X-PDF

Статья ПРЕПОДАВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬМЕДИА

Поделиться статьей

Бабенко Татьяна Александровна

Преподаватель ГБОУ ВО

«МИРЭА»-

Российский технологический университет

 

ПРЕПОДАВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВМУЛЬМЕДИА

 

1 Состояние проблемы использования средств мультимедиа в колледжах

 

Современные информационные технологии требуют от учебных заведенийвнедрения новых подходов к образованию, обеспечивающих развитие у обучающихсяпрофессиональных знаний, соответствующих потребностям общества на современномэтапе. Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс — этоновый этап оформления и подачи учебных материалов. В учебных заведениях всеактивнее используются мультимедийные технологии — это и разработка целостнойконцепции построения образовательного процесса, и обучающие программы, иоформление отдельных тем изучаемого курса. Идея эффективности мультимедийныхтехнологий заключается, прежде всего, в использовании различных способов подачиучебного материала: видео- и звуковое сопровождение текстов, анимации и графикапозволяют сделать учебный материал информационно насыщенным, привлекательнымдля восприятия. Мультимедийные технологии являются мощным дидактическимсредством, благодаря способности одновременного воздействия на различные каналывосприятия учебной информации. Богатейшие возможности для этого представляютсовременные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычныхтехнических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить учебный материалбольшим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованныхзнаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов.Использование мультимедийных технологий в учебных заведениях помогает решитьследующие дидактические задачи: организовать усвоение базовых знаний поизучаемой дисциплине в активной форме; систематизировать усвоенные знания;сформировать навыки оформления и презентации учебного материала; активизироватьсамостоятельную работу обучающихся. Мультимедийные технологии, таким образом,наиболее оптимально и эффективно соответствует решению триединствадидактических целей образования: обучению (восприятие студентами учебногоматериала, осмысление ими связей и отношений в объектах изучения); развитию(поиск, анализ, синтез, творческое оформление научной информации активизация целевойинициативы студентов); воспитанию (профессиональное мировоззрение, умение четкоорганизовать самостоятельную и групповую работу). При использованиимультимедийных учебных материалов развиваются способности восприниматьинформацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную форму,оценивать качество образного ряда и осуществлять избирательность в поиске иоформлении информации. Гибкость и интеграция различных типов мультимедийнойучебной информации обеспечивает творческое усвоение принципов и закономерностейизучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность,самостоятельную работу по усвоению знаний и применению их на практике.Мультимедийное оформление студентами разделов и отдельных тем изучаемойдисциплины приводит к значительным результатам, так как, знания, усвоенныетаким образом, являются достоянием студентов; усвоенные активно, они глубжезапоминаются и легко актуализируются, более гибки и обладают свойством переносав другие ситуации; решение подобных задач выступает своеобразным тренажером вразвитии интеллекта; подобного рода работа повышает интерес к содержаниюучебного материала и усиливает профессиональную подготовку. Важным условиемреализации и внедрения мультимедийных технологий в образовательный процессявляется наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийнымпроектором, компьютером для преподавателя, экраном или мультимедийной доской, атак же наличие доступной среды, в которой протекает учебный процесс(компьютерных классов, электронных библиотек, медиатеки, доступа в Интернет идр.). В настоящее время также очень остро встает вопрос о комплектации колледжейготовыми мультимедийными учебными материалами. Различные фирмы разрабатываютмультимедийные материалы, имеющие достаточно обширную тематику — от школьныхобучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ,однако они, конечно, не могут в полной мере учесть специфику обучения вконкретном учебном заведении, и поэтому не всегда пригодны к применению.Разработка собственных мультимедийных ресурсов, учитывающих спецификуконкретного колледжа, предполагает наличие специальных подразделений, в которыхесть высококвалифицированные специалисты в области мультимедийных технологий,умеющие разрабатывать электронные курсы. Использование мультимедийныхтехнологий в образовательном процессе колледжа позволяет перейти от методов иформ пассивного обучения к активным способам организации учебной деятельности.Мультимедийные технологии как методы активного социально-психологического обученияспособствуют решению таких задач обучения, развития и воспитания, как:овладение профессиональными знаниями; формирование личностных и специальныхумений и навыков; выработка установок, необходимых для разнообразной успешнойдеятельности; развитие способности адекватного и полного познания себя и другихлюдей; активизация системы отношений. При подборе и использованиимультимедийных технологий преподаватель учитывает своеобразие и особенностиконкретной учебной дисциплины, предусматривает специфику изучаемой науки, еепонятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей.Мультимедийные технологии органически вписываются в учебный процесс. Включаясьс учебный процесс с использованием мультимедийных технологий, обучающийсястановится субъектом взаимодействия и сотрудничества с преподавателем, чтоположительно сказывается на повышении его самооценки как субъектаобразовательной деятельности. В заключении стоит отметить, что применениемультимедийных технологий, конечно, не является самоцелью, поскольку дляпреподавателя высшей школы любая технология имеет практический смысл лишь в тоймере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленное решение конкретныхдидактических задач.[ 1, с.39-42]

 

2 Методические указания по проведению занятий по междисциплинарнымкурсам

 

На каждом из занятий необходимо реализовать основную цель изучения темыурока. Изложение теоретического материала должно быть доступным, вниманиедолжно концентрироваться на главном, существенном. Темп изучения материаладолжен соответствовать темпу восприятия материала студентами группы. Постоянныйконтроль понимания нового материала студентами. Необходима рефлексиядеятельности на занятии — самооценка результатов контрольно-коррекционнойдеятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности имеханизма контрольно-коррекционной деятельности [8].

В ходе выдачи домашнего задания обращать внимание на объем, обязательнопрокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты. Таккак особую роль играет подготовка студентов к выполнению домашних заданий ипроверка результатов работы с соблюдением требований: ясность заданий (должнобыть понятно каждому ученику); оно должно учитывать межпредметные связи;задание должно предопределять его проверку; оно должно ориентировать ученика насамостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний иумений; задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.

Структура занятия по дисциплине «Основы конструирования и технологиипроизводства РЭА»

Тема занятия : «Основытехнологии печатного монтажа».

Цель: формирование представления об основах технологии печатногомонтажа.

Задачи:

Образовательные:

ознакомитьсяс основными материалами, которые используются при производстве РЭА;

 — ознакомиться с основными методами изготовления печатных плат;

-использоватьприобретенные знания для подбора материалов для изготовления печатных плат;

— использовать приобретенные знания длясоставления технологических процессов изготовления печатных плат разнымиметодами..

Развивающие:

—    развиватьумение анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

—       интереск учению, стремление к расширению кругозора.

Воспитательные:

—    воспитаниекультуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательнойдеятельности.

Дидактические методы, которые используются назанятии: словестные, наглядные, практические.

Межпредметные связи: «Технология производстваРЭА», «Проектирование РЭА», «Инженерная и компьютерная графика».

Внутрипредметнаяинтеграция: «Проектирование печатных плат и печатных узлов», «Основы технологиисборки и электрического монтажа», «Технология сборки и монтажа печатных узлов».

Тип занятия: лекция-заочная экскурсия.

Наглядность и ТСО: мультимедийный комплекс,мультимедийная презентация, обучающий фильм.

Раздаточный материал: характеристикаматериалов, которые используются при изготовлении печатных плат

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Проверка присутствующих (1 минута)

1.2 Постановка целей и задач занятия (1 минута)

1.3 Установление межпредметных связей(1 минута)

1.4 Актуализация опорных знаний студентов(5 минут)

2 Изложение лекционного материала

2.1 Материалы печатных плат(16 минут)

2.2 Классификация методов изготовленияпечатных плат (10 минут)

2.3 Сущность субтрактивных методовизготовления печатных плат(10 минут)

2.4 Сущность аддитивных методов изготовленияпечатных плат(10 минут)

2.5 Сущность полуаддитивных методовизготовления печатных плат(10 минут)

3 Итоги занятия

3.1 Ответы на вопросы студентов(5 минут)

3.2 Закрепление материала (10 минут)

4 Домашнее задание(1 минута):

4.1 Обработать материал лекции

4.2Выполнить самостоятельную работу №12 «Технология изготовления печатныхплат комбинированным способом»

4.3Подготовиться к практической работе по теме«Розработка техпроцессаизготовления печатных плат».

Методические рекомендации.

При изучении основ технологии печатного монтажа  нет необходимости вподробном чтении учебника.

На лекции студенты ознакамливаются с:

— материалами для изготовления печатных плат;

— классификацией методов изготовления печатных плат;

— сущностью методов изготовления печатных плат.

Лекция проходит в форме виртуальной экскурсиина завод по изготовлению печатних плат «Технотех», что находится в Йошкар-Оле,а также сопровождается слайдами озвученными презентации (рисунок 1), после каждоговопроса лекции студентам предлагается выполнить практическое задание (подобратьматериал для изготовления печатних плат, используя раздаточный материал), всю лекцию студентов сопровождает проблемный

 

Рисунок 1

 

вопрос: «Какой метод и почему наиболее применяем припроизводстве современных печатних плат», на который в конце лекции каждыйстудент должен дать аргументированный ответ, в конце лекции студентам показываетсянаучно –позновательный фильм о производстве печатных плат для современныхтелевизоров . Чтобы не тратить время на зарисовку рисунков, студентампредлагается просто вклеить их в конспект.

 

Структура занятия по дисциплине «Радиоприемные устройства»

Тема: «Преобразователи частоты»

Цель занятия: — ознакомить студентов с принципом преобразованиячастоты;

— ознакомить студентов с основными показателями качествапреобразователей частоты

— разъяснить схемы и принцип работы преобразователей частоты;

— использовать приобретенные знания для построения принципиальных схемтракта промежуточной частоты.

Дидактические методы, которые используются на занятии: словесный,наглядный, практический.

Межпредметные связи: «Сигналы и процессы в радиотехнике»,«Проектирование радиоприемных устройств», «Основы ремонта и регулировки РЭА»,«Основы телевидения».

Внутрипредметная интеграция: «Особенности построения супергетеродинныхприемников», «Селективные усилители».

Тип занятия: информационная лекция.

Наглядность и ТСО: мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, схемы

Структура занятия

1Организационный момент

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

     1.1 Проверка присутствующих (1 минута)

     1.2 Постановка целей и задач занятия (1 минута)

     1.3 Установление межпредметныхсвязей (1 минута)

     1.4 Актуализация опорных знаний студентов(5 минут)

2 Изложение лекционногоматериала

2.1 Общие сведения.Классификация преобразователей частоты (10 минут)

2.2 Структурная схемапреобразователя частоты, принцип преобразования (16 минут)

2.3 Основные показателикачества преобразователей частоты (10минут)

2.4 Диодныепреобразователи частоты (20минут)

3Итоги занятия

      3.1 Ответы на вопросы студентов(5 минут)

      3.2 Закрепление материала (10 минут)

      4 Домашнее задание(1 минута):

      4.1 Обработать материал лекции

      4.2 Выполнить самостоятельную работу №6 «Транзисторные преобразователичастоты»

      4.3 Выполнить самостоятельную работу №7 «Преимущества и недостатки разныхсхем преобразователей частоты»

4.4 Подготовиться к лабораторнойработе по теме: «Исследование схем преобразователей частоты»

Методические рекомендации.

На лекции студенты ознакамливаются с:

— принципом преобразования частоты;

— схемами преобразователей частоты;

— принципом работы схем преобразователей частоты.

Лекция сопровождается слайдами презентации, принцип работы разных схемпреобразователей показывается с помощью программы Electronics Workbench, закрепление материалаосуществляется посредством построения схем тракта промежуточной частоты впрограмме ElectronicsWorkbench и проверкиих работы.

 

Структура занятия по дисциплине «Основы электротехники и электроники»

Тема: «Усилители и генераторы электрических колебаний»

Цель занятия: — ознакомить студентов со схемами включения и параметрамитранзисторов.

— разъяснить устройство и принцип работы транзисторов;

— использовать приобретенные знания для выбора усилительных элементов.

Дидактические методы, которые используются на занятии: словесный,наглядный, практический.

Межпредметные связи: «Физика», «Компьютерная схемотехника».

Внутрипредметная интеграция: «Разновидности микросхем», «Диоды».

Тип занятия: информационная лекция.

Наглядность и ТСО: мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация.

Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, электронныеприборы

Структура занятия

1Организационный момент

      1.1 Проверка присутствующих (1 минута)

      1.2 Постановка целей и задач занятия (1минута)

      1.3 Установление межпредметных связей(1 минута)

      1.4 Актуализация опорных знанийстудентов(5 минут)

     2 Изложение лекционного материала

2.1 Основные понятия

2.2 Устройство биполярного транзистора

2.3 Режимы работитранзисторов

2.4 Схемы включения транзисторов

2.5 Параметры транзисторов

2.6 Характеристикитранзисторов

      3Итоги занятия

      3.1Ответы на вопросы студентов(5 минут)

      3.2 Закрепление материала (10 минут)

      4 Домашнее задание(1 минута):

      4.1 Обработать материал лекции

     4.2 Выполнить самостоятельную работу № 9 Тема: ”Система h-параметровтранзисторов”

    4.3 Выполнить самостоятельнуюработу № 9 Тема: “Полевые транзисторы та фототранзисторы”

Методические рекомендации.

На лекции студенты ознакамливаются с:

— устройством транзисторов;

— принципом работы транзисторов;

— режимами работы транзисторов.

Лекция сопровождается слайдами презентации (рисунок2), показываются научно-познавательные фильмы об устройстве и принципе работытранзисторов

Рисунок 2

 

Выводы к главе 2

 

1. Было отобрано и проанализировано содержаниекурсов специальных дисциплин

2. Были созданы учебные материалы дляпроведения занятий по техническим дисциплинам с помощью мультимедийной иинтерактивной техники, примеры которых представленные в отдельном параграфе, ив электронном виде.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бастракова Н.Н.Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе высшейшколы/ Научное издание // Н.Н. Бастракова// Новые информационные технологии вобразовании Материалы международной научно-практической конференции 13-16 марта2012 года, Екатеринбург ,540 с.

2 Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,1995.-380с.

3 Григорьев С.Г.,Гриншкун В.В. Информатизация образования — новая учебная дисциплина. // В сб.Материалы ХVI Международной конференции Применение новых технологий вобразовании. Троицк: МОО ФНТО Байтик, — 2005. С. -210с.

4 Кудряшова Т.Г.Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути ихразрешения. // Вестник МГПУ. Серия Информатика и информатизация образования./ М.: МГПУ, — 2004. № 1(2). -205с.

5 Монахов В.М.Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обу-чения //Проектирование новых информационных технологий обучения. М.,1991-127с.

6 Новокщенова М. А. Роль мультимедиа при изученииспецдисциплин в колледже [Текст] / М. А. Новокщенова // Актуальные вопросысовременной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2014. —175с.

7 Педагогика ипсихология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002. — 544 с.

8 Пахомова Н. Ю.Метод проектов в преподавании информатики//Информатика и образование. 1996. №1,2.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет