Когнитивное развитие ребенка вдошкольный период
Дошкольноедетство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывалЛ.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большойпуть в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок незапоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако памятьдошкольника имеет ряд специфических особенностей .
У младшихдошкольников память непроизвольна, но уже к среднему школьному возрастуначинает формироваться произвольная память.
В дошкольном возрастепамять включается в процесс формирования личности. Интенсивное развитие ивключение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующейв дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивыхобразных представлений, выводящих на новый уровень мышление.
Социальное окружение илинаследственность?
Всефакторы, так или иначе влияющие на эмоциональное и интеллектуальное развитиеребёнка, можно условно поделить на 2 большие группы: органические исоциокультурные. К органическим факторам относятся генетические задатки,которые ребёнок наследует от своих родителей. Разумеется, и этанаследственность во многом зависит от того, как протекала беременность.
Но не менее важным в формировании здоровой эмоциональной иинтеллектуальной конституции ребёнка является его социальное окружение, котороев первую очередь характеризуется таким понятием как социоэкономический статус. Родителидолжны обладать и силой и временем и желанием для гармоничного развитияребенка, а не только материальными ресурсами. Если родители постоянно занятысвоими делами, то это неизбежно отразится на его развитии негативным образом.
Возможностьвыстраивать различные логические и эмоциональные взаимосвязи, развиватьфантазию, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление посредством игр,прогулок, наблюдения за животными, самостоятельного чтения или восприятия наслух — всё это обусловлено разнообразием объектов материального мира в периодраннего развития ребёнка и во многом определяет горизонт его ассоциативногомышления. Об этом и говорил Выготский, о культуральной среде.
Впрочем, мы неслучайно начали с органических факторов, определяющих когнитивное развитие. Прилюбом социокультурном статусе именно они задают индивидуальный темп развитияребёнка. Есть дети, которые легко усваивают и оперируют информацией безо всякойпредварительной подготовки. Есть те, кто до какого-то возраста не можетсправляться с домашними заданиями без посторонней помощи..
Есть линарушения в развитии?
С самого раннеговозраста дети уделяют особое внимание человеческим голосам, лицам и движущимсяпредметам. Если показать младенцу нечто удивительное для него, он будетсмотреть дольше, чем на привычные вещи. Большинство младенцев любят смотреть наженские лица, нежели на мужские.
Точно так же известно, что к определённому возрасту ребёнок долженсамостоятельно собирать пирамиду, условно, из трёх составляющих — этосвидетельствует о том, что у него нормально развивается мелкая моторика. А надругом известном отрезке времени — начать проявлять интерес и контактировать сдругими детьми в своём окружении, и в 7 лет при условии, что все когнитивныефункции работают нормально, пойти в школу. Ориентируясь на эти общеизвестныеотрезки времени и делая скидку на индивидуальные особенности ребёнка, можносамостоятельно судить о том, насколько нормальными являются темпы егоразвития.
Формированиекогнитивных способностей, хоть и задано генетически, не происходит без участияродителей. К сожалению, современный образ жизни накладывает на это участиеопределённые ограничения и требования. Ритм жизни и развитие технологий сегоднязачастую разделяют родителей и детей. Вместо того, чтобы общаться, заниматьсяих воспитанием и развитием, родители подменяют своё непосредственное участиетехнологическими гаджетами или бесчисленными секциями и группами такназываемого раннего развития.
Чем опасно для нормального когнитивного развития и то, и другое?Технологические гаджеты (смартфоны, компьютеры и планшеты) устроены так, чтооперируют в основном визуальной информацией: иконки и виртуальные объекты — этоинтепретированные символы, информация, которая не требует от мозга каких-либоусилий по её распознаванию и восприятию. Таким образом, она лишает ребёнкафункции абстрактного мышления .
Графическая информация, которую ребёнок видит в книге, болееабстрактна — она заставляет мозг трудиться: он должен интерпретироватьизображение и его описание, соединить их воедино в своём воображении,визуализировать действие или понятие, которое они описывают.
Современные технологии икогнитивное развитие
Нельзя утверждать,что в случае злоупотребления «виртуальной» информацией абстрактное мышлениеполностью атрофируется. Но ребёнку становится труднее им пользоваться, строитьсобственные или понимать чужие логические взаимосвязи. А ведь реальная жизнь,где ему понадобятся эти качества, протекает за пределами экрана смартфона икомпьютера.
Индивидуальный уровень знаний, по наблюдениям специалистов,снижается, во многом благодаря тому, что у нового поколения нет необходимостиаккумулировать и интерпретировать информацию самостоятельно.
Таким детям сложно создавать ассоциативные связи, их кругозорсужен, поэтому вскоре начинается общее отставание в развитии. Трудно сказать,какими причинами оно обусловлено в первую очередь, органическими (не развилисьопределённые участки мозга) или культурными, но, исходя из очевидного, можносделать предположение в пользу последних.
Возможные последствия нарушений развития у детей
К каким жизненнымпроблемам могут привести нарушения в когнитивном развитии в раннем возрасте? Впервую очередь это сниженная способность к абстрактному мышлению: ребёнок непонимает значения отдельных слов, не может сделать самостоятельноеумозаключение, выделить основное из поступающей ему информации. А в современноммире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно. Вдошкольный период ребенок постепенно от «ситуативной»речи переходит к«контекстной»,что выражается в способности пересказывать историю, описыватькартинки,делиться впечатлениями.
В социальном планеабстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей вбудущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства иотличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Этото, без чего невозможно представить нормальную человеческую жизнь в отличие оттелевидения и гаджетов. В крайней форме проблемы когнитивного развития,обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере жизни ребёнка, могутвпоследствии привести к развитию социопатии.
Другой тип проблем, связанных с нарушениями когнитивного развития,— это сужение личностных интересов: когда ребёнок не интересуется ничем,кроме своих базовых, примитивных потребностей. Это значительно сужаетсоциальное окружение ребёнка: он не в состоянии поддерживать отношения с темилюдьми, дружба с которыми развивала бы его как личность.
Скорректировать когнитивное развитие можно — и тому есть многопримеров. Но только до определённого возвраста, ориентировочно 10-12 лет. Послеэтого личность ребёнка «кристаллизуется», и изменить её будет очень сложно. Влюбом случае предшествующий изменениям «неблагополучный» период повлияетна развитие личности — ничто не проходит бесследно.