КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ К ЭКЗАМЕНУ
Цель, предмет, объект социальной работы. Сфера и виды профессиональной деятельности. Должностные обязанности специалиста по социальной работе.
Социальная работа-это учебная дисциплина, многоуровневого характера, преподаваемая в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы.
Цель социальной работы – оказание помощи людям в ТЖС, установление гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Эта цель содержит подцели: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать свои проблемы, создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону . адаптация и реабилитация клиентов в обществе . создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв и жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих.
|
|
Предметом теории и практики социальной работы – является система закономерностей, принципов и концепций, выражающих основные тенденции функционирования система социальной защиты и социальной помощи.
Объектом социальной работы выступают слабозащищенные слои населения: инвалиды, безработные, дети-сироты, пожилые и прочие категории и общественные группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации . система взаимоотношений человек-общество . взаимодействие человек-среда . социальная среда (социум) как условие жизнедеятельности человека . государственные и негосударственные учреждения и организации социальной поддержки и защиты населения . органы народного образования, производственные коллективы . пенитенциарные учреждения . научные и высшие учебные заведения.
Виды профессиональной деятельности
Специалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:
− диагностическому и прогностическому .
− правозащитному .
− организационно-управленческому .
− предупредительно-профилактическому .
− социально-медицинскому .
− социально-педагогическому .
− психологическому .
− социально-бытовому .
− коммуникативному .
− реабилитационному .
− научно-методическому .
− научному (экспериментально-исследовательскому) .
− лекторско-просветительскому .
− консультативному.
|
|
Стандартные требования к специалистам по социальной работе
К стандартным требованиям специалиста по социальной работе относительно навыков и умений относят:
•умение вести профессиональную практическую работу: консультирование, посредничество, специализируемая помощь и т.д. в лечебно-профилактических учреждениях и организациях здравоохранения и социальных службах .
• оказывать медико-социальные услуги лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации .
•организовывать и координировать работу общественных и государственных организаций лечебно-профилактических учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб .
• проводить научно-аналитическую деятельность по проблемам медико-социального положения населения .
• участвовать в организационно-управленческой и административной работе учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб.
Специалист по социальной работе должен владеть практическими навыками:
• методами оказания консультативной медико-социальной помощи населению .
• методами психосоциальной помощи отдельным лицам и различным группам населения .
• методами проведения консультативных и профилактических мероприятий с объектами медико-социальной работы .
• методами социально-психологической профилактики, диагностики и лечения .
• методами психокоррекции .
• методами индивидуальной и групповой медико-социально-психологической терапии .
• методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данные расследования входят в обязанности нанимателя. Наниматель с участием профсоюза, а в установленном законодательством случаях с привлечением других органов (например прокурор), обязан в срок не позднее 3х дней провести расследование несчастных случаев.
Несчастные случаи на производстве – случаи, произошедшие в течение рабочего времени, во время установленных перерывов, в периоды времени до и после работы при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни:
1) на территории нанимателя или в командировке, в любом другом месте, где потерпевший находился или совершал действия в интересах нанимателя
2) на транспорте нанимателя
3)на личном транспорте, используемом в интересах нанимателя
4) на общественном или ином транспорте, а также при следовании пешком, чья деятельность связана с передвижениями между объектами.
5)При ликвидации ЧС и даже при выполнении общественных работ, организуемых исполкомом
Расследование несчастных случаев проводится полномочными представителями нанимателя с участием членов профсоюза, работника службы охраны труда, других специалистов. Специалистов могут приглашать на договорной основе.
Руководитель, на которого возложено обеспечение безопасности труда в расследовании участие не принимает.
Порядок рассмотрения несчастных случаев:
1)обследование места, где произошел несчастный случай, определение его соответствия требованиям НПА по охране труда
2)получение объяснений
3)опрос потерпевшего, свидетелей, должностных лиц и т.д.
4)изучение необходимых доказательств
5)изучение обстоятельств и причин несчастного случая
6)разработка мероприятий по их устранению.
О результатах расследования составляется акт в 3-х экземплярах о несчастном случае на производстве по форме «Н» или акт о непроизводственном несчастном случае по форме «НП», если несчастный случай произошел в результате умышленных действие работника.
Расследованию и учету подлежат все впервые выявленные случаи профессионального заболевания. Расследование профессиональных заболеваний проводится врачом центра гигиены и эпидемиологии совместно с представителем нанимателя, профсоюза и лечебного учреждения, обслуживающих нанимателя в течение 3-х дней, а хронические профессиональные заболевания — в течение 10 дней после получения извещения из лечебного учреждения. По результатам расследования профессионального заболевания врач и госинспектор о труде составляют в 5 экземплярах акты по форме профессионального заболевания, которые представляются на утверждение главному санврачу города. Акт регистрируется в журнале и направляется все заинтересованным лицам, а в случае со смертельным исходом – в прокуратуру.
|
|
