X-PDF

Статья на тему Особенности формирования естественно-научной грамотности обучающихся

Поделиться статьей

Особенностиформирования естественно-научной грамотности обучающихся

 

Известно, что в структуреестественно-научной грамотности выделяют4 содержательные области:

«Исследовательские процедуры»,

«Науки о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия)»,        «Живые системы (биология)»,

«Физические системы(физика, химия)».

 

Необходимо проводитьработу со школьниками по целенаправленному формированию у них следующихкомпетенций естественно-научной грамотности:

«Интерпретация данныхи использование научныхдоказательств для получениявыводов»,

«Научное объяснение явлений»,

«Распознавание научныхвопросов и применениеметодов естественно-научного исследования».

 

Приведем примерызаданий PISA, направленных на формирование обозначенных компетенций, при этом не будемвыделять группы заданий по разным компетенциям, поскольку в комплексных заданияхразные вопросы комплексного задания могут быть направлены на оценивание разных компетенций.

Укажем компетенции в описании каждоговопроса, а такжеукажем, к какой содержательной областипринадлежит вопрос.


Пример 1. Эволюция

 

В настоящее время почти у всех лошадей тело имеет обтекаемую форму, и они могут быстро бегать. Ученые нашли окаменелые скелеты животных, которыенапоминают лошадей. Они считают, что эти животные были предкамисовременной лошади. Ученые смогли также определить период, в течение которого жили вымершие виды.

 

 

В таблице, приведенной ниже, представлена информация отрех ископаемых видах и о современной лошади.

 

 

Род

 

Эогиппус

 

Мезогиппус

 

Меригиппус

Эквус (современная

лошадь)

Период существования

55-50 млн. лет назад

39-31 млн. лет назад

19-11 млн. лет назад

2 млн. лет назад

до настоящего времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скелет ноги

одинаковом масштабе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1 (компетенция – интерпретация данных ииспользование научных доказательств дляполучения выводов; содержательная область — исследовательские процедуры): Какая информация, приведенная в таблице,указывает на то, что современная лошадь развивалась с течением времени,пройдя последовательно стадии развития каждогоиз трех ископаемых видов?(Правильный ответ: в ответе говоритсяоб изменении в строении костей конечности).

Вопрос 2 (компетенция распознавание научных вопросов и применение методовестественно-научного исследования; содержательная область исследовательские процедуры): Какие исследования могут провести ученые вдальнейшем, чтобы выяснить, как лошадь развивалась с течением времени?Отметьте «Да» или «Нет» для каждого утверждения.

 

Помогут ли следующие исследования узнать,

как развивалась лошадь с течением времени?

Да или Нет?

Сравнение числа лошадей, живших в разные периоды

Да / Нет

Поиск скелетов предков лошади, которые жили в период 50-40 млн. лет назад

Да / Нет

Правильный ответ: Нет, Да

Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

Вопрос 3(компетенция – научное объяснение явлений; содержательная область — живые системы(биология)): Какое из следующих утверждений лучше всего применимо к научной теории эволюции?

 

AТеории нельзя доверять, потому что изменениевидов нельзя увидеть.

В. Теорию эволюции можно применять к животным, но не к людям.

С. Теория эволюции научная теория,которая в настоящеевремя основана на многочисленных наблюдениях.

D. Теория эволюции теория, истинность которой была доказанапутем проведения научныхэкспериментов.

Правильный ответ: С

 

Пример2. Прохождение Венеры по диску Солнца

8 июня 2004 года во многихместах Земли можно было наблюдать, как планета Венера проходит перед Солнечным диском. Это явление называется«прохождение Венеры по диску Солнца»и случается, когда Венера проходитмежду Солнцем и Землей. Предыдущее прохождение Венеры произошло в1882 году, а следующее, по прогнозам, должно произойтив 2012 году.


Ниже на рисунке показано прохождениеВенеры в 2004 году. Телескоп был направлен наСолнце, а изображение проецировалось на белый экран.

 

 

Вопрос 1 (компетенция — научное объяснение явлений;содержательная область — Живые системы (биология)): Почему прохождение Венеры наблюдалось посредством проецирования изображения на белый экран, а не с помощьюнаблюдения прямо через телескоп?

A. Солнечный свет был слишком ярким,и Венеру в нем не было видно.

B Солнце достаточно большое,чтобы видеть его без увеличительных приборов.

C. Если смотреть на Солнце через телескоп, можно повредить глаза.

D. Проецирование изображения на экран требовалось для его уменьшения.

Правильный ответ: С

 

Вопрос 2 (компетенция — научное объяснение явлений;содержательная область — науки о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия)): Если смотреть с Земли, прохождение какой из следующихпланет по диску Солнца можно наблюдать в определенные периоды времени?

А.Меркурия

B. Марса

C. Юпитера

D. Сатурна?

Правильный ответ: А

 

Вопрос 3 (компетенция распознавание научных вопросов и применение методовестественно-научного исследования; содержательная область исследовательские процедуры): В следующемвысказывании подчеркнуто несколькослов.

По прогнозам астрономов, в текущемстолетии с планетыНептун можно будет наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца.

Какие 3 из подчеркнутых слов были бы наиболее полезныпри поисках в Интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно можетпроизойти это прохождение?

Правильный ответ: в ответахприсутствуют только слова Прохождение-Сатурн-Нептун в любой последовательности).

 

Обучающиезадания

Дляпреодоления низкого уровня и демонстрации среднего уровня естественно-научной грамотности необходимо выстроить поэтапноеосвоение обучающимися второгоуровня естественно-научной грамотности.

Для этого школьников необходимо на уроках и на внеурочных занятиях постоянно погружатьв деятельность по объяснению процессови явлений в знакомых ситуацияхна основе имеющихсянаучных знаний.

Учащимся для достижения второгоуровня естественно-научной грамотности полезно делать выводына основе простыхисследований, устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты исследованийили технологические решения.

Если систематически организовывать такую работу,то учащиеся начнут демонстрировать такой уровень естественно-научной грамотности, который позволитим активно участвовать в жизненных ситуациях, относящихся к областинауки и технологии.

Приведем примерызаданий исследования PISA, соответствующих второмууровню естественно-научной грамотности, которые в первую очередь необходимо использовать в работе со школьниками, не преодолевшими пороговоезначение баллов.

Пример 1. Большой каньон

Большой Каньон находится в одной из пустынь США. Это очень большой и глубокий каньон,в котором много пластов горных пород. Когда-тодавно движения земной коры поднялиэти пласты наверх.Сейчас в некоторых местах глубина Большого Каньонадостигает 1,6 км. По дну каньона протекаетрека Колорадо.


Посмотрите на фотографию БольшогоКаньона, сделанную со стороны его южного края.На склонах каньонаможно разглядеть несколькоразных пластов горныхпород.

 

Вопрос 1: Ежегодно национальный парк Большой Каньонпосещают около пяти миллионов туристов.Вызывает беспокойство вред, который наносятпарку многочисленные посетители. Можно ли получитьответы на следующиевопросы с помощьюнаучных исследований? Отметьте «Да» или «Нет» для каждого вопроса.

 

Можно ли получить ответы на следующие вопросы с помощью научного исследования?

Да или Нет?

Насколько увеличивается эрозия при использовании пешеходных троп?

 

Да / Нет

Осталась ли территория парка такой же живописной, какой она была 100 лет назад?

 

Да / Нет

 

Правильный ответ: Да, Нет

Вопрос 2: Температура в Большом Каньонебывает ниже 0C и достигает40C и выше. Несмотряна то, что каньон расположен в пустыне, в трещинах горных пород иногда содержится вода. Как изменениятемпературы и вода в трещинахспособствуют более быстромуразрушению горных пород?

A. Замерзающая вода растворяет теплые горные породы.

B. Вода прочно соединяет горные породы между собой.

C. Лед полирует поверхность горных пород.

D. Замерзающая вода расширяется в трещинах горныхпород.

Правильныйответ: D

 

С некоторыми обучающихся необходимо проводитьработу по формированию у них третьего уровня естественно-научной грамотности.

На третьемуровне у школьников необходимо формировать умения выявлять ясно сформулированные научныепроблемы в некоторыхситуациях.

Полезно включатьих в деятельность по отбору фактов и информации, необходимых для объяснения явлений.

Необходимо чаще предлагать заданияна применение простыхмоделей или исследовательских стратегий, на интерпретацию и прямое использование естественно-научных понятий из различных предметовестественно-научного цикла, на формулирование короткихвысказываний с использованием фактов.

При этом школьники научатсяпринимать решения на основе естественно-научных знаний.

Результатом целенаправленной работы по использованию описанных заданий станет освоение третьего уровняестественно-научной грамотности у школьников. Приведем в качестве примеранесколько заданий PISA третьего уровня.

Пример 2. Физическиеупражнения

Систематические, но умеренные физическиеупражнения полезны для нашего здоровья. Вопрос 1: В чем польза систематическихфизических упражнений? Отметьте «Да» или «Нет» для каждого утверждения?

 

Полезны ли систематические физические упражнения?

Да или Нет?

Физические упражнения полезны для профилактики

заболеваний сердца и сосудистой системы

Да / Нет

Физические упражнения приводят к правильному питанию

Да / Нет

Физические упражнения помогают избежать лишнего веса

Да / Нет

Правильный ответ:Да, Нет, Да

 

Работа попоэтапному повышению уровней естественно-научной грамотности не должна останавливаться, когда ребенок овладеетследующим уровнем естественно-научной грамотности по сравнениюс выявленным в результате мониторинга.

Необходимо продолжать работу с каждым ребенком в зоне его ближайшего развития,организовывая работу по формированию следующихуровней естественно-научной грамотности.

Такимобразом, целенаправленная работа по развитию компетенций, входящих в состав естественно-научной грамотности, а также кропотливый отбор заданий соответствующего уровня естественно-научной грамотности в соответствии с полученными результатами с последующей организацией деятельности школьников с подобранными заданиямибудут способствовать повышению общего уровня естественно-научной грамотности обучающихся.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет