Крымский инженерно-педагогический университет
Факультет английского языка и литературы, русского языка и литературы
Кафедра русской филологии
ДОКЛАД
на тему:
«Способы словообразования числительных»
Выполнила:
студентка группы АР-18
Белялова Эмине Руслановна
Принял ст. преподаватель
кафедры русской филологии:
Бахича Эльнара Арифовна
Симферополь, 2020
Введение
Развитие языка обусловлено в значительной степени развитием его словообразовательной системы, становлением новых словообразовательных моделей слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением их продуктивности и многими другими факторами словообразовательного процесса.
Создание новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке потребностей общества в выражении новых понятий, постоянно возникающих в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и т.д.
Актуальность темы обусловлена её научным и практическим интересом. Характеризуя степень научной разработанности проблематики темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной темы.
Объект работы: лексическая подсистема русского языка (языковая реальность).
Цель работы: изучение словообразовательных моделей числительных русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к словообразованию.
2. Выявить закономерности словообразования в русском языке.
При проведении исследования использованы следующие методы:
анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике
обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Словообразование: основные понятия
Словообразование является одним из компонентов общей системы языка и одним из важнейших источников пополнения лексического запаса.
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Имеющиеся общие исследования словообразования ставят целью описание инвентаря словообразовательных моделей и типов, средств словообразования и их функции. (14. С.1)
Понятие словообразовательной модели является основным в теории словообразования. Под этим термином подразумевается закономерное расположение элементов слов (морфем или эквивалентов морфем), которому соответствует типовое лексическое значение.
Модель — это «образец», «шаблон», «типовая структура». М.Ф. Степанов дает следующее определение словообразовательной модели: словообразовательная модель — это стабильная структура, обладающая лексико-категориальным значением и способная наполняться различным лексическим материалом. Словообразовательная модель отражает двойственную природу слова — языкового знака, включающего план выражения (означающее) и план содержания (означаемое). (13. С.15)
Итак, словообразовательная модель представляет собой морфологически и лексико-семантически обусловленную структурную схему, по которой могут быть образованы серии словообразовательных конструкций с одинаковой структурой.
Словообразовательная модель может включать разнородные, разнофункциональные элементы — знаменательный и служебный. В производном слове «каменщик» знаменательным элементом является корневая морфема камен, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс -щик, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщенное лексико-категориальное значение «производитель действия».
Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант.
Словообразовательное значение — это комплексное явление, которое определяется:
значением части речи мотивирующего слова .
значением словообразовательного элемента .
значением части речи мотивированного слова.
Словообразовательный формант в узком понимании термина — это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления). Таким образом, если в слове лесок словообразовательным формантом будет суффикс — ок.
Основные понятия словообразования:
производная основа .
средство словообразования .
способ словообразования .
процессы, сопровождающие словообразование.
Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая — производной. Производящая основа — ближайшая по форме к производной основе, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик> . стол, столик — «маленький стол».
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), и их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т.п. (15. С.1)
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы
2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:
3. Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования
Все перечисленные признаки: общая часть речи у производящей основы, способ словообразования, одинаковое словообразовательное значение между производящим и производным словами — и составляют словообразовательный тип.
Словообразовательный тип — это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который характеризуется общностью.
2.Образование числительных
Количественные сложные числительные образованы при помощи суффиксов (два —два дцать) . сложением (три и сто = триста), составные числительные состоят из нескольких слов (тридцать два)
Собирательные числительные образованы при помощи суффикса -оj- (два — двое) и -ер- (четыре — четверо)
Порядковые числительные (кроме первый, второй) образуются от количественных: три — третий, пять — пятый
Большинство простых и сложных порядковых числительных образуется от соответствующего порядкового числительного путём прибавления к основе нулевого суффикса и родовых окончаний: пять – пятØ ый, двенадцать – двенадцатØ ый. Исключения: числительные первый, второй (ср. один, два).
При образовании сложных порядковых числительных появляется внутреннее окончание (триста -тр ех сот ый), а при образовании составных изменяется только последнее слово (триста двадцать — триста двадцат ый)
Составные порядковые числительные образуются путём прибавления нулевого суффикса и родовых окончаний к последнему числительному (двадцать пять – двадцать пятØый, триста двенадцать – триста двенадцатØый
Сложные числительные от одиннадцати до двадцати, а также двадцать и тридцать имеют общую часть — дцатъ. По своему происхождению дцать есть сокращённое и изменённое в произношении числительное десять. Одиннадцать обозначало один на десяте(и), тринадцать – три на десяте(и) и т. п. Числительные двадцать, тридцать произошли от два десяти, три десяти (т. е. два раза десять, три раза десять). Числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят и восемьдесят обозначали пять десятков, шесть десятков, семь десятков, восемь десятков. Вторая часть десят является старым род. пад. множ. числа от десять.
Порядковые числительные образуются от корней количественных числительных: пять пятый, семь седьмой, двадцать двадцатый, двадцать три двадцать третий, двести двухсотый, девяносто тысяч девяностотысячный. Только порядковые числительные первый и второй образованы от других корней, чем соответствующие им количественные числительные (один, два).
Список литературы
1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. М., «Дрофа»,2002г.
2. Иссерс О.С. «Русский язык» М., «Дрофа», 2004г.
