Авторское отношение к пассажирам из «Атлантиды» проявляется через описание их внешности и поведения. Портретами господина из Сан-Франциско, его жены и дочери автор показывает богатство, которое не только их окружает, но и въелось в них: «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы», «Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная», «…дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием». Пассажиры «Атлантиды» обедали, танцевали, курили «гаванские сигары» и «напивались ликерами в баре», многие из них не слышали даже сирену, которую заглушали звуки «прекрасного струнного оркестра». Приём антитезы является центральным в данном эпизоде. С помощью этого изобразительно-выразительного средства автор противопоставляет буржуазный мир и реальный: «на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену — ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра», «где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени . а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма». Сравнивая звуки, людей, цвета, Бунин показывает своё негативное отношение к пассажирам из «Атлантиды» и жалостливое к другой стороне жизни.
|
|
С2- Кто из русских писателей 20 века обращался к теме «сытых» и как эта тема преломляется в судьбе господина из Сан-Франциско.
Так же как и И.А.Бунин, к теме «сытых» обращались такие писатели 20 века, как М.Булгаков и А.Куприн. В произведении «Гранатовый браслет» А.Куприн» проводит грань между миром богатых и реальным миром. К «сытым» людям относятся Вера, её муж, и, в общем, всё их окружение, простой служащий Желтков(Г.С.Ж., представитель реального мира) им чужд. Василий Львович превращает любовь Г.С.Ж. к Вере в забавную историю «княгиня Вера и влюбленный телеграфист»(и окружению Веры тоже кажется смешной эта история). Духовные ценности отходят на второй план, материальные в этом обществе превыше всего. Похожую ситуацию изобразил М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Для некоторых персонажей материальные ценности(деньги, квартира и тд) являлись самыми важными в жизни, это автор показывает через образ взяточника Босого. Только различие «сытых» в «Мастере и Маргарите» с богатыми буржуа из «Господина из Сан-Франциско» в том, что в романе М.Булгакова они не остаются безнаказанными, Воланд всё расставляет по своим местам.