Анализ сказов П. Бажова. Образ сказителя.
Образность. Притча в сказах П.П. Бажова. Сказ Н.С. Лескова. Л. Филатов «Про удалого молодца…»
Сказы отличаются от сказок тем, что в описываемые события верили люди, особенно близкие своей жизнью, профессией, характером труда к героям этих произведений. В сказах, как и в сказках, есть чудеса, фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи.
Сказ, как и предание, основан на известном, близком к действительным фактам содержании, которое в каждом из рассматриваемых жанров передается с помощью определенных и очень сходных художественных средств. Сказы и предания строятся по одинаковому принципу логического следования одного события за другим. Характерно наличие ограниченного числа персонажей, незначительное включение пейзажных зарисовок. Эти произведения не велики по размеру, нет традиционных сказочных присказок, зачинов и концовок. Языковые средства характеризуются лаконичностью, точностью и выразительностью. В то же время сказ не ограничивается объяснением фактов, а дает более обширную информацию, связанную с тем или иным событием. В сказе обязательно есть «определенная эстетическая идея», которая есть не что иное, как образное обобщение тех или иных сторон действительности, нашедшее конкретное выражение в соответствующих художественных формах. В сказе всегда обнаруживаются приметы сословно-классовой и местной принадлежности сказителя.
Сказ – это эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определенную художественную форму, повествующее о действительных (или принимаемых за действительные) событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказываемого от первого лица.
Существует 4 вида сказов:
1. исторические .
2. о труде и быте .
3. героико-революционные .
4. о событиях советской эпохи.
К историческим сказам относятся устные повествования об эпохе крепостного права. Они воссоздают характерные эпизоды изнурительного труда крепостных крестьян, когда «три дня работали на помещика, а три дня на себя», рассказывают о беспросветной жизни народа, когда господа «своих крепостных целыми семьями в карты проигрывали». В них говориться и о тяжелой судьбе детей (сказ «Гусенок»). Есть сказы и о рабочих, первых переселенцах (сказы «Вечно голодали», «На Златоустовском заводе»).
Есть целая группа сказов о благородных мстителях («Кудеяр»), «благородных разбойниках», о декабристах и т. д.
Сказы о труде и быте. Эти сказы акцентируют внимание на фактах тяжелого труда и нищенской жизни крестьян. Рассказывается, что крестьян обирали не только помещики, но и попы. Особенно тяжелой была судьба женщины. Изнурительным был и труд тех, кто работал на фабриках, заводах, шахтах, рудниках. Эти сказы начинались традиционным зачином «тяжело жили».
О революции: «В дни Великого Октября», «На Авроре», «Братья Венгеровы», сказы о Чапаеве и Буденном, о Ленине («Простой в обращении», «Ленин на субботнике», «Как Федосья Никитишна у Ленина была»).
О советской эпохе. «Мы строили Магнитогорск», «Горячее сердце», «Свадьба Ковпака».
В сказе герой преподносится в несколько идеализированном виде. С течением времени герои теряют качества невыразительные и второстепенные, отчего сильные и наиболее характерные их стороны становятся более рельефными, а сами образы яркими и колоритными.
Сказы О. Сомова, А. Новопольцева, Н. Лескова, П. Бажова, Б. Щедрина, И. Панькина дополняют наше представление об этом жанре.
БАЖОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(1879-1950)
Родился в семье горнозаводского мастера (недалеко от Екатеринбурга). Получил образование в духовной школе, затем в духовном училище и семинарии. Учился с любовью. Отец умер рано, поэтому Павлу Бажову пришлось и учиться, и работать. Писал короткие репортажи в газетах, читал корректуры, давал частные уроки. Судьба Бажова – типичная для разночинца.
В 1899 году начинается его педагогическая деятельность. Идея служения народу все больше захватывала Бажова.
1917 год резко изменил его жизнь. Революционная деятельность, журналистика, первые произведения.
Для правильного понимания сказа Бажова очень важно обратить внимание на рассказчика, который, как правило, причастен к событиям своего повествования.
Одобрение, восхищение рассказчика относится к героям активным, способным постоять за себя и других, как, например, Дуняха – птаха из сказа «Кошачьи уши».
Собиравшиеся многие годы истории из рабочей жизни, байки, легенды положили начало собранию сказов с символическим названием «Малахитовая шкатулка».
Сказы «Малахитовой шкатулки» объединяются в группы, связанные с общими героями, как главными, так и второстепенными. Часто дается как бы история одной семьи: Степана, Насти и их дочери Катерины и мужа ее Данилы, а затем и их детей.
Общие в сказах и волшебные персонажи.
Еще в глубокой древности сложилось у людей представление о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа или Хозяйки Медной горы, которая не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых и мужественных, творчески одаренных людей.
Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владение Хозяйки. Другой – не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство.
Композиционно «Малахитовая шкатулка» состоит из 4-х циклов:
1. волшебные сказы, объединенные образом Медной горы хозяйки .
2. старательские сказания .
3. сказы-легенды о горнозаводском Урале .
4. сказы о русских мастерах – умельцах.
Основной конфликт между человеком и Матерью – Землей. Постигая тайны мастерства, герой проникает за грань доступного человеку, посягает на сверхчеловеческое, мистическое.
Настоящую тайну хозяйки недр, Красоту, Богатство нельзя ни продать, ни купить. Ею вознаграждаются лучшие: смелые, честные, даровитые, верные слову, делу, любви.
Медной горы хозяйка дарит Степану малахитовую шкатулку. Сначала – это лишь подарок – символ. А потом шкатулка становится. От судьбы драгоценной шкатулки зависит судьба многих героев, и прежде всего Танюшки, Памятки, любимой дочери Степана. Именно ей открывается волшебная сила «тятиного подаренья».
Медной горы хозяйка хотела пойти за Степана, потому что он был человек слова.
Танюшка не идет замуж за молодого барина, потому что он слову своему не хозяин. Танюшка сливается с малахитовой стеной в зале отцовской работы.
Часто встречаются в сказах образные сравнения, присущие народным поэтическим произведениям: «чисто лиса, так и метет, так и метет хвостом» — так говорится о хитром человеке. Постоянные эпитеты в его произведениях характеризуют людей, их родственные отношения: братцы милые, сестрицы любезные, задушевные подруженьки, использует свойственные русскому языку своеобразные повторы: лишился сна-покою, рад-радехонек, слыхом не слыхивали, один-одинешенек. Все это придает красочность и выразительность языку писателя.