Эссена тему:
«Системно-деятельностныйподход в образовании как основа реализации ФГОС».
Колдина Ю. В.
Учитель английского языка
МОУ «СОШ № 2» (г. Ртищево, Саратовская область)
Жизнь современного общества не стоит на месте, а требуетпостоянных изменений, в том числе и в области образования. Ученик сегоднядолжен не просто овладеть новыми знаниями и умениями, но и обладать уже сраннего возраста определенными умениями по планированию и осуществлениюопределенного вида деятельности, уметь адаптироваться в различных ситуациях,развивать в себе способность к самообразованию. Так, по мнению, А. Эйнштейна, «образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему насучили». Таким образом, именно повышение среди учащихся интереса к процессу обучения,появление желания «научиться учиться» и есть тот намеченный путь ксамообразованию. Перед образовательным учреждением встает новая задача, котораязаключается в воспитании гражданина, отвечающего всем требованиям современногообщества.
Так, в рамках ФГОС одной из основных целей образовательного процесса насегодняшний день является реализация системно-деятельностного подхода. Понятиясистемный и деятельностный были введены еще в 1985 году. Системный подходвырабатывался в работах таких исследователей как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, адеятельностный рассматривали Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев. «Процесс учения — этопроцесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и еголичности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое“деятельностный подход” в образовании!» (А.Н.Леонтьев). Системный подходреализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом,обеспечивая тем самым формирование активной жизненной позиции учащегося. Толькосегодня мы осознаем всю значимость данных подходов, их применение не только вначальной, но и в средней и старшей школе.
Главной особенностью системно-деятельностного подхода является развитиеличности учащегося. Поставленная задача связана с изменением деятельностиучителя, отказ от традиционного подхода к обучению как к передачи знаний инакопленного опыта. Все это подразумевает развитие таких навыков у обучающегося,как умение ставить цели, решать задачи, делать выводы и отвечать за полученныерезультаты. В связи с этим одним из главных направлений в системно-деятельномподходе является формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД – этоумение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию черезусвоение нового социального опыта. По мнению А.В. Федотовой, это «обобщенныедействия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различныхпредметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включаяосознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых иоперационных характеристик. Универсальные учебные действия (УУД) вобразовательном процессе выступают в качестве личностных и межпредметныхрезультатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующегоуровня образования. Одним из важных условий формирования УУД являетсяобеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебныхдействий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждойступени программы формирование УУД. Ведущую роль здесь играют содержание иразработка наиболее эффективных и интересных учебных заданий. Таким образом,УУД – это не только результаты процесса образования, но и также результатывнеурочной деятельности. Ребенок должен быть всесторонне развитой личностью, атакже развивать в себе способность к сотрудничеству и саморазвитию.
Таким образом, мы можем говорить о том, что системно-деятельностныйподход – это сложный процесс, который выражается в содержании учебногоматериала, формах и методах учебного процесса. Реализация данного подходаповышает эффективность образования ,а именно способствует наиболее гибкомуусвоению знаний, повышению мотивации к обучению ,обеспечению личностного и общекультурногоразвития учащегося.