X-PDF

Сценарии внеклассных мероприятий, проводимых в рамках Недели биологии, химии

Поделиться статьей

МБОУ Талашкинская СШ

 

 

 

 

 

 

НЕДЕЛЯ

 

БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ГЕОГРАФИИ

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Агафонова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

Биологический брейн – ринг

 

Задачи:

Образовательные: формированиепознавательных интересов.

Развивающие: повышениеобщеобразовательного уровня, формирование умения применить полученные знания напрактике

Воспитательные:развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коммуникативныхотношений.

Оборудование: столыдля игры; карточки – задания; секундомер.

Ход игры:

Знакомствос командами (может участвовать до 4 команд) и жюри. Объяснение правил игры(версия телевизионной игры). Время на обдумывание – 30 секунд. Не ответили -ход передаётся другой команде.

 

1.Конкурс: « Разминка»

А) Какназывается собачье общежитие? (Конура)

Б)Разносчик младенцев? (Аист)

Г)Чукотская транспортная единица? (Олень)

Д)Дедушка розы? (Шиповник)

Е)Подводная электростанция? (Электрический скат)

Ж)Какую корову доят муравьи? (Тля)

З)Пчелиная стая? (Рой)

И) Какойкот постоянно носит очки? (Базилио)

К)Самый ядовитый обитатель знаков Зодиака? (Скорпион)

 

2.конкурс: « Зоологический»

А)Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его названиеозначает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун (Капибара — водосвинка).

 

Б)Если не могут что – либо доказать собеседнику, то в отчаянии говорят: “Это иежу понятно!” Почему? (Животное, не подающееся дрессировке).

 

В) Яд,каких животных используется человеком в медицинской практике? (Змеиный,пчелиный и лягушачий яд – антибиотический, против грибковых заболеваний ног).

 

Г)Какую птицу и за что французы называют глупышом, испанцы – клоуном и идиотом, аангличане – болваном и придурком? (Олуши — от этого поговорка “Олух царянебесного”. Сходны с пеликаном: огромный клюв, короткие лапы. Очень доверчивые,безропотные существа, не улетают даже тогда, когда люди, проходя мимо,выдёргивают у них перья. Плохо сопротивляются другим птицам, когда те отбираюту них пойманную рыбу и разоряют гнёзда).

 

Д)Кого из моллюсков зовут “Ловушкой смерти”? Почему? (Тридакна. В ней быланайдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23см, шириной 14 см, высотой 15 см.Назвали “Голова мусульманина”).

Е) Уинфузории – бродяжка, у губок – амфибластула, у медуз – планула, у ракообразных– науплиус, у рыб – малёк, у тюленей – белёк, а человека — ? (Ребёнок).

 

Ж) Чемзнаменита муха цеце? (Переносит возбудителя сонной болезни-трипаносому.Размножается не яйцами, а родит живых личинок).

 

З)Почему колорадского жука так назвали? (Уничтожил плантации картофеля натерритории штата Колорадо в 1859 г).

 

И) Какотличить малярийного комара от комара — пискуна? (Малярийный – брюшко поднятовверх, у пискуна– опущено вниз; по хоботку: у малярийного – вытянут, а упискуна — загнут).

 

К)Почему кошка умывается? (Врождённый рефлекс: хищник не должен пахнуть, а егособственное обоняние должно быть всегда острым).

 

Л)Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э.голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 вВенецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же –голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, нои от её набегов. Кто это? (Саранча).

 

М) Вистории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не толькопростых людей, но и “сильных мира сего”. Эти паразиты явились причиной смертисирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императораМаксимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизньдатского принца – жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какуюболезнь они переносили? (Вши; чума).

 

3Конкурс: « Ботанический»

А)Вечнозелёное дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растёт вСредиземном море. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которуюотец её, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследованийполюбившего её Аполлона. Его высаживали у храмов, ему посвященных, венком излистьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов,музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многихгосударств как символ победы народа, его величия и славы. ( Лавр благородный).

 

Б)Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Егоможно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. Им украшают дома, улицы,одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажами, фигурами людей и животных,сделанных из соцветий этого растения. (Хризантема).

 

В)Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша,которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидитсамого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много временипроводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился внего. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаянияумер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. (Нарцисс).

 

Г)Часто это дерево называют проклятым – по преданию: на нём удавился Иуда.Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дереваможно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого деревав старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов икрыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше времяделают спички, фанеру. (Осина).

 

Д)Обезьянье дерево – именно так переводится название этого широкораспространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется дляприготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения – лимонадное дерево.Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб).

 

Е) Тканииз этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумииих, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем грекии римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шлона её изготовление? (Лён).

 

Ж) Ядэтого растения европейцы, впервые попавшие в Америку, называли “беззвучнойсмертью”. Одна отравленная стрела убивала мгновенно самое крупное животное. Чтоэто за растение? (Курарея, абута).

 

З)Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло егоназвание “человек — корень” Что это такое? (Женьшень).

 

И) Этодерево европейцы узнали, только когда попали в Южную Америку. Оно спасало их отмалярии. Назовите это растение. (Хинное).

 

К)“Какие великолепные грибы!” – восхищённо сказал древнеримский император Клавдийсвоей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. “Почему их не подавалиранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!” Распоряжение императораосталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подалаАгриппина своему мужу? (Бледные поганки).

 

4Конкурс: « Игра в слова»

Даютсянесколько слов. Из букв, входящих в каждое слово, необходимо составить какможно больше названий зверей, птиц. Насекомых, рыб. Время 5 минут

 

Слова:астрономия, атеист, банк, багаж, волна, желание, зонтик, кино, колосья, каркас,камета, кожух, мускулы, осада, оттенок, пион, садовод, салон, щавель.

 

5Конкурс: « Игра болельщиков»

А)Угадай — ка

Горбоносый,длинноногий,

Великанветвисторогий

Есттраву, кустов побеги,

С нимтягаться трудно в беге,

Кольтакого довелось

Встретить,знайте, это… (лось)

 

Возледуба острым рылом

Деловитоземлю рыл он.

Видно,жёлуди искал.

Япугать его не стал. (кабан)

 

Он,как ёлка, весь в иголках,

Ловитсмело страшных змей.

И хотяон очень колкий,

Обижатьего не смей!

Он влесу живёт, но вхож

И всады, отважный … (ёж)

 

Хочет– прямо полетит,

Хочет– в воздухе висит.

Камнемпадает с высот

И вполях поёт, поёт. (жаворонок)

 

Пустья птичка — невеличка,

Уменя, друзья привычка –

Какначнутся холода,

Прямос севера сюда. (снегирь)

 

Онприлетает каждый год

Туда,где домик ждёт.

Чужиепесни петь умеет,

А всёже голос свой имеет. (скворец)

 

Б)Отвечай – ка

1.ЗАЧЕМ КУЗНЕЧИКУ САБЛЯ?

а) длясражений,

б) дляоткладки яиц,

в) длякрасоты.

 

Сабляпринадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц.

 

2.ПОЧЕМУ СУСЛИКУ ЗИМОЙ НЕ СПИТСЯ?

а)боится замёрзнуть,

б)вспоминает о лете,

в)стережёт свои запасы.

 

Сусликпросыпается зимой через каждые 10-15 дней. За несколько часов бодрствования егонадпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика.Хомяк просыпается через 2-3 дня.

 

3.КОГДА ЩУКА НА БЕРЕГ ВЫХОДИТ?

а)никогда не выходит,

б) вжаркий летний день,

в)весной, по холодку.

 

Весной,как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр, вылезаютна отмель огромные щуки метать икру.

 

4.ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ БОЛЬШИЕ УШИ?

а)чтобы лучше слышать,

б)чтобы не перегреться,

в) дляторможения на поворотах.

 

В жарузаячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

Лишнеетепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количествомкровеносных сосудов.

 

5.ВКУСНЫ ЛИ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА?

а) ониже не съедобны,

б) нехуже куриных яиц,

в)совершенно не вкусные.

 

Живутв Юго—Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия) стрижи салангалы, и«вьют» они свои гнёзда на скалах… из слюны.

Местныежители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что этовкусно и питательно, напоминает белок куриного яйца.

 

6.УМЫВАЮТСЯ ЛИ НАСЕКОМЫЕ?

а)никогда,

б) невсегда и не все,

в)многие, и довольно тщательно.

 

Выкогда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, таккрутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Так же умываютсяи другие насекомые.

 

7. НАКОГО ПОХОЖА МЕДВЕДКА?

а) намедведя,

б) насаму себя,

в) накрота.

 

Похожана крота. Такое же тело с зауженной вперёд головой, лапы, вывернутые наружу,приспособленные для копания ходов под землёй.

 

8. ЧЕМПОЛЕЗЕН КОМАР?

а) опыляетрастения,

б)служит пищей рыбам и птицам,

в)только вреден.

 

Совсемнедавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаровперелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения.Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.

 

9.МОЖНОЛИ ХВОСТОМ НАПИТЬСЯ?

а)можно и довольно легко,

б)можно, но затруднительно,

в)невозможно.

 

Африканскиеобезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать.Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так— несколько раз(стакана 3-4 воды наберётся).

Абольше им и не надо, ведь бабуины пьют мало.

 

10.ЗАЧЕМСТРАУС ГОЛОВУ В ПЕСОК ПРЯЧЕТ?

а) отстраха,

б)освобождается от паразитов,

в)разыскивает пищу.

 

Закрывсвои большие глаза, опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит) покапогибнут или сбегут с головы все паразиты. Поле этого он погружает в песок шею,грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны.

 

11.ЗАЧЕМЗВЕРИ РАНЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ?

а)чтобы быстрее заживали,

б)просто от боли,

в) сгигиенической целью.

 

Кромеферментов, убивающих микробов, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующийразмножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

 

6Конкурс: «Наши знакомые незнакомцы»

1.Это, пожалуй, единственная культура, чья история столь богата разнообразнымисобытиями. Ей поклонялись и ее ненавидели. Ее цветы служили украшением знатныхкоролевских дворцов и ее же использовали в корм животным. О ней писали трактатыи ее воспевали в стихах, запечатлевали на художественных полотнах. Она же былаи обычным повседневным блюдом. Именно в ее адрес более 100 лет назад былосказано:

«Достоинства ее настолько велики, что она останется навсегда любимой пищейнарода».

(Картофель)

 

2. Этопродукт, изготовленный из растений, с которым связан обычай, отвратительный дляглаз, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких. На одномконце его огонь, а на другом человек, который сам себя губит. (Сигарета)

 

3. Этобольшеглазое и очень зоркое животное, способное при удобном случае пускать«дым» в глаза своим врагам. Это хищник, живущий в морях, и использующийреактивный способ передвижения. На вооружении у него присоски, роговой клюв ичернильная бомба. Имеет 8 щупалец, которые иногда называют руками. (Осьминог)

4.Увидеть это животное невозможно, но, ни днем, ни ночью от него нет покоя. Этоочень маленькие животные. Имеют 4 пары коротких конечностей. Это паразиты, ноне растений. « Путешествуют» с одного места жительства на другое с помощью человека.Вызывают сильный зуд у тех, на ком паразитируют. (Чесоточный клещ)

 

Подведениеитогов членами жюри, которых выбирают перед игрой. Награждение командыпобедителей.

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОЩАЮЩИЙ УРОК В 8 КЛАССЕ ПОСИСТЕМАМ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, НЕРВНОЙСИСТЕМЕ, ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ, КОЖА.

 

 

Цельурока: контроль и подведение итогов знаний по разделам кровообращения,пищеварения, дыхания, опоры и движения, ЦНС, обмена веществ, витамины, кожа;выявление аналитической способности у учащихся на основе полученных знаний.

Оборудованиеи материалы: скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.

 

Ходурока:

1.Организационные вопросы.

2.Проведение конкурсов.

I –конкурс «Знаем ли мы свой организм».

II –конкурс «Реши кроссворд».

III –конкурс «Угадай орган».

IV –конкурс «Конкурс на развитие памяти».

V –конкурс «Домашнее задание».

VI –конкурс «А знаешь ли ты…».

VII –конкурс «Найди связь …».

VIII –конкурс «Вопрос – ответ».

3.Подведение итогов конкурсов. Награждение, выставление оценок.

4.Домашнее задание.

5.Слово жюри.

 

I – конкурс «Знаем ли мысвой организм».

 

Вначале урока класс делится на две команды.

Скаждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежатпронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, онописывается по следующему плану:

1. Ккакой системе относится.

2.Место расположения в организме человека.

3.Строение.

4.Функции.

 

Оценкавыставляется по 5-бальной шкале, плюс по одному баллу за каждый дополнительныйответ команды.

 

 

II – конкурс «Решикроссворд»

 

а)Вызывается ученик, заранее называется тема кроссворда «Дыхательная система». Ипока идет следующий конкурс несколько человек пытаются выполнить данноезадание, которое затем рассматривается вместе со всеми и оценивается.

Повертикали: 1. Соединение кислорода с гемоглобином.

1.     По горизонтали: 2. Участок верхних дыхательных путей. 3. Вещество,входящее в состав табачного дыма. 4. Заболевание, связанное с нарушениемпроведения воздуха по дыхательным путям. 5. Процесс вентиляции легких,сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа. 6. Парныйорган, в котором происходит газообмен. 7. Орган дыхательного аппарата,представленная трубкой, выстланная слизистой оболочкой. 8. Измерение жизненнойемкости легких. 9. Обмен между газами при дыхании. 10. Главная дыхательнаямышца. 11. Оболочка, покрывающая легкие и выстилающая изнутри стенки груднойполости. 12. Газ, входящий в состав воздуха. 13. Заболевание легких. 14. Газ,необходимый при дыхании. 15. Участок воздухоносного пути, образующее«бронхиальное дерево».

 

III – конкурс «Угадайорган ».

 

1. а)Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одномслабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органасоставляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции.

б)Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а такжекардиальную и пилорическую части и дно.

в)Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты ивырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. ( Желудок)

2. а)Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец.

б)Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкиемышцы, для наилучшего прохождения пищи.

в)Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие влегкие. ( Трахея)

3. а)Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеетщелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняетразнообразные функции, связанные с пищеварением.

б)Основные функции этого органа:

1.активация действия всех пищеварительных ферментов;

2.усиление сокоотделения поджелудочной железы;

3.выполняет барьерную функцию.

в)Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигментабилирубина.(Желчный пузырь)

4. а)Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, авнутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции.

б) Егоназывают «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей».

в) Онявляется центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевыхрефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты).(Продолговатый мозг)

5. а)Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеетядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником»человеческого организма.

б)Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе иимеет лепешковидную форму.

в)Основная его функция – перенос кислорода. (Эритроцит)

 

6. а)Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе спищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека.

б)Основная их функция – регуляция обмена веществ.

в) Онибывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые(B, PP, C). (Витамины)

 

IV – конкурс «Конкурс наразвитие памяти».

 

Настоле должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточкас заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».

 

Скласса вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящиеиз цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., сперерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить назаданный вопрос.

( Покаони работают, идет следующий конкурс)

 

V – конкурс «Домашнеезадание».

 

Дваученика выходят и разыгрывают жетоны с номерами. Кому выпадает желтый (головноймозг), кому – красный (сердце).

Ученикис закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце и головной мозг по следующейсистеме:

1.     где находится;

2.     строение;

3.     функции;

4.     для мозга отметить центры.

Конкурсоценивается по 5-бальной шкале.

 

VI – конкурс «А знаешь литы…»

 

Конкурсоценивается по 5-бальной шкале.

 

1.Учитель. Азнаете ли ты, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга.«Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.

Вопрос. Чтолучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньшепотеть?

Ответа)через кожу удаляются продукты распада;

б) чембольше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.

2.Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чембольше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожаголовы не дышит.

Вопрос. Тогдадайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убораходить нельзя.

Ответ. Вхолодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питаниекорней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннемуоблысению.

3.Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламясвета на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы,но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того жеживотного.

Вопрос. Чемобусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ноч

Ответ. Содержаниемв сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте,т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видениечеловека днем и чувство цветовой гаммы.

4 Учитель. Азнаете ли вы, что полная адаптация глаза в темноте занимает 60-80 секунд.

Вопрос. Почему,когда человек попадает в темноту, ничего не видит?

Ответ. Врецепторах глаза содержится красный пигмент родопсин и йодопсин. Под действиемфотохимических реакций на свету он расщепляется, во мраке с участием витамина Аон восстанавливается. пока идет эта реакция человек ничего не видит.

5. Учитель.А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета ивидит все в серых тонах.

Вопрос. Почему?

Ответ. Отделыголовного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.

6. Учитель.А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета ивидит все в серых тонах.

Вопрос. Ас чем связано видение цветовой гаммы человеком?

ОтветСприсутствием в клетчатке 3 типов колбочек, которые воспринимают красный,зеленый и сине – фиолетовые цвета. Распознавание всех остальных цветов зависитот комбинации этих трех цветов. Одинаковое раздражение всех типов рецепторовдает белый цвет.

7.Учитель. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервнойсистемы у древних греков называлась брюшным мозгом.

Вопрос. Очем идет речь?

Ответ. Речьидет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, которыйпредставляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всеморганам брюшной полости.

8.Учитель. Азнаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо(хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов,пауков кровь синяя из- за содержания в крови меди (хлюацианин).

Вопрос. Наличиемкакого химического элемента в крови обусловлен красный цвет. Где он содержится?

Ответ.Окисное железо оксигемоглобин -непрочное соединение содержится в гемоглобинеэритроцитов.

9.Учитель. Азнаете ли вы, что,у людей, любящих мягкую подушку быстрее портится кожа лица ,она становится морщинистой.

Вопрос.Почему?

Ответ. Примягкой подушке большая часть поверхности лица соприкасается с ней и при этомсдавливаются кровяные сосуды кожи, это мешает поступлению к клеткам лицакислорода и питательных веществ.

10.Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн.альвеол.

Вопрос. Азачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?

Ответ. Тампроисходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживаниювоздуха.

 

VII – конкурс«Найди связь».

 

Каждойкоманде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составитьлогическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по3-бальной шкале.

1.     Витамины – кожа – рахит. (Витамин Д образуется в коже, пригиповитаминозе развивается рахит).

2.     Морковь – глаз — куриная слепота. (Витамин А участвует вфотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куринойслепоте).

3.     Инсулин- гликоген – сахарный диабет. (Подвоздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах ввиде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарныйдиабет).

4.     Филохинол- аппендикс- свертываемость крови. (Витамин Кможет синтезироваться под воздействием кишечной палочки в аппендиксе. Пригиповитаминозе у человека наблюдается плохая свертываемость крови).

5.     Зубы- губы- язык……(звук).

6.     Голос- звук…..(голосовые связки).

7.     (Лейкоциты) ……лимфатические узлы-фагоцитоз.

8.     Сосуды- синяк …..(витамин С).

 

VIII – конкурс«Вопрос- ответ».

 

1.     Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).

2.     Красный косный мозг- место образования….(эритроцитов)

3.     Позвоночник имеет……изгибов (4).

4.     Центр пищеварения в головном мозге (продолговатый мозг)

5.     Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).

6.     Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)

7.     Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)

8.     Основной орган дыхания (легкие).

9.     Следующий отдел трахеи (бронхи)

10.  Легкое,состоящее из 2 долей (левое).

11.  Головкатрубчатой кости (эпифиз).

12.  Аппендикс-отросток (слепой кишки)

13.  Самыймолодой зуб у человека (мудрости).

14.  Названиевитамина С (аскорбиновая кислота).

15.  Верхнийслой кожи (эпидермис).

16.  Гормон,регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

17.  Склерапереходит в передней части глаза в (роговицу).

18.  Центркоординации движения (мозжечок).

19.  Основнаяфункция альвеол (газообмен).

20.  Центрзрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).

21.  Рецепторыцветного изображения (колбочки).

22.  Гиповитаминозвитамина В ведет к болезни (бери-бери).

23.  Функциятромбоцитов (свертываемость крови).

24.  Местогибели эритроцитов (печень, селезенка)

 

Примечание.После подведения итогов конкурса выставляются оценки. Проводится награждение.

Задаетсядомашнее задание повторить все системы органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Что? Где? Когда?»

(6-8 классы)

 

Вариантигры с учащимися 6-8 классов. Игра готовится заранее. Создаются две команды по6-7 человек. Ребята выбирают капитана для более четких ответов во время игры.Можно выбрать жюри — старшеклассников. На обдумывание вопросов дается 1 минута.В ходе игры можно привлекать к участию и болельщиков; в музыкальные паузы,например, болельщикам каждой команды за 1-2 минуты предлагается спеть песни орастениях, которые они знают, концовки песен. Можно предложить такую игру: одинназывает растение — тыква, другой называет растение наокончание «а» — арбуз, «з» — земляника и т. д.

Вопрос1. {Ребята из команд берут конверты, в них — вопросы, можнозадавать вопросы устно.)

В«черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение былопосвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов,ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова«лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это- лавр благородный. В настоящее время листья его используют как приправублагодаря их пряному аромату.

Вопрос2. На открытках изображены культурные растения: картофель,виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что ещеобъединяет эти растения?

О т в е т. Уних многосемянной сочный плод — ягода.

Вопрос3. Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти растения, ихягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка,мясные и рыбные блюда — любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же этоягода?

Ответ. Огурец,его плод — ягода.

Вопрос4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это занапиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Этоотвар шиповника: он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос5. В коробочке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном,моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предкиего растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое(опылители — насекомые), морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 °С. Плодыполезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Окаких плодах идет речь?

Ответ. Яблоки.

Вопрос6. В коробках (их четыре) лежат продукты. Из каких растений ихполучают? К какому семейству они относятся?

Ответ. Маннаякрупа — ее получают из пшеницы, перловая — из ячменя, геркулес — из овса, пшено- из проса. Эти растения относятся к семейству злаков.

Вопрос7. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковьв этой «компании» можно считать лишней?

Ответ. Этоподземные органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ.Морковь — это корнеплод, а картофель и лук — видоизмененные подземные побеги.

Вопрос8. Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на двааршина, издал воинствующий клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель,опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялсяплясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весьдом о своем невыразимом счастье, потом он опять заметался по всему дому, несяна своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он,проделав несколько феноменальных сальто, выскочил с криком в открытое окно,увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки». Назовите произведение, изкоторого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком домашнем животном идетречь в данном отрывке? В коробочке лежит болеутолитель, которым угостилиживотное. Что же это?

Ответ. МаркТвен «Том Сойер». Речь идет о коте. В коробочке находилась настойка валерианы.

Вопрос9. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения вопределенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняетданная часть растения?

Ответ. Нарисунке изображен поперечный разрез органа — корня в зоне всасывания. Черезкорневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос10. В коробочке находится нечто, что приготовлено из растениясемейства сложноцветных. Цветы в корзинке двух типов: в центре — трубчатые,коричневые или желтые, краевые — язычковые, оранжевые или желтые. Плоды можнодобавлять в салаты. Семянки причудливой формы, без каких-либо приспособленийдля распространения ветром. То, что находится в коробочке, применяется дляочистки кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительнымсредством.

Ответ. Настойкакалендулы. Распространенное название растения — ноготки лекарственные.

Вопрос11. Назовите растения, семена которых находятся в этих трехкоробочках. Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеютогромную хозяйственную ценность?

Ответ. Семенагороха, фасоли, бобов; плод — боб, относится к семейству бобовых (мотыльковых),обогащают почву азотом.

Вопрос12. В коробочке лежат семена. Родина этого растения — Мексика. В1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растениепочитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищупопугаям; можно получать из них масло, пережженные семена имеют запах кофея».Что за лакомство лежит в коробочке?

Ответ. Семенаподсолнечника.

Вопрос13. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почемуих можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех признаков общихдля них.

Ответ. Береза,клен, тополь. Все эти растения — деревья, многолетние, относятся к классудвудольных, их семена приспособлены для распространения ветром.

Вопрос14. Рассмотрите эти три объекта. Что это? Почему растения,которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую длявсех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плодыподсолнечника, ветка тополя, палка бамбука. Все эти растения обладаютудивительно большой скоростью роста.

Вопрос15. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этихрастений? Перечислите четыре общих признака (лучше пять).

Ответ. Этирастения многолетние, имеют белые цветки, соцветие — кисть, сильный запах, опыляетсянасекомыми.

Вопрос16. Рассмотрите плоды и побеги этих растений. Что это зарастение? Что общего в биологии этих растений? К какой из четырех форм жизниони относятся (деревья, кустарники, травы, кустарнички)?

Ответ. Плодыбрусники и клюквы, побеги ели и сосны — все эти растения вечнозеленые, ель исосна — деревья, клюква и брусника — кустарнички.

Вопрос17. В коробочке лежит талисман, который носили на грудисредневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способенпредохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этотзагадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т. е.он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всехнародов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, чтодаже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?

Ответ. Луковица.

Вопрос18. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своейкрасноватой листвой и ярко-красными гроздями сочных плодов. Плоды горькие, нополезные. Что это за кустарник?

Ответ. Калина.

Вопрос19. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной междубольшими остроконечными листьями. А летом на месте цветов — красная ягода. Чтоэто за растение?

Ответ. Ландыш.

Вопрос20. Подумайте, что это за растение? Травянистое, теневыносливое,встречается в еловых лесах. Цветет весной, цветы белые, имеют пять лепестков,листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус.

Ответ. Кислица.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет