X-PDF

Статья на тему «Совместное рисование взрослого и ребёнка — как средство «вызывания речи» у неговорящих детей»

Поделиться статьей

«Совместноерисование взрослого и ребёнка — как средство «вызывания речи» у неговорящихдетей»

В настоящее время наиболее приоритетнымнаправлением коррекционной работы  является оказание комплексной помощи детямраннего возраста. Актуальность данной проблематики обусловлена многимифакторами, один из которых — увеличение числа детей с  различными  отклонениями в развитии.

Всё чаще  логопеды в своей работе  сталкиваются с  проблемойобучения неговорящих малышей. Как разговорить   безречевого ребёнка? Чёткого иуниверсального  ответа на этот вопрос нет, потому что контингент неговорящихдетей неоднороден. В их число входят дети с моторной и сенсорной алалией,различными задержками психоречевого развития, аутизмом, интеллектуальнойнедостаточностью и т.д. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, чтозначительно затрудняет логопедическую работу с ними.

Речь детей с общим недоразвитием ещё может содержать отдельныезвуки, звукокомплексы, эмоциональные восклицания, жесты, с ним, как правило,легко найти контакт. А в работе с ребёнком с аутизмом можно столкнуться с такойпроблемой, как речевой негативизм. Когда ребёнок как бы не слышит, не говоряуже о выполнении каких- либо инструкций. И тогда важно не отпугнуть ребёнкасвоим настойчивым «скажи», а первое время и вообще отказаться от речевойактивности. В это время полезно использовать различные игры с предметами,игрушками и различного рода развлечения.  Одним из таких развлечений, является- совместное  рисование. Мы включили метод совместного рисования взрослого иребёнка в коррекционные занятия с детьми с общим недоразвитием речи первогоуровня.  Этот метод  не исключает возможности использования, как педагогами,так и родителями.

     Значениерисования  с точки зрения логопедии велико и многогранно. Оно тесно связано сработой по развитию речи детей (обогащение  и расширение словаря, формированиепредпосылок к появлению собственной активной речи ребёнка).

 В процессе рисования, как и в процессеработы по развитию речи развиваются художественно-образные представления,мышление и речь, совершенствуются внимание и память. Рисование способствует формированиюпространственных представлений, развитию мелкой моторики, воспитаниюправильного движения кистей рук, так как дети с речевыми нарушениями редкоимеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторнаянеловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, чтовыражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры,раскрашивать рисунок. В этом виде деятельности задействованы различные группымышц кисти руки, что  в свою  очередь положительно влияет на функционированиеречевых зон коры головного мозга.

Детский рисунок оказываетсильное стимулирующее влияние на эмоциональную сферу ребёнка; возникновение подкарандашом или кистью изображение доставляет ему удовольствие, а всякаяположительная эмоция повышает тонус коры головного мозга.

Совместное рисование — это особенный, игровойметод при котором общение взрослого и ребёнка сопровождается рассказом. Вовремя совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок.Качественный уровень рисунка не имеет значения, главное, чтобы изображениелегко узнавалось, и было знакомо ребёнку. Во время рисования взрослыйэмоционально комментирует происходящее, а ребёнок активно участвует в созданиирисунка, раскрашивает отдельные части, дополняет рисунок разнообразнымидеталями. Широко используется и прием “незавершенный рисунок”, которыйнезаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитииречи. Такие незаконченные фигурки ребёнок может свободно превращать во чтоугодно.

 

Метод совместного рисования  с малышом даёт большиевозможности для развития его речи, как активной, так и пассивной. Выполняяповторяющие движения в рисовании (штрихи, линии), взрослый, даёт образецсловесного высказывания, сопровождая их речью в такт движениям руки: топ – топ«следы», кап – кап – «идёт дождь». Необходимо поддержать любуюпопытку безречевого ребёнка «заговорить», а также создавать ситуации, в которыхему придётся воспользоваться активной речью.

Чем интереснее тема для рисования, тем быстрее неговорящийребёнок включается в процесс и проявляет активность. Используя интерес,взрослый побуждает ребёнка к активному участию во время рисования: делаетпаузы, советуется с ним, задаёт вопросы. В ходе совместногорисования даёт  отличный результат — использование наклеек с различнымиизображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетнойкартинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеетждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклееки фантазии взрослого.

Таким образом, использование метода совместного рисованияпозволяет вовлечь в общение неговорящего ребёнка, развить сенсорные ипознавательные функции,  а позже, в процессе социализации поможет ему успешноосвоить различные виды деятельности и, главным образом, речевую.

Литература:

1.     Янушко Е.А. Помогите малышузаговорить. — М.: Издательство Эксмо, 2019.- 424с.

2.     Терентьева И.А. Помогитеребёнку заговорить. — М.: Издательство АСТ, 2019-112с.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

        3. Долганюк Е.В., Конышева Е.А. Моторная алалия: коррекционно — развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие.-

СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВОПРЕСС»,2017.-144с.

      4.Е.В.КирилловаЛогопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое  пособие.-М.:ТЦ Сфера,2011.-64с.

 

 

дети

   

дети

  

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет