X-PDF

Статья Поликультурное воспитание на уроках математики в среднем звене

Поделиться статьей

О.С.Хохлова

Поликультурное воспитание на урокахматематики в среднем звене

 

Республику Мордовия, как и всюРоссию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый изэтносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственнымиценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями,историей, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляетполикультурное общество, в котором мы живём и в котором предстоит житьподрастающему поколению. Система образования должна принимать активное участиев подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе.

Знанияоб обычаях и культурных ценностях других народов, естественно, должныусваиваться после полноценного овладения этническими особенностями своейкультуры. Ведь понять и принять других может лишь тот человек, который уважаети понимает этническую самобытность собственного народа. С этой точки зренияполикультурное воспитание учеников должно проходить три стадии:

1)национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своемународу, гордости за его культурно-исторические достижения;

2)ознакомление школьников с культурой и традициями народов ближайшегонационального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстниками взрослым представителям соседних национальностей на основе приобщения кобычаям и традициям их народов;

3)сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формированиеэмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Дляреализации этих трех направлений важно использовать организованные формыобучения школьников, позволяющие обеспечить полноценное усвоение ими сообщаемыхзнаний в определенной системе и с учетом доступности предлагаемой информации.Закрепление и уточнение представлений учеников о культурных ценностяхполиэтнической среды должно происходить как на уроках, так и во внеурочнойдеятельности.

Сущeствующиe разныe стилижизни одинаково значимы и имeют право на существование. Изучениекаждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Очевидно,что в условиях полиэтнического российского общества поликультурное образованиестановится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включаетв себя культурологические, этноисторичeскиe знания, пониманиеважности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образованияидеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организоватьпедагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени ипространстве. Эти положения относятся практически ко всем школьным предметам.Не является исключением и математика.

Обучаяматематике, преподаватель должен помочь учащимся осознать, что в мире существуетмножество ценностей, некоторые из которых отличаются от их собственных. Любыеценности коренятся в традициях того или иного народа, являясь закономернымплодом его опыта и исторического развития.

Учителя-математики,как и учителядругих предметов, должны максимально использовать возможности для воспитания ушкольников патриотических и интернациональных чувств, а также формирования уних поликультурного мировоззрения. Причем такая установка должна входить в систему глубокогои многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания кэлементам, важным и для поликультурного воспитания.

Элeментыполикультурного образования на уроках матeматики можно рассмотрeтьиспользуя примeры,задачи, чeрeззанимательный материал: кроссворды, ребусы, шарады и многое другое.

Задача1. Используямикрокалькулятор, найдите значение многочлена, округлите и ответы расположите впорядке убывания. Вы узнаете имя известного выдающегося скульптора РеспубликиМордовия.

  3,5х³-2,1х²+1,9х-16,7 при:  а) х=- 2,4; б) х=3,7                                                                          

  0,82х³-3,4х²+7,4х при: а) х= -0,53; б) х=0,62;в) х=1,7                       

3,5

7

5,1

139

 20

Я

Ь

З

Э

 Р

Справка: СтепанДмитриевич Нефёдов (Эрьзя — псевдоним, идущий от самоназвания одной изнародностей, живущих в Мордовии) родился в селе Баеве Алатырского уездаСимбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). В юностизанимался иконописью, образование получил в 1902–1907 в Московском училищеживописи, ваяния и зодчества (мастерская С. М. Волнухина). В 1907–1914 жил иработал в Италии, Франции, принимал участие в 10 крупнейших международныхвыставках в Милане, Риме, Венеции и Париже. Его именем названмузей изобразительных искусств.

Задача 2. Выполните действия, используя свойства вычитания.Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете, какая республика находитсяв составе РФ, которая граничит на западе и севере с Киевской областью, навостоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Данная республикаобразована 4 ноября 1920года. Что это за республика?. 

(357+289)-157                        У

(863+471)-371                        М                     

643-(243+398)                        Т                

876-(398-476)                         И               

(2 593+1 389)-1 593               Д               

(4 597+3 899)-3 899               У               

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

3 697-(2 697+899)                  Р

 

         Задача 3. Выразите в граммах  и ответы расположите в порядке убывания. Вы узнаетестолицу Республики Татарстан.

5 кг 750г              З                

2 кг60г                 Н               

3 т 180кг              К               

4 ц 3 кг                А               

5 кг 200г              А               

1 кг 5 г                 Ь

Справка: Казань (тат. Казан) — городв России, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волгипри впадении в неё реки Казанки. Крупнейший по численности населения город вПриволжском федеральном округе и на реке Волге. Один из крупнейшихэкономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивныхцентров России.

Таким образом, использование элементов поликультуризма науроках математики позволяет делать уроки более интересными, познавательными испособствует расширению кругозора учащихся. Также формирует у них позитивныйинтерес к обычаям, традициям разных национальностей; помогает преодолеватьустановки этноцентризма и воспитывает в духе доброжелательности, открытости впроцессе повседневного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.               АксеноваА. Ю. Роль этнокультурных традиций в нраственном воспитании современныхшкольников. Спб., 2004.

2.               АракелянО.В. Поликультурная школа – новая модель с системе образования ( журнал«Воспитание школьников», №, 2010, с.11-17. 5.

3.               ГруденовЯ.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. Для учителя. –М.:Просвещение, 1990. – 224с.

4.                Давыдов,Ю.С. Поликультурное образование / Ю. С. Давыдов, Л.Л.Супрунова // Студенчество.Диалоги о воспитании. 2005. — №41.C.5.

5.               ЕникееваА. Формирование этнокультурной компетенции учащихся ( журнал «Воспитаниешкольников», №8, 2007, с.26-31)

6.               http://www.edu.ruРоссийское образование. Федеральный образовательный портал: нормативныедокументы.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет