Инновационные системы контроля и оценки знанийстудентов колледжа
В методической литературе принято считать, что оценкаявляется так называемой “обратной связью” междупреподавателем и студентом. Это этап учебного процесса, когда преподавательполучает информацию о том, насколько эффективно идет процесс обучения по дисциплине.
В образовании контроль знаний является одним из основныхэлементов оценки качества работы, как педагога, так и студента. Педагогиежедневно контролируют учебную деятельность своих студентов, применяя различныеформы и методы контроля.
Укажем основные цели контроля знаний и умений обучаемых: — диагностика и корректировка знанийи умений обучающихся;
— учетрезультативности каждого этапа процесса обучения;
-подведение итогов результатов обучения на различных уровнях.
На сегодняшний день технология контроля знаний занимаетдостаточно важное место в деятельности педагога:
— изменился формат: автономияобучающегося — необходима техника мониторинга и самооценки;
— изменилась среда:возможность мерить то, что раньше было несоизмеримо;
— оценивание все большестановится механизмом развития обучаемого;
— оценивание становитсямеханизмом развития образовательного учреждения и всей системы образованиястраны;
— качественное оцениваниенеобходимо для подотчетности обществу.
Возникает необходимость в новых формах оценивания знаний иумений:
— создание условий длявключения в самостоятельную познавательную деятельность обучаемых;
— стимулирование действийобучающихся для достижения поставленной цели;
— обеспечение эмоциональнойподдержки их в ходе выполняемой работы;
— создания ситуацииуспеха для каждого обучающегося;
— поддержание общего позитивного эмоциональногофона
— проведение вместе состудентами анализа полученного результата.
Преподаватель должен уметь не только создать условия для развития личностистудента, но и сделать этот процесс управляемым и отлаженным.
В педагогике выделяют следующие виды контроля: текущий,промежуточный и итоговый.
Текущий контроль — основной вид проверки знаний,умений и навыков обучающихся. Он позволяет получать информацию о ходе икачестве усвоения учебного материала. А также стимулирует регулярную,напряженную и целенаправленную работу по усвоению учебного материала.
Периодический контроль дает возможностьопределять качество изучения обучающимися учебного материала по темам, разделами в целом по дисциплине. Примером такого контроля могут служить контрольные работы,контрольные срезы.
Итоговый контроль направлен на проверку конечныхрезультатов обучения, когда идет выявление степени усвоения обучающимисясистемы знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельнойдисциплины или профессионального модуля.
На сегодняшний день в качестве инновационных средств контроля используют тестирование, модульную и рейтинговую системыоценки качества знаний, мониторинг качества и учебные портфолио.
Тестирование — это наиболее технологичнаяформ проведения контроля с заданными параметрами качества. Тесты можно применятьна всех этапах учебного процесса. С их помощью эффективно обеспечиваетсяпредварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учетуспеваемости, учебных достижений.
Модульнаясистема имеет целью поставить студентов перед необходимостьюсистематической учебной работы в течение всего учебного года. Дает возможностьизучить комплекс дисциплин более качественно и полно.
Рейтинговаясистема позволяет преодолеть многие недостатки традиционнойчетырехбалльной системы и дифференцировано оценить успехи каждого студента. Рейтинг — это оценка, численная характеристика какого-либо качественного понятия.Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике колледжа, рейтинг- это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльнойшкале (например, 25-балльной или 100-балльной) и в совокупности характеризующаяуспеваемость и уровень знания обучающегося по одному или нескольким дисциплинамв течение определенного периода обучения (семестр, год).
Рейтинговаясистема эффективна благодаря тому, что она:
— учитываеттекущую успеваемость обучающегося и тем самым значительно активизирует его самостоятельнуюи планомерную работу в течение всего семестра;
— болееобъективно оценивает знания обучающегося за счет использования дробной шкалыоценок;
— создает основудля дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе намногоуровневую систему обучения;
— позволяетполучать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым обучающимся.
Впоследнее время вместо традиционного понятия «контроль» все чаще сталииспользовать понятие «мониторинг». Под мониторингом всистеме «педагог — обучающийся» понимается совокупность контролирующих идиагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения ипредусматривающих в динамике уровни усвоения обучающимися материала и егокорректировку. В педагогической науке выделяют шесть функций мониторинга:интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, экспериментальная,образовательная. Мониторинг позволяет получить объективные, достоверные данныео ходе педагогического процесса и его результатах.
Учебноепортфолио – это собрание личных достижений студента, показывающее реальныйуровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видахдеятельности, как в колледже, так и за его пределами. Работа с портфолио даетвозможность студенту оценить результаты своей деятельности, проследить еединамику. Работая над портфолио, студент совершенствует такие умения, как сбор,систематизация, анализ полученной информации; выбор и формулировка цели,планирование ее достижения; использовать различные способы работы синформацией.
Такимобразом, применяя новые, более совершенные формы контроля, педагог сможетдобиться высоких результатов своей профессиональной деятельности.