Слайд1 Титульный лист
Доброе утро! Уважаемые коллеги, предлагаю вашемувниманию доклад на тему «Специальная индивидуальная программаразвития. Особенности разработки и реализации».
Слайд2 (СИПР)
Специальнаяиндивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ,содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которыепозволяют создать условия для максимальнойреализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени,этапе образования.
Слайд3 (СИПР)
этопрограмма, разработанная для одного конкретного обучающегося,направленная на решение его проблем.
Цель,задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями ипотребностями конкретного ребёнка.
Слайд4 (Категории детей с ОВЗ и варианты программ)
Категория учащихся с ОВЗ подразделяютя на8 видов + учащиеся с умственной отсталостью. Каждая категория детей с ОВЗ имеютпрограммы от 1 до 4.
Если категории детей на понятны, давайте рассмотрим различия ввариантах.
Слайд 5 (Различия в вариантах АООП)
1. Вариантподразумевает, когда ребенок с ОВЗ находится в одном классе со сверстниками неимеющих ограничений по здоровью, сроки обучения теже.
Форма организации обучения: в средесверстников (инклюзивное обучение).
2. Вариант.Ребёнок с ОВЗ находится в одном классе с обучающимися не имеющих ограничений поздоровью, но имеются пролонгированные сроки.
Форма организации обучения – коррекционныйкласс.
Пролонгированные сроки – это увеличениевремени на срок освоение определённого уровня образования.
3. Вариант. Образованиеребёнка с ОВЗ не равно образованию здоровых сверстников. Содержание и итоговыедостижения не относятся к моменту завершения школьного обучения.
Сроки обучения пролонгированные.
Форма организации обучения – специальныеклассы и школы.
4 Вариант. Обучающийсяс ОВЗ получает образование по специальной индивидуальной программе развития,которая разрабатывается на каждый год обучения. Итоговые результаты образованияопределяются индивидуальными возможностями обучающегося.
Сроки обучения – пролонгированные.
Форма организации обучения – специальныекоррекционные учреждения или обучения в условиях надомного обучения.
Для обучающихся с лёгкой УО создаютсяАООП как для одного обучающегося с ОВЗ, либо для группы обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся с умеренной, глубокой УО и тяжелыми нарушениямиречи разрабатывается СИПР. Данная программа учитывает образовательныепотребности отдельного обучающегося.
Слайд 6 (Механизм СИПР)
СИПР а) разрабатываетсяобщеобразовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС НОО обучающихсяс ОВЗ;
б) и в соответствии с рекомендациями ПМПКс учётом ИПР и абиллетации инвалида.
Временной периодреализации СИПР составляет один учебный год.
Слайд7 (Цель реализации СИПР)
Цельюреализации СИПР является формирование общей культуры,обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное,эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) всоответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурнымиценностями; овладение учебной деятельностью.
Слайд8 (Структура СИПР 9 пунктов)
Всоответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, глубокойумственной отсталостью и ТМНР структура СИПР включает:
1. Общие сведения о ребёнке;
2. Характеристику с оценкой развитияобучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетныенаправления воспитания и обучения ребёнка;
3. Индивидуальный учебный план;
4. Содержание образования в условияхорганизации и семьи;
5. Условия реализации потребности в уходеи присмотре;
6. Перечень специалистов, участвующих вразработке и реализации СИПР;
7. Перечень возможных задач, мероприятий иформ сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8 . Перечень необходимых техническихсредств и дидактических материалов;
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Слайд 9 (Общиесведения о ребенке)
Общиесведения ребенка включают в себя ФИО, дату рождения, сведения о родителя,сведения о поступлении, психофизическом состоянии и другое.
Слайд10 (Характеристика с оценкой развития обучающегося на моментсоставления программы и определяющую приоритетные направления воспитания иобучения ребёнка)
Характеристикаребенка составляется на основе результата психолого-педагогическогообследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации , сцелью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны егоближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий, а такжезаключение ПМПК.
Слайд11(Индивидуальный учебный план)
Индивидуальныйучебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметныеобласти, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность иустанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося (с указанием формыпроведения: очная, очно-заочная , заочная). ВАЖНО!!! Подписывается родителями(законными представителями)
Слайд12 (Содержание образования в условиях организации и семьи)
Содержание образования СИПР включаетконкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционныхзанятий и других программ:
Формирования базовых учебных действий;
Духовно — нравственного воспитания (длявоспитателей);
Формирования экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни обучающихся (для воспитателей);
Программа сотрудничества с семьей(воспитателями) обучающегося;
В неурочной деятельности, которыеактуальны для образования конкретного обучающегося и включены в егоиндивидуальный учебный план.
Задачи возможных (ожидаемых) результатовобучения и воспитания ребенка на один учебный год.
ВАЖНО!!! Обсуждается с родителями(законными представителями)
Слайд13 (Условия реализации потребности в уходе и присмотре)
Необходимымусловием реализации образовательной программы ряда обучающихся являетсяорганизация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиеническихпроцедур) и присмотра.
Планированиеи осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике суказанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр (режимдня )
ВАЖНО!!!Обсуждаем с родителями (законными представителями)
Слайд14 (Перечень специалистов, участвующих вразработке и реализации СИПР)
учителькласса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры,учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, медицинскийработник.
Слайд15 (Перечень возможных задач, мероприятий иформ сотрудничества организации и семьи обучающегося)
Содержитзадачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка,развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов и организации с целью привлечения родителей кучастию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблемребенка.
Слайд16(Перечень необходимых технических средств и дидактическихматериалов)
Включаетперечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения,дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации (ИПР),необходимых для реализации СИПР.
Слайд17 (Средства мониторинга и оценки динамики обучения)
Мониторинг результатов обучения проводитсяне реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательнойорганизации оценивают уровень сформированности представлений,действий/операций, внесенных в СИПР.
— « выполняет действие самостоятельно »,
-«выполняет действие по инструкции»(вербальной или невербальной ),
-«выполняет действие по образцу »,
-«выполняет действие с частичнойфизической помощью »,
-« выполняет действие со значительнойфизической помощью »,
-« действие не выполняет» и другие.
Итоговые результаты образования заоцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебныйгод. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебныйпериод.
Слайд18 (Работа ПМПК)
1. В начале года специалистамиразрабатывается СИПР (примерная);
2. В начале года ПМПк решает вопросы:проведение первичного знакомства с ребенком , анализ проблем обучения ивоспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержкаспециалистов, работающих с ребенком
3 . По итогам работы ПМПк составляетсяпротокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР.
4. К орректировка содержания СИПРосуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой вдекабре текущего учебного года и затем вносятся в программу Работапсихолого-медико-педагогического консилиума при разработке СИПР
Слайд19 (Работа ПМПК)
5.В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательнойпрограммы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК)проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка.
6.После ПМПК на основе анализа данных на каждого учащегося составляетсяхарактеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год.
7.А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями)для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистамиОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Слайд20
Спасибоза внимание!