X-PDF

Статья Этиология речевых нарушений

Поделиться статьей

Этиологиянарушений письменной речи.

Первым о нарушенииписьменной речи говорил А. Куссмауль в конце ХIX века. Письменная речь включаетв себя два понятия- письмо и чтение. Письмо и чтение тесным образом связаны другс другом в своем становлении.

Частичноерасстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дисграфия идислексия, в отличии от полной неспособности к овладению письмом и чтением илив случаях распада уже сформированного навыка, что обозначается терминомаграфия, алексия( И.Н. Садовникова). Относительно младших школьников лучшеговорить даже не о расстройстве, а о трудностях в овладении письма и чтения.Выражаются эти трудности в наличие специфических ошибок, возникновение которыхне связано с интеллектуальными нарушениями, с нарушением слуха и зрения,педагогической запущенностью.

Исследованиеэтиологического характера нарушения письменной речи вызывает ряд трудностей, кмоменту выявления специфических ошибок в работах младшего школьника, они могуотойти на второй план. Однако, анализ литературных данных позволяет установитьцелый ряд причин, возникающих одновременно или последовательно.

Причиной такихнарушений могут быть как биологические  так и социальные факторы. В различныепериоды развития ребенка могут действовать неблагоприятные факторы, которыеприведут к задержке формирования функциональных систем. Кроме того, диграфия идислекся возникаю при органических речевых расстройствах ( А.Р Лурия,С.М.Бликов, С.С. Ляпидеевский, М.Е. Хватцев). Б. Хальгрен, М. Рудисенко и некоторые другие исследователи отмечаю наследственную предрасположенность, когдапередается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих ворганизации письменной речи.

Р.Е. Левина всвоей концепции трактует нарушение письма и чтения как проявление системногонарушения речи, как следствие недоразвития устной речи во всех ее звеньях.

 Наиболееподробно причины возникновения у детей нарушений письменной речипроанализированы А.Н. Корневым. В этиологии расстройств письменной речи авторвыделяет три группы явлений:

Первая группа- этоконституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формированияфункциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушенийписьменной речи, психические заболевания у родственников.

Вторая группа- этоэнцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периодыпре-, пере — и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенезачаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействиепатологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степенизатрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводитк отклонениям в развитии мозговых систем. Неравномерность развития мозговыхструктур отрицательно сказывается на формировании функциональных системпсихики.

Согласно даннымнейропсихологии, исследованиям Т.В. Ахутиной и Л.С. Цветковой, функциональнаянесформированность лобных отделов мозга и недостаточность нейродинамическогокомпонента — психической деятельности могут проявляться в нарушении организацииписьма (неустойчивость внимания, неудержание программы, недостаточностьсамоконтроля).

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

3.Третья группапричин, обусловливающих возникновения нарушений- неблагоприятные социальные исредовые факторы. Дефицит речевых контактов, невнимательное отношение к речиребенка, неправильная речь окружающих.

 Такимобразом, трудности в овладении письмом, возникают в основном как результатсочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем,возникающих на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий,предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелымпсихическим функциям. Нарушение письменной речи чаще становится очевидным ковторому классу. Иногда дисграфия со временем компенсируется, но в ряде случаевостается и в более старшем возрасте.

В дошкольномвозрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей сначалом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактическихмер.

 

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2019/06/25/etiologiya-disgrafii

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/disgrafiya_i_disleksiya_kak_speczificheskie_narusheniya_pismennoj_rechi_mladshix_shkolnikov/

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет