X-PDF

Социальное проектирование и социальная практика во внеурочной деятельности образовательного учреждения как важная составляющая реализации обновленных ФГОС

Поделиться статьей

УсалкоМ.В.

учительистории и обществознания

 Социальное проектирование и социальная практика

 вовнеурочной деятельности образовательного учреждения как важная составляющаяреализации обновленных ФГОС

«…мирможет стать чуточку лучше,

 есливы сыграли важную роль

вжизни какого-нибудь ребенка» (Маргарет Фишбек Пауэрс) 

 

Внеурочная деятельность и дополнительное образованиедетей имеет                колоссальное значение для воспитания и успешнойсоциализации детей и       подростков.

Цель школы сегодня состоит в формированиисамостоятельной личности, обладающей навыками жить в информационном обществе,владеющей компетенциями XXI века, умеющей учиться на протяжении всей жизни.

Ключевое  изменение ФГОС состоит в том, что на первыйплан выходит развитие личности учащегося на основе освоения способовдеятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход,который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегиисоциального проектирования и конструирования в системе образования на основеразработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способыдостижения социально желаемого результата личностного и познавательногоразвития обучающихся.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результатыобучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебныхдействий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать впознании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход кобучению предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где былабы востребована активность и инициатива ученика.

Сегодня нужно осознавать, что обучающийся пересталбыть объектом обучения и воспитания. На первый план вышли субъект — субъектныеотношения. И системно-деятельностный  подход становится основополагающим вучебно-воспитательном процессе.  

В основе созданияСтандарта образца 2004 года был не личностный, а предметный результат. Упорделался на набор информации, которую обязаны были получить и усвоитьучащиеся. 

ФГОС второго поколения были ориентированы не только на результат, но и наразвитие универсальных учебных действий (умений). Перед педагогами ставиласьзадача не просто научить ребенка чему-то, но сделать это так, чтобы он смог применитьполученные знания.   Большое внимание уделялось проектной и внеурочной деятельности: патриотическому воспитанию, развитию личности учащегося, вкотором взращивалось уважение к закону, толерантность и стремление кздоровому образу жизни.

 В третьей редакции ФГОС нет принципиальных изменений, но естьобновления. Что-то стало необязательным для исполнения, описание некоторыхмоментов стало более развернутым и конкретным: 

ØПатриотическое воспитание, о котором шла речь и впредыдущем варианте ФГОС, стало описываться конкретнее.

Ø Функциональная грамотность вошла в состав государственныхгарантий качества основного общего образования. В  обновленном ФГОСфункциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи ижизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных иуниверсальных способов деятельности.

Ø В обновленном стандарте образования ключевым моментомстановится важность единства учебной и воспитательной деятельности: делаетсяакцент на гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом,физическом, экологическом воспитании, во главу угла ставятся ценности научногопознания.

Ø Согласно  обновленному стандарту,достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно нетолько на уроках. Внеурочная деятельность по  обновленному ФГОС  также являетсяважным рабочим инструментом. Она должна включатьмероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное, творческое,гражданско-патриотическое, общекультурное, физическое развитие учеников. Школенеобходимо создать условия, в которых они смогут проявить себя, а также оказатьдетям помощь в случае возникновения у них трудностей в обучении и социализации. 

Чтобы создать единоеобразовательное пространство на всех уровнях образования внеурочнуюдеятельность лучше всего осуществлять с использованием одной из моделей, вкаждой из которых преобладает определенный вид деятельности:

·                    учебно-познавательная деятельность, врамках которой упор делается на работу по учебным предметам и формированиефункциональной грамотности;

·                    деятельность, в которой во главу угла ставится помощь и поддержкаучащегося со стороны педагога, а также организация комфорта и благополучияучеников в пространстве школы;

·                    деятельность ученических сообществ иорганизация воспитательныхмероприятий.

План внеурочнойдеятельности по  обновленным ФГОС  должен составляться таким образом, чтобыобеспечить преемственность содержания школьных образовательных программ иобразования на всех его уровнях.   В  план включены занятия, общие для всехобучающихся: 

·                    1 час в неделю – «Разговоры о важном». Этоинформационно-просветительские занятия патриотической, нравственной иэкологической направленности (понедельник, первый урок).

·                    1 час в неделю – занятия по формированию функциональнойграмотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности).

·                    1 час в неделю – профориентационные занятия,включающие среди прочего освещение основ предпринимательской деятельности.

Помимо этого,вариативная часть плана внеурочной деятельности может включать:

·                    3 часа в неделю – занятия, связанные с реализацией особыхинтеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся(в том числе углубленное изучение отдельных учебных предметов,проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).

·                    2 часа в неделю – занятия, связанные с социальными интересами ипотребностями учащихся (в том числе в рамкахРоссийского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — странавозможностей»).

·                    2 часа в неделю – спортивные и творческие занятия (школьныетеатральные студии, музеи, спортивные клубы, деятельность в рамках реализациипрограммы развития социальной активности учащихся начальных классов «ОрлятаРоссии».

Следует отметить, чтовнеурочная деятельность призвана реализовать интересы учащегося, а не статьдополнительной частью работы, обязательной для выполнения. Это — прежде всеготворчество, что очень нравится детям, стремящимся к самовыражению. Большоезначение имеет и тот факт, что внеурочная деятельность способствует поднятиюсамооценки ребятам, которые не имеют больших достижений в учебе. Они могутпроявить свои таланты и реализоваться в творчестве или спорте.

Большоезначение имеет и тот факт, что внеурочная деятельность способствует поднятиюсамооценки ребятам, которые не имеют больших достижений в учебе. Они могутпроявить свои таланты и реализоваться в творчестве или спорте.

         Врамках внеурочки каждая школа может использовать «ресурсы других организаций»(в том числе в сетевую форму).  

В зависимости отконкретных условий реализации основной образовательной программы, числаобучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных группиз обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

   Выделенынаправления внеурочных курсов:

·                    социальное,

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 986

·                    творческое,

·                    интеллектуальное,

·                    общекультурное,

·                    физическое,

·                    гражданско-патриотическое развитие обучающихся.

При этом все курсывнеурочки должны создавать условия для самореализации обучающихся, педагогидолжны осуществлять педагогическую поддержку в преодолении школьникамитрудностей в обучении и социализации.

Обязательным условиеморганизации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.

  Модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:

·                    учебно-познавательной (внеурочная деятельность по учебнымпредметам и формирование функциональной грамотности, сюда же входитпрофориентация и проектная деятельность, углубленное изучение предметов);

·                    педагогическая поддержка обучающихся и работа по обеспечению ихблагополучия в пространстве школы (дополнительные занятия с теми, ктоиспытывает трудности в обучении, в построении социальной коммуникации, а такжеспециальные занятия с детьми ОВЗ);

·                    деятельность ученических сообществ и воспитательных мероприятий(здесь все понятно, сопровождение детских объединений).

Для всех  классов предусмотренопроведение:

·                    «1 час в неделю – на информационно-просветительские занятияпатриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры оважном» (понедельник, первый урок);

·                    1 час в неделю – на занятия по формированию функциональнойграмотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности6);

·                    1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворениепрофориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основыпредпринимательства)».

Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзяотделять друг от друга. «Обучение — это один из лепестков цветка, которыйназывают воспитанием»,- говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане-  личность ребенка.Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС — интеграцияобщего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.Организационным механизмом такой интеграции может быть разработка иосуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, каксоциальное проектирование, которое является одним из интенсивных методоввключения детей в жизнь.

Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющийсовременного ребенка. При  проектировании осуществляется совместнаядеятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства вучебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитуюличность.

         ФГОС– это система интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательныйпроцесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, авоспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях.Воспитательная система, включающая социальное проектирование, будет достигатьтрёх уровней результатов:

 -приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношенийшкольника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

-формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 986

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет