X-PDF

Статья на тему Современный урок в условиях обновлённых ФГОС

Поделиться статьей

Современный урок английского языка в контексте
реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО

   Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переходна новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, гдеглавной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегосянаправленные на изучение его личностных проявлений. Ключевые слова: ФГОС,деятельностный подход, личностно-ориентированный подход структура современногоурока, виды нестандартных уроков. Современный мир очень изменчив и динамичен.Эти изменения отражаются, в научных знаниях, технологиях, а также в сфередосуга человека. Поэтому возникла необходимость разработать новыйгосударственный образовательный стандарт в условиях изменяющихся запросовобразования, который обеспечит развитие системы образования в условияхизменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требованийгосударства в сфере образования. Концепция модернизации российского образованияопределяет современный урок как многофункциональную единицу образовательногопроцесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия.Общение преподавателей и студентов направлено не только на активизациюпознавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучениеличностных проявлений каждого обучающегося. Современное образование должноотвечать запросам современного общества. Главное требование, предъявляемоеусловиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключаетсяв том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решая с его помощьюсвои жизненные и профессиональные задачи. ФГОС вводят новое понятие – учебнаяситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, вкоторой студенты с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия,исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи сэтим изменяется взаимодействие преподавателя и студента. С точки зрениядеятельностного подхода преподаватель и студент становятся партнёрами. В центревнимания находится обучающийся, его личность. Цель современного преподавателя –это выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которыесоответствуют поставленной цели развития личности.

В связи сэтим выделяют следующие требования к современному уроку иностранного языка: -четкое формулирование цели; — определение оптимального содержания урока всоответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровняподготовки и подготовленности обучающихся; — прогнозирование уровня усвоенияобучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке,так и на отдельных его этапах; — выбор наиболее рациональных методов, приемов исредств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия накаждом этапе урока; — выбор оптимального сочетания различных форм работы науроке и максимальную самостоятельностьобучающихся в процессе учения,обеспечивающий познавательную активность, — урок должен быть проблемным иразвивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами иумеет направлять их на сотрудничество с преподавателем и студентами; -преподавательорганизует проблемные и поисковые ситуации, активизируетдеятельность обучающихся; — создание условий успешного учения обучающихся.Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное наформирование коммуникативной компетенции может происходить только в условияхличностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подходзаключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполненияпродуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать иговорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели,а как способ решения учащихся конкретных личностно важных проблем и задач.Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centredapproach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которыерассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности иинтересы. Отмечается, что для каждого обучающегося типичен тот или иной способосуществления деятельности по овладению иностранным языком. Обучение всоответствии с этим подходом предполагает: 

самостоятельность обучающихсяв процессе обучения, что зачастую выражается вопределении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которыеявляются для них предпочтительными;

опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт; учёт социокультурных особенностей обучающихсяи их образа жизни, поощрениестремления быть «самим собой»; 

учёт эмоционального состояния обучающихся, а также их морально-этических инравственных ценностей; 

целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иногоучащегося учебным стратегиям; 

перераспределение ролей в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя,присвоение преподавателя и студентовему функций помощника, консультанта,советника. 

Припланировании современного урока иностранного языка следует выделить и учестьряд особенностей, а именно 

1.    Практическая направленность урока. На уроке иностранного языкапреподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранныйязык как средство коммуникации. Знания сообщаются, чтобы более эффективносформировать навыки и умения. 

2.    Атмосфера общения. Создание благоприятной атмосферы- этотребование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения.Успешная коммуникация может осуществляться только в условиях, когда учитель иобучающийся являются речевыми партнерами. 

3.    Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целыйкомплекс целей одновременно. В рамках урока отрабатываются разные аспекты языка(фонетика, грамматика, лексика). Происходит работа над развитием умений вразных видах речевой деятельности: в аудировании, чтении, говорении, письменнойречи. Однако, следует помнит, при планировании урока, это выделение однойглавной практической цели. Остальные цели могут быть определены как задачи, спомощью которых обеспечивается достижение основной практической цели. 

   Например, цели урока могут быть следующими

-Формирование лексических навыков 

·        Развитие техники чтения 

·        Развитие монологических умений 

   Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализацияцели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя определенныезадачи, преподаватель определяет путь к достижению цели, а также конкретизируеткачество формируемого навыка и умения. Приведем пример:

На урокепреподавательпланирует научить обучающихся рассказать о том, куда они поедут налетние каникулы 

Цель:развитие монологической речи 

Задачи: 

1.    Активизировать лексику по теме «Путешествие»

2.    Тренировать учащихся в чтении текста 

3.    Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествованиес опорой на текст 

    Таким образом, мы видим, что наряду с практической целью, формулируютсяразвивающая, воспитательная и образовательная цели урока. Образовательнаяцель предполагает использование языка для повышения общей культуры,расширения кругозора и знаний о стране изучаемого языка. Достижениеобразовательной цели предусматривает приобретение обучающимися страноведческихи лингвострановедческих знаний. 

Воспитательнаяцель обусловлена тем материалом, который используется на уроке.Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре егоносителей. Примерами формулировок воспитательных целей могут быть: 

·        Воспитывать умение общаться с одноклассниками 

-Развивать умение отстаивать свою точку зрения

·        Прививать любовь к животным, природе и т.д. Реализацияразвивающей цели связана с развитием психических функцийобучающихся (памяти,мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированиемнавыков и умений межличностного общения. Воспитательные, развивающие иобразовательные цели достигаются через практическую цель. 

1.    Адекватность упражнений цели урока. 

   Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевойдеятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватностьесть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. Например, еслицелью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевойдеятельности (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского наанглийский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированиюязыкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнениеусловно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме,упражнения типа «Согласись/не согласись и другие). 

1.    Последовательность упражнений. Очень важно расположитьупражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опоройдля следующего. 

2.    Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексныйхарактер. Это означает, что речевой материал «пропускается» через четыреосновных вида речевой деятельности, а именно через аудирование, говорение,чтение и письмо. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь ивзаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущейроли одного из них. 

3.    Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый видречевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении,например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использовантекст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обученияговорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен проходитьна иностранном языке, где речьпреподавателяв общей сложности не должнапревышать 10% времени урока. 

4.    Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логичноспланирован, что подразумевает: 

·        Соотнесенность всех этапов урока с основной целью; -Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по временивыполнения; 

·        Последовательность в овладении речевым материалом, когда каждоеупражнение подготавливает обучающегося к выполнению следующего; 

-Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексическиеединицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компонентыурока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).

Исходя извыше сказанного, Структура современного урока в рамках ФГОС выглядит следующимобразом: 

1.    Организационный момент 

1.    Тема, 

1.    Цель, 

1.    Образовательные, развивающие, воспитательные задачи 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

1.    Мотивация их принятия 

1.    Планируемые результаты: знания, умения, навыки 

1.    Личностно-формирующая направленность урока 

1.    Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если онозадавалось) 

1.    Подготовка к активной учебной деятельности каждого студентанаосновном этапе урока 

-постановка учебной задачи

·        актуализация знаний 

1.    Сообщение нового материала 

·        Решение учебной задачи 

·        Усвоение новых знаний 

·        Первичная проверка понимания обучающихся нового учебногоматериала (текущий контроль с тестом) 

1.    Закрепление изученного материала 

·        Обобщение и систематизация знаний 

·        Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговыйконтроль с тестом) 

1.    Подведение итогов 

·        диагностика результатов урока 

-рефлексия достижения цели

1.    Домашнее задание 

·        инструктаж по его выполнении 

Впроцессе обучения преподавателииностранного языка часто сталкиваются спроблемой отсутствия у обучающихся потребности пользоваться изучаемым языком вкоммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативныхнавыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболееспособствовать этому. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельностиобучающихся необходимо применение нетрадиционных форм проведения занятий,обеспечивающих активность обучающихся. 

   Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебныхдисциплин, которые пробуждают интерес к уроку и мотивируют обучающихся кактивной коммуникативной деятельности. Эти уроки включают в себя всёразнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение,поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Приведемнесколько видов нестандартных уроков:

1.    Уроки-игры. Не противопоставление игрытруду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создаетсянеформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферуобучающихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставитсякак игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченностьи интерес к содержанию со стороны студентов. 

1.    Уроки-состязания, викторины проводятся вхорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знаниябольшинства студентов по выбранной теме. Игры-соревнования могут бытьпридуманыпреподавателемили являться аналогом популярных телевизионных конкурсови состязаний.

1.    Деловая игра. Урок-суд, урок-аукцион,урок-биржа знаний и так далее. Перед обучающимися ставятся проблемно-поисковыезадачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационнуюроль, здесь проявляются инициатива и артистизм студентов, неординарностьмышления. 

1.    Интернет-уроки проводятся в компьютерныхклассах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экранакомпьютера. 

1.    Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. 

   Использование художественных произведений зарубежной литературы на урокахиностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной иэстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, котораяспособствует выработке навыков общения студентовна иностранном языке ираскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работыактивизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает ихинтерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка,а также углубляет знание языка. 

1.    Урок-интервью. Это своеобразный диалог пообмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладеваютопределенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическомрежиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочностьи осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока можетвключать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее»,«Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимойинформацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Обучающиесясамостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителемстрановедческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует обучающихсякдальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний врезультате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 

1.    Урок-эссе. Современный подход к изучениюиностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний попредмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения кпрочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжениясвоего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактуетпонятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет невоспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Науроках иностранного языка студентыанализируют избранную проблему, отстаиваютсвою позицию. Обучающиеся должны уметь критически оценивать прочитанныепроизведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме,научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственноерешение. Такая форма урока развивает психические функцииобучающихся, логическиеи аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранномязыке. 

1.    Интегрированный урок иностранного языка.Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знанияучащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышениеобразовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливаетего воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в областигуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка сгуманитарными дисциплинами являются: совершенствованиекоммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию иуглубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевогообщения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса обучающихся. 

1.    Видеоурок. Овладеть коммуникативнойкомпетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, деловесьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателяявляется создание реальныхи воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованиемразличных приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичныематериалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализацииважнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладенияязыком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинствомвидеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтомувнимание должно быть направлено на формирование у школьников 9личностногоотношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитиюразличных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания ипамяти. 

1.    В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектнаядеятельность обучающихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развитьактивное самостоятельное мышлениестудентаи научить его не просто запоминать ивоспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Проектная методикапредполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности завыполнение каждого задания по разработке проекта. Но, какая бы форма урокам небыла бы применена, важным заключительным этапом каждого урока должна бытьрефлексивная деятельность. Именно, рефлексивный подход помогает учащимсявспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл,типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затемпоставить цель для дальнейшей работы. 

   Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что переход на новыйобразовательный стандарт помогаетпреподавателю стимулировать у обучающихся«освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности наоснове развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечениявозможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатови совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Литература:

    Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред.Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: отдействия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второгопоколения), — М.: Просвещение, 2010 

   Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранномуязыку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000 

   Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. 

   Ольшевская М.В. Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированномобучении иностранному языку, Минск, 2010 

   Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранныеязыки в школе, 2000, № 2.     Полат Е.С. Разноуровневоеобучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, 

   Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании.Издательство «Учитель», Волгоград, 2011.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет