X-PDF

Специфика социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание

Поделиться статьей

К наукам социального цикла принято относить: экономику, политологию и право, психологию и социальную психологию, со­циологию, антропологию, этнографию . гуманитарного — филосо­фию, историю, литературоведение, лингвистику, искусствознание, культурологию, религиоведение.

Каковы критерии разделения общественных наук на соци­альные и гуманитарные? В чем сходство и различие данных наук? Остановимся подробнее на данных вопросах.

Если использовать для характеристики данных наук такие критерии научности, как строгость, аргументированность, ра­циональность, то социальные науки дистанцируются от гумани­тарных наук как наиболее соответствующие данным критериям.

В связи с этим, что касается разделения их по методу ис­следования, считается, что социальные науки в основном исполь­зуют метод объяснении, гуманитарные — метод понимания.

Признак соответствия критериям научности задает разделе­ние их по предмету исследования: социальные науки изучают со­циальные закономерности, создавая социальные теории, гумани­тарные науки изучают человеческий мир.

Но наиболее значимым критерием разделения данных обще­ственных наук является, по мнению В.Г. Федотовой, соответствие натуралистической или культур-центристской исследовательским программам (62): «именно исследовательская программа определяет в конечном счете разделение наук на социальные и гуманитарные».

Если основой социальных наук является натуралистическая парадигма, то гуманитарные науки используют при познании со­циальной действительности антинатуралистические (культур-центристские) установки.

Данная дихотомия общественных наук на социальные и гумани­тарные и критерии их различения задают ряд частных признаков и следствий. В частности получается, что гуманитарные науки в большей степени приближены к жизни, нежели социальные . они в большей мере

«встроены» в жизнь, опираются на вненаучное, обыденное социальное

154

знание (традиции, обычаи, обряды, ценности и т.д.). В них в большей степени задействованы чувства и ассоциативное мышление.

В гуманитарных науках системообразующими ценностями выступают: идеалы добра, истины, красоты, совершенства, сво­боды равенства и т.д., имеющие решающее значение в целепола-гающей деятельности человека.

В свою очередь, знания, полученные в социальных науках, более отрефлексированы, отвечают стандартам научности, в них существует четкое разделение субъекта и объекта. Поэтому они располагаются ближе к естественным наукам и являются промежу­точным звеном между естественными и гуманитарными науками.

В то же время экспертами отмечается примечательная для современности тенденция проникновения методов объяснения в гуманитарные науки, что при потенциальной их содержательности в силу большей связи с жизнью придает данным наукам значи­тельный эвристический диапазон в изучении (объяснении и пони­мании) социальной жизни.

То продуктивное триединство чувства, интеллекта и воли (жела­ния и необходимости более углубленного изучения жизни общества и человека), которое наблюдается в гуманитарных науках, с одной сторо­ны позволяет им создавать целостный образ представлений о человеке и обществе (как это имеет место в социальной философии как одной из гуманитарных наук), с другой стороны позволяет успешно соединять и сочетать научные и вненаучные формы социального познания.

В каждой из вышеназванных разновидностей общественных наук существуют позиции, которые при их неадекватном усилении превращаются в тормоз развития данных наук. Так в социальных науках стремление к точности используемых понятий, установка на существующие теоретические конструкты в определенных услови­ях могут сыграть негативную роль. Как отмечает по этому поводу известный западный методолог социальной науки Коллинз, в со­циологии сегодня накопился интересный материал, который не по­лучает научного признания по следующим причинам (цит. по 55):

а) социальные исследователи больше реагируют на теорети­ческие бирки, служащие своего рода символическими знаменами отдельных научных сообществ. Вследствие чего последние склонны отвергать все результаты, которые не ассоциируются с теми теория­ми, которых придерживаются они .

155

б) имеется излишняя фиксация на методах и местных стан­дартах методологии {фетишизма методов) . в реальности же иде­ально точных методов не бывает .

в) в каждой исследовательской области в социальных науках предпочтение отдается переднему фронту, прокладыванию новых троп, заявлению новых понятий и концепций, притом что прошлые результаты, даже признанные достоверными, со временем начинают игнорироваться, а затем и забываться.

В гуманитарных науках их связь с жизнью, обыденным сознани­ем чревата при определенных условиях «свихиванием» данных наук в обыденность, понятийную нечеткость, теоретическую несостоятельность. К ШШКфик?.?УШНИтШМОЛР..?ИЙЬШ можно отнести также и то, что здесь получаемые знания в большей степени зависят от личност­ного опыта, менее логически обоснованы, отсюда больший разброс в воззрениях на один и тот же предмет, явление, большая зависимость от тех парадигм, которые курсируют в том или ином замкнутом науч­ном сообществе (а господствующие здесь парадигмы сильно зависят от личностно-ценностных предпочтений лидера данного сообщества, научной школы). И как следствие, трудности в выработке общеприня­тых понятий и закономерностей. Что в свою очередь приводит к меньшей автономности и большей профессионализированности (49) гуманитарного знания и в целом гуманитарного «цеха».

По этой причине, считают эксперты, «гуманитарные науки в поддержании своей целостности и в!гутреннего контроля больше, чем другие области знания, зависят от помощи внешних для себя факторов. Именно поэтому среди гуманитариев мы находим большее внимание к вопросам социальной принадлежности, стиля и приверженности не столько к профессии в целом, сколько к определенному учебному или исследовательскому заведению, а также часто большую и явно выра­женную склонность к преподаванию, а не к исследованию» (там же).

Но что интересно, специфические особенности гуманитарного знания и гуманитарных наук, их казалось бы слабые стороны: «недотя-нутость» до строгих критериев научности, погруженность в личностный мир, наличие полисемантического мира ценностей и др., в конце XX столетия выявили колоссальную эвристичность, актуальность и востре­бованность идей и методов существующих в них, демонстрируя тем самым принцип красоты в науке, когда научная периферия вдруг ста­новится центром, цементирующим ядром науки.

Современные научные разработки, проблемы которые там об­суждаются, высветили актуальнейшую потребность в знании методов 156

гуманитарных наук и интерес к результатам, получаемым здесь: созда­ние искусственного интеллекта, развитие нейронных систем в инфор­матике, попытки разобраться в сложных процессах, происходящих в космологии, и др. выявили зависимость результатов естественнонауч­ного познания, хода исследовательского процесса от личности исследо­вателя, его мировоззрения, мышления, системы ценностей, которых он придерживается. Отсюда интерес к вопросам психологии мышления, использования различных видов языков, этическим вопросам науки.

Например, в такой новой отрасли научных исследований, как информационная эпистемология, к основным проблемам, ре­шаемым в ее рамках, относятся вопросы, традиционно обсуждав­шиеся в гуманитарных науках (2):

1. Как существуют знания, какова их структура и каковы границы познавательных возможностей человека?

2. Как знания соотносятся с мнениями, мотивацией, верой и

другими эмоциями?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

3. Как осуществляется познание, какова его модель и др.?

4. Как из информации создаются знания? Как соотносятся ин­формация, смысл и значение?

5. Какова связь информации и языка (в его синтаксическом, се­мантическом и прагматическом ракурсе), информации и мышления?

6. Каким должно быть знание,, чтобы оно могло быть введено в информационные системы и в системы искусственного интеллекта?

7. Что такое интеллект и др.

В частноти выяснилось, что классический подход при вводе данных в систему искусственного интеллекта, связанный с формализа­цией и моделированием вербализуемых понятий естественного языка (речи), начинает «пробуксовывать», когда речь заходит о ситуации встречи с нечетким языком (нечеткими символами, в частности с об­разами, здравым смыслом, неточными, противоречивыми высказы­ваниями), с так называемыми слабоструктурированными задачами.

В этом случае над нечеткими символами не могут быть прове­дены числовые манипуляции, алгоритмов решения задач, как прави­ло, не существует, локальные цели четко не указаны, хотя общая цель — представление знаний налицо.

В результате предпринимаются попытки подкорректировать, подновить, расширить рамки классического подхода. Начинают применять правила неформальной (нестандартной) логики, которые как бы расширяют правила классической логики: по-другому, более свободно трактуется понятие истинность (булева логика с двумя зна-

157

чениями: истина — не истина, заменяется многозначными трактовка­ми типа — «скорее истинно, чем нет», «близко к истине» и др.).

Создатели искусственного интеллекта столкнулись с проблемой формализации социальных знаний (поскольку их роль в жизни челове­ка огромна, актуальной является задача наделения этим знанием ис­кусственного интеллекта) ввиду их прли.семантичности_(существова-ния множества смыслов): семантика, например таких понятий, как «любовь», «интеллигентность», «добро», «зло» и т.д., крайне нечетка, разные люди понимают эти слова в различном смысле.

Заканчивая разговор о сходствах и различиях социальных и гу­манитарных наук следует отметить, что такое деление слишком обще и условно, и, как отмечают эксперты, пока не существует единого главного критерия их различении. Кроме того, не существует и единой парадигмы в рамках социогуманитарного знания. И это, по мнению бывшего президента международной социологической ассоциации И. Валлерстайна, хорошо, поскольку обилие разных парадигм является «рогом изобилия возможностей сделать мир лучше» (13. С. 326).

Необходимо продолжить борьбу, отмечает Валлерстайн, с «ультраспециализацией», найти разумный баланс между глубиной и широтой знаний, между фрагментарным (аналитическим) и син­тетическим (целостным) знанием мира.

Актуальность и востребованность гуманитарных знаний вы­светили еще одну важную проблему — связи гуманитарных наук с вненаучным социальным знанием, границ этих связей и возмож­ных вариантов взаимодействия.

Что понимается под термином вненаучное социальное знание? Это широкий спектр знаний: донаучные (в.ч. мифологические), обыден­ные (верования, приметы, традиции, предания, назидания, предчувст­вия), квазинаучные (от латинского quasi — нечто, как бы) — как бы науч­ные знания, наконец существует категория «паранаука», «паранаучное знание» (от греческого para — возле, мимо, вне) — околонаучное знание.

О донаучном и обыденном знании у нас уже был разговор на стр. 59-60. Остановимся подробнее на квазинаучном социальном знании.

Сегодня эксперты выделяют следующие виды квазинаучного творчества (42. С. 22-25): первый тип связан с отказом от важнейших требований и принципов науки: нерасходимостью с существующими фундаментальными законами (в частности, с законом сохранения и превращения энергии), требованием эмпирической проверяемости ги­потез и выводов и др. В результате, в частности в области СГН, заяв­ляется возможность существования снежного человека, и др. 158

Второй тип квазинаучного творчества связан с допущением ес­тественного существования потусторонних, мистических сил (мирового космического разума, таинственного воздействия разного вида энергий и др.). В связи с этим высказываются утверждения о существовании взаимодействия нашей человеческой цивилизации с внеземными ци­вилизациями, таинственных явлений психики и т.д.

Религиозному сознанию, в частном случае, как представителю этих сил, приписываются такие продуктивные в научном смысле идеи, как возможность космических превращений веществ, идеи о строении мира, акте творения мира и т.д. «То есть наука фактически связывается в религиозную онтологию и вновь становится служанкой богословия» (42. С. 23): возникают идеи о какой-то особой «исламской науке» и др.

Наконец, существует мнение относить к паранаучным зна­ниям все, что касается непонятных, но реально существующих природных и социальных феноменов. В связи с этим ярким пред­ставителем паранауки является астрология. Она построена на су­ществовании вполне реального и доказанного наукой факта влия­ния небесных светил на происходящие на Земле события.

Однако астрология деформирует данную идею в направлении обоснования не физического, а какого-то другого воздействия космоса на судьбы людей (есть якобы какая-то «всемирная симпатия» (42. С. 37). В рамках этой разновидности паранауки разрабатываются всевоз­можные объяснительные схемы, связывающие местоположение не­бесных светил и поведения людей по принципу «звезды не лгут».

Эмпирической основой построения таких сценариев влия­ний и вообще выводов в паранаучных социально-гуманитарных знаниях являются результаты, как правило, случайных наблюде­ний (добавим, что вопрос повторяемости вообще является для гу­манитарных наук проблематичным вопросом) и поспешные выво­ды, опубликованные где-либо. В результате рождаются гипотезы очень высокой степени невероятности, т. е. фактически научная фантастика, что делает невозможным создание серьезных теорий.

Все виды вненаучного знания можно условно разбить на на­ходящиеся в непосредственной близости к науке как, например хи­романтия, астрология, парапсихология и имеющие значительную дистанцию по отношению к ней (ясновидение, пророчества и др.).

Например данные научных исследований, повседневный опыт показывают, что в линиях человеческих рук действительно содержится богатая информация, касающаяся наследственных физиологических и психических предрасположенностей, в том числе заболеваний.

159

Точно так же и с астрологией, науке точно известно о влиянии космоса на жизнь, в том числе социальную жизнь человека. Еще в начале XX в. наш соотечественник Л. Чижевский в своей диссерта­ционной работе, посвященной изучению влияния солнечной актив­ности на всемирно-исторический процесс, на материале 80 стран за 2500 лет их существования показал, что в годы минимальной сол­нечной активности наблюдается минимальное количество массовых движений (5 %), а в годы максимальной активности Солнца проис­ходило 60 % социальных катаклизмов. (14. С. 332).

Все свои заключения он изложил в работе под характерным названием «Физические факторы исторического процесса. Влия­ние космических факторов на поведение организованных челове­ческих масс и на течение всемирно-исторического процесса, на­чиная с V в. До Р.Х. и по сие время», которая была издана в 1924 году в Калуге — родине КЗ. Циолковского.

Само по себе существование околонаучного знания, нетрадици­онных подходов, методов, познавательных ориентации на первый взгляд вроде бы не вызывает тревоги, поскольку это тоже попытка по­знания мира. Однако претензии на исключительность, навязчивость (создают свою периодику, лоббируют интересы в средствах массовой информации и др.), системность, активная негативная позиция по от­ношению к истинно научному знанию и в то же время тяга к научной терминологии, распространенность (сегодня эксперты насчитывают около 30 видов оккультных наук) делает это движение человеческой мысли опасным, вызывающим тревогу.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет