X-PDF

Статья Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа №18»

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫВ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель первойквалификационной категории

Глебова А.С.

 

 

2021-2022 учебный год

 

 Чтение — вот лучшее учение…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

А.С.Пушкин

      Целью образования становится в современной школеразвитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованиюи саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования являетсясформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепциимодернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевыхкомпетентностей занимает читательская компетентность.

   Читательская грамотность учащихся начальной школы –это  сформированная у детей  способность к целенаправленномуиндивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтениякниги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний,сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,вооружить таким важным умением, как умение учиться.

     В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов иметодов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы иумозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений инавыков самостоятельности и саморазвития.

Прежде, чем использоватьразличные элементы педагогических технологий для формирования читательскойграмотности, необходимо изучить возможности класса. В моем классе у учащихсядостаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети судовольствием схватывают новое, у них развито чувство товарищества,взаимовыручки.

    Вся моя работа по формированию читательской грамотности  реализуется последующим направлениям:

1.Формирование навыка чтения:умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения(ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемыеприёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения наразвитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разнойсмысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками ит.д.

2.Начитанность.Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученныхпроизведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование ипонимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых вучебных хрестоматиях для каждого класса.

Используемыеприёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению,изготовление собственных книжек — малышек, проведение литературных викторин,инсценировка произведений.

3. Умениеработать с книгой (определение и выборкниг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе поданному направлению учащиеся   часто  работают со справочной литературой,словарями, являются  посетителями библиотек.

4.  Навыкии умения собственно читательской деятельности,обеспечивающие восприятие, интерпретацию (толкование) и оценку художественногопроизведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (надоступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенциилежит разносторонняя работа с текстомСоздание проблемныхситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). 

 

   Для реализации этих приёмов применяю технологию системно-деятельностногоподхода, который позволяет мне как учителю установить психологический контакт склассом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передачеинформации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологиидеятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качествесубъекта учения. Предлагается создание специфической среды, в рамкахкоторой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будетпроявляться в игровой и творческой читательской деятельности. На урокахлитературного чтения дети учатся самостоятельно: 

·      ставить цели и задачи, 

·      планировать читательскую деятельность, 

·      решать учебные и учебно-практические задачи, 

·      контролировать и оценивать свои действия. 

Постепенно у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге,к автору, к литературе, как искусству слова. В свои  уроки включаюсочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, презентации.  Со 2класса дети  делают первые попытки  инсценировать   отрывкик  изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики,инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждаядругих детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципыприобщения: добровольность, диалогичность, открытость. 
    Все это успешно работает на уроках литературного чтения, но требуеткропотливой подготовки учителя. Здесь на помощь приходят тетради по литературномучтению. Я работаю по УМК «Школа России», в котором, удачно подобраны всеперечисленные выше виды заданий для развития читательской компетентности.

 Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решенииэтой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжноеокружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее вглубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана преждевсего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяетобрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детейинтерес к чтению. Для общения  с родителями использую следующие формы работы:

·      коллективная (родительское собрание, беседа);

·      индивидуальная (консультация).

 Внеклассная деятельность -составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организациидосуга. Один их моментов такой деятельности – фольклорные праздники. Талантыдетей проявляются многопланово: чтение стихов, рассказов, загадок. Такиепраздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие,углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждогоученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

   В своей практике использую следующие формы работы с учреждениямикультуры: 

·      экскурсии в музеи;

·      посещение театра,

·      конкурсы чтецов; 

    Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. В нашей школе проводятся  библиотечные уроки,  конкурсы, совместные праздники,викторины.  Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью вподготовке к урокам, викторинам, проектам.

  С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимаетсясоздание такого пространства (среды), в котором представлена совокупностьпедагогических и психологических факторов (отношений, средств и т. д.),обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческуюдеятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становленияличности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизациимежличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия. 
    На основе всего сказанного и создаются условия для становленияприобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению иразвитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательскойграмотности.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет