Галисултанова Э. И.
Учитель-логопед МБДОУ
ДС №27 г. Озерск,
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Ключевые слова:
Восприятие, гнозис, виды восприятия,ОНР, развитие речи.
Восприятие играет важную роль впсихическом развитии ребенка. На основе взаимосвязи и взаимозависимостиразличных ощущений предмета, находящихся в тесной связи друг с другом (цвет,форма, величина, вес), при которых предмет выступает в совокупности различныхчастей, совершается процесс восприятия, создаётся целостный образ предмета.Вследствие этого данная тема является актуальной и востребованной.
В психологии процесс восприятиярассматривается наряду с работой других психических процессов: мышления(осознание того, что перед нами находится), речи (словесное обозначениепредмета), памяти, внимания, воли (организация процесса восприятия) (Л. С.Выготский, Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. П.Блонский, А. В. Запарожец, Н. Н. Ланге, Л. Ф. Тихомирова и др.).
В нейропсихологии, функции, которыеразвиваются на основе ощущений, (в психологии – восприятие) обозначаются какгнозис (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина и др.).
Принято выделять виды гнозиса,соответствующие имеющимся у человека рецепторам— периферическим частяманализаторов (зрительный, слуховой, пространственный и т. д.). Поэтому понятиягнозис и восприятие, считаются целостным отражением предметов и явлений всовокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органычувств [2, с. 240].
В зависимости от участия анализатор впроцессе восприятия, выделяют зрительное, слуховое, тактильное ипространственное восприятие.
Зрительное восприятие рассматриваетсякак совокупность процессов построения зрительного образа мира на основесенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Оно играетогромную роль в психическом развитии ребенка, в формировании представлений опредметах и явлениях окружающего мира. Его параметрами являются цвет, форма.
Слуховое восприятие речи представляетсобой одну из высших психических функций человека. Это внутренняя психическаясторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование),включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. Так жеслуховым восприятием считается умение различать различные звуки окружающейдействительности. Параметрами слухового восприятия являются высота, сила.
Тактильное восприятие определяетсякак распознавание характеристик формы и структуры продукта путем непосредственногоконтакта с кожей. Параметрами тактильного восприятия являются величина, форма.
Восприятие пространства характеризуюткак образное отражение пространственных характеристик окружающего мира,восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимногорасположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный,двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. Параметрами пространственноговосприятия являются: пространственные формы и размеры тел, их положение в пространствепо отношению друг к другу, наличие у тел внутренней симметрии или асимметрии.
Все виды восприятия формируютсяпостепенно в онтогенезе. В старшем дошкольном возрасте зрительное восприятиестановится ведущим при ознакомлении с окружающим. Дети осваивают сенсорныеэталоны (представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.), у нихвозрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанностьвосприятия. С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятиеинтеллектуализируется (Л.С. Выготский) [1, с. 167].
В ходе нашего исследования мыэкспериментально выявили особенности зрительного, пространственного и слуховогогнозиса (восприятия) детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитиемречи III уровня (6-ой год жизни). Диагностика строилась на основенейропсихологических и психолого-педагогических методик (А. В. Семенович, Е. А.Стребелева, Г. Хед, Л. Ф. Тихомирова).
Приизучении зрительного гнозиса было выявлено, что нарушение предметного гнозисаотмечается у 30% испытуемых, также у них недостаточно сформированы зрительныеобразы.
Приизучении целостного схватывания изображения только 30% детей без ошибок изатруднений справились с данной пробой. У остальных детей отмечаетсянедостаточная сформированность зрительного восприятия реалистических иналоженных изображений вследствие нарушения предметного гнозиса и недостаточносформированных зрительных образов; нарушение целостного восприятия изображенийпо причине проявления дефицита симультанных синтезов, затруднений целостноговосприятия изображения.
При анализе результатов диагностикипространственного восприятия были выявлены его особенности у всех испытуемых.
При копировании 90% детей неправильнорисовали пространственное расположение частей предмета, что указывает нанедостаточную сформированность пространственного восприятия предметов,пропорций изображения. 30% детей затруднялись в копировании последовательностидвижений экспериментатора при изображении частей тела человека (проба споворотом на 180°).
Все испытуемые владеют простойориентировкой в пространстве, могут копировать разные позы (пробы Хеда).Трудности у детей (90%) появляются при оречевлении направлений движения ипроявляются в недостаточной сформированности понятий «право-лево».
При обследовании слухового восприятиятолько 10% детей удалось верно определить количество услышанных серийныхритмических структур во всех заданиях. У остальных детей выявлены нарушенияоценки количества ударов (недооценки, переоценки). Причиной неправильной оценкиколичества ударов является недостаточная сформированность слухового восприятия.При воспроизведении услышанных серийных ритмических структур у 80% детей небыло затруднений в выполнении заданий. 20% испытуемых имели трудности и ошибки,которые характеризовались персеверацией, ухудшением воспроизведения ритмов приувеличении проб, темпа, количества предъявлений ударов. Ошибки и затруднениябыли вследствие нарушений слухового восприятия при нормальном физическом слухе.В определении места звучания предмета (наверху, внизу и т.д.) все детисправились без ошибок.
Таким образом, у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня были выявленонедостаточное развитие пространственного восприятия, а также несформированностьзрительного и слухового восприятия.
Развитию всех видов восприятия,имеющих большое значение для процесса становления и развития речи, будетспособствовать целенаправленная логопедическая работа в ходе специальноорганизованного обучения детей с ОНР.
Список литературы:
1.Выготский, Л. С. Психология развития человека. М.: Эсмо, 2004. 1136 с.
2. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентоввузов. М.: Астрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
3. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностикидетей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Когито-центр, 1998. 128 с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическаядиагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
5. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностейдетей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1996. 192 с.
© Фазлитдинова Э.И., 2017