X-PDF

Социально-психологический климат организации

Поделиться статьей

Общая характеристика социально-психологического климата.

Впервые психологический климат группы предложили Ф. Ретлисбергер и У. Диксон (1939). В современной социальной психологии используются следующие термины: психологический климат коллектива, социально-психологический климат группы, моральный климат коллектива.

Психологический климат – такое психическое состояние группы, которое отражает основные особенности ее жизнедеятельности: эмоциональный (групповое настроение), когнитивный (мнения и убеждения) и поведенческий (действия членов группы).

Социально-психологический климат – это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития . воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: освещенность, влажность, температура, особенности формальной организационной структуры и деятельности: совместно–индивидуальная деятельность (преподаватели на кафедру в вузе), совместно – последовательная деятельность (работа на конвейере), совместно – взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым, например, экипаж самолета) (Уманский).

Существует различные подходы при типологизации социально-психологического климата. Например, Р.Л. Кричевский разделяет социально – психологический климат на объективно наблюдаемый феномен и субъективно — переживаемое состояние. Объективно наблюдаемый психологический климат фиксируется в характере отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни . в степени сплоченности коллектива . в степени полного рабочего дня . в степени лидерства . в отношении сотрудников к предприятию . в общественном мнении как совокупности слухов и мифов о самом предприятии и его героях . а также в традициях и нормах. Субъективно психологический климат – это переживаемое сотрудниками чувство удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива . в особенности межличностной перцепции, коммуникации и интеракции . в характере и уровне мотивации . и в эмоциональном состоянии сотрудников.

На характер социально-психологического климата влияет и стиль руководства, поэтому его можно определить как авторитарный, демократический и попустительский.

Кроме этого принято различать два типа социально-психологического климата: доброжелательный или открытый и недоброжелательный или закрытый. Каждый из них имеет свои характеристики. Открытый климат характеризуется:

1. конструктивностью и содержательностью коммуникации (сообщение носит не оценочный, а информационный характер) .

2. конструктивностью отношений между сотрудниками (в фокусе внимание находятся решение проблемы, а не ее трудности решения) .

3. честностью (целью критики является желание помочь исправить положение) .

4. заботливостью (в коллективе преобладает понимание и сочувствие) .

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

5. равенством (ценится участие в процессе общения всех членов коллектива независимо от роли должности, которые они занимают) .

6. готовностью прощать (признается неизбежность ошибок и неверность суждений) .

7. наличием обратной связи.

Закрытый или оборонительный климат характеризуется:

1.обвинительным характером коммуникации (акцент делается на поиск виновных . обратная связь оценочная и носит негативный характер) .

2.навязыванием норм (людям навязываются определенные правила поведения, они должны скрывать и изменять свои намеренья и манеру поведения, которые не соответствуют этим нормам) .

3.лицемерием (сообщение имеет скрытый характер и их целью является манипуляция) .

4. безразличием (люди не проявляют интереса друг к другу) .

5. неравенством (подчеркивается квалификация людей) .

6. догматизмом (нет дискуссий, не принимается другая точка зрения) .

7.взаимной неприязнью людей.

При этом климате общение сохраняется, но служат личным целям, а не развитию организации. Закрытый тип часто наблюдается в той организации, где люди перегружены работой, где есть финансовые трудности, где есть угроза сокращения, это также может быть и результатом стиля руководства и культуры организации.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет