X-PDF

Статья ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Поделиться статьей

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ ВПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Персонализация обучения – этоорганизация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей испособностей обучающихся, используемая для создания оптимальных условий дляреализации любых возможностей обучающегося. Персонализация обучения происходитв условиях совместной воспитательной работы в рамках общей задачи и содержанияобучения. Согласно образовательным стандартам, общее начальное образование, какпервая ступень общего среднего образования, направлено на обеспечениеформирования личности обучающихся, выявление и развитие способностей,формирование навыков обучения, развитие познавательных интересов. Все этопредполагает организацию учебно-познавательного процесса с учетоминдивидуальности учащихся, чтобы каждый мог максимально реализовать своиспособности. По мнению Инге Унт, осуществление учебного процесса с учетоминдивидуальных особенностей обучающихся называется индивидуальным подходом [1].

По мнению большинства педагогов иметодистов, интеллектуальное развитие всех детей, темп их работы и изменения вих обучении должны достигаться на начальной и средней ступенях на основепринципа индивидуализации обучения с учетом склонности и способности каждогоученика. Суть учебных программ и учебников должна быть построена таким образом,чтобы преподаватели имели возможность персонализировать свою воспитательнуюработу с учетом способностей учащихся. В дополнение к вопросам для слабыхучащихся должен быть вопрос более высокого уровня для более способных учащихся.Важно, чтобы студенты изучали курс в удобном для них темпе, потому что только вэтом случае они смогут достичь соответствующих результатов обучения.Персонализация обучения означает, что учителя используют определенный методобучения для каждого учащегося, в то же время учатся по-разному для детей сразным стилем обучения, мышления и отношением к обучению [4].

На наш взгляд, основные проблемы вприведенной выше реализации заключаются в следующем: школьников с гораздо болеенизкими способностями может обидеть то, что их оценивают иначе. Здесь учителюприходится проявлять все свои навыки и умения, чтобы между его учениками невозник конфликт. В то же время важно также улучшать знания детей школьноговозраста с более низкими способностями посредством внеклассных занятий ипроверки компетентности при выполнении домашних заданий. Персонализированноеобучение с использованием информационных технологий также возможно инеобходимо.

Если взять пример того, что сейчаспроисходит во всем мире, когда все учебные заведения переходят на дистанционноеобучение, то можно увидеть, что эта форма обучения заслуживает внимания.Поэтому можно и нужно воспитывать отсталых школьников с помощью информационныхтехнологий в будущем. Это займет меньше времени и обеспечит болееиндивидуальный подход к каждому студенту. Главной задачей учителей являетсяорганизация познавательной деятельности учащихся. При этом педагоги направляютдеятельность школьников под руководством учебно-методических материалов. Всоответствии с задачами обучения и воспитания педагоги выбирают комплексразличных методов и средств организации познавательной деятельности учащихсядля повышения самостоятельности и творческой деятельности каждого ученика [2].

Важно выстроить процесс обучения покаждому предмету так, чтобы у учащихся возникал повышенный интерес к знаниям,повышенный интерес к более полному и глубокому усвоению, развиваласьсамостоятельность в своей работе, чтобы все учащиеся активно включались вобучение и полностью включались в работу. Самостоятельная работа должнаспособствовать более полному усвоению учебного материала, формированию болеепрочных навыков и компетенций, развитию разносторонности учащихся. Дляуспешного достижения поставленных целей наиболее уместен индивидуальный подходк обучению [1].

Проанализировав психопедагогическую инаучно-методическую литературу, можно выделить следующие индивидуализированныеучебные задачи, особенно математики: формирование индивидуальных качествличности учащихся и их применение в обучении; развивать и применятьпознавательные интересы каждого учащегося в обучении; развивать и использоватьинтеллект и таланты каждого учащегося в обучении; оптимальное развитиеспособностей каждого ученика; подготовка к осознанному выбору специальности; развитиеумения каждого учащегося в самостоятельной учебной деятельности. Поэтомуучителям математики важно изучать учащихся с точки зрения их способностей и знаний,интересов и способностей.

Чтобы добиться этого успешно,  возможноиспользовать тестовую задачу для конкретной системы, чтобы проверить: степеньобразованности; способность работать самостоятельно; иметь возможность читатьполностью и с необходимой для учебных текстов скоростью; способность бытьоригинальным; степень развития того или иного элемента математическогомышления; уровень психологического развития обучающегося, его обучаемость иобучаемость; индивидуально-типологические характеристики; познавательныеинтересы (в контексте общеобразовательной мотивации); скорость прохождения ипонимания предметов: быстро, медленно [3].

Вопросы персонализации всегдаинтересовали педагогов. В последнее время внимание к персонализации сновазначительно возросло. Персонализация относится к обучению, учитывающемуиндивидуальные особенности и способности учащихся.

Мы выделили следующие основные видыперсонализации: дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся по ихиндивидуальным характеристикам или сочетанию этих характеристик для обучения понескольким различным курсам и/или программам; классная персонализация учебногоплана – это приемы и методы, используемые учителями на индивидуальных занятияхв стандартных классах в массовых школах; пройти тренировку в индивидуальном длякаждого ученика темпе: либо быстро, либо медленно (для таких учениковпроводятся дополнительные занятия, чтобы усвоить весь материал) [3].

Рассмотрим пример задачи с учетомприемов индивидуализации:

Задача 1. На столе в клетке в клетке15 тетрадей, 6 подряд отсутствуют. Сколько тетрадей на столе?

Чтобы помочь ученикам, которыемедленнее усваивают материал, решать задачи, мы можем предоставить следующиеалгоритмы решения:

1. Узнай, сколько тетрадей в линейкулежит на столе: _- _ = _

2. Узнай, сколько тетрадей на столе:_+ _ = _.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

Во многих случаях реализоватьотдельные методы в рамках учебной программы довольно сложно, и тогда помогутразличия уровней [3].

В «Педагогическом словаре»уточняется, что под иерархической дифференциацией понимается образовательнаяорганизация, в которой в соответствии с учебным планом учащиеся имеютвозможность осваивать ее на разных уровнях: базовом, продвинутом, продвинутом.Уровень базовых знаний определяет возможность дальнейшего качественногоусвоения школьной программы. Важно, чтобы учащиеся выполняли задания разнойсложности. Эта ситуация является ключевой для определения новых способовмониторинга уровня усвоения знаний и навыков. Выполнение заданий базовогоуровня позволяет учащимся получить «удовлетворительно» оценку. Выполнениебазовых и продвинутых заданий – можно оценить на «хорошо», а начальных,продвинутых и продвинутых заданий – на «отлично» [2].

Класс в режиме дифференциации уровнейимеет цель уровня: уровень 1 – Воспроизведение. На этом этапе учащиесяразличают и запоминают содержание учебника, могут воспроизводить его в объеме,требуемом учебными стандартами; уровень 2 – конструктивный. Это способностьзапоминать, осмысливать и использовать учебный материал в знакомой учебнойсреде; уровень 3 – креативный. Это уровень осмысления учебного материала,умение его тиражировать, умение использовать в знакомых и меняющихся условияхобучения, умение выполнять творческую самостоятельную работу [3].

Первая категория заданий предполагаетпредставление определений, формулирование правил, законов или теорем, учащиесяприменяют понятия (законы, правила) по образцу по предложенным ориентирам. Второйтип заданий представлен конструктивным заданием, при выполнении которогостудент должен использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если все этодано в понятной форме. При выполнении таких заданий учащиеся должны видетьмодель в меняющейся ситуации. К третьей категории относятся творческие задания,в ходе которых учащимся необходимо найти пути выхода из нестандартных ситуаций.Учителя могут задавать вопросы в заданиях типа: «Почему?» или запрашиватьдоказательства: «Докажи» [4].

Целью уровневой дифференциацииявляется приведение всех школьников к базовому уровню подготовки, являющемусягосударственным образовательным стандартом, при создании условий для развития уучащихся интереса и способностей к математике. Соответственно, управление такжедолжно иметь двухуровневую структуру. То есть в процессе контроля следуетвыбрать два основных пути – проверку оценок на обязательном уровне обучения ипроверку оценок на продвинутом уровне.

В заключение отметим, что потребностичеловека в усвоении и применении знаний связаны с обучением и включают в себя:умственную работоспособность, работоспособность, скорость или медлительность вусвоении материала, гибкость мыслительных процессов.

Поэтому для реализациииндивидуализированного подхода к обучению и пониманию учащимися их способностейи склонностей учителям необходимо планировать использованиеиндивидуализированных средств обучения, позволяющих подбирать соответствующиезадания для каждого учащегося. Рассмотренный подход существенно способствуетреализации образовательных целей и задач, изложенных в нормативных документахпо математическому обучению младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Воистинова Г. Х., Солощенко М. Ю.Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учеб.пособие для студ. направления «Педагогическое образование» профилей«Математика», «Математика, Информатика», «Математика, Физика» // Отв. ред. С.С. Салаватова. Стерлитамак: Изд-во СФ БашГУ, 2015. 80 с.

2.                Кучманова Е. Г. Психолого-педагогическиеосновы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущностьиндивидуального подхода / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. – Текст:непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа : Лето, 2015.

3.                Раянова Д. Р., Фролова У. М., Воистинова Г.Х. Индивидуализация обучения на уроках математики в школе // Вопросы науки иобразования. 2021. №3 (128).

4.                Яковлева В. В. Организациядифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками.[Текст] / В. В. Яковлева // Начальная школа.- 2014.- № 5. — С. 38–42.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет