X-PDF

Сцепление

Поделиться статьей

Назначение: служит для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии автомобиля, кратковременного их разъединения и плавного соединения, смягчения ударных нагрузок и гашения крутильных колебаний.

Общее устройство: состоит из картера и 5 групп деталей: ведущих, ведомых, нажимного устройства, механизма выключения и привода сцепления.

Ведущие и ведомые детали, нажимное устройство, механизма выключения составляют механизм сцепления.

Принцип действия: основан на использовании во включенном состоянии сил трения между ведущими и ведомыми дисками. Крутящий момент в сцеплении не преобразуется, а только передается, так что момент М1 на ведущих дисках равен моменту М2 на ведомых. При проскальзывании (буксовании) дисков часть энергии, передаваемой через сцепление, преобразуется в тепло и рассеивается.

На автомобиле УРАЛ-4320 установлено сцепление модели ЯМЗ-238.

Характеристика: постоянно включенное, фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением нажимных пружин и автоматическим регулированием положения среднего ведущего диска, привод механический с пневматическим усилителем.

Картер.

Характеристика: литой, чугунный.

Установка и крепление: впереди крепится к картеру маховика, сзади к картеру коробки передач.

Ведущие детали.

Назначение: служат для постоянной передачи крутящего момента с двигателя на ведомые детали при любом состоянии сцепления (включенном или выключенном).

Устройство ( в соответствии с рисунком 96 ): маховик 20, средний ведущий диск 23, нажимной диск 19, кожух 16.

Маховик 20, в соответствии с рисунком 96, отлит из серого чугуна, имеет по периметру четыре прорези, в которые входят шипы нажимного и среднего ведущих дисков. Во внутреннюю расточку маховика установлен подшипник первичного вала коробки передач.

Кожух 16 сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя.

Нажимной 19 и средний23 ведущий диски отлиты из специального чугуна, по периферии связаны с маховиком каждый четырьмя шипами, входящими в пазы маховика. Такое соединение позволяет передавать крутящий момент от маховика к ведущим дискам и дает возможность перемещаться дискам в осевом направлении при включении и выключении сцепления.

Рис.96. Механизм сцепления модели ЯМЗ-238:

1-шток . 2-разрезное кольцо . 3-тарельчатая пружина . 4-упорная планка . 5-рычаг выключения . 6- опорная вилка . 7-регулировочная гайка . 8-опорная пластина . 9-стопорная пластина . 10-проволочный каркас . 11-подшипник выключения сцепления . 12-муфта выключения сцепления . 13-вилка выключения сцепления . 14- упорное кольцо . 15-вал вилки выключения сцепления . 16-кожух . 17- нажимная пружина . 18- термоизолирующая прокладка . 19-нажимной диск . 20-маховик . 21, 22-ведомый диск . 23- средний ведущий диск . 24-отжимная пружина

В механизме сцепления установлено специальное устройство автоматического регулирования величины отхода среднего диска от маховика.

Назначение: служит для обеспечения необходимой чистоты выключения сцепления после принудительного отвода нажимного диска. Это создает гарантированные зазоры между ведомыми дисками и трущимися поверхностями маховика, среднего ведущего диска и нажимного диска.

Устройство (в соответствии с рисунком 96): шток 1 (4 шт.), разрезное кольцо 2 (4 шт.), тарельчатая пружина 3 (4 шт.), упорная планка 4 (4 шт.), отжимная пружина 24 (4 шт.).

Штоки закреплены в каждом шипе среднего диска. Отжимные пружины 24 установлены между маховиком 20 и средним ведущим диском 23. Разрезные кольца 2 и тарельчатые пружины 3 установлены на штоке 1 между кожухом 16 и упорной планкой 4. Упорные планки 4 вместе с кожухом крепятся болтами к маховику. Для перемещения разрезных колец 2 по штоку необходимо приложить усилие.

При выключении сцепления нажимной диск, в соответствии с рисунком 96, с учетом величины рабочего хода подшипника выключения 11 и передаточного числа рычагов выключения 5 отходит назад не менее чем на 2 мм и освобождает задний ведомый диск. Средний диск под действием отжимных пружин 24 также отходит назад на 1,2±0,1 мм до упора кольца в планку, освобождая передний ведомый диск. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков средний диск под действием нажимных пружин перемещается к маховику. Кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штоку 1.

Ведомые детали.

Ведомыми деталями являются ведомые диски.

Назначение: служат для передачи крутящего момента от ведущих деталей сцепления к первичному валу коробки передач при включенном механизме сцепления.

Характеристика: стальные, с жестким креплением фрикционных накладок, с гасителем крутильных колебаний.

Установка и крепление: установлены на шлицах первичного вала коробки передач.

Устройство (в соответствии с рисунком 97): диск–держатель 10, фрикционные накладки 11(2 шт.), демпфер, ступица 5.

Рис.97. Поперечный разрез ведомого диска:

1 – пружина . 2 — обойма . 3 — фрикционное кольцо . 4 — диск демпфера . 5 – ступица . 6 — тарельчатая пружина . 7 – гайка . 8 – болт . 9 – заклепка . 10 – диск-держатель . 11 – фрикционные накладки.

Более подробно устройство ведомого диска сцепления показано на рисунке 98.

Рис.98.Устройство ведомого диска сцепления:

1 — диск-держатель . 2 — ступица ведомого диска . 3, 5 — заклепки . 4 — накладка . 6 — обойма демпфера . 7 — диск демпфера . 8 — фрикционное кольцо демпфера . 9, 10 — пружины демпфера

Ведомые диски 21 и 22, в соответствии с рисунком 96, устанавливаются на шлицевой части первичного вала коробки передач ступицей через упруго-фрикционное устройство-гаситель крутильных колебаний (демпфер). Передний и задний ведомые диски не взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении. Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками. В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Гаситель крутильных колебаний (демпфер ) – упруго-фрикционное устройство.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Фрикционные накладки 4 (рисунок 98) выполнены в виде колец. На рабочих поверхностях накладок 4 формуются наклонные канавки, необходимые для удаления продуктов износа и улучшения вентиляции (охлаждения) поверхностей трения. Глубина канавок составляет около 25 % толщины накладок, а ширина до 3 мм.

С учетом условий работы накладки должны обладать стабильностью фрикционных свойств, а также иметь высокую износостойкость, прочность и теплостойкость. Поэтому материалы для их изготовления представляют собой многокомпонентную композицию, содержащую основу, теплостойкую арматуру и наполнитель. Накладки 4 соединяются с диском-держателем тремя рядами стальных заклепок 5. При этом заклепки соединяют накладки и диск-держатель по очереди, т. е. сначала одну накладку и диск, а затем к нему приклепывается другая накладка.

Диск-держатель 1 и ступица 2 ведомого диска соединяются между собой демпфером крутильных колебаний.

Демпфер, в соответствии с рисунком 98, состоит из двух обойм 6, упругого элемента, фрикционного элемента.

Упругий элемент состоит,в соответствии с рисунком 98, из девяти пар цилиндрических пружин большой 9 и малой 10 жесткости, расположенных по окружности в поджатом состоянии в окнах, выполненных в диске-держателе 1 и дисках 7 демпфера. Через пружины 9, 10 и диски демпфера 7 осуществляется упругая связь диска-держателя 1 со ступицей ведомого диска 2. Благодаря этим пружинам уменьшается жесткость системы, передающей крутящий момент, т. е. обеспечивается увеличение угла (амплитуды) и времени (периода) взаимного относительного углового перемещения диска-держателя 1 (источника вынужденных колебаний) и ступицы 2 (детали, жестко связанной с группой деталей, подвергнутых собственным колебаниям), что способствует предотвращению возникновения высокочастотных колебаний в трансмиссии автомобиля.

Фрикционный элемент состоит из двух дисков демпфера 7 и двух фрикционных колец 8.

Фрикционные кольца 8 демпфера имеют девять окон для пружин демпфера 9, 10. Кольца приклепываются с обеих сторон диска-держателя таким образом, что окна для пружин в кольцах совпадают с окнами в диске-держателе 1.

Диск-держатель 1 в сборе с фрикционными накладками 4 и кольцами демпфера 8 устанавливается на ступицу 2 таким образом, чтобы совпали окна для пружин демпфера. В окнах устанавливаются девять пар пружин 9, 10, а затем с обеих сторон к ступице 2 приклепываются диски демпфера 7 и обоймы 6. Таким образом, между диском-держателем 1 и его ступицей 2 нет жесткой связи — они связаны только через девять пар пружин 9, 10.

Действие демпфера. Крутящий момент, развиваемый двигателем, через поверхности трения ведущих дисков передается на фрикционные накладки 4 и далее на диск-держатель 1. От диска-держателя 1 момент через девять пар постоянно сжатых цилиндрических пружин 9, 10 передается на диски 7 демпфера и далее через ступицу 2 на первичный вал делителя. Диски 7 демпфера выполнены в виде тарельчатой пружины и постоянно прижимаются к кольцам 8 демпфера, образуя самостоятельную фрикционную пару.

Рис.99.Работа демпфера крутильных колебаний

При возникновении крутильных колебаний (рисунок 99) ступица диска проворачивается относительно диска-держателя. Пружины демпфера, сжимаются и изменяют частоту колебаний, преобразуя высокочастотные колебания в низкочастотные, обеспечивая при этом несовпадение частот собственных колебаний трансмиссии и вынужденных крутильных колебаний, т. е. предотвращают явление резонанса.

При повороте ступицы диски демпфера скользят по фрикционным кольцам и за счет трения энергия низкочастотных колебаний превращается в тепло.

Таким образом, передача крутящего момента через упругий элемент обеспечивает снижение частоты крутильных колебаний, возникающих в силовой передаче, а фрикционная пара, диск демпфера — кольцо демпфера, обеспечивает гашение низкочастотных колебаний.

Нажимное устройство.

Назначение: служит для надежного сцепления ведущих и ведомых деталей.

Устройство (в соответствии с рисунком 96): нажимные пружины 17 (28 шт.), термоизолирующие прокладки 18 (28 шт.).

Нажимные пружины 17, в соответствии с рисунком 96, установлены в два ряда по периферии на конические стаканы и опирающиеся другими концами на кожух, постоянно действуют на нажимной диск. Для предохранения нажимных пружин от нагрева под каждую из них со стороны нажимного диска устанавливают термоизолирующую прокладку 18 из прессованного асбестового картона.

Механизм выключения.

Назначение: служит для разобщения поверхностей трения ведущих и ведомых деталей механизма сцепления, с целью прекращения передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса и соединения их вновь.

Характеристика: рычажный.

Устройство (в соответствии с рисунком 96): рычаги выключения (рычаги нажимного диска) 5 (4 шт.), упорное кольцо 14, подшипник выключения сцепления 11, муфта выключения сцепления 12, вилка выключения сцепления 13 с валом 15, оттяжные пружины (2 шт.).

Рычаги выключения (рычаги нажимного диска) 5, в соответствии с рисунком 96, с помощью пальцев и игольчатых подшипников шарнирно соединены с нажимным диском и опорными вилками 6 и посредством пружин прижимаются своими внутренними концами к упорному кольцу 14. Это предохраняет упорный подшипник выключения 11 и концы рычагов выключения от чрезмерного износа, а также способствует исключению перекоса нажимного диска при включении и выключении сцепления.

Рычаги выключения 5 через вилки 6 опираются на кожух сферической поверхностью регулировочных гаек 7, навинченных на концы вилок, упираясь в упругие опорные пластины 8. Опорные пластины стопорятся пластинами 9. Такое соединение опорных вилок 6 и кожуха 16 сцепления позволяет вилкам совершать небольшие качательные движения и обеспечивать строго вертикально поступательное движение трущейся поверхности нажимного диска при включении и выключении сцепления.

При выключении сцепления подшипник выключения 11 упирается в упорное кольцо 14. Опора подшипника 11 свободно посажена на втулку, которая одновременно является и крышкой подшипника первичного вала коробки передач. На переднюю проточку опоры посажен упорный подшипник. Рабочий ход подшипника, обеспечивающий полноту выключения, должен быть не менее 18,2 мм. При включенном сцеплении должен обеспечиваться зазор 3,6+0,4 (3,2–4,0) мм между упорным подшипником и упорным кольцом 14. При отсутствии зазора сцепление включается неполностью. Для обеспечения зазора необходимо отвести вилку 13 выключения сцепления.

Привод управления сцеплением.

Назначение: служит для управления сцеплением.

Характеристика: механический с усилителем пневматического типа.

Общее устройство: механическая часть, пневматическая часть.

Устройство механической части (в соответствии с рисунком 100): педаль 16, кронштейн педали 10, ограничитель хода педали 13, пружина педали 15, вал педали 12, рычаг вала педали, вертикальная тяга 9, двуплечий рычаг 7, тяга с компенсатором 4, рычаг вала вилки выключения сцепления 18.

Устройство пневматической части: (в соответствии с рисунком 100):кран пневматический с болтом регулировочным и контргайкой 1, пневмоцилиндр 20, трубопроводы и шланги.

Пневмоцилиндр усилителя 20, в соответствии с рисунком 100, установлен на картере коробки передач и воздействует на рычаг вала вилки выключения сцепления 18. Управление цилиндром осуществляется посредством пневматического крана 1, который смонтирован на тяге 4. Шланг 8 соединяет кран 1 с пневмосистемой автомобиля.

Работа привода. При воздействии на педаль сцепления 16 усилие через рычаг 11 и детали тяги 9 передается на шток пневматического крана 1, открывая его клапан. Давление воздуха из пневмосистемы автомобиля через шланг 19 поступает в цилиндр 20, который дополнительно воздействует на рычаг 18.

Рис.100. Привод сцепления автомобиля Урал 4320.31:

1 — кран пневматический . 2 — контргайка . 3 — болт регулировочный . 4 — тяга с компенсатором . 5 — кронштейн . 6,22 — рычаги тормозного крана . 7 — рычаг привода сцепления . 8,19 — шланги . 9 — тяга педали сцепления . 10 — тяга педали тормоза . 11 — рычаг вала педали сцепления . 12 — вал педали сцепления . 13 — ограничитель хода педали сцепления . 14 — пружина оттяжная педали тормоза . 15 — пружина педали сцепления . 16 — педаль сцепления . 17 — педаль тормоза . 18 — рычаг вала вилки выключения сцепления . 20 — пневмоцилиндр . 21 — тяга тормозного крана . L —полный ход педали сцепления . L1— полный ход педали тормоза


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет