Voronova A.G.
Рольценностной системы ориентиров в становлении личности обучающегося.
Воронова А.Г
ГБОУ ЦО№173
Главная жизненная задача человека -дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важныйплод его усилий — его собственная личность.
Фромм Э.
Становлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоениеценностейкультурыиформированиянаихосновеустойчивойиндивидуальнойсистемыгуманистическихценностныхориентаций,детерминирующихповедениеидеятельность.Носоциальныенормы,требования,эталоны,ценностикультурывоспринимаютсяиприсваиваютсяобучающимсясубъективноиизбирательно.Потомуценностныеориентацииобучающегосяневсегдасовпадаютсценностями,выработаннымиобщественнымсознанием.Чтоббогатствакультурыинаукибылипринятыобучающимся,недостаточнотого,чтобобучающийсяпонималихнеобходимость.Ценностьстановитьсяпобудительныммотивомдеятельностилишьтогда,когдаонасталаобъектомпотребностиличности.Вслучае,когдаценность— потребностьвнутреннегосуществования,обучающийсяможетсформулироватьцелисобственнойдеятельности,найтиэффективныесредстваихреализации,осуществитьсвоевременныйконтроль,оценкуикорректировкусвоихдействий.Развитиеистановлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоение(присвоение)имсистемыобщественныхценностей.Сэтойцельюпедагогорганизует,отбираетобъектыкультуры,предоставляетимицелевуюнаправленность,создаваятемсамымвоспитательнуюсреду,котораяраскрываетпередобучающимсяобразжизниипозволяетестественновходитьвконтекстсовременнойкультурыинауки.
Столкнувшисьнапервомкурсеколледжасобучающимися,которыевпринципенесоциализированы,немотивированынаполучениеобразованиявсталсерьезныйвопроспостроениядиалогасобучающимися.
Фактическимыстолкнулисьсситуацией,описаннойвстатьеА.В.Хуторского«интериоризация и экстериоризация в образовании».
Наданныймоментпроходитмощноеотторжениезнанийшкольниками. Вовесьроствстала<<…,проблема снижениямотивацииучащихся,ихотчуждениеот«даваемого»образования,являютсянепременнымиатрибутамивнешнезаданнойдоминантыобразования,возродившейсясегоднявтермине«просвещение» >> каксказалА.В.Хуторской.
Детикакизвестнооченьчувствительныколжиипотомусрединихнаурокахчастозвучатфразыдостаточножесткие:вынасзомбируете.Естественно,такаярепликаодногоспособнавосстановитьмногихпротивобразования.
Крометого,чтосоциальнаяобстановкадемонстрируетсовременномушкольнику,чтобизнеснетребуетобразования,аматериальныйуровеньтаммноговыше,анаукаксожалению,частоработаетнабизнес,подменяяистинныеценностичеловека.Такаяситуациявшколах оченьнаглядноподтверждаетслова«Из—за
значительнойвнешнейзаданностицелей,содержанияэтогообразования,обезличеннойсистемыконтроля,подавляютсясубъектныеначалаучащихся–ихсобственноесамовыражение,самореализация.Врезультатетеряетсямотивация,возникаютскука,лицемерие,формализм.»
Ивтакихситуациях,учитель,которыйпопалвситуациюзаложника,ибоонобязанвыполнитьпрограммуивыпуститьученика,отрываетсяотпрограммыипереходитнаобъяснениематериала,черезжизненныеситуации,близкиеподухуисодержаниюдляучеников,итогдапроисходитмаленькоечудо.Ученикначинаетучаствоватьвпроцессеурока. Нокаковоусилиеитворчествоучителя,которыйвместоготовогопривычногознаниядолженкаждыйденьтворитьчудесаобразования,творчества.
Именнотакиеситуацииподтверждаютнеобходимость,естественностьивостребованностьименно«выращивания»знания–экстериоризации,утверждаянапрактике понятие << ., чтовыбордоминирующегоподхода(аименноэкстериоризации) определяетрезультатыобразования.>>
ЕсливзятьипроанализироватьэтидваподходаЛ.Н.ТолстогоиЛ.С.Выгодскоговсоответствиисихвременемвысказывания,томыбысказали,чтоЛевСеменовичошибался.Каждыйизнихвысказывалсябезотносительноксвоейэпохе,своейобусловленностиситуацией.Ихвысказыванияотносилисьтольковзаимоотношениямучитель—ученик.
ВремяработывобластипсихологииЛьваСеменовичаопределяетсяпослереволюционнымвременем.Впериод,когдасамаатмосферастранысоздавалаусловиявостребованностиобразования.Ивсеобразованиеложилосьфактическинаблагодатнуюпочвувостребованностиучеником,тоестьоношлоотпотребности ученикаполучитьзнанияиреализоватьсясними.
Такимобразомформальнознанияновыепредполагалось,что«встраиваются»,
Тузаботуоиндивидуальнойзначимости,важностиинужностизнанийвзяланасебяситуативнаяатмосферавгосударстве.Учительнеозадачивалсятакимвопросом.Хотяполитическаяситуациявстранетребовала«вращивания»определенноготипазнаний,наосновечегоисоздавалисьопределенныеИнституты.Системавращиваниятребуетсядляобеспеченияфункционеровдляопределенноговидадеятельности.Такиезнанияневсегдамогутбытьподлиннымиичастоискаженнымииискажающимивнутреннююсущностьученика.ИкаксказалВивекананда<<…этовноситсистемнуюошибкувзнание».
ЛевНиколаевичжилиучилвпредреволюционноевремяионбылвнеполитики,оншелотпотребностиивнутреннейпотребностисущностиученикаиэтоневноситсистемнуюошибку,чтодлянаукиищущейистинумногоактуальнее.
Имынесоглашаемся сформулировкойЛьваСеменовича оЛьвеНиколаевиче: «Несомненная ошибкаэтоговзглядазаключаетсявчрезмерномпреувеличенииипоклоненииобразцамдетскоготворчестваинепониманиитого,чтостихийнаясилатворчества,хотяиспособнасоздатьобразцывеличайшегонапряжения,темнеменее,навсегдаобреченаоставатьсявузкомкругусамыхэлементарных,примитивныхи,всущности,бедныхформ»
потомукакнашевремяпарадоксовпредставляетсовсеминыеситуации,когданавязываемыеизвнезнанияотторгаютсяученикаминаинтуитивномуровне.
Наосознаваемомуровнеоничастопростоневоспринимаются,не запоминаютсяобучающимися.
А.В.Хуторскойвсвоей статье«Интериоризацияиэкстеиоризациявобразовании»:«Педагогическийподход,ориентированныйна«вращивание»опытачеловечествавегоиндивидовпротивоположенконцепции«выращивания»природнойсущностиребёнка.«Вращивание»Выготского,говорясовременнымязыком,этоавторитарнаяпозиция,рассчитаннаяна
доминирующуюрольучителякакпредставителясоциума–одногоиз
заказчиковобразования,..»Такаяметодиканаданныйпериодразвитиястраныоказываетсянетольконеприемлемаиотторгаемаучениками,ноипосутивредна.
Психологиустановили,чтовнастоящийпериодвремениначинаяс2018-2020 годовувеличиваетсяколичестводетейспсихическимитравмамиипроблемами.Медицинойустановлено,чтотакиепроблемывозникаютчащевсегонауровнепротиворечивыхтребованийввоспитании. Такимиантиподамивоспитанияпреждевсегоявляютсяродители(мать—отец,родители—бабушки,дедушки),следующийкруг:родители–школа,родители—общество. Противоположностьтребованийантиподовприводиткболезненно—депрессивнымсостояниямребенка.
Ктакомупротиворечиюиболезненномусостояниюприходитсовременноеобществовцелом,т.к. навязываемыезнанияи условиявцеломпротиворечатестественнойсутичеловека.
Такимобразоммыприходимквыводуовредеиопасностиавторитарного,«выращиваемого»знанияибооноломаетвнутреннююсущностьчеловека,ребенка,ученика.Новозможноэтотожедействительнотолькодлянашегоэпохальногоотрезкавремени.
СпозицииЛ.С. Выгодского:«зоныближайшегоразвития»–этопризнаниенеспособностиученикасамомусделатьпродуктивныйобразовательныйшагбезпомощиучителя.Отсюда–необходимостьинтериоризации,т.е.переводавнешнегововнутрьребенка,которыйобучаетсячерезподражание,постояннонаходясьвсостояниивнешнихподпороксостороныучителя»[1].
Нашевремяужепоказало,недействительностьтакихвыводов.Мынаблюдаемуникальнуюкартинунашейдействительности,когдашкольники,начинаяужес2000 – хгодовсамостоятельноосваиваюткомпьютерныепрограммы,телефонныеаппараты,ремонтэтойтехники,программированиеидругиеновшествавремени, безучителей,группысопровожденияииныхпомощников.Вданнойситуацииобъектподражаниятожеотсутствует,подражатьнекому.Этаситуацияотноситсянекодареннымдетям,апреждевсегокнеодаренным.Втовремякакобразовательнаяшкольнаяпрограммаимногиепредметыпростоотвергаются.
Этоподтверждаетидеютого,чторебенокспособен илегкоосваиваетвостребованныеимличнознания.Приходилосьнаблюдатьиситуации,когдаподростоквпервыеоказалсярядомсмузыкальныминструментомначиналигратьнаслухилисамобучалсяпению.Ивсепрекраснознают,насколькопроблемнообучениебольшинстваучениковтакимпредметамкакматематика,русский,английский,физика,химия.Уученикавэтомвозрастеещенесформироваласьпотребностьвзнанияхтакогорода.Этизнанияещевбольшинствеслучаевдлянихявляютсявнешними,ненужными.Онистановятсявостребованными,когдазарождаетсяипроявляетсяинтерескпознаниювнешнегомира,тогдаидетинтенсивныйпроцесспознания.Наглядноразницаподходовинтериоризациииэкстериоризациихорошопросматриваетсяпривыполнениизаданияна
созданиепрезентациипотеме.
Еслиученикзаинтересованвтемеилиемунадосамоутвердиться,самореализоватьсятоонсидитчасаминадпрезентацией,незамечаявремениибезвнешнегоконтролятворит.Еслиучениквынужденделатьпрезентацию,тобудетсделаноплохоинеинтересно.
Тогдавстаетзадачазарождениямотивацииуобучающегося.Рождениеипробуждение,актуализацияеголичнойпотребности.
НапомощьприходятценностныеориентирыМ.Рокич,вкоторыхотраженывсеосновныепотребностиипроблемыэтоговозраста:поисксмысловжизни,самоутверждение,вопросприятиядругихиприятиесамогоподросткадругими,счастьяиздоровья,целеполаганияисамореализации.
Диагностикаспомощьюценностныхориентировотраженавтаблице1.
Рей тинг |
Ценностные ориентиры |
|
Рей тинг |
Ценностные ориентиры |
1 |
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) |
|
10 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
2 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках |
|
11 |
Интересная работа |
3 |
Счастливая семейная жизнь |
|
12 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
4 |
Здоровье (физическое и психическое) |
|
13 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
5 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем |
|
14 |
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
6 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Мы расширяем понятие любовь и обобщаем, говорим про любовь к миру. |
|
15 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) |
7 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) |
|
16 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
8 |
Наличие хороших и верных друзей |
|
17 |
Творчество (возможность заниматься творчеством) |
9 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
18 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
Рис .1. Рейтинг ценностных ориентаций у обучающихся
Былапоставленацель:выявить причины и мотивы поступления в этот колледж и мотив обучения.
Задачи:1. Создать условия для успешного окончания обучения в колледже.
2.Мотивировать на учебный процесс.
3.Мотивировать на эффективную коммуникативность.
Гипотеза:Если мы будем проводить занятия с обучающимися по построению системы ценностных ориентиров, то мы повысим учебную мотивацию и социальную ответственность обучающихся, что будет основой для становления личности подростка.
Объектисследования:социальная ответственность обучающихся.
Предметисследования:система ценностных ориентиров обучающихся.
Проведя диагностику обучающихся первого курса морского колледжа по ценностным ориентирам М.Рокич курсантов ситуация стала понятна.
БыливыбраныценностныеориентирыМ.Рокич,таккак ониболеепростыдляпониманияобучающихсяэтоговозрастаитакойкатегорииобучающихся.
Крометого,вэтихценностныхориентирахболеевсегоотраженыпотребностиизначимыеценностиэтойвозрастнойгруппыиотраженывсеуровниценностей,отнизшихдовысших.
Результатыдиагностикидвухгруппв50 человекдалследующийрезультат: ричемвприоритетставятсчастливуюсемейнуюжизньименнотеобучающиеся,укоторыхпрактическинетникакогосчастливого,аиногдаипростоприемлемогоопытасемейнойжизни,т.е.изнеблагополучныхсемей.Этоговоритотом,чтоестьпотребностьиполностьюотсутствуетпредставлениеонормахиправилах,принципахпостроениясчастливойсемейнойжизни.
Такаяценностькакздоровьепривлекаетименнотех,укогоестьпроблемысоздоровьем,ктоспособенужеоценитьотсутствиееговжизни,нотемнеменеенеимеетпредставленияотом,какегосохранитьиливоссоздать. Обучающиеся,укоторыхнетпроблемсоздоровьем,воспринимаютценностный ориентир «здоровье» какестественноесостояние,нетребующеевнимания.
Такойценностныйориентиркакуверенностьвсебе,появляетсякакпотребность,утехобучающихсяукоторыхявновыраженыразныепсихологическиекомплексы,ионинепредставляюткакобрестиуверенностьвколлективе,безкоторойобучающемусясложноиобщатьсясучителем,исосверстниками,ипростоотвечатьнауроке.
Итакойценностныйориентиркакобщественноепризнание,чащевсегоотмечаетсяименноутехобучающихся,укоторыхбылипроблемысихпризнаниемвгруппе.Инепонимая,какполучитьэтопризнаниевобществе,ккоторомувпринципестремитьсякаждыйиндивидтакилииначе,подростокчастоидетнаасоциальныеметоды.Еслимысможемпоказатьпутидостиженияпризнаниятакогопризнаниясовершенносоциоприемлемымипутями,позитивнымииубедить,вэтомобучающихся,тосредаобразованиястановится болеекомфортнойдлявсехсубъектовпроцессаобразования.
Темнеменее,существуетнекотороенезначительноеколичествообучающихся,укоторыхприсутствуетпотребностьпризнанияиз—зазавышеннойсамооценки,генетическойпотребностипризнанияиликакпризнаниеихспособностей,талантов,харизматичности.
Иногдаценностныеориентирыуобучающихсястановятсяприоритетнымивсилутого,чтоониприоритетнывсемьеинанихакцентируетсявнимание.
Анализвостребованностиценностныхориентировпоказал,чтопервопричинойихвостребованностиявляетсявпервуюочередьналичиепроблемвэтихсферах,режеактуализациейэтихценностныхориентироввсемьях. Этотрезультатпоставилзадачуповыситьучебнуюмотивацию,повыситьобщийуровеньсоциальнойкомпетенциивобластиценностныхориентиров,дляреализацииадаптациииполноценнойсоциализацииобучающихся,повыситьуровеньэмотивностиобучающихсяиихдуховно—нравственныйпотенциал,т.к.мывидим,чтовсегуманистическиеценности поставленынапоследниеместапозначимости.Такиеэмоциональныесостоянияобучающихсячастоприводятнепростокконфликтамвколлективе,нокдеструктивнымпроявлениямвобразовательномучреждении.
НапервойстадиидиагностикиобучающихсямыихзнакомимсбОльшимобъемомценностныхориентиров,чемунихсуществуетвихресурсе.Мыразбираемвсепонятияценностныхориентиров,предварительно,даввозможностьвысказатьсяобучающимсяоихпредставлении,знании,понимании,видении.
ВметодикеМ.Рокичпредставлено36 ценностныхориентиров,18 —ценностей—целей(терминальных)и18 ценностей—средств(инструментальных)
Навторомэтапе,анонимногообсуждениярезультатовдиагностикимывыходимнаболеерасширенноепониманиеценностныхориентиров. Выяснилось,чтознаниеипониманиеценностейвесьмаограниченные.
Такоепонятиекакпродуктивнаяжизнь—умногихобучающихсяассоциируетсясколичествомпродуктомвхолодильнике.Активнаядеятельнаяжизньассоциируетсяспростымколичествомдействий,сжизненной,бытовойсуетой,аинтересностьработыопределяетсяколичествомполучаемыхзанееденег.
Понятие«дружба»оцениваетсятолькокаквозможностьполучитькакие—тобонусыиливыгодудлясебя.Единицы(2-3) обучающихсяиз50 толькодалиболее—менееадекватноеопределениедружбы,оцениваякаквзаимопомощьивзаимовыручкуиобщностьинтересов,котораясводитсякакправилокиграмвинтернете.
ЕслиобратитсякмнениюСократа«Мерасуществующегоилинесуществующегоестькаждыйизнас.Издесь—тотысячуразотличаетсяодинотдругого,потомучтодляодногосуществуетикажетсяодно,адлядругого—другое.…Ничьёмнениенебываетложным…»,тоонконечноправ.
Нокакбылоописановыше,врезультатеисследованиямыполучили,чтоуровеньзнанияопределяетсяуровнемэнергетическойобеспеченностичеловека.Тоестьнаходясьнасвоейэнергообеспеченнстиобучающийсясоздает,трансформируетполучаетиусваиваетзнаниявсоответствиисосвоимэнергоресурсомиестественнонасвоемуровнеонабсолютноправ.Мыжезнаем,чтоуподножьягорымывидимодинпейзаж,насерединемыужевидимдальшеибольше,асвершиныгорыунасдостаточнобольшойобзор,догоризонтаиболеедетальныйиногда. Нодлятого,чтобжитьвобществеиработатьвкомандеприходитсядоговариватьсяиобъединятьэтизнанияприходякобщимзнаменателям.Вэтомслучаеипроисходитводнойгруппе«вращивание»знаний,вдругой«взращивание».
Еслинетединогоопределения,единогопониманияовещах,предметах,объектахтодальшеотсутствуетпониманиевцелом,т.к.каждыйобщаетсятольконаемуодномупонятномуровнеобщенияипонимания,частодоводяситуациюдоконфликтов.
Понятие«Продуктивнаяжизнь»определяемоеавторомметодикикакмаксимальнополноеиспользованиесвоихвозможностей,силиспособностей,обучающимисявоспринимаетсяпо—разному,всоответствиисихужеимеющимсяопытомжизниспособностями,ивозможностямиинередкотолькосколичествомпродуктоввхолодильнике.Ак15-16-17 годаммыужеполучаемвесьмаразнообразныйнаборинформативноинтеллектуальногоресурсаопределяемогоуодногообучающегося жизньювкоттедженаберегуморяилииудругого,жизньюв15 квадратныхметрахкоммунальнойквартиры.
Мыпредставляемпродуктивнуюжизнькакрезультативностьжизниобобщая,говоряотом,чтопродуктивностьюжизниписателяявляетсяколичествоикачествонаписанныхкниг.Продуктивностьхудожникаопределяетсяколичествомегокартин. Продуктивностьучителяопределяетсяколичествомуспешныхучеников,успешностькоторыхопределяетсянетолькоотметками.Дальше предлагаетсяобучающимсяпродолжитьрядспециальностейиихоценкупродуктивности.
Апонятие«активностьжизни»определяетсянеколичествомпроведенных«тусовок»,аколичествоммероприятий,которыеприводяткрезультативности,кувеличениючислапродуктовдеятельности. Потомучтообучающимисяактивностьжизниопределяется,количествомбытовыхдействийпроведенныхзадень,например:мыуспелиподраться,потомпомириться,потомпогулять,сходитьискупаться,поигратьвфутбол.
Переходявплоскостьрезультативностиговоримодействиях,которыееслинесейчас,товбудущеммогутпривестикрезультатам,например: спортсменыидянатренировкуразучиваютновыедвижения,приемы,еслионипланировалиразучитьодно,аосвоилидва,топовысилисвоюактивность,чтодастимвозможностьпобедитьнасоревнованиях.
Второйпример:есливместо5 примеров,заданныхнадом,ученикделает10, обеспечиваясебепоступлениеуженевколледж,аВУЗ,тоонповышаетсвоюактивностьжизниповышаявперспективерезультативностьее. Ипредлагаетсяобучающимсяпредложитьсвоипримерыизжизни.Такониужесамивсвоейжизниищутпутисвоегоразвитиязакладываявподсознаниежизненноважныерешения.
Частопримерырождаютсястихийно,взависимостиотсложившейсявклассеситуации,требующейнемедленногореагированияиответа.ЗдесьмысовершенносогласнысформулировкойТолстогоЛ.Н.:Каждыйшагфилософиипедагогикивпередсостоиттольковтом,чтобыосвобождатьшколуотмыслиобучениямолодыхпоколенийтому,чтостарыепоколениясчиталинаукой,кмыслиобучениятому,чтолежитвпотребностимолодыхпоколений[8, с.91].Икаждаярепликаизклассаможетстатьповодомдляразговораоценностях,целях,нравственности,духовности,которыенадорешатьименносейчасиздесь,покаонидлякого—тоактуальны. Разговорпотомнаэтутему,этоужетакженеактуаленможетбыть,какинаказаниенесвоевременное.
Обсуждение понятия«затрагивает»обсуждение морально—нравственныхценностей,таких,какнапример,выполнениесвоейработы,еекачества.Здесьможнопривестицитату.
«Ивойдетвчистыйтрудвысокоекачествочерезлюбимоемастерство.Утвердитсявовсейжизникачествопрекрасное.Неостанетсяничеговотьме.Невежественностьбудетпреступлениемпозорным.Еслитьмазаразительна,тоиСветпривлекателен.Такбудемутверждатьлюбимоемастерство,котороевознесетвсюжизнь.» [9.3.010.]
Здесьжепереходимкобсуждениюпонятия«интереснаяработа»,котораявпервуюочередьсопряженасхорошимзнаниемсвоегодела,скачественным,добросовестнымвыполнениемее.Итольколюбимоемастерствоможетстатьинтереснойработой.Соответственновкаждойработе,вкаждомвидедеятельностиестьивозможенпроцесстворчества,главноежеланиеиумениевидеть,котороеприходитотлюбвикокружающемумиру,красоте,людям,кзнаниям.Безэтоготворчествонеприходит.
«Знаниепревышевсего.Каждый,ктопринесчастицузнания,естьблагодетельчеловечества.КаждыйсобравшийискрызнаниябудетподателемСвета.Научимсяоберегатькаждыйшагнаучногопознавания.Пренебрежениекнаукеестьпогружениевотьму.»[9].
Итаклюбовькделу,итворчествурождаетсяизстремлениякличностномуразвитиюизлюбвикмиру.НокаксказалВивекананда:«…непознающийсебяпорождаетсистемнуюошибку,искажающуювсеполучаемоеимзнание.Чтобызнаниеспасалоиосвобождалолюдей,емудолжнасопутствоватьдобродетель».Чтоявляетсявысшимидобродетелями?Истина.Красота.Добро–ещевантичнойГрециибылипризнанывысшимидобродетелями.
Такимобразомобсуждаяиразбираянасущныепроблемыобучающихсямыпродолжаемобразовательныйпроцессобучающегосяметапредметно.
«Образование—этонестолькозаказсоциума,сколькомиссиячеловека во Вселенной.
Человекравновеликмиру,следовательно,егопредназначение— вселениевсвоймир.»[4]
Ирасширяякругозоробучающегося, егомировоззрение,представлениеосебесамом инаправляянаизучениесамогосебя,точтоневходитвшкольнуюпрограмму,нонеобходимоличностиосознающейсебякакЧеловека свселенскоймиссией,мысможемпомочьему,еслиневыполнитьсвоювселенскуюмиссию,тохотябыстатьсознательнымЗемлянином,неискажающимнаучнуюИстину.
«Реализацияпедагогическихидейрусскогокосмизматребуетпостроения
соответствующеймоделиобразования,вкоторойкромегосударственного,национального,региональногоишкольногокомпонентовдолжныприсутствоватьученическийиобщемировойкомпоненты».[4]
Наданныймоментвремени,этоужедаженеидеирусскогокосмизма,которыйможетбытьреализованкогда—товбудущем,аестественнаяпотребностьобразованиясовременноговремени.
Весьпроцессидетврамкахпедагогическихмастерских.
«Неизучение,аобщение— основнойметодпознания.Разговорскамнем,со—прикасаниесдеревом,со—чувствованиесживотным,со—мыслиеисродствосмиром—примерыспособовобщенияиединенияпознающегоспознаваемым.Цельюпознаниявыступаетпространственноерасширениепознающегодопознаваемого»[4].
«Содержаниеиметодыпознанияученикопределяет,запрашиваяихусамогообъектапознанияучительжеприменяетспециальнуюметодикунаученияученикаэтому»[4].
«Ученикамобеспечиваетсяправонасозерцательный,интуитивный,нелогическийподходкизучениюфундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].
«Живаяэтика»,целькоторойпостояннаявнутренняяработанадсобойисамосовершенствованиепризываеткдерзновениювпознании,вприближениикУчителю:«Торжествуйте,дерзания,ибосамоекрылатоеосилилоосуждение».[9.10.]
«Оглушаяобыденностью,тьмакричит.Тьманевыноситдерзновениясвета»[9.10.].Гдеподпонятиемсвета понимаетсязнание.
«Толькокогдаводиночестве,когдане нуждающийсяввещах,когдане оплакивающий,когданетерпящий,тогдарадуетсядерзновенный.ТакначнемпереводитьнашудревнююкнигуДерзания»[9.10]
Ведьтолькодерзновенныймогсоздатьвелосипед,машину,самолет,ракету…
Впроцесседиагностики,постановкатакоговопросакакустановитьиерархиюценностныхориентировприводиткзамешательствубольшинствообучающихся,ачастокневозможностиустановлениярейтингатойилиинойценности,ввидуиходинаковойзначимостидляобучающегося.Унекоторыхобучающихся,проявляетсяжеланиепоставитьдо3-5 ценностныхориентировна однуступень. УСенекиестьвысказывание:«Когдачеловекнезнаетвкакуюгаваньондержитпуть,ниодинветернебудетдлянегопопутным»,т.е. неимеяцели,никакиевозможноститебевжизнинепомогут,иподросток,человекплыветтудакудадуетветер.Тожепроисходитсобучающимися,которыеневсостояниивыстроитьприоритетысвои.
Поэтомунаследующейступенимыговоримонеобходимостисозданиясистемыценностей.Система–обладаетновыми,инымикачествами,чемеекомпоненты.Система—являетсяболееустойчивойструктуройипозволяетизменитькачествожизни.Поэтомумыстроимстройнуюсистемуценностей.
Одновременновыявляем,чтодлядостиженияпрактическилюбойцелинужнызнания,познания,развитие,продуктивнаяжизнь.
«Существованиевмиреединыхпервооснов,стягивающихвсепроисходящеекобщимоснованиям,несетвсебеважныйдидактическийпринципконструированиясодержанияобразованиянаосновенекихпервосмыслов— фундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].
Исоглашаясьсавторомвысказывания:«Метапредметныеосновыодноуровневогоиразноуровневоговсеединствапознаваемогобытиямогутслужитьструктурнойонтологическойосновойконструированиясодержанияобразования»[4].
Мывыстраиваемсистемуценностей,цельюкоторойявляетсяпознаниеидостижениемудрости,какоднойизсемичеловеческихдобродетелей,объединяющейистинуиблаго,любовьиистину,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,познаниедобраизла. Еслиценностныеориентирынаходятсянаоднойступенипотребности,токакойориентирбудетвыбранвтойилиинойситуациибудетзависетьотразныхфакторов:ситуации,настроения,среды,коллектива,состоянияздоровьявэтотмоментииныхнепредсказуемыхфакторов.Такаяситуацияможетпривестикнеадекватномурешениюобучающегосявтомчислекдеструктивнымпоступкам.
Еслимысовместнособучающимсявыстраиваемиерархическуюсистемуценностныхориентиров,товегопамяти,всознании,вподсознаниизакладываютсяотправныевехиприоритетовнакаждыймоментвремени,вкаждойситуации. Причемвпроцессмывключаемпрактическивсехикаждогоизобучающихся.
«Человек,включенныйвобразовательнуюсистему,меняетсвойличностныйпотенциал,мировоззренческуюориентацию,индивидуальнуютраекторию(илисферу)своегообразования,системуотношенийсприродой,скультуройиссамимсобой,наборспособовдеятельности,втомчислеирефлексивных,необходимыхдляобеспечения,оценкиикорректировкисвоегообразования»[4].
Решениетакогообучающегосявнестандартныхситуациях,неожиданныхинепредсказуемыхужеимеетнекоторыйалгоритмрешения,егоповедениенебудетхаотичным,неадекватным,непредсказуемымиопаснымдлянегосамогоилидругого.
Наследующемэтапемыговоримоцелеполаганиивжизникаждогочеловекаинеобходимостивыборастратегии своегоповедениявкаждыймоментвремени,приэтомидетдемонстрация схемынадоске.
Рис.2
Взависимостиот выбора,вкаждыймоментвремени мыдостигаемсвоейцелираньшевремени,илиникогдаеенедостигаем.Издесьмысовместнымрешениемзаконечнуюцельжизнипринимаемжизненнуюмудрость.
Судяповсему,такоепонятиекакжизненнаямудростьсуществуеттольковрусскомязыке.
ИмысогласныспонятиемА.В.Хуторскогосказавшего:
«Образование,построенноенаотечественныхидеяхитрадициях,всегдабудетотвечатьзадачамнациональногоразвития.Поэтомуфилософскиепредпосылкипроектированияроссийскогообразованияследуетискатьвотечественнойфилософии».[4]
Психологиговорятосложноститакогорешения,какпостановкаглобальнойцелиипутешествиянапротяжениивсейжизникней.Онирекомендуютразбиватьдостижениебольшойцелинанесколькоэтапов,воглавекоторыхстоятдругиеменеезначимыецели—ценности,нонаданныймоментвременинаиболеезначимыми.
Системаценностейпредставляетсобойнесколькоступенейдостиженияглавнойцели.Используяценности–цели,предлагаетсябольшойжизненныйпутьразбиватьнамалыеступенидостижения.Промежуточнымиступенями
большогопутиукого—тостановитьсядостижениеуверенностивсебе,укого—томатериальногоблагополучия,укого—тообщественноепризнание,счастливаясемейнаяжизнь,интереснаяработаит.д.
«Образование— этопоискнового,свободноеоткрытиемира.Образованиеявляетсяоткрытым,направленнымнаосвоениенеизвестного,анетольконаизучениеизвестного»[4].
А.Маслоуговорит,что высшейпотребностьючеловекаявляетсясамореализация.Психологиподтверждают,чтотолькосамореализовавшийсячеловекстановитьсясчастливым.Такимобразомвыстраиваетсяалгоритмсамореализации,достижениясчастья.
Мывсамореализациипреждевсеговидимжизненнуюмудростьирассматриваемэтопонятиесразныхточекзрения.
Икак«Способностьнаходитьрешениеразличныхпроблем,втомчислежизненных,опираясьнасвойичужойопыт»- википедия.
ВсловареОжегова,мудростьтрактуетсякак«глубокийум,опирающийсянажизненныйопыт.Мудростьпровидца.Народнаямудрость(такжеосложившихсявнародеизречениях,отражающихегожизненныйопыт,знания).»
Словарь Ушакова,трактуеткак«знания,приобретенныеразмышлениемглубокийум,опирающийсянажизненныйопыт».
Философскийсловарьразума,материи,морали:
«Подмудростьюяимеюввидуправильноепониманиежизненныхцелей.Этонечтотакое,чегонаукасамапосебенеобеспечивает.Поэтомуодноголишьростанаукинедостаточно».[6].
Философия— конспектлекцийисловарьтерминов:
Мудрость«высшаядуховнаяпотенциячеловека,результатинтеллектуальных,душевныхидуховныхусилий,синтезирующаявсевидыпознанияиактивногоотношениячеловекакмиру».[6].
Мудрый— основанныйнадобреиистине,праведный,соединяющийвсебелюбовьиправду,ввысшейстепениблагонамеренный.
Первыетрактовкирассматриваемогопонятия «Мудрость»указанывпервыхсловаряхрусскогоязыка11 – 12 вв.,аименно:разум,благоразумие,ум–этоумудренностьученость,совокупностьзнаний–великомудриенравственноесовершенство,душевнаячистота–смиренномудриерелигиознаяблагочестивость–этопремудростьмастерство,совершенство,искусность–совершенномудрие.
ЭнциклопедияРусскаяцивилизацияговорит:«Мудрость —однаизсемичеловеческихдобродетелейвправославномсмысле,соединениеистиныиблага,высшаяправда,слияниелюбвииистины,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,знаниедобраизла»[7].Этоотноситсякболеераннейтрактовкепонятия,кXIIвеку,котораянамбольшеимпонируетврезультатеболеерасширенногоипонятногодляобучающегосяформулирования.
АкэтомупонятиюещепозженаРусидобавилосьпонятиемудростикакмастерствамастера,Учителя.
ВсоответствиистеориейценностейМ.С.Кагансуществует два вида ценностейсоциологическиеитеологические.Высшейценностьюсоциологическойвидимоявляетсясамореализация.ВысшейценностьютеологическойвэтомслучаеявляетсяБог,авот общечеловеческой — любовь,счастье.
АлгоритмыдостиженияцелейвыстраиваютсячерездругиеценностныеориентирыизкомплектаМ.Рокич,например:
Рис3.
Напримереэтихалгоритмов,мывидим,чтовпринципевсеценностивзаимосвязанымеждусобой,ивсецелидостижимы одначерездругую,ииспользуянебольшиешагидостиженияпоочереднооднихцелейзадругимиможнодостичьиосновной.
Обучающиесядовольноактивновсегдаучаствуютвтакихпостроениях.
Частовыходимприобсуждениинаиныесовсемнеожиданныетемы,чтодаетповодпоговоритьонравственных,духовных,моральныхценностяхдополнительно.Врезультатетаких«незапланированных»бесед,мыможемувидетьобщуюнаправленностьобучающегося,иможноееоткорректироватьвпроцессетакихзанятийесливидим,чтонаправленностьноситдеструктивныйхарактерилиготоваперейтивэтукатегорию.
Такимобразом,унасестьвозможностьвнеформальнойбеседеотредактироватьжизненнуюустановку,позициюобучающегося.Такиезанятия,какпоказалапрактика,остаютсяуобучающихсявпамяти.
Ито,чтонаходитсявпамятииливподсознании,срабатываеткакготовыймеханизмдействия.Сознаниюнетребуетсявремянапоискрешения,втруднойситуациисрабатываетавтоматически.
Такиевнеурочныезанятияскурсантамивколледжезакончилисьтем,чтоквыпускупришливсе.Навторомкурсе,желающихпропуститьзанятияуженебыло.Аодиниз самыхактивныхпрогульщиков,курсантов,которогоянехотелабратьнамероприятиевнеколледжа,мотивируятем,чтоонвсераносбежит,ответил:«Японял,учебанужнамнеиянесбегу».Послечегоонсистематическипосещалзанятия.
Сейчасвшколепроводятсятакиежевнеурочныезанятия,которыебезнравоучительныхбеседрешаютмногиевоспитательныевопросы.Врезультатеодногоизтакихзанятийвышлинатемуотношений,котораязатронулаобучающегося,страдающегонеадекватнойреакциейаутоагрессии.Врезультатебольшогопотокавопросов,которыеунеговозниклииполучилиответ,такиереакциипрекратились.Такимобразом,тематиказанятийоказалаещеипсихотерапевтическийэффект.
Внастоящеевремямедикамиотмечаетсябольшойпроцентростанервныхипсихическихотклоненийуобучающихся,которымвпринципеониредкомогутпомочь.
Апсихологияговоритотом,чтопсихическиеотклоненияудетейчастобываетврезультатенеправильноговоспитания,предъявленияразныхкритериевтребований.Такимструктурированиемпонятиймырасширяемкругозор,расширяемкартинужизни,упорядочиваемееиодухотворяемпроизведениямиискусстваинауки.
Продуктомтакихзанятийсталапрограммавнеурочнойдеятельности.Взависимостиотситуацииииспользуетсяпрограммадвухгодичная,котораясовмещаетсяскомплексомоздоровительныхзанятий.Итогдамывцеломимеемоздоровительнуюпрограмму.Сучетомсовременнойтрактовкипонятия«здоровье»,чтоздоровьеэтонепростоотсутствиезаболеваний,нофизическое,психическоеисоциальноездоровье.
Рис.4
Нопередначаломразговораоценностныхориентирах,ценностях,мыговоримоценностяхвообще,ообщечеловеческих,онациональных,огосударственных,онациональныхРоссийских.Итольковсравнениисдругимиценностямиобучающийсяможетпрочувствовать,понятьиможетпроникнутсягордостьюзасвоитрадиционныеценноститольковсравнениисдругими.Имысогласныстеориейавтора:«Федеральныйкомпонентнеможетбытьверхнимуровнемобразования,длясовременногоученикаокружающийегомирдолженбытьоткрытиоткрываемзарамкамигосударства,гражданиномкоторогоонявляется»[4].
ВданнойситуациимыиспользуемкомпетентностныйподходпоХуторскомуА.В
«Ценностно—смысловыекомпетенциисвязаннысценностнымиориентирамиученика,егоспособностьювидетьипониматьокружающиймир,ориентироватьсявнем,осознаватьсвоюрольипредназначение,уметьвыбиратьцелевыеисмысловыеустановкидлясвоихдействийипоступков,приниматьрешения.Данныекомпетенцииобеспечиваютмеханизмсамоопределенияученикавситуацияхучебнойиинойдеятельности.Отнихзависитиндивидуальнаяобразовательнаятраекторияученикаипрограммаегожизнедеятельностивцелом»[13].
ВэтомценностныеориентирыРокичМ.намдаютпрекраснуювозможносозданияобъемнойкартинымирадляобучающихся,т.к.ониохватываютсамыенеобходимыеиважныедляжизнедеятельностиподросткасферыиуровнипонимания.Даютвозможностьсконструироватьбытийнуюкартинумира отсамыхнизшихматериальныхуровнейценностныхсфердовысшихдуховных.
«Являясьинвариантнойосновойпроцессаличностно—ориентированногообучения,идеальнаямоделькомпетенциипозволитконструироватьразнообразныеконкретныевариантыобучениянавсехусловияхсистемынепрерывногообразования.Однако,этообщаямодельвпринципенеможетбытьоднозначной,таккаккомпетентности,формируемыеуобучаемых,- этомногоплановые,многоструктурныехарактеристикиобучаемого,подверженныевлияниюогромногочиславнешнихивнутреннихфакторов,многиеизкоторыхтрудноанализируемы»[13].
Поэтомумы сначалаизучаемсмыслысамихценностныхориентиров,чтобобучающийсясначала могпознакомитьсясэтиминовымидлянегопонятиями,затемпроникнутьсяихважностьюдлясебясамого,икто—томожетоткорректировать своепредставлениеоданномпонятии,оегороливегожизни,ивжизниобществаилинаоборотутвердитьсявних. Впроцессеповышениясвоихкомпетенцийвобластиценностейуобучающихсяпроисходитпереосмыслениекартинымира.Новсилумалойжизненнойкомпетентностиуобучающихсяневозникаетдажевопросоввэтойсфере.Аеслиивозникаютонинесостоянииихсформулировать,несмотрянаестественнуюпотребностьвпоискеответовнасвоивопросы.
«Практикапоказывает,чтопоискобучающегосяпоявляется,какправило,в
условиях,которыеегонеудовлетворяютинемогутбытьизмененыврамкахстереотипной,жесткозапланированнойдеятельности»[13].
Дляизмененияусловийснеудовлетворяющихобучающегосянаудовлетворяющиепотребностьвпоискеответовнажизненноважныевопросымысоздаемпрограмму:«актуализациясистемыценностныхориентаций».
«Впереводеслатинского–competentia –означаеткругвопросов,вкоторыхчеловекхорошоосведомлен,обладаетпознаниямииопытом.Компетентныйвопределеннойобластичеловекобладаетсоответствующимизнаниямии способностями,позволяющимиемуобоснованосудитьобэтойобластииэффективнодействоватьвней»[13].
«Посколькупонятие«компетентность»обладаетполисемией(многозначностью),проанализируемсначалаегокатегориальныйряд,т.е.системупонятий,образующихегосодержание,азатемрассмотримкатегориальныйконтекст,т.е.внешнеепонятийное,врамка