X-PDF

Рольсистемы ценностей в становлении личности подростка.

Поделиться статьей

Voronova A.G.

Рольценностной системы ориентиров в становлении личности обучающегося.

 Воронова А.Г   

                                                             ГБОУ ЦО№173

Главная жизненная задача человека -дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важныйплод его усилий — его собственная личность.

                                                                                                                    Фромм Э.

Становлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоениеценностейкультурыиформированиянаихосновеустойчивойиндивидуальнойсистемыгуманистическихценностныхориентаций,детерминирующихповедениеидеятельность.Носоциальныенормы,требования,эталоны,ценностикультурывоспринимаютсяиприсваиваютсяобучающимсясубъективноиизбирательно.Потомуценностныеориентацииобучающегосяневсегдасовпадаютсценностями,выработаннымиобщественнымсознанием.Чтоббогатствакультурыинаукибылипринятыобучающимся,недостаточнотого,чтобобучающийсяпонималихнеобходимость.Ценностьстановитьсяпобудительныммотивомдеятельностилишьтогда,когдаонасталаобъектомпотребностиличности.Вслучае,когдаценностьпотребностьвнутреннегосуществования,обучающийсяможетсформулироватьцелисобственнойдеятельности,найтиэффективныесредстваихреализации,осуществитьсвоевременныйконтроль,оценкуикорректировкусвоихдействий.Развитиеистановлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоение(присвоение)имсистемыобщественныхценностей.Сэтойцельюпедагогорганизует,отбираетобъектыкультуры,предоставляетимицелевуюнаправленность,создаваятемсамымвоспитательнуюсреду,котораяраскрываетпередобучающимсяобразжизниипозволяетестественновходитьвконтекстсовременнойкультурыинауки.

Столкнувшисьнапервомкурсеколледжасобучающимися,которыевпринципенесоциализированы,немотивированынаполучениеобразованиявсталсерьезныйвопроспостроениядиалогасобучающимися.

Фактическимыстолкнулисьсситуацией,описаннойвстатьеА.В.Хуторского«интериоризация и экстериоризация в образовании».

НаданныймоментпроходитмощноеотторжениезнанийшкольникамиВовесьроствстала<<,проблема снижениямотивацииучащихся,ихотчуждениеот«даваемого»образования,являютсянепременнымиатрибутамивнешнезаданнойдоминантыобразования,возродившейсясегоднявтермине«просвещение» >> каксказалА.В.Хуторской.

Детикакизвестнооченьчувствительныколжиипотомусрединихнаурокахчастозвучатфразыдостаточножесткие:вынасзомбируете.Естественно,такаярепликаодногоспособнавосстановитьмногихпротивобразования.

Крометого,чтосоциальнаяобстановкадемонстрируетсовременномушкольнику,чтобизнеснетребуетобразования,аматериальныйуровеньтаммноговыше,анаукаксожалению,частоработаетнабизнес,подменяяистинныеценностичеловека.Такаяситуациявшколах оченьнаглядноподтверждаетслова«Изза

 

 

 

 

значительнойвнешнейзаданностицелей,содержанияэтогообразования,обезличеннойсистемыконтроля,подавляютсясубъектныеначалаучащихсяихсобственноесамовыражение,самореализация.Врезультатетеряетсямотивация,возникаютскука,лицемерие,формализм.»

Ивтакихситуациях,учитель,которыйпопалвситуациюзаложника,ибоонобязанвыполнитьпрограммуивыпуститьученика,отрываетсяотпрограммыипереходитнаобъяснениематериала,черезжизненныеситуации,близкиеподухуисодержаниюдляучеников,итогдапроисходитмаленькоечудо.УченикначинаетучаствоватьвпроцессеурокаНокаковоусилиеитворчествоучителя,которыйвместоготовогопривычногознаниядолженкаждыйденьтворитьчудесаобразования,творчества.

 Именнотакиеситуацииподтверждаютнеобходимость,естественностьивостребованностьименно«выращивания»знанияэкстериоризации,утверждаянапрактике понятие << ., чтовыбордоминирующегоподхода(аименноэкстериоризацииопределяетрезультатыобразования.>>

ЕсливзятьипроанализироватьэтидваподходаЛ.Н.ТолстогоиЛ.С.Выгодскоговсоответствиисихвременемвысказывания,томыбысказали,чтоЛевСеменовичошибался.Каждыйизнихвысказывалсябезотносительноксвоейэпохе,своейобусловленностиситуацией.Ихвысказыванияотносилисьтольковзаимоотношениямучительученик.

 ВремяработывобластипсихологииЛьваСеменовичаопределяетсяпослереволюционнымвременем.Впериод,когдасамаатмосферастранысоздавалаусловиявостребованностиобразования.Ивсеобразованиеложилосьфактическинаблагодатнуюпочвувостребованностиучеником,тоестьоношлоотпотребности ученикаполучитьзнанияиреализоватьсясними.

Такимобразомформальнознанияновыепредполагалось,что«встраиваются»,

Тузаботуоиндивидуальнойзначимости,важностиинужностизнанийвзяланасебяситуативнаяатмосферавгосударстве.Учительнеозадачивалсятакимвопросом.Хотяполитическаяситуациявстранетребовала«вращивания»определенноготипазнаний,наосновечегоисоздавалисьопределенныеИнституты.Системавращиваниятребуетсядляобеспеченияфункционеровдляопределенноговидадеятельности.Такиезнанияневсегдамогутбытьподлиннымиичастоискаженнымииискажающимивнутреннююсущностьученика.ИкаксказалВивекананда<<этовноситсистемнуюошибкувзнание».

ЛевНиколаевичжилиучилвпредреволюционноевремяионбылвнеполитики,оншелотпотребностиивнутреннейпотребностисущностиученикаиэтоневноситсистемнуюошибку,чтодлянаукиищущейистинумногоактуальнее

Имынесоглашаемся сформулировкойЛьваСеменовича оЛьвеНиколаевиче: «Несомненная ошибкаэтоговзглядазаключаетсявчрезмерномпреувеличенииипоклоненииобразцамдетскоготворчестваинепониманиитого,чтостихийнаясилатворчества,хотяиспособнасоздатьобразцывеличайшегонапряжения,темнеменее,навсегдаобреченаоставатьсявузкомкругусамыхэлементарных,примитивныхи,всущности,бедныхформ»

потомукакнашевремяпарадоксовпредставляетсовсеминыеситуации,когданавязываемыеизвнезнанияотторгаютсяученикаминаинтуитивномуровне.

 

 

 

 

Наосознаваемомуровнеоничастопростоневоспринимаются,не запоминаютсяобучающимися.

А.В.Хуторскойвсвоей     статье«Интериоризацияиэкстеиоризациявобразовании»:«Педагогическийподход,ориентированныйна«вращивание»опытачеловечествавегоиндивидовпротивоположенконцепции«выращивания»природнойсущностиребёнка.«Вращивание»Выготского,говорясовременнымязыком,этоавторитарнаяпозиция,рассчитаннаяна

доминирующуюрольучителякакпредставителясоциумаодногоиз

заказчиковобразования,..»Такаяметодиканаданныйпериодразвитиястраныоказываетсянетольконеприемлемаиотторгаемаучениками,ноипосутивредна.

Психологиустановили,чтовнастоящийпериодвремениначинаяс2018-2020 годовувеличиваетсяколичестводетейспсихическимитравмамиипроблемами.Медицинойустановлено,чтотакиепроблемывозникаютчащевсегонауровнепротиворечивыхтребованийввоспитанииТакимиантиподамивоспитанияпреждевсегоявляютсяродители(матьотец,родителибабушки,дедушки),следующийкруг:родителишкола,родителиобществоПротивоположностьтребованийантиподовприводиткболезненнодепрессивнымсостояниямребенка.

 Ктакомупротиворечиюиболезненномусостояниюприходитсовременноеобществовцелом,т.кнавязываемыезнанияи условиявцеломпротиворечатестественнойсутичеловека.

Такимобразоммыприходимквыводуовредеиопасностиавторитарного,«выращиваемого»знанияибооноломаетвнутреннююсущностьчеловека,ребенка,ученика.Новозможноэтотожедействительнотолькодлянашегоэпохальногоотрезкавремени.

 СпозицииЛ.С. Выгодского:«зоныближайшегоразвития»этопризнаниенеспособностиученикасамомусделатьпродуктивныйобразовательныйшагбезпомощиучителя.Отсюданеобходимостьинтериоризации,т.е.переводавнешнегововнутрьребенка,которыйобучаетсячерезподражание,постояннонаходясьвсостояниивнешнихподпороксостороныучителя»[1].

Нашевремяужепоказало,недействительностьтакихвыводов.Мынаблюдаемуникальнуюкартинунашейдействительности,когдашкольники,начинаяужес2000 хгодовсамостоятельноосваиваюткомпьютерныепрограммы,телефонныеаппараты,ремонтэтойтехники,программированиеидругиеновшествавремени, безучителей,группысопровожденияииныхпомощников.Вданнойситуацииобъектподражаниятожеотсутствует,подражатьнекому.Этаситуацияотноситсянекодареннымдетям,апреждевсегокнеодаренным.Втовремякакобразовательнаяшкольнаяпрограммаимногиепредметыпростоотвергаются.

Этоподтверждаетидеютого,чторебенокспособен илегкоосваиваетвостребованныеимличнознания.Приходилосьнаблюдатьиситуации,когдаподростоквпервыеоказалсярядомсмузыкальныминструментомначиналигратьнаслухилисамобучалсяпению.Ивсепрекраснознают,насколькопроблемнообучениебольшинстваучениковтакимпредметамкакматематика,русский,английский,физика,химия.Уученикавэтомвозрастеещенесформироваласьпотребностьвзнанияхтакогорода.Этизнанияещевбольшинствеслучаевдлянихявляютсявнешними,ненужными.Онистановятсявостребованными,когдазарождаетсяипроявляетсяинтерескпознаниювнешнегомира,тогдаидетинтенсивныйпроцесспознания.Наглядноразницаподходовинтериоризациииэкстериоризациихорошопросматриваетсяпривыполнениизаданияна

 

 

 

созданиепрезентациипотеме.

Еслиученикзаинтересованвтемеилиемунадосамоутвердиться,самореализоватьсятоонсидитчасаминадпрезентацией,незамечаявремениибезвнешнегоконтролятворит.Еслиучениквынужденделатьпрезентацию,тобудетсделаноплохоинеинтересно.

Тогдавстаетзадачазарождениямотивацииуобучающегося.Рождениеипробуждение,актуализацияеголичнойпотребности.

 НапомощьприходятценностныеориентирыМ.Рокич,вкоторыхотраженывсеосновныепотребностиипроблемыэтоговозраста:поисксмысловжизни,самоутверждение,вопросприятиядругихиприятиесамогоподросткадругими,счастьяиздоровья,целеполаганияисамореализации.

Диагностикаспомощьюценностныхориентировотраженавтаблице1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рей

тинг

Ценностные ориентиры

 

Рей

тинг

Ценностные ориентиры

1

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

10

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках

 

11

Интересная работа

3

Счастливая семейная жизнь

 

12

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

4

Здоровье (физическое и психическое)

 

13

 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

5

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем

 

14

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

6

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 Мы расширяем понятие любовь и обобщаем, говорим про любовь к миру.

 

15

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

7

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

16

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

8

Наличие хороших и верных друзей

 

17

Творчество (возможность заниматься творчеством)

9

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

18

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

 

Рис .1. Рейтинг ценностных ориентаций у обучающихся

Былапоставленацель:выявить причины и мотивы поступления в этот колледж и мотив обучения.

Задачи:1. Создать условия для успешного окончания обучения в колледже.

2.Мотивировать на учебный процесс.

3.Мотивировать на эффективную коммуникативность.

Гипотеза:Если мы будем проводить занятия с обучающимися по построению системы ценностных ориентиров, то мы повысим учебную мотивацию и социальную ответственность обучающихся, что будет основой для становления личности подростка.

Объектисследования:социальная ответственность обучающихся.

Предметисследования:система ценностных ориентиров обучающихся.

 Проведя диагностику обучающихся первого курса морского колледжа по ценностным ориентирам М.Рокич курсантов ситуация стала понятна.

БыливыбраныценностныеориентирыМ.Рокич,таккак  ониболеепростыдляпониманияобучающихсяэтоговозрастаитакойкатегорииобучающихся.

Крометого,вэтихценностныхориентирахболеевсегоотраженыпотребностиизначимыеценностиэтойвозрастнойгруппыиотраженывсеуровниценностей,отнизшихдовысших.

 Результатыдиагностикидвухгруппв50 человекдалследующийрезультат: ричемвприоритетставятсчастливуюсемейнуюжизньименнотеобучающиеся,укоторыхпрактическинетникакогосчастливого,аиногдаипростоприемлемогоопытасемейнойжизни,т.е.изнеблагополучныхсемей.Этоговоритотом,чтоестьпотребностьиполностьюотсутствуетпредставлениеонормахиправилах,принципахпостроениясчастливойсемейнойжизни.

Такаяценностькакздоровьепривлекаетименнотех,укогоестьпроблемысоздоровьем,ктоспособенужеоценитьотсутствиееговжизни,нотемнеменеенеимеетпредставленияотом,какегосохранитьиливоссоздатьОбучающиеся,укоторыхнетпроблемсоздоровьем,воспринимаютценностный ориентир «здоровье» какестественноесостояние,нетребующеевнимания.

Такойценностныйориентиркакуверенностьвсебе,появляетсякакпотребность,утехобучающихсяукоторыхявновыраженыразныепсихологическиекомплексы,ионинепредставляюткакобрестиуверенностьвколлективе,безкоторойобучающемусясложноиобщатьсясучителем,исосверстниками,ипростоотвечатьнауроке.

 

Итакойценностныйориентиркакобщественноепризнание,чащевсегоотмечаетсяименноутехобучающихся,укоторыхбылипроблемысихпризнаниемвгруппе.Инепонимая,какполучитьэтопризнаниевобществе,ккоторомувпринципестремитьсякаждыйиндивидтакилииначе,подростокчастоидетнаасоциальныеметоды.Еслимысможемпоказатьпутидостиженияпризнаниятакогопризнаниясовершенносоциоприемлемымипутями,позитивнымииубедить,вэтомобучающихся,тосредаобразованиястановится  болеекомфортнойдлявсехсубъектовпроцессаобразования.

 

Темнеменее,существуетнекотороенезначительноеколичествообучающихся,укоторыхприсутствуетпотребностьпризнанияиззазавышеннойсамооценки,генетическойпотребностипризнанияиликакпризнаниеихспособностей,талантов,харизматичности

 

Иногдаценностныеориентирыуобучающихсястановятсяприоритетнымивсилутого,чтоониприоритетнывсемьеинанихакцентируетсявнимание.

Анализвостребованностиценностныхориентировпоказал,чтопервопричинойихвостребованностиявляетсявпервуюочередьналичиепроблемвэтихсферах,режеактуализациейэтихценностныхориентироввсемьяхЭтотрезультатпоставилзадачуповыситьучебнуюмотивацию,повыситьобщийуровеньсоциальнойкомпетенциивобластиценностныхориентиров,дляреализацииадаптациииполноценнойсоциализацииобучающихся,повыситьуровеньэмотивностиобучающихсяиихдуховнонравственныйпотенциал,т.к.мывидим,чтовсегуманистическиеценности  поставленынапоследниеместапозначимости.Такиеэмоциональныесостоянияобучающихсячастоприводятнепростокконфликтамвколлективе,нокдеструктивнымпроявлениямвобразовательномучреждении.

НапервойстадиидиагностикиобучающихсямыихзнакомимсбОльшимобъемомценностныхориентиров,чемунихсуществуетвихресурсе.Мыразбираемвсепонятияценностныхориентиров,предварительно,даввозможностьвысказатьсяобучающимсяоихпредставлении,знании,понимании,видении.

ВметодикеМ.Рокичпредставлено36 ценностныхориентиров,18 —ценностейцелей(терминальных)и18 ценностейсредств(инструментальных)

 Навторомэтапе,анонимногообсуждениярезультатовдиагностикимывыходимнаболеерасширенноепониманиеценностныхориентировВыяснилось,чтознаниеипониманиеценностейвесьмаограниченные.

 

Такоепонятиекакпродуктивнаяжизньумногихобучающихсяассоциируетсясколичествомпродуктомвхолодильнике.Активнаядеятельнаяжизньассоциируетсяспростымколичествомдействий,сжизненной,бытовойсуетой,аинтересностьработыопределяетсяколичествомполучаемыхзанееденег.

 Понятие«дружба»оцениваетсятолькокаквозможностьполучитькакиетобонусыиливыгодудлясебя.Единицы(2-3) обучающихсяиз50 толькодалиболееменееадекватноеопределениедружбы,оцениваякаквзаимопомощьивзаимовыручкуиобщностьинтересов,котораясводитсякакправилокиграмвинтернете.

 ЕслиобратитсякмнениюСократа«Мерасуществующегоилинесуществующегоестькаждыйизнас.Издесьтотысячуразотличаетсяодинотдругого,потомучтодляодногосуществуетикажетсяодно,адлядругогодругое.Ничьёмнениенебываетложным…»,тоонконечноправ.

 

Нокакбылоописановыше,врезультатеисследованиямыполучили,чтоуровеньзнанияопределяетсяуровнемэнергетическойобеспеченностичеловека.Тоестьнаходясьнасвоейэнергообеспеченнстиобучающийсясоздает,трансформируетполучаетиусваиваетзнаниявсоответствиисосвоимэнергоресурсомиестественнонасвоемуровнеонабсолютноправ.Мыжезнаем,чтоуподножьягорымывидимодинпейзаж,насерединемыужевидимдальшеибольше,асвершиныгорыунасдостаточнобольшойобзор,догоризонтаиболеедетальныйиногдаНодлятого,чтобжитьвобществеиработатьвкомандеприходитсядоговариватьсяиобъединятьэтизнанияприходякобщимзнаменателям.Вэтомслучаеипроисходитводнойгруппе«вращивание»знаний,вдругой«взращивание».

Еслинетединогоопределения,единогопониманияовещах,предметах,объектахтодальшеотсутствуетпониманиевцелом,т.к.каждыйобщаетсятольконаемуодномупонятномуровнеобщенияипонимания,частодоводяситуациюдоконфликтов.

 

 Понятие«Продуктивнаяжизнь»определяемоеавторомметодикикакмаксимальнополноеиспользованиесвоихвозможностей,силиспособностей,обучающимисявоспринимаетсяпоразному,всоответствиисихужеимеющимсяопытомжизниспособностями,ивозможностямиинередкотолькосколичествомпродуктоввхолодильнике.Ак15-16-17 годаммыужеполучаемвесьмаразнообразныйнаборинформативноинтеллектуальногоресурсаопределяемогоуодногообучающегося  жизньювкоттедженаберегуморяилииудругого,жизньюв15 квадратныхметрахкоммунальнойквартиры.

 

Мыпредставляемпродуктивнуюжизнькакрезультативностьжизниобобщая,говоряотом,чтопродуктивностьюжизниписателяявляетсяколичествоикачествонаписанныхкниг.ПродуктивностьхудожникаопределяетсяколичествомегокартинПродуктивностьучителяопределяетсяколичествомуспешныхучеников,успешностькоторыхопределяетсянетолькоотметками.Дальше  предлагаетсяобучающимсяпродолжитьрядспециальностейиихоценкупродуктивности.

Апонятие«активностьжизни»определяетсянеколичествомпроведенных«тусовок»,аколичествоммероприятий,которыеприводяткрезультативности,кувеличениючислапродуктовдеятельностиПотомучтообучающимисяактивностьжизниопределяется,количествомбытовыхдействийпроведенныхзадень,например:мыуспелиподраться,потомпомириться,потомпогулять,сходитьискупаться,поигратьвфутбол.

 

 Переходявплоскостьрезультативностиговоримодействиях,которыееслинесейчас,товбудущеммогутпривестикрезультатам,напримерспортсменыидянатренировкуразучиваютновыедвижения,приемы,еслионипланировалиразучитьодно,аосвоилидва,топовысилисвоюактивность,чтодастимвозможностьпобедитьнасоревнованиях.

Второйпример:есливместо5 примеров,заданныхнадом,ученикделает10, обеспечиваясебепоступлениеуженевколледж,аВУЗ,тоонповышаетсвоюактивностьжизниповышаявперспективерезультативностьееИпредлагаетсяобучающимсяпредложитьсвоипримерыизжизни.Такониужесамивсвоейжизниищутпутисвоегоразвитиязакладываявподсознаниежизненноважныерешения.

 

Частопримерырождаютсястихийно,взависимостиотсложившейсявклассеситуации,требующейнемедленногореагированияиответа.ЗдесьмысовершенносогласнысформулировкойТолстогоЛ.Н.:Каждыйшагфилософиипедагогикивпередсостоиттольковтом,чтобыосвобождатьшколуотмыслиобучениямолодыхпоколенийтому,чтостарыепоколениясчиталинаукой,кмыслиобучениятому,чтолежитвпотребностимолодыхпоколений[8, с.91].Икаждаярепликаизклассаможетстатьповодомдляразговораоценностях,целях,нравственности,духовности,которыенадорешатьименносейчасиздесь,покаонидлякоготоактуальныРазговорпотомнаэтутему,этоужетакженеактуаленможетбыть,какинаказаниенесвоевременное.

 

Обсуждение  понятия«затрагивает»обсуждение  моральнонравственныхценностей,таких,какнапример,выполнениесвоейработы,еекачества.Здесьможнопривестицитату.

«Ивойдетвчистыйтрудвысокоекачествочерезлюбимоемастерство.Утвердитсявовсейжизникачествопрекрасное.Неостанетсяничеговотьме.Невежественностьбудетпреступлениемпозорным.Еслитьмазаразительна,тоиСветпривлекателен.Такбудемутверждатьлюбимоемастерство,котороевознесетвсюжизнь.» [9.3.010.]

 

 Здесьжепереходимкобсуждениюпонятия«интереснаяработа»,котораявпервуюочередьсопряженасхорошимзнаниемсвоегодела,скачественным,добросовестнымвыполнениемее.Итольколюбимоемастерствоможетстатьинтереснойработой.Соответственновкаждойработе,вкаждомвидедеятельностиестьивозможенпроцесстворчества,главноежеланиеиумениевидеть,котороеприходитотлюбвикокружающемумиру,красоте,людям,кзнаниям.Безэтоготворчествонеприходит.

 

«Знаниепревышевсего.Каждый,ктопринесчастицузнания,естьблагодетельчеловечества.КаждыйсобравшийискрызнаниябудетподателемСвета.Научимсяоберегатькаждыйшагнаучногопознавания.Пренебрежениекнаукеестьпогружениевотьму.»[9].

Итаклюбовькделу,итворчествурождаетсяизстремлениякличностномуразвитиюизлюбвикмиру.НокаксказалВивекананда:«…непознающийсебяпорождаетсистемнуюошибку,искажающуювсеполучаемоеимзнание.Чтобызнаниеспасалоиосвобождалолюдей,емудолжнасопутствоватьдобродетель».Чтоявляетсявысшимидобродетелями?Истина.Красота.ДоброещевантичнойГрециибылипризнанывысшимидобродетелями.

Такимобразомобсуждаяиразбираянасущныепроблемыобучающихсямыпродолжаемобразовательныйпроцессобучающегосяметапредметно.  

«Образованиеэтонестолькозаказсоциума,сколькомиссиячеловека  во     Вселенной.

 Человекравновеликмиру,следовательно,егопредназначениевселениевсвоймир.»[4]

 

 Ирасширяякругозоробучающегосяегомировоззрение,представлениеосебесамом инаправляянаизучениесамогосебя,точтоневходитвшкольнуюпрограмму,нонеобходимоличностиосознающейсебякакЧеловека свселенскоймиссией,мысможемпомочьему,еслиневыполнитьсвоювселенскуюмиссию,тохотябыстатьсознательнымЗемлянином,неискажающимнаучнуюИстину.

«Реализацияпедагогическихидейрусскогокосмизматребуетпостроения

соответствующеймоделиобразования,вкоторойкромегосударственного,национального,региональногоишкольногокомпонентовдолжныприсутствоватьученическийиобщемировойкомпоненты».[4]

Наданныймоментвремени,этоужедаженеидеирусскогокосмизма,которыйможетбытьреализованкогдатовбудущем,аестественнаяпотребностьобразованиясовременноговремени.

 Весьпроцессидетврамкахпедагогическихмастерских.

«Неизучение,аобщениеосновнойметодпознания.Разговорскамнем,соприкасаниесдеревом,сочувствованиесживотным,сомыслиеисродствосмиромпримерыспособовобщенияиединенияпознающегоспознаваемым.Цельюпознаниявыступаетпространственноерасширениепознающегодопознаваемого»[4].

«Содержаниеиметодыпознанияученикопределяет,запрашиваяихусамогообъектапознанияучительжеприменяетспециальнуюметодикунаученияученикаэтому»[4].

«Ученикамобеспечиваетсяправонасозерцательный,интуитивный,нелогическийподходкизучениюфундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].

«Живаяэтика»,целькоторойпостояннаявнутренняяработанадсобойисамосовершенствованиепризываеткдерзновениювпознании,вприближениикУчителюТоржествуйте,дерзания,ибосамоекрылатоеосилилоосуждение».[9.10.]

«Оглушаяобыденностью,тьмакричит.Тьманевыноситдерзновениясвета»[9.10.].Гдеподпонятиемсвета понимаетсязнание.

«Толькокогдаводиночестве,когдане нуждающийсяввещах,когдане оплакивающий,когданетерпящий,тогдарадуетсядерзновенный.ТакначнемпереводитьнашудревнююкнигуДерзания»[9.10]

Ведьтолькодерзновенныймогсоздатьвелосипед,машину,самолет,ракету

 

 Впроцесседиагностики,постановкатакоговопросакакустановитьиерархиюценностныхориентировприводиткзамешательствубольшинствообучающихся,ачастокневозможностиустановлениярейтингатойилиинойценности,ввидуиходинаковойзначимостидляобучающегося.Унекоторыхобучающихся,проявляетсяжеланиепоставитьдо3-5 ценностныхориентировна  однуступеньУСенекиестьвысказываниеКогдачеловекнезнаетвкакуюгаваньондержитпуть,ниодинветернебудетдлянегопопутным»,т.енеимеяцели,никакиевозможноститебевжизнинепомогут,иподросток,человекплыветтудакудадуетветер.Тожепроисходитсобучающимися,которыеневсостояниивыстроитьприоритетысвои.

 

 Поэтомунаследующейступенимыговоримонеобходимостисозданиясистемыценностей.Системаобладаетновыми,инымикачествами,чемеекомпоненты.Системаявляетсяболееустойчивойструктуройипозволяетизменитькачествожизни.Поэтомумыстроимстройнуюсистемуценностей.

Одновременновыявляем,чтодлядостиженияпрактическилюбойцелинужнызнания,познания,развитие,продуктивнаяжизнь.

«Существованиевмиреединыхпервооснов,стягивающихвсепроисходящеекобщимоснованиям,несетвсебеважныйдидактическийпринципконструированиясодержанияобразованиянаосновенекихпервосмысловфундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].

ИсоглашаясьсавторомвысказыванияМетапредметныеосновыодноуровневогоиразноуровневоговсеединствапознаваемогобытиямогутслужитьструктурнойонтологическойосновойконструированиясодержанияобразования»[4].

 

Мывыстраиваемсистемуценностей,цельюкоторойявляетсяпознаниеидостижениемудрости,какоднойизсемичеловеческихдобродетелей,объединяющейистинуиблаго,любовьиистину,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,познаниедобраизла.   Еслиценностныеориентирынаходятсянаоднойступенипотребности,токакойориентирбудетвыбранвтойилиинойситуациибудетзависетьотразныхфакторов:ситуации,настроения,среды,коллектива,состоянияздоровьявэтотмоментииныхнепредсказуемыхфакторов.Такаяситуацияможетпривестикнеадекватномурешениюобучающегосявтомчислекдеструктивнымпоступкам.

Еслимысовместнособучающимсявыстраиваемиерархическуюсистемуценностныхориентиров,товегопамяти,всознании,вподсознаниизакладываютсяотправныевехиприоритетовнакаждыймоментвремени,вкаждойситуацииПричемвпроцессмывключаемпрактическивсехикаждогоизобучающихся.

«Человек,включенныйвобразовательнуюсистему,меняетсвойличностныйпотенциал,мировоззренческуюориентацию,индивидуальнуютраекторию(илисферу)своегообразования,системуотношенийсприродой,скультуройиссамимсобой,наборспособовдеятельности,втомчислеирефлексивных,необходимыхдляобеспечения,оценкиикорректировкисвоегообразования»[4].

 

 Решениетакогообучающегосявнестандартныхситуациях,неожиданныхинепредсказуемыхужеимеетнекоторыйалгоритмрешения,егоповедениенебудетхаотичным,неадекватным,непредсказуемымиопаснымдлянегосамогоилидругого.

 Наследующемэтапемыговоримоцелеполаганиивжизникаждогочеловекаинеобходимостивыборастратегии своегоповедениявкаждыймоментвремени,приэтомидетдемонстрация схемынадоске.

 

                               Рис.2

Взависимостиот выбора,вкаждыймоментвремени мыдостигаемсвоейцелираньшевремени,илиникогдаеенедостигаем.Издесьмысовместнымрешениемзаконечнуюцельжизнипринимаемжизненнуюмудрость.

Судяповсему,такоепонятиекакжизненнаямудростьсуществуеттольковрусскомязыке.

 ИмысогласныспонятиемА.В.Хуторскогосказавшего:

«Образование,построенноенаотечественныхидеяхитрадициях,всегдабудетотвечатьзадачамнациональногоразвития.Поэтомуфилософскиепредпосылкипроектированияроссийскогообразованияследуетискатьвотечественнойфилософии».[4]

 Психологиговорятосложноститакогорешения,какпостановкаглобальнойцелиипутешествиянапротяжениивсейжизникней.Онирекомендуютразбиватьдостижениебольшойцелинанесколькоэтапов,воглавекоторыхстоятдругиеменеезначимыецелиценности,нонаданныймоментвременинаиболеезначимыми.

 Системаценностейпредставляетсобойнесколькоступенейдостиженияглавнойцели.Используяценностицели,предлагаетсябольшойжизненныйпутьразбиватьнамалыеступенидостижения.Промежуточнымиступенями

большогопутиукоготостановитьсядостижениеуверенностивсебе,укоготоматериальногоблагополучия,укоготообщественноепризнание,счастливаясемейнаяжизнь,интереснаяработаит.д.

«Образованиеэтопоискнового,свободноеоткрытиемира.Образованиеявляетсяоткрытым,направленнымнаосвоениенеизвестного,анетольконаизучениеизвестного»[4].

 

 А.Маслоуговорит,что  высшейпотребностьючеловекаявляетсясамореализация.Психологиподтверждают,чтотолькосамореализовавшийсячеловекстановитьсясчастливым.Такимобразомвыстраиваетсяалгоритмсамореализации,достижениясчастья.

 Мывсамореализациипреждевсеговидимжизненнуюмудростьирассматриваемэтопонятиесразныхточекзрения.

Икак«Способностьнаходитьрешениеразличныхпроблем,втомчислежизненных,опираясьнасвойичужойопыт»- википедия.

ВсловареОжегова,мудростьтрактуетсякак«глубокийум,опирающийсянажизненныйопыт.Мудростьпровидца.Народнаямудрость(такжеосложившихсявнародеизречениях,отражающихегожизненныйопыт,знания).»

Словарь Ушакова,трактуеткак«знания,приобретенныеразмышлениемглубокийум,опирающийсянажизненныйопыт».

Философскийсловарьразума,материи,морали:

«Подмудростьюяимеюввидуправильноепониманиежизненныхцелей.Этонечтотакое,чегонаукасамапосебенеобеспечивает.Поэтомуодноголишьростанаукинедостаточно».[6].

Философияконспектлекцийисловарьтерминов:

Мудрость«высшаядуховнаяпотенциячеловека,результатинтеллектуальных,душевныхидуховныхусилий,синтезирующаявсевидыпознанияиактивногоотношениячеловекакмиру».[6].

 

Мудрыйоснованныйнадобреиистине,праведный,соединяющийвсебелюбовьиправду,ввысшейстепениблагонамеренный.

 Первыетрактовкирассматриваемогопонятия «Мудрость»указанывпервыхсловаряхрусскогоязыка11 12 вв.,аименно:разум,благоразумие,умэтоумудренностьученость,совокупностьзнанийвеликомудриенравственноесовершенство,душевнаячистотасмиренномудриерелигиознаяблагочестивостьэтопремудростьмастерство,совершенство,искусностьсовершенномудрие.                                                                                              

ЭнциклопедияРусскаяцивилизацияговоритМудростьоднаизсемичеловеческихдобродетелейвправославномсмысле,соединениеистиныиблага,высшаяправда,слияниелюбвииистины,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,знаниедобраизла»[7].Этоотноситсякболеераннейтрактовкепонятия,кXIIвеку,котораянамбольшеимпонируетврезультатеболеерасширенногоипонятногодляобучающегосяформулирования.

АкэтомупонятиюещепозженаРусидобавилосьпонятиемудростикакмастерствамастера,Учителя.

ВсоответствиистеориейценностейМ.С.Кагансуществует два вида ценностейсоциологическиеитеологические.Высшейценностьюсоциологическойвидимоявляетсясамореализация.ВысшейценностьютеологическойвэтомслучаеявляетсяБог,авот общечеловеческой — любовь,счастье.

АлгоритмыдостиженияцелейвыстраиваютсячерездругиеценностныеориентирыизкомплектаМ.Рокич,например:

 

 

Рис3.

 

 Напримереэтихалгоритмов,мывидим,чтовпринципевсеценностивзаимосвязанымеждусобой,ивсецелидостижимы  одначерездругую,ииспользуянебольшиешагидостиженияпоочереднооднихцелейзадругимиможнодостичьиосновной.

Обучающиесядовольноактивновсегдаучаствуютвтакихпостроениях.

Частовыходимприобсуждениинаиныесовсемнеожиданныетемы,чтодаетповодпоговоритьонравственных,духовных,моральныхценностяхдополнительно.Врезультатетаких«незапланированных»бесед,мыможемувидетьобщуюнаправленностьобучающегося,иможноееоткорректироватьвпроцессетакихзанятийесливидим,чтонаправленностьноситдеструктивныйхарактерилиготоваперейтивэтукатегорию.

Такимобразом,унасестьвозможностьвнеформальнойбеседеотредактироватьжизненнуюустановку,позициюобучающегося.Такиезанятия,какпоказалапрактика,остаютсяуобучающихсявпамяти.

Ито,чтонаходитсявпамятииливподсознании,срабатываеткакготовыймеханизмдействия.Сознаниюнетребуетсявремянапоискрешения,втруднойситуациисрабатываетавтоматически.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

 

 Такиевнеурочныезанятияскурсантамивколледжезакончилисьтем,чтоквыпускупришливсе.Навторомкурсе,желающихпропуститьзанятияуженебыло.Аодиниз  самыхактивныхпрогульщиков,курсантов,которогоянехотелабратьнамероприятиевнеколледжа,мотивируятем,чтоонвсераносбежит,ответилЯпонял,учебанужнамнеиянесбегу».Послечегоонсистематическипосещалзанятия.

 

 Сейчасвшколепроводятсятакиежевнеурочныезанятия,которыебезнравоучительныхбеседрешаютмногиевоспитательныевопросы.Врезультатеодногоизтакихзанятийвышлинатемуотношений,котораязатронулаобучающегося,страдающегонеадекватнойреакциейаутоагрессии.Врезультатебольшогопотокавопросов,которыеунеговозниклииполучилиответ,такиереакциипрекратились.Такимобразом,тематиказанятийоказалаещеипсихотерапевтическийэффект.

Внастоящеевремямедикамиотмечаетсябольшойпроцентростанервныхипсихическихотклоненийуобучающихся,которымвпринципеониредкомогутпомочь.

 

Апсихологияговоритотом,чтопсихическиеотклоненияудетейчастобываетврезультатенеправильноговоспитания,предъявленияразныхкритериевтребований.Такимструктурированиемпонятиймырасширяемкругозор,расширяемкартинужизни,упорядочиваемееиодухотворяемпроизведениямиискусстваинауки.

Продуктомтакихзанятийсталапрограммавнеурочнойдеятельности.Взависимостиотситуацииииспользуетсяпрограммадвухгодичная,котораясовмещаетсяскомплексомоздоровительныхзанятий.Итогдамывцеломимеемоздоровительнуюпрограмму.Сучетомсовременнойтрактовкипонятия«здоровье»,чтоздоровьеэтонепростоотсутствиезаболеваний,нофизическое,психическоеисоциальноездоровье.

 

Рис.4

                                                                           

Нопередначаломразговораоценностныхориентирах,ценностях,мыговоримоценностяхвообще,ообщечеловеческих,онациональных,огосударственных,онациональныхРоссийских.Итольковсравнениисдругимиценностямиобучающийсяможетпрочувствовать,понятьиможетпроникнутсягордостьюзасвоитрадиционныеценноститольковсравнениисдругими.ИмысогласныстеориейавтораФедеральныйкомпонентнеможетбытьверхнимуровнемобразования,длясовременногоученикаокружающийегомирдолженбытьоткрытиоткрываемзарамкамигосударства,гражданиномкоторогоонявляется»[4].

ВданнойситуациимыиспользуемкомпетентностныйподходпоХуторскомуА.В

«Ценностносмысловыекомпетенциисвязаннысценностнымиориентирамиученика,егоспособностьювидетьипониматьокружающиймир,ориентироватьсявнем,осознаватьсвоюрольипредназначение,уметьвыбиратьцелевыеисмысловыеустановкидлясвоихдействийипоступков,приниматьрешения.Данныекомпетенцииобеспечиваютмеханизмсамоопределенияученикавситуацияхучебнойиинойдеятельности.Отнихзависитиндивидуальнаяобразовательнаятраекторияученикаипрограммаегожизнедеятельностивцелом»[13].

 

ВэтомценностныеориентирыРокичМ.намдаютпрекраснуювозможносозданияобъемнойкартинымирадляобучающихся,т.к.ониохватываютсамыенеобходимыеиважныедляжизнедеятельностиподросткасферыиуровнипонимания.Даютвозможностьсконструироватьбытийнуюкартинумира отсамыхнизшихматериальныхуровнейценностныхсфердовысшихдуховных.

«Являясьинвариантнойосновойпроцессаличностноориентированногообучения,идеальнаямоделькомпетенциипозволитконструироватьразнообразныеконкретныевариантыобучениянавсехусловияхсистемынепрерывногообразования.Однако,этообщаямодельвпринципенеможетбытьоднозначной,таккаккомпетентности,формируемыеуобучаемых,- этомногоплановые,многоструктурныехарактеристикиобучаемого,подверженныевлияниюогромногочиславнешнихивнутреннихфакторов,многиеизкоторыхтрудноанализируемы»[13].

Поэтомумы сначалаизучаемсмыслысамихценностныхориентиров,чтобобучающийсясначала могпознакомитьсясэтиминовымидлянегопонятиями,затемпроникнутьсяихважностьюдлясебясамого,иктотоможетоткорректировать своепредставлениеоданномпонятии,оегороливегожизни,ивжизниобществаилинаоборотутвердитьсявнихВпроцессеповышениясвоихкомпетенцийвобластиценностейуобучающихсяпроисходитпереосмыслениекартинымира.Новсилумалойжизненнойкомпетентностиуобучающихсяневозникаетдажевопросоввэтойсфере.Аеслиивозникаютонинесостоянииихсформулировать,несмотрянаестественнуюпотребностьвпоискеответовнасвоивопросы.

«Практикапоказывает,чтопоискобучающегосяпоявляется,какправило,в

условиях,которыеегонеудовлетворяютинемогутбытьизмененыврамкахстереотипной,жесткозапланированнойдеятельности»[13].

Дляизмененияусловийснеудовлетворяющихобучающегосянаудовлетворяющиепотребностьвпоискеответовнажизненноважныевопросымысоздаемпрограммуактуализациясистемыценностныхориентаций».

 «Впереводеслатинскогоcompetentia означаеткругвопросов,вкоторыхчеловекхорошоосведомлен,обладаетпознаниямииопытом.Компетентныйвопределеннойобластичеловекобладаетсоответствующимизнаниямии способностями,позволяющимиемуобоснованосудитьобэтойобластииэффективнодействоватьвней»[13].

«Посколькупонятие«компетентность»обладаетполисемией(многозначностью),проанализируемсначалаегокатегориальныйряд,т.е.системупонятий,образующихегосодержание,азатемрассмотримкатегориальныйконтекст,т.е.внешнеепонятийное,врамка