УсалкоМ.В.
учительистории и обществознания
Социальное проектирование и социальная практика
вовнеурочной деятельности образовательного учреждения как важная составляющаяреализации обновленных ФГОС
«…мирможет стать чуточку лучше,
есливы сыграли важную роль
вжизни какого-нибудь ребенка» (Маргарет Фишбек Пауэрс)
Внеурочная деятельность и дополнительное образованиедетей имеет колоссальное значение для воспитания и успешнойсоциализации детей и подростков.
Цель школы сегодня состоит в формированиисамостоятельной личности, обладающей навыками жить в информационном обществе,владеющей компетенциями XXI века, умеющей учиться на протяжении всей жизни.
Ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первыйплан выходит развитие личности учащегося на основе освоения способовдеятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход,который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегиисоциального проектирования и конструирования в системе образования на основеразработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способыдостижения социально желаемого результата личностного и познавательногоразвития обучающихся.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результатыобучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебныхдействий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать впознании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход кобучению предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где былабы востребована активность и инициатива ученика.
Сегодня нужно осознавать, что обучающийся пересталбыть объектом обучения и воспитания. На первый план вышли субъект — субъектныеотношения. И системно-деятельностный подход становится основополагающим вучебно-воспитательном процессе.
В основе созданияСтандарта образца 2004 года был не личностный, а предметный результат. Упорделался на набор информации, которую обязаны были получить и усвоитьучащиеся.
ФГОС второго поколения были ориентированы не только на результат, но и наразвитие универсальных учебных действий (умений). Перед педагогами ставиласьзадача не просто научить ребенка чему-то, но сделать это так, чтобы он смог применитьполученные знания. Большое внимание уделялось проектной и внеурочной деятельности: патриотическому воспитанию, развитию личности учащегося, вкотором взращивалось уважение к закону, толерантность и стремление кздоровому образу жизни.
В третьей редакции ФГОС нет принципиальных изменений, но естьобновления. Что-то стало необязательным для исполнения, описание некоторыхмоментов стало более развернутым и конкретным:
ØПатриотическое воспитание, о котором шла речь и впредыдущем варианте ФГОС, стало описываться конкретнее.
Ø Функциональная грамотность вошла в состав государственныхгарантий качества основного общего образования. В обновленном ФГОСфункциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи ижизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных иуниверсальных способов деятельности.
Ø В обновленном стандарте образования ключевым моментомстановится важность единства учебной и воспитательной деятельности: делаетсяакцент на гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом,физическом, экологическом воспитании, во главу угла ставятся ценности научногопознания.
Ø Согласно обновленному стандарту,достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно нетолько на уроках. Внеурочная деятельность по обновленному ФГОС также являетсяважным рабочим инструментом. Она должна включатьмероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное, творческое,гражданско-патриотическое, общекультурное, физическое развитие учеников. Школенеобходимо создать условия, в которых они смогут проявить себя, а также оказатьдетям помощь в случае возникновения у них трудностей в обучении и социализации.
Чтобы создать единоеобразовательное пространство на всех уровнях образования внеурочнуюдеятельность лучше всего осуществлять с использованием одной из моделей, вкаждой из которых преобладает определенный вид деятельности:
· учебно-познавательная деятельность, врамках которой упор делается на работу по учебным предметам и формированиефункциональной грамотности;
· деятельность, в которой во главу угла ставится помощь и поддержкаучащегося со стороны педагога, а также организация комфорта и благополучияучеников в пространстве школы;
· деятельность ученических сообществ иорганизация воспитательныхмероприятий.
План внеурочнойдеятельности по обновленным ФГОС должен составляться таким образом, чтобыобеспечить преемственность содержания школьных образовательных программ иобразования на всех его уровнях. В план включены занятия, общие для всехобучающихся:
· 1 час в неделю – «Разговоры о важном». Этоинформационно-просветительские занятия патриотической, нравственной иэкологической направленности (понедельник, первый урок).
· 1 час в неделю – занятия по формированию функциональнойграмотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности).
· 1 час в неделю – профориентационные занятия,включающие среди прочего освещение основ предпринимательской деятельности.
Помимо этого,вариативная часть плана внеурочной деятельности может включать:
· 3 часа в неделю – занятия, связанные с реализацией особыхинтеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся(в том числе углубленное изучение отдельных учебных предметов,проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).
· 2 часа в неделю – занятия, связанные с социальными интересами ипотребностями учащихся (в том числе в рамкахРоссийского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — странавозможностей»).
· 2 часа в неделю – спортивные и творческие занятия (школьныетеатральные студии, музеи, спортивные клубы, деятельность в рамках реализациипрограммы развития социальной активности учащихся начальных классов «ОрлятаРоссии».
Следует отметить, чтовнеурочная деятельность призвана реализовать интересы учащегося, а не статьдополнительной частью работы, обязательной для выполнения. Это — прежде всеготворчество, что очень нравится детям, стремящимся к самовыражению. Большоезначение имеет и тот факт, что внеурочная деятельность способствует поднятиюсамооценки ребятам, которые не имеют больших достижений в учебе. Они могутпроявить свои таланты и реализоваться в творчестве или спорте.
Большоезначение имеет и тот факт, что внеурочная деятельность способствует поднятиюсамооценки ребятам, которые не имеют больших достижений в учебе. Они могутпроявить свои таланты и реализоваться в творчестве или спорте.
Врамках внеурочки каждая школа может использовать «ресурсы других организаций»(в том числе в сетевую форму).
В зависимости отконкретных условий реализации основной образовательной программы, числаобучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных группиз обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Выделенынаправления внеурочных курсов:
· социальное,
· творческое,
· интеллектуальное,
· общекультурное,
· физическое,
· гражданско-патриотическое развитие обучающихся.
При этом все курсывнеурочки должны создавать условия для самореализации обучающихся, педагогидолжны осуществлять педагогическую поддержку в преодолении школьникамитрудностей в обучении и социализации.
Обязательным условиеморганизации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
Модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
· учебно-познавательной (внеурочная деятельность по учебнымпредметам и формирование функциональной грамотности, сюда же входитпрофориентация и проектная деятельность, углубленное изучение предметов);
· педагогическая поддержка обучающихся и работа по обеспечению ихблагополучия в пространстве школы (дополнительные занятия с теми, ктоиспытывает трудности в обучении, в построении социальной коммуникации, а такжеспециальные занятия с детьми ОВЗ);
· деятельность ученических сообществ и воспитательных мероприятий(здесь все понятно, сопровождение детских объединений).
Для всех классов предусмотренопроведение:
· «1 час в неделю – на информационно-просветительские занятияпатриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры оважном» (понедельник, первый урок);
· 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональнойграмотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности6);
· 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворениепрофориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основыпредпринимательства)».
Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзяотделять друг от друга. «Обучение — это один из лепестков цветка, которыйназывают воспитанием»,- говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане- личность ребенка.Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС — интеграцияобщего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.Организационным механизмом такой интеграции может быть разработка иосуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, каксоциальное проектирование, которое является одним из интенсивных методоввключения детей в жизнь.
Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющийсовременного ребенка. При проектировании осуществляется совместнаядеятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства вучебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитуюличность.
ФГОС– это система интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательныйпроцесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, авоспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях.Воспитательная система, включающая социальное проектирование, будет достигатьтрёх уровней результатов:
-приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношенийшкольника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);
-формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)