X-PDF

Сообщение на тему Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.

Поделиться статьей

Осуществлениепреемственности дошкольного и начального образования.

Современная действительность вызываетнеобходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой « образованиечерез всю жизнь». Непрерывность образования в школе осуществляется путемреализации преемственности различных ступеней образовательной системы. Работа вэтом направлении ведется через « Комплексную программу  развития личностиребенка с 3 до 17 лет», которая учитывает  возрастные особенности детей. Работа образовательного комплекса направлена на сохранение здоровья, развитияличности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия. Главныйпринцип работы- не навреди!  Основная цель-  создание условий и оказание помощиученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями ивозможностями». В работе по обеспечению преемственности программ обучения детейв детском саду и начальной школе мы апробировали несколько подходов.

На первоначальном этапе преемственность былаоснована на традиционной последовательности жизни ребенка. В детском садуребенка готовили к школе, к освоению программы 1 класса.  Воспитателиорганизовывали свою работу на основе знаний о содержании школьного образования,его средствах, требованиях и т.д. Дошкольное образование, особенности егосодержания, были направлены на подготовку к обучению в начальной школе. Притаком подходе  обучение дошкольников определялось необъективными законамиразвития ребенка, а образовательной системой последующего звена.

 Соответственно и психологи детского садаопределяли традиционные показатели готовности ребенка к школе по параметрам,диктуемым требованиям начальной школы. Работая в этом направлении, мы напрактике убедились в неверности такой позиции: в конце первого класса у ребенкападал интерес к учебе, снижалась успеваемость. По сути, в детском садупроисходило «натаскивание» малыша, что вызывало у него стрессовое состояние, аэто, в свою очередь, приводило к ухудшению здоровья детей и качестваобразования. Коллектив педагогов детского сада и начальной школы стали искатьдругие подходы. В частности, они пробовали связать преемственность с идеямисамооценки дошкольного детства. Специфика жизни детей первых семи лет сталаопределяющей в отборе содержания и средств учебной деятельности в детском саду.

Ребенок-дошкольник многое может сделать спомощью взрослых. Но кто знает, каковы границы этой «зоны ближайшего развития»? В настоящее время педагогический коллектив школы в работе по преемственностиопирается на «самоопределение  личности  ребенка по отношению к существующимкультурным образцам и реализацию  человеком своего образа в подлинно позитивнойсвободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессысамоактуализации личности – саморазвитие, проявление способности избирательноотноситься к учебному материалу, умение учиться, овладение способамитворчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение  техникпроектирования, средств анализа и рефлексии. Главное в этой позиции- научитьребенка учиться самому. Задача учителя – обеспечить условия для проявления всехспособов познания окружающего  мира, людей, природы и самого себя.  Создатьразвивающую среду в условиях  доверительного, основанного на любви, терпении,понимании общения с ребенком. Такой подход  позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

Дошкольное учреждение- это особый мир,требующий чуткого  подхода  к детям со стороны воспитателей.  Педагоги детскогосада и школы – единомышленники. Первоклассники  успешно адаптируются к условиямшколы, что проявляется в их готовности к полноценному личностному, физическому,интеллектуальному развитию в новой для них среде. Особое место в этой работезанимают медико-психолого-педагогические консилиумы (МППК), объединяющиепедагогов, психологов, социального педагога, медиков. Они дают рекомендации  поустранению причин затруднений ребенка в обучении и воспитании. Эта службаанализирует данные диагностики и микроисследований. Вся информация по школепоступает в информационно- аналитический и коррекционно- диагностический центр.Каждую четверть эти материалы пополняются, обобщаются, анализируются, затемвносятся коррективы в план. Эта информация  используется при анализе работы загод и при составлении плана на следующий год.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

В достижении преемственности помогает «Система контроля и организации работы школы по преемственности «Детскийсад-начальная школа- средняя школа». Цель ее- осуществление непрерывностиобразования ребенка с 3 до 17 лет при сохранении самооценки каждого возрастногопериода». Реализация системы включает три этапа. Первый этап – работа нанулевой ступени, включающей детский сад и школу будущих первоклассников. Здесьопределяется уровень соматического и психического развития ребенка,прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция. Второй этап- работа на первой ступени- в начальной школе. На этих этапахсоздаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальнойадаптации детей к школе,  ведется подготовка к успешному обучению их наследующей ступени.  Третий этап- работа на второй ступени с 5-9,11 классами.

На первом из этих этапов у дошкольниковвыявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабыезвенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются привыборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса,индивидуализации обучения. Раннее прогнозирование школьных затруднений – одноиз основных направлений в достижении преемственности.

Ежегодно в апреле психологи,воспитатели иучителя обсуждают результаты  диагностики, итоги работы за последний год повыявлению уровня  готовности детей к школе. Согласовывают содержание программ.Одновременно намечается коррекция  возможных школьных затруднений каждогоребенка. В 1 классе , в период адаптации, организуются консультации дляродителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом ихвозрастных особенностей, коррекционных методик, проводится углубленныймедицинский осмотр. В 4 классе осуществляется работа, аналогичная той, чтопроделана в детском саду: в мае  учителя начальной школы передают  картыразвития ребенка  классному  руководителю и учителям среднего звена; подводятитоги совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальнойшколы.

В 5 классе вновь наступает период адаптации. Иопять организуются консультации для родителей, учителей, углубленныймедицинский осмотр, подводятся итоги деятельности. Таким образом мы стараемсяотрегулировать взаимоотношения воспитателей и учителей по подготовке ребенка кобучению не только в начальной школе, но и на следующей ступени , разработатьтехнологические  карты  индивидуального « маршрута» ребенка.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет