчиком по проведенному уроку, защита постеровучащимися, рассказ по домашнему заданию по Федоровке. Очень интересно ребятаподошли к выполнению домашнего задания по Федоровке. Они сфотографировалиместные достопримечательности, магазины, больницу, детскую площадку, памятникНезависимости, и составили рассказ. Таким образом они рассказали о нашем родномкрае, Федоровке.(Приложение 4)

Науроке также использовалась работа в парах, учащиеся таким образом, задаваявопросы проверяли пройденные слова, затем анализировали подготовку к домашнемузаданию. Очень важным в ходе исследования в действии это отдых. Поэтомупроводились разминки, веселые физминутки, такие как «Красный персик» танец«Кара жорга», «Гусеница» и т.д. Использовав прием «ЗХУ», учащиеся вспоминали,что они знают по новой теме, что они хотели бы узнать, и вконце анализировали,что они узнали из урока. У многих учащихся получилось выполнить данное задание,но некоторые затруднялись, так как необходимо было написать текст на казахскомязыке, во всех трех колонках. При составлении кластера по темам, учащиесяподбирали ассоциации, и затем на основе этих ассоциаций составляли целый рассказ,например, по теме «Город Караганда». Это такие ассоциации: город, уголь,магазины, здания, театры, больница, песня, и т.д. И  в итоге получилсяследующий текст. Город Караганда большой город. Здесь добывают уголь. В городеесть больницы, театры, школы, магазины. Про этот город есть даже песня.

Интересно,как же повели себя учащиеся с высоким уровнем обучения и мотивации и учащиеся снизкой мотивацией? Ученица А, учится на отлично, ей нравится работать в группе,предлагать свои идеи и воплощать их в жизнь. Ученик В учится на «хорошо» и«отлично», ему также понравилось работать в группе, высказывать свои мысли. Этидети составляют «костяк» группы, на них можно положиться. А существуют ученикиС, которые не хотят учиться, им хочется работать в группе, но им ученики другихкатегорий не доверяют, потому что они предлагают необоснованные идеи и мысли. Врезультате проведения серии последовательных уроков картина менялась. Поведениеи активность учащихся зависела от состава группы. Получалось так, что некоторыеучащиеся, попав в группу с теми детьми с которыми они не общаются, онизамыкались и не хотели отвечать. На следующем уроке состав поменялся, иучащиеся снова в новых группах. Здесь они, наоборот были активны, так какпопали в группу с друзьями.

Использовавна уроке групповую работу, я коснулась большого модуля Программы 2 уровня,«Методы и подходы в работе учителя»

3)   Анализи выводы

Врезультате проведения промежуточного исследования проводилась анкета поисследованию в действии в 4 классе на предмет определения успешности групповойработы. Анализ анкетирования показал следующее: на вопросы:

Проводиласьли раньше групповая работа? – Дети ответили, что нет.

Навопрос для чего проводится групповая работа? Дети не знали для чего проводитсягрупповая работа. Только предполагали ; чтобы узнать новое, для ума, чтобыучить.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

Чтобы ты хотел чтобы изменилось в уроке?

Ответы:Ничего, чтоб больше длился, не хочу ничего  менять.

Послепроведения серии последовательных уроков, поработав в группах, было сновапроведено анкетирование. Результаты были следующие:

Понравилосьли тебе работать в группах? Дети отвечали: Да, очень,нет – 1 ребенок.

Чтопонравилось больше всего? Ответы: делать плакаты и защищать их, вместе весело,как отвечали активно вопросы, рисовать и защищать работу, переводить вместетексты, составлять тексты, работать в группе, делать вместе диалог.

Участвовалли ты в работе группы?  Ребята однозначно ответили положительно.

Всели учащиеся работали? Ответы: Нет – 5 человек, Не все – 3 человека, Да – 6

Чтобы ты хотел изменить в уроке? Учащиеся ответили – ничего.

Интереснобыло работать в группе? Ребята ответили – да, один мальчик  -нет.

Чтонового ты узнал из уроков? – все новое, новые слова, ответы на вопросы,рисовать, очень интересно.

Какиезадания запомнились больше всего? Ответы: все запомнилось, защита работы, когдаоценивали, рисовали, перевод предложений, текста в группе.

Чтобы ты пожелал учителю? Все ребята однозначно ответили: чтобы и дальшепроводились такие уроки, чтобы еще был такой урок. Дети пожелали и дальшепроводить групповую работу.

Итогианкетирования на «входе» и на «выходе» позволяют сделать вывод, что раньше вданном классе не проводилась такая форма организации как групповая работа.Учащиеся с удовольствием участвовали в работе группы, познавали новый материал,анализировали его, составляли кластеры.

Науроке по теме: «Мой родной край», было две группы, «Аул» и «Город». Секретарьгруппы по оценочному листу оценивал работу группы. Оценочный лист состоял из пятипунктов: проверка домашнего задания, работа с новыми словами, работа с текстом,, «Кто быстрее?»,изготовление постера и  итог. В течение урока наблюдала заучащимися, кто каким образом работал. Выставлял баллы за работу. Быливыработаны критерии оценивания: 3 балла – активно работал, 2 балла –участвовал, 1 балл – принимал участие, но иногда. В итоге баллы подсчитывались.Если от 11-15 – оценка «5», 6-10- оценка «4», от 1-5 –  оценка «3» .

Врезультате данного исследования в действии можно сделать вывод, что моеисследование в действии не прошло даром. Учащимся понравилось работать вгруппах, делиться мнениями, где-то спорить, составлять вместе постер. Онинаучились делать совместную работу, работая, учитывать мнение других учеников.Цель работы была –активизация мыслительной деятельности, учащиесяактивизировали свою мыслительную деятельность через составление рассказов покартине, составление и защиту постеров, запонение таблицы ЗХУ, составлениекластера, через ответы на «верные и неверные утверждения». Работая в группесильные учащиеся оказывали поддержку менее слабым учащимся. Так как при делениина группы рассматривался состав группы. Обязательно в группе должны былинаходиться как сильные так и слабые учащиеся. В конце урока секретарь оценивалучащихся, по критериям, разработанным на данный урок. Многие учащиесяраскрылись, их ответы стали более уверенными, они не стесняясь стали выражать своемнение, предлагать и отстаивать свою точку зрения. Попытались оценить себя исвоих учащихся. А в конце каждого урока попытались даже оценить урок в целом. Вобщем хоть и небольшие сдвиги, но они есть.

Послепроведенного урока я просила оценить урок по стикерам. (Урок прошел интересно,нам понравилось, хочется еще таких уроков, понравилось рисовать плакаты,переводить тексты, отвечать на вопросы)

 

А)Сканкопии домашней работы о Федоровке

Б)Сканкопии работ по темам

В)Фотографии с комментариями

Г)Видеоролики.

Д)Сканкопии анкет (До и после)

Также в результате проведения исследования в действии выявилось, что даже теребята, которые обычно отмалчиваются на уроке, мы их называем

 

 «тихони»,принимали активное участие в работе группы, Эти дети предлагали свои идеи,предлагали цвет оформления, советовали как лучше сделать работу. Мальчик А ,привыполнении творческого домашнего задания проявил свои способности,сфотографировал местные достопримечательности Федоровки, и вместе с другиммальчиком подготовил рассказ о своей малой родине. По окончании каждого урока,ребята интересовались:Будут ли еще такие уроки?

Проведяисследование я ответила на свой вопрос: Активизирует ли мыслительнуюдеятельность групповая работа? Да, активизирует, так как учащиеся, работая вгруппе, выполняли совместно работу, анализировали, отвечали на вопросы.

Подводяитог хочется отметить, что высоких результатов в данном исследовании я недостигла, однако мне удалось заинтересовать учащихся, использовав групповуюработу. Теперь мне необходимо чаще применять на уроках эту форму организации, выработав  четкие критерии оценивания каждой группы, также четко распределяяроли в группах.

 

 

4)   Ограниченияв исследовании в действии и предпосылки для будующей практики

Вовремя прохождения практики я столкнулась с рядом внешних факторов. Во-первыхэто нехватка времени, это несоответствие расписания четвертого класса с моимрасписанием. Это внешняя загрузка; то есть сдача срочных отчетов,воспитательных планов, календарных планов и т.д.

Еслиговорить о ходе проведения исследования в действии, то я столкнулась струдностью сбора данных. Мне приходилось самостоятельно и фотографировать иснимать и вести урок. Так же во время формирования групп возникла проблемаделения на сильных и слабых учащихся. Имелись некоторые конфликты междуучащимися, поэтому когда ребятам нужно было поделится по фруктам, и онипопадали не с тем с кем хотели, они не были довольны. Но я им объяснила, чтокаждый урок мы будем находиться в разных группах. И каждый урок состав группбудет меняться. Среди анкетируемых был ребенок, который на все вопросы отвечал«нет», то есть ему не понравилось работать в группе. Это  учащийся В с низкоймотивацией и низкой успеваемостью, с которым на одном из уроков никто не хотелработать в группе, так как он не помогал в работе группы , по словам учащихся,а наоборот мешал ей. Мне необходимо было организовать его процесс обучения так,чтобы этот ученик тоже принимал участие в работе. И я ему давала отдельныезадания, индивидуального характера.

Трудностисостояли еще в том, что это четвероклассники, занимаются они всегда в одномкабинете. Если мой урок был не первым, а вторым, то у меня на подготовкукабинета была только маленькая перемена. За десять минут приходилось успетьраздвинуть парты для групповой работы, подготовить все необходимые ресурсы:Постеры, стикеры, фломастеры, листы оценивания, и все приходилось делать самой.Так же после урока необходимо опять же все поставить парты по порядку, чтобыподготовить кабинет к следующему уроку. Причем необходимо было сдерживать своиэмоции, чтобы удачно и с положительным настроем начать урок. В данном кабинетенет интерактивной доски, хотя я на каждый урок готовила презентации. Всекабинеты с интерактивной доской были заняты, когда проводились мои  уроки поисследованию в действии.

Трудноститакже состояли в том, что это все таки учащиеся начального звена, у них ещенедостаточно развит словарный запас, они только учаться рассуждать, мыслить насвоем уровне.

Вбудущем необходимо продолжить исследование в действии над данным вопросом, таккак я недостаточно изучила его. А следующим этапом изучения я думаю будет болееуглубленное изучение и практика оценивания учащихся в группах.

Ведьнужно оценить каждого учащегося в группе, за тот вклад,  который он внес вработу группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

ЦукерманГ.А., Елизарова Н.А. Обучение учебному сотрудничеству// Вопросы психологии –1993 — № 2.

АмонашвилиШ.А. Обучение. Оценка. Отметка. – 1980

ЛакоценинаМ.П. Необычные уроки в начальной школе., 2008

АствацатуровГ.О. Технология современного урока и творчества учителя школы, 2002

1.Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения. — Алматы, 2007.

2.Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельностиучащихся. Сов.педагогика. 1966. № 3.

3.ГраникГ.Г., Концевая Л.А. Психологические особенности самостоятельной работышкольников с учебником. /Отв. ред. И.В. Дубровина, Б.С. Круглов Психологическиепроблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984.

4.Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активностиучащихся. — М., 1988.

5.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1985.

6.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1982.

7.Чистякова Г.Д. Учить думать. — М.: Педагогика, 1989.

8.Чистякова Г.Д. Мышление: его закономерности и условия развития. — М.:Педагогика 1989.

9.Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.,1979.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/20/organizatsiya-gruppovoy-raboty-na

10.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет