X-PDF

Ринофония и пути её преодоления

Поделиться статьей

 

Ринофония – патологическое изменение тембра голоса, обусловленное нарушенным участием носовой полости в процессах голосо- и речеобразования. Ринофония может быть самостоятельным расстройством или симптомом в структуре ринолалии.

Структура речевого дефекта: нарушения тембра голоса без нарушения артикуляции звуков.

Это, как правило, приобретённое нарушение функции нёбно-глоточного затвора центрального или периферического характера. Оно происходит на фоне уже сформированного звукопроизношения. Механизм ринофонии состоит в том, что носовые ходы закрыты  и все носовые согласные (м, мь, н, нь) становятся ротовыми.

Вопрос классификации ринофонии окончательно не решён.

Часть исследователей выделяет 3 формы: закрытую, открытую и смешанную (это точка зрения Волосовец Т.В., представленная в новом учебнике). Другая часть учёных выделяет 2 формы: закрытую и смешанную, а открытые формы относит к функциональной ринолалии (точка зрения Чиркиной Г.В.).

З акрытая ринофония возникает в результате нарушения проходимости носовой полости из-за различных патологических процессов. При этом частично или полностью выключается носовой резонанс. Голос лишается некоторых своих обертонов и звучит глухо (Обертон – это дополнительный тон, призвук). В случаях полной непроходимости носа вместо звуков [м] и [м] произносятся [б] и [б]. А вместо звуков [н] и [н] слышится [д] и [д] (вместо у меня насморку бедя дасборк, моя мамабоя баба).

Различают 2 вида закрытой ринофонии:

1) Передняя закрытая ринофония наблюдается при непроходимости носовых полостей.

Причины:

— хроническая гипертрофия слизистой носа (хронический ринит),  

— полипы в носовой полости,

— искривления перегородок носа,

— опухоли носовой полости.

При передней закрытой ринофонии носовой резонанс может частично сохранятся, то есть [м] звучит как [мб], а [н] как [нд] (мама = мба-мба).

2) Задняя закрытая ринофония наблюдается при уменьшении носоглоточной полости.

Причины:

— аденоидные разрастания,

— реже носоглоточные полипы,

— фибромы или иные опухоли носоглотки.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Устранить закрытую ринрофонию можно, только вылечив первопричину). После оперативного вмешательства назначают специальные логопедические упражнения, восстанавливающие функцию нёбно-глоточного затвора.

 

Выделяют также функциональную закрытую ринофонию. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр носовых согласных и гласных звуков при этом может быть нарушен даже сильнее, чем при органических формах.

Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. А также у лиц с расстройствами слуха из-за отсутствия контроля над произношением.

Механизм заключается в следующем: мягкое нёбо при фонации и произнесении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковых волнам доступ к носоглотке.

Встречается довольно  часто, но не всегда правильно распознаётся.

 

Преодоление закрытой ринофонии должно начинаться с лечения того заболевания, которое привело к непроходимости носовых ходов (полипов, аденоидов, опухолей, ринита и др.). В том числе и хирургическим путём. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринофония сохраняется, прибегают к упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Эффективность логопедической работы зависит от состояния носоглотки, от возраста ребёнка. Важным фактором является способность ребёнка отличать назальный тембр голоса от нормального (то есть развитость его фонематического слуха).

На начальном этапе коррекции рекомендуются дыхательные упражнения. Их цель – дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха. Это могут быть упражнения с дутьём, а затем чередования краткого и длительного носового выдоха. Одновременно активизируется мышечный аппарат мягкого нёба и задней стенки глотки (в том числе с использованием приёмов логопедического массажа).

На следующем этапе отрабатывается дифференциация ротового и носового выдохов. Это подготавливает постановку и автоматизацию носовых звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного н.

Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом тренируют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан он, ун). Затем назальные звуки закрепляются в словах (дом, сом, том, дом, сон, тон, диван, бутон, кабан). Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. С детьми школьного возраста используют такой приём: вводят тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой её конец в наружный слуховой канал, чтобы ребёнок «слышал нос» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков.

Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (б-м . д-н).

 

Смешанная ринофония (в старых учебниках это нарушение именуется смешанной ринолалией) представляет собой сочетание гипер- и гипоназализации голоса. То есть ротовые звуки произносятся с носовым оттенком, а носовые утрачивают свою назальность и произносятся ртом.

Причина: сочетание непроходимости носовых ходов и нёбно-глоточной недостаточности.

Наиболее часто эта форма выявляется у детей с укороченным мягким нёбом, подслизистым его расщеплением и аденоидными разрастаниями. После удаления аденоидов ситуация может ещё больше ухудшиться, так как появятся ещё и признаки открытой ринолалии.

Иногда смешанная ринофония возникает после двусторонней хейлоринопластики и пластики нёба (наблюдается резкое сужение носовых ходов, вплоть до полной непроходимости . рубцовое сужение и деформация преддверий носа, уплощение крыльев носа и искривление перегородки носа).

После устранения первопричин данного нарушения используются приёмы логопедической работы, разработанные как для открытой ринолалии и закрытой ринофонии.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет