Сценарий урока духовно-нравственного воспитания
«200 лет со днярождения К.Д. Ушинского»
Аннотация:Воспитательное мероприятие позволит расширить знания учеников о великомпедагоге нашей страны
Цели:Активизировать духовно-нравственные чувства учащихся.
Задачи:
1. Воспитательная:Формирование духовно-нравственных, эстетических и моральных чувств к научнойпедагогике.
2.Образовательная: Знакомство с историческим материалом.
3. Развивающая: Познаниеосновных этапов жизни и деятельности великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Обеспечение: Документальныйфильм «Константин Ушинский Изменившие мир»
Этого педагога очень любят вспоминатьсовременные приверженцы классической традиционной школы, но вообще-тоон всегда шёл против системы.
Константин Дмитриевич Ушинский(1824–1871) — родоначальник научного подхода к педагогикев России. Родился он в Туле в небогатой дворянской семьеотставного офицера, а детство провёл в маленьком уездном городеНовгород-Северский (Украина), где его отец получил назначение на должностьсудьи. Мать рано умерла, и после её смерти 11-летний Костя большуючасть времени был предоставлен сам себе, поэтому сильно пристрастилсяк чтению и глубоким размышлениям.
Учился Ушинский на юрфаке Московскогоуниверситета. Там в то время преподавал профессор философиигосударства и права Пётр Редкин, который, помимо университетской работы,служил инспектором московских частных учебных заведений и был оченьувлечён теорией педагогики. Именно Редкин «заразил» Ушинского интересомк педагогике как к науке, которая способна менять людейи общество в целом к лучшему.
После окончания университета КонстантинДмитриевич начал преподавать в Демидовском юридическом лицее. Но длятамошней удушливой атмосферы он оказался слишком вольнодумным — и,как бы сейчас сказали, «его ушли». После этого Ушинский какое-то времязарабатывал переводами, стал мелким чиновником, но спустя четыре годавернулся в педагогику, прославился и начал ломать стереотипы.
Какчиновник стал педагогом и взломал систему
В 1854 году Ушинскому удалосьустроиться учителем русской словесности и юридических предметовв Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методамивоспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местныепорядки, а ещё искоренить доносительство и воровство средивоспитанников.
Однажды он обнаружил в лицеепыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике —и нырнул в них с головой. «Боже мой!— от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если быпознакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическоепоприще!» — вспоминал он потом.
Это открытие вдохновило Ушинского,он стал публиковаться в «Журнале для воспитания»,и на его свежие идеи обратил внимание не кто-нибудь, а самаимператрица Мария Александровна. Он показался ей подходящейкандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц,о которых она давно задумывалась. Институт тогда представлял собойпросто пародиюна образование — воспитывавшиесятам девицы толком ничего не знали, кроме французского, и выпускалисьжеманными невеждами.
Так в 1859 году 35-летнийУшинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность —что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержаниюи методикам обучения. Правда, незадолго до этого на прежнемместе у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как разпо поводу методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинскийвезде был реформатором, но в Смольном впервые получил на этовысочайший карт-бланш. Однако от проблем это его не спасло.
Ушинский изменил жизнь институтакардинально — заменил механическуюбездумную зубрёжку, которая там раньше былаединственным методом, на настоящеепреподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек началиобучать естественнымнаукам (раньше считалось, что им этони к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс,в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашнейучительницы.
Но главное, Ушинский поменялмировоззрение институток, включил у них живое мышление и постаралсясделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской моралии подавления индивидуальности.
Всё это Ушинский проделал меньше чемза три года, но ломкой традиций сразу нажил себе врагов в лиценачальницы института и истеричных классных дам. Ему строили козни,на него писали жалобы, и работать в состоянии вечного конфликтастало невозможно — снова пришлось уйти.
После этого Ушинского от грехаподальше командировали за границу — изучать и описывать опытпередовых европейских школ. К педагогической практике он большене вернулся, но написал первые массовые учебники и руководствадля начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия»,а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.
Педагогические идеи Константина Ушинского
Ушинский придерживалсяи последовательно развивал много идей:
Образование должно бытьобязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеюттакое же право на образование, как и мужчины (напомним,в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права,а за равные права на образование женщины в Российскойимперии боролись вплотьдо революции 1917 года,так что эти его идеи сильно опередили время).
Педагогика не можетопираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным.Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучениечеловека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должныразвиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человекекак предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологиючеловека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могутдолго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должнобыть наглядным.
Обучение —не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика,наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальшеприобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным,то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чемув итоге научатся.
Обучение должно бытьсистемным и последовательным. От конкретного —к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому,от единичного — к сложному, от частного —к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположитьматериал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочностьзнаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать имив разных ситуациях.
Задача первоначальногообучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка.Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратитьвообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальшеосваивать не очень интересные, но важные знания. Он долженпривыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
Главная задачапедагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головызнаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовитьчеловека к жизни и труду.
Воспитание должно бытьгуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание —это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
Воспитаниеи образование должны учитывать культурные и языковые особенностинарода. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-тоуникальной, «не как у людей». Законы души и её развитиявезде одинаковы.
ЦитатыУшинского
«Если педагогика хочет воспитыватьчеловека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тожево всех отношениях».
«Если всякий преподаватель станетпроизвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякийвоспитатель — методу воспитания, то в общественных заведениях,особенно в больших, из такого разнообразия может произойтизначительный вред. Но как бы ни было вредно разнообразие,происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнеемёртвого однообразия».
«Учение, лишённое всякого интересаи взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению,без которой он далеко не уйдёт, а учение, основанное толькона интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и волеученика, так как не всё в учении интересно и придёт многое, чтонадобно будет взять силою воли».
«Приступая к святому делу воспитаниядетей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание былодалеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальныи жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средствасделать детей наших лучше нас».
«В преподавателе среднего учебногозаведения знание предмета далеко не составляет главного достоинства. Но главноедостоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умелвоспитывать учеников своим предметом».
«В воспитании всё должно основыватьсяна личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается толькоиз живого источника человеческой личности. Никакие уставыи программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитроон ни был придуман, не может заменить личности в делевоспитания».
«Страх телесного наказания не сделаетзлого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самоеотвратительное явление в человеке».
Интересныефакты об Ушинском
Ушинский был вспыльчивым, но пыталсябороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневникеустановку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее»,а следующей же записью признавался, что не сдержался,разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из менястарую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражализатруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вотлекции он читал увлекательно.
По причине той же вспыльчивостисвоих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология былиему ближе, чем практика.
В Смольном институте Ушинский сначалаполучил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что ониоблили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, ктопонравился). Но по мере реформ он стал их кумиром.К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразупочувствовали в его личности «что-то сильное, крупноеи оригинальное».
Будущий автор «Родного слова» —руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка,которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, —в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знаниядостаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом). Правда,по истории словесности у него было «отлично». А вотс математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишьна минимальную оценку «слабо».
Ушинский считал, что склонностьк размышлениям в нём воспитали не только книги,но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, которыйон ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки(его отец был небогат и не мог позволить себе кучерас повозкой). Однажды его за провинность оставили в гимназиина ночь, и он сбежал оттуда под утро лишь для того, чтобыпроделать путь домой и сразу же обратно — на уроки.
Главные книги Ушинского: «Детский мир.Хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864), фундаментальный труд «Человек какпредмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869).
Показ документальногофильма «Константин Ушинский Изменившие мир»