«Совместноерисование взрослого и ребёнка — как средство «вызывания речи» у неговорящихдетей»
В настоящее время наиболее приоритетнымнаправлением коррекционной работы является оказание комплексной помощи детямраннего возраста. Актуальность данной проблематики обусловлена многимифакторами, один из которых — увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии.
Всё чаще логопеды в своей работе сталкиваются с проблемойобучения неговорящих малышей. Как разговорить безречевого ребёнка? Чёткого иуниверсального ответа на этот вопрос нет, потому что контингент неговорящихдетей неоднороден. В их число входят дети с моторной и сенсорной алалией,различными задержками психоречевого развития, аутизмом, интеллектуальнойнедостаточностью и т.д. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, чтозначительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Речь детей с общим недоразвитием ещё может содержать отдельныезвуки, звукокомплексы, эмоциональные восклицания, жесты, с ним, как правило,легко найти контакт. А в работе с ребёнком с аутизмом можно столкнуться с такойпроблемой, как речевой негативизм. Когда ребёнок как бы не слышит, не говоряуже о выполнении каких- либо инструкций. И тогда важно не отпугнуть ребёнкасвоим настойчивым «скажи», а первое время и вообще отказаться от речевойактивности. В это время полезно использовать различные игры с предметами,игрушками и различного рода развлечения. Одним из таких развлечений, является- совместное рисование. Мы включили метод совместного рисования взрослого иребёнка в коррекционные занятия с детьми с общим недоразвитием речи первогоуровня. Этот метод не исключает возможности использования, как педагогами,так и родителями.
Значениерисования с точки зрения логопедии велико и многогранно. Оно тесно связано сработой по развитию речи детей (обогащение и расширение словаря, формированиепредпосылок к появлению собственной активной речи ребёнка).
В процессе рисования, как и в процессеработы по развитию речи развиваются художественно-образные представления,мышление и речь, совершенствуются внимание и память. Рисование способствует формированиюпространственных представлений, развитию мелкой моторики, воспитаниюправильного движения кистей рук, так как дети с речевыми нарушениями редкоимеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторнаянеловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, чтовыражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры,раскрашивать рисунок. В этом виде деятельности задействованы различные группымышц кисти руки, что в свою очередь положительно влияет на функционированиеречевых зон коры головного мозга.
Детский рисунок оказываетсильное стимулирующее влияние на эмоциональную сферу ребёнка; возникновение подкарандашом или кистью изображение доставляет ему удовольствие, а всякаяположительная эмоция повышает тонус коры головного мозга.
Совместное рисование — это особенный, игровойметод при котором общение взрослого и ребёнка сопровождается рассказом. Вовремя совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок.Качественный уровень рисунка не имеет значения, главное, чтобы изображениелегко узнавалось, и было знакомо ребёнку. Во время рисования взрослыйэмоционально комментирует происходящее, а ребёнок активно участвует в созданиирисунка, раскрашивает отдельные части, дополняет рисунок разнообразнымидеталями. Широко используется и прием “незавершенный рисунок”, которыйнезаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитииречи. Такие незаконченные фигурки ребёнок может свободно превращать во чтоугодно.
Метод совместного рисования с малышом даёт большиевозможности для развития его речи, как активной, так и пассивной. Выполняяповторяющие движения в рисовании (штрихи, линии), взрослый, даёт образецсловесного высказывания, сопровождая их речью в такт движениям руки: топ – топ«следы», кап – кап – «идёт дождь». Необходимо поддержать любуюпопытку безречевого ребёнка «заговорить», а также создавать ситуации, в которыхему придётся воспользоваться активной речью.
Чем интереснее тема для рисования, тем быстрее неговорящийребёнок включается в процесс и проявляет активность. Используя интерес,взрослый побуждает ребёнка к активному участию во время рисования: делаетпаузы, советуется с ним, задаёт вопросы. В ходе совместногорисования даёт отличный результат — использование наклеек с различнымиизображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетнойкартинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеетждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклееки фантазии взрослого.
Таким образом, использование метода совместного рисованияпозволяет вовлечь в общение неговорящего ребёнка, развить сенсорные ипознавательные функции, а позже, в процессе социализации поможет ему успешноосвоить различные виды деятельности и, главным образом, речевую.
Литература:
1. Янушко Е.А. Помогите малышузаговорить. — М.: Издательство Эксмо, 2019.- 424с.
2. Терентьева И.А. Помогитеребёнку заговорить. — М.: Издательство АСТ, 2019-112с.
3. Долганюк Е.В., Конышева Е.А. Моторная алалия: коррекционно — развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие.-
СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВОПРЕСС»,2017.-144с.
4.Е.В.КирилловаЛогопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2011.-64с.