X-PDF

Статья Никифоровой Е.Е., Игнатьева Б.А., МОБУ СОШ1 Якутск

Поделиться статьей

Сведения об авторах:

Никифорова Евдокия Егоровна, учительанглийского языка,

Высшая квалификационная категория,

Отличник профессионального образованияРеспублики Саха (Якутия),

Член регионального Учебно-методическогосовета учителей иностранных языков Республики Саха (Якутия)

Магистрант Института зарубежнойфилологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова

nee_vpc@mail.ru

Игнатьев Богдан Аркадьевич, учительанглийского языка,

Выпускник Института зарубежной филологиии регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

bogdanignatev.work@gmail.com

Место работы авторов:

Муниципальное общеобразовательноебюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 ГО «город Якутск»

Российская Федерация, Республика Саха(Якутия), г. Якутск

Корреспондентский почтовый адрес:677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, 50.

About the authors:

Nikiforova Evdokia Egorovna, a teacher of English,

Highest qualification category,

Excellence in vocational education of the Republic ofSakha (Yakutia),

Member of the Regional Educational and MethodologicalCouncil of Teachers of Foreign Languages ​ of the Republic of Sakha (Yakutia)

Masters student of the Institute of ForeignPhilology and Regional Studies of the North-Eastern Federal University namedafter M.K. Ammosov

nee_vpc@mail.ru

Ignatev Bogdan Arkadievich, a teacher of English,

Graduated from Institute of Foreign Philology andRegional Studies of the North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov

bogdanignatev.work@gmail.com

The authors place of work:

Municipal Secondary Educational Budgetary InstitutionSecondary school No. 1 of the city of Yakutsk

Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia), the RussianFederation

Correspondent postal address: 677007, the Republic ofSakha (Yakutia), Yakutsk, Lenin Street, 50.

 

Работапедагога-наставника c одаренными детьми

A mentor’s interaction with giftedchildren

Аннотация.

В данной статье учителя-наставники,имеющие большой стаж работы с детьми, одаренными в области иностранных языков,делятся своим педагогическим и методическим опытом. Основное кредо наставника:каждый ребенок одарён в той или иной области наук, основная цельпедагогического взаимодействия – разглядеть этот талант. Особенно ярко и вполной мере талант ребенка раскрывается при организации соответствующейвнеклассной деятельности по учебному предмету: это и участие внаучно-практических конференциях, творческих и интеллектуальных конкурсах, иподготовка к олимпиадам муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Авторы также описывают своюдеятельность за три года работы в профильных (гуманитарных) классах суглубленным изучением английского языка. Подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭявляется также частью работы педагога-наставника, которая служит основой дляпередачи методического опыта, лингвистических знаний, формирования УУД,необходимых для будущей педагогической профессии.

Кроме того, авторы особое вниманиеуделяют роли социального партнерства в формировании высокой языковойкомпетенции и положительных личностных качеств обучающихся.

 

 

Abstract

In this article, the teacher-mentors who have a longexperience of working with children gifted in the field of foreign languagesshare their pedagogical and methodological experience. The main credo of thementor is that each child is gifted in a particular field of sciences, the maingoal of the pedagogical interaction is to find out this talent. The childstalent is especially vividly and fully revealed if to organize the appropriateextracurricular activities connected with the educational subject: this isparticipation in scientific and practical conferences, creative andintellectual competitions, and preparation for Olympiads of the municipal,regional and country levels.

The authors also describe their activities for thelast three years of work in specialized (humanitarian) classes with advancedstudy of the English language. Training for the successful passing of the OGEand the Unified State Exam is also a part of the work of a teacher-mentor,which is the basis for transferring methodological experience, developinglinguistic knowledge and forming the necessary skills for the future pedagogicalprofession.

In addition, the authors pay special attention to therole of social partnership in the formation of high linguistic competence andpositive personal qualities of students.

Ключевые слова

Наставник, подготовка к будущейпрофессии, формирование ключевых компетенций, мониторинг, оценка, одаренныйребенок, углубленное изучение языков, социальное партнерство.

Key words

A mentor, preparation for the future profession,formation of the key competencies, monitoring, assessment, a gifted child,advanced study of languages, social partnership.

 

Работапедагога-наставника c одаренными детьми

A mentor’s interaction with giftedchildren

 

В каком возрасте школьный учительстановится наставником, сколько лет работы необходимо, чтобы начать делитьсясвоим опытом? Универсального ответа на этот вопрос нет, так как педагогическоемастерство не имеет возраста, оно имеет сердце: любовь к своему делу, желаниепередавать опыт, знания другим и взамен приобретать новые умения и навыки – вотчто ценно в работе каждого педагога. Мы учим детей своему предмету, но иучимся, взаимодействуя с ними. Каждый день, проведенный в общении с учеником –это бесценный опыт для обеих сторон. Радость от общих побед, гордость за успехисвоего воспитанника – вот наивысшая награда для каждого учителя. А когдасозданы все условия для творческой работы, то это многократно преумножаетрезультат.

В 2020-2021 учебном году вМуниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательнаяшкола №1 ГО «город Якутск» была разработана образовательная программа дляпрофильного обучения в старших классах по трем направлениям:информационно-технологическому, химико-биологическому и гуманитарному. Несмотряна век цифровых технологий и расцвет IT-индустрии, как оказалось, гуманитарноеобразование остается одной из наиболее востребованных областейжизнедеятельности человека.  Многие выпускники выбирают в качестве будущейпрофессии сферы, где приоритетными являются модели взаимодействия:человек-человек, человек-общество. Наши выпускники получают образование потаким высоко конкурентным специальностям, как юрист-переводчик, филолог. И чтоособенно радует, выбирают педагогические профессии: учитель, педагог-психолог.

В текущем учебном году на базеМуниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняяобщеобразовательная школа №7 ГО «город Якутск» впервые был организован Vмуниципальный этап чемпионата «Молодые профессионалы – 2022» (World SkillsRussia — 2022 в категории «Юниоры») по направлению «Преподавание английскогоязыка в дистанционном формате». В этом престижном конкурсе успешно принялиучастие Кристина Слепцова и Наталья Федорова, обучающиеся 10 Гуманитарногокласса нашей школы.  Кристина, набрав 333 балла, стала победителем [1].

Работы конкурсантов проверило и оценилокомпетентное жюри в составе:

 

1.                  Сидорова ЛюдмилаВладимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языковпо техническим и естественным специальностям ИЗФиР СВФУ.

2.                  Алексеева ЕфросиньяАфанасьевна, заведующая кафедрой иностранных языков АОУ РС (Я) ДПО «Институтразвития образования и повышения квалификации им.С.Н. Донского-II».

3.                  Степанова Алена Владимировна,учитель английского языка, эксперт ОГЭ, аспирант.

4.                  Кириллина Зиляра Викторовна,учитель английского языка, эксперт ЕГЭ.

Несомненно, одной из эффективных иобъективных систем внешней оценки результативности обучения иностранным языкамявляется ГИА.

Важнымифакторами успешной тренировки к ОГЭ и ЕГЭ являются осознанное и ответственноеотношение обучающихся к процессу подготовки к экзамену и их систематическаясамостоятельная работа, что отвечает требованиям системно-деятельностногоподхода. В этом процессе существенная роль отводится умению преподавателядавать возможность каждому обучающемуся оценивать собственные учебныерезультаты и добиваться желаемого уровня подготовленности по предмету.Средством для оценивания результативности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ являетсямониторинг, аналитический контроль текущего состояния учебного процесса идинамики изменений учебных результатов.

Цельмониторинга – проверка и оценивание эффективности учебного процесса,обеспечение участников обратной связью, а также поиск рациональных способовустранения пробелов для повышения качества результатов ГИА.
Система мониторинга, которую мы применяем приподготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, состоит из нескольких этапов.

На первомэтапе необходимо выявить в среднем звене учащихся, кому в будущемпонадобится английский язык для поступления в образовательные учреждениявысшего профессионального образования, что способствует началу более ранней подготовкик ОГЭ и ЕГЭ, а также  к олимпиадам разного уровня. Некоторые задания ГИА-9 иГИА-11 в последнее время становятся аналогичными формату международныхэкзаменов, поэтому целесообразнее дополнительно готовить детей на ихматериалах. Мы в своей работе используем материалы следующих экзаменовКембриджской группы:

1)                 Key English Test (KET) дляучащихся 5 – 6 классов, соответствующий базовому уровню владения языком (A2);

2)                 Preliminary English Test (PET) дляучащихся 7 – 9 классов, соответствующий среднему уровню владения языком (B1);

3)                 First Certificate in English (FCE) для учащихся 9 – 11, соответствующий высокому уровнювладения языком (B2) [4].

Навтором этапе начинается постепенная работа с материалами КИМ ГИА по английскомуязыку. Для отражения результата мониторинга проделанной работы составляетсятаблица оценки каждого выполненного обучающимися варианта. По этому мониторингувидно количество вариантов, выполненных учащимися, наличие или отсутствиеположительной динамики результатов, их стабильность или нестабильность, а такжевидно, какие задания, в каком разделе КИМ вызывают трудности.

Натретьем этапе проводятся тренировочные тестирования по ОГЭ и ЕГЭ, показывающиестепень готовности учащихся к ГИА.  По итогам первого тренировочноготестирования учащихся целесообразно разделить на 3 группы:

1группа: учащиеся, которые не набрали достаточно баллов по предмету (от 40 до 50баллов). С ними планируются и проводятся дополнительные индивидуальные занятия.

2группа: учащиеся, которые при усердном отношении могут набрать достаточновысокие баллы (от 50 до 70).

3группа: учащиеся, которые могут набрать высокие баллы (80-100).

Всеучащиеся совместно с учителями составляют индивидуальные образовательныемаршруты для самостоятельной и индивидуальной работы. Здесь необходимоподчеркнуть участие в составлении плана дальнейшей работы самого учащегося –путем самоанализа, рефлексивной деятельности совместно вырабатывается стратегияподготовки:

Примерный индивидуальный образовательный маршрут _________
на 2022 – 2023 уч.г.

Консультации, подготовка к ГИА

Дни недели, сроки

Вид деятельности

Отметка о выполнении

Понедельник, среда

Выполнение тестов банка открытых заданий ФИПИ, Решу ЕГЭ

 

Вторник, четверг

Индивидуальные занятия с учителем

 

Пятница

Факультатив «Пишем эссе»

 

Воскресенье

Самостоятельное изучение материалов дома

 

По отдельному расписанию

Занятия в Языковом центре ИЗФиР СВФУ

 

Ежемесячно по субботам

Выполнение Тренировочных тестов

 

Внеклассная деятельность по английскому языку

Сроки

Наименование мероприятий

Отметка о результатах

Сентябрь — февраль

Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам по английскому языку

 

Октябрь

Участие в школьном этапе ВСОШ

 

Ноябрь

Участие в муниципальном этапе ВСОШ

 

Ноябрь — февраль

Участие в Северо-Восточной Олимпиаде Школьников СВФУ

 

Ноябрь – январь, март

Участие в Герценовской олимпиаде по иностранным языкам, олимпиадах РГГУ, ВШЭ

 

 

На завершающемэтапе должен быть проведён сравнительный анализ сведений о результатахучастия учащихся в ГИА. Качество сдачи результатов ОГЭ и ЕГЭ во многомзависит от степени организации процесса подготовки, основанного насистематическом контроле на всех ступенях образования.

В результатетакой системной плановой работе удалось добиться увеличения количествавыпускников, сдающих английский язык, а также повышения среднего балла,приближенного к всероссийскому уровню:

Учебный год

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

Количество сдающих

Средний балл

Высокие баллы

2020-21

9

70

78,78,87

2021-22

13

76

81,84,86,89,95

2022-23

15

 

2023-24

18

 

Среализацией ФГОС, а вместе с ним и требований к письменной речи появиласьнеобходимость в определении основных проблем, возникающих при совершенствованииданного вида речи в старших классах. Одной из трудностей письменной речиявляется то, что при оформлении письменного высказывания обучающийся не имеетпредставления, кто будет читать данное сообщение. При устном общении – глаза вглаза – собеседники могут по реакции второй стороны судить о том, понятны лимысли говорящего. При оформлении письменного задания ученику необходимообдумывать предложение тщательно, чтобы сформулировать мысль, передатьсвои ощущения, обозначить свою позицию.

Отличнымрешением стало включение в образовательную программу гуманитарных классовфакультатива «Пишем эссе», который в 11-м классе ведет Никифорова Е.Е., а в10-м – Тимофеева Н.И.. Примечательно, что данные факультативы посещают иучащиеся других направлений: информационно-технологического ихимико-биологического, те, кому в будущем необходимы языковые знания и умения впрофессиональной деятельности, работе с документацией и каждодневном общении сносителями английского языка. 

Исходяиз целей изучения языка, содержание и задачи курса в каждом классе разные: впервый год обучения это эссе разных жанров и видов,  выполнение которыхтребуется на олимпиадах и при сдаче международных экзаменов. Кроме того,ведется обучение и другим видам письменной речи: деловое письмо, составлениеаннотаций и отзывав, резюме, анализ статистических отчетов, стилистическая интерпретация художественных текстов и многоедругое.

Николаев Иван,ученик 11 химико-биологического класса, стал победителем конкурса эссе на английском языке “Scientia Vinces” [6]. В своем эссе онпроанализировал роль патриотических идей, принципиальной позиции, бесценный вкладпервого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева вразвитие системы здравоохранения. Следует отметить, что Иван много летзанимается научно-исследовательской деятельностью под руководством Поповой АнныДаниловны, учителя родного языка и литературы, и Евсеевой Мадлены Васильевны,учителя биологии. Будучи обучающимся 8 класса, Иван стал абсолютным победителемзащиты проекта о роли вакцинации на региональном этапе НПК «Шаг в будущее».

Ввыпускном классе ставится цель: подготовка к выполнению Задания 40 ЕГЭ. Письмо, как и говорение, характеризуетсяструктурой, включающей два основных этапа:

-побудительно-мотивационный;

-аналитико-синтетический.

Привыполнении задания «Развернутое письменное высказывание» напобудительно-мотивационном этапе мы наблюдаем искусственный мотив строго врамках задания, он все равно выступает в виде потребности передать письменноопределенную информацию в виде анализа сведений (данных) в таблице илидиаграмме. У пишущего возникает замысел высказывания.  

Ваналитико-синтетической части пишущий составляет собственно высказывание, приэтом производит отбор нужных слов и словосочетаний, фраз, конструируетпредложения. При этом ему необходимо уделять внимание  ключевым словам ифразам, логическим ударениям, синтаксическим и семантическим связям междусловами. Нередко полезным является знание основ использования тема-рематическихотношений внутри сверхфразовых единств. Учащиеся выпускного класса достаточнокомпетентны, чтобы выделять тему (микротему) внутри абзаца, сверхфразовогоединства.

Врезультате верно выстроенного плана работы с каждым годом увеличиваетсяколичество выпускников, получающих максимальные баллы по выполнению заданий 39и 40:

Учебный год

Задание 39 (6 баллов)

Задание 40 (14 баллов)

Итого (20 баллов)

2019-2020

2

3

5

2020-2021

4

1

5

2021-2022

6

3

9

 

Введениев образовательную программу учебного предмета по индивидуальному проектированиюстало еще одной прекрасной возможностью стать не только научным руководителем,но и самым настоящим наставником для учащихся. Основной целью данного проектаявляется не только развитие УУД, но и привитие любви к исследовательскойдеятельности. Благодаря этому предмету в нашей школе появились уникальныесовместные исследования и проекты детей и их наставников в гуманитарных науках:

Ф.И.О.

Тема

Наставник

1.       

Андреева Камилла

Проблема «маленького человека» в рассказах Ф.М. Достоевского «Подросток» и П.А. Ойунского «Оҕо куйуурдуу турара»

Сергеева Т.В.

2.       

Герасимова Любовь, Павлова Элина

О чем говорит одежда человека?

Никифорова Е.Е.

3.       

Данилова Дарина, Дьячковская Екатерина

Волонтерское движение в России и Великобритании

Никифорова Е.Е.

4.       

Курилова Кристина

Функции сна в романах Ивана Александровича Гончарова и Герберта Джорджа Уэллса

Никифорова Е.Е.,

Игнатьев Б.А.

5.       

Игнатьева Кюннэй

Особенности перевода алгыс на английский язык

Никифорова Е.Е.,

Игнатьев Б.А.

6.       

Процюк Спартак

Территории  Якутии в начале XX века

Корякина Л.И.

7.       

Тарасова Дария

Влияние королевской семьи на внешнюю и внутреннюю политику Соединенного Королевства

Никифорова Е.Е., Игнатьев Б.А.

8.       

Федоров Тимур

Правовой статус подростков при их экономической деятельности

Корякина Л.И.

9.       

Щелчкова Владислава

Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников

Абрамова О.В.

 

Исследовательскиеработы по анализу текста являются мощным стимулом для формирования и развитиялингвистических знаний, умений:

-«Социально-психологическая проблематика в рассказе Кена Лю «Бумажный зверинец»(«The Paper Menagerie»)» (Гоголева Мария);

— «Персонификациякак способ выражения пацифизма в футуристическом рассказе Рэя Брэдбери «ThereWill Come Soft Rains»» (Колодезникова Екатерина);

«Психологическийпортрет главного героя романа «Портрет Дориана Грея» (Заболотник Ольга);

-«Эмоциональная характеристика главных героинь сказки Флоры Анни Стил “The BogeyBeast” и якутской народной сказки “Таал-Таал эмээхсин”» (Игнатьева Кюннэй);

-«Моральный выбор главных героев в книге Пирса Пола Рида «Живые: историяспасшихся в Андах («Alive: the story of the Andes survivors») и в повести АммаАччыгыйа «Алдьархай» («Беда») (Иванова Алина).

Учащиесягуманитарных классов со своими исследованиями принимают активное участие вразличных чтениях, научно-практических конкурсах. Так, в текущем учебном годуБочкарева Сардаана, ученица 11 Гуманитарного класса, стала победителемрегионального этапа конкурса «Высший пилотаж-Якутск» с исследованием«Достоевский жив!» (наставник Дьяконова Л.В., учитель русского языка илитературы) в направлении «Культурология», а учащиеся 10 гуманитарного классаПавлова Элина и Герасимова Любовь стали призерами в секции «Социология»,наставник Никифорова Е.Е. 

Немаловажной частью развития языковыхумений учащихся и совершенствования методических навыков учителя являетсяучастие в различных олимпиадах, когда необходимо работать с материаломповышенного уровня сложности, что соответствует уровням B2, C1 и C2 международных квалификаций. Отрадно, что в последние годы  заданиямуниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников приближены к содержаниюмеждународных экзаменов, что дает возможность интегрировать тренировку к ГИА сподготовкой к олимпиаде [5]. Несомненно, это способствует снятию лишнейнагрузки на ребенка, одновременно повышая результативность. Если в 2021-2022учебном году призеров муниципального этапа было 4, то в этом учебном году ихколичество стало 6:

— Ючюгяева Юлия, 7 класс (учительТимофеева Н.И.);

— Мунхалов Артем, 8 класс (учителяИгнатьев Б.А., Тимофеева Н.И.);

— Антонова Рафаэлла, 8 класс (учителяИгнатьев Б.А., Тимофеева Н.И.);

— Игнатьева Кюннэй, 10 Гуманитарныйкласс (учителя Никифорова Е.Е., Игнатьев Б.А.);

—  Эверстова Розалия, 11 Гуманитарныйкласс (учитель Никифорова Е.Е.);

— Индеев Денис, 11 Информационно-технологическийкласс (учитель Тимофеева Н.И.).

В среднем по школе доля правильновыполненных заданий составила 78,2%, что соответствует ожидаемым результатамГИА.

В нашей стране внешнюю оценку знаний учащихся школпроизводит также Центр национальных и международных исследований качестваобразования Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) [3]. Этиисследования дополняют изучение уровня профессиональных компетенций учителей.Согласно Приказу АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышенияквалификации имени С.Н. Донского – II» от 01/1-08/30 от 28 марта 2022 г. былутвержден состав региональных учебно-методических объединений педагогическихработников.  23 августа 2022 года состоялось тестирование с использованиемавтоматизированных систем, в котором приняло участие 10 учителей иностранныхязыков Республики Саха (Якутия), в том числе двое учителей МОБУ СОШ №1 г.Якутска Никифорова Е.Е. и Тимофеева Н.И. Согласно данным, размещенным на сайте,средний балл правильного решения КИМ составил 89%, что позволило рекомендоватьим войти в состав регионального методического актива «Учитель-методист» [2].

Таким образом, наставник – это тот, ктоне ограничивается рамками лишь одного предмета, это тот человек, которыйнаправляет ребенка в нужное русло, чтобы тот в полной мере раскрыл свой талант– ведь все дети одаренные!

Список использованнойлитературы

1.                  https://dpc.yaguo.ru/rubrika-2/itogi-munitsipalnogo-otborochnogo-etapa-chempionata-molodyie-professionalyi.html

2.                  https://edutest/obrnadzor.gov.ru

3.                  https://fioco.ru/ru/osoko

4.                  https://pro-ielts.ru/cambridge-english-language-assessment

5.                  https://yaguo.ru/node/10824

6.                  https://yaguo.ru/node/12534

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет