X-PDF

Статья Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии

Поделиться статьей

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

ГородаДжанкоя Республики Крым

«Школа-гимназия«№6»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемыформирования познавательных УУД

на урокахбиологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работувыполнила:

учительбиологии МОУ «Школа-гимназия№6» г. Джанкоя

МарченкоЕлена  Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джанкой, 2022 г

 

 

Оглавление

1. Аннотация…………………………………………………………………………….3

2. Введение

    2.1.Актуальность……………………………………………………………………..4

    2.2. Новизнаметодической разработки…………………………………………….4

    2.3.Цель методическойразработки…………………………………………………4

    2.4.Условия применения……………………………………………………………..4

    2.5Трудоемкость,ограничения, риски………………………………………………4

3. Основная часть………………………………………………………………………..5

4. Заключение……………………………………………………………………………11

5. Списоклитературы…………………………………………………………………..12

                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Аннотация

 

            Методическая разработка«Приёмы формирования познавательных УУД на уроках биологии» посвящена проблеме развития уучащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути ихреализации, контролировать и оценивать свои знания .

В работе раскрываются вопросы формированияобщеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановкеи решению учебных проблем. Рассматриваютсяконкретные приемы для уроков биологии по УМК Н.И.Сонина. Каждый приемподкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя этизадания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать с информацией. Крометого, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.

Данная разработка может быть использована в практическойдеятельности учителей биологии в основной общеобразовательной школе. Приёмы могутбыть интересны и для других учителей-предметников, для учащихся,заинтересованных в подготовке к ГИА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний,умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образованиястановится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать«архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой целистановится возможным благодаря формированию системы универсальных учебныхдействий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означаютсаморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоениянового социального опыта.Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом,познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловленапротиворечием между потребностью современного общества в личности с активнойпознавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всейжизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которыепозволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочьраскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно всерассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыкипрактических действий.

Остановлюсь на формировании познавательныхуниверсальных учебных действий  на уроках биологии, т.к. они позволяют учащимися выполнять такие мыслительные  операции как анализ, синтез, сравнение,классификация, обобщение, проведение аналогий, установлениепричинно–следственных связей.Данныеприемы способствуют формированию разного рода умений. Считаю, что ученик,владеющий данными умениями будет конкурентоспособным членом современногообщества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным,коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всемуновому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту,учебной деятельности.

Учитель должен так организовать деятельность ученика,так чтобы он показал:

·                   способностьк самоорганизации в решении учебной задачи;

·                   прогрессв личностном развитии;

Новизна методическойразработки в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могутбыть переложены на любой предмет. Описанные приемы формируют умения работы синформацией в учебной и практической деятельности, снимая тем самым противоречиемежду накоплением знаний и их применением. 

Цель методическойразработки

Использованиеучащимися нетрадиционного поиска информации на уроках биологии для формированияпознавательных УУД.

Условия применения

Особых условий применения не требуется. Необходимавозможность  использования цифровых образовательных ресурсов, наличие различныхвидов информации для учащихся и временных затрат учителя.

Трудоемкость,ограничения, риски

Внедрение данной методической разработки не являетсятрудоёмким и практически не имеет ограничений в употреблении. Риски связаны симеющимися противоречиями в системе образования:

·                    готовностьюк обучению биологии и несформированностью абстрактного мышления; 

·                    высокимуровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени; 

·                    несбалансированностисовременной программы и учебников;

·                    отсутствиямотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся виндивидуальном темпе; 

·                    насыщенностьюфактического и понятийного материала и недостаточностью времени на егоосмысление. 

 

Основнаячасть

 

В 2021 года приняты        новые образовательные стандартыдля основной школы. Основу работы на уроке составляет деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обученияи воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий,которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебныхдействий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системеобразования обеспечивается через формирование совокупности универсальныхучебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не толькоосвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельныхдисциплин.

В основу выделения состава и функций УУД для основногообщего образования были положены возрастные психологические особенностиучащихся и специфика возрастной нормы УУД, факторы и условия их развития.Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов:Г.В. Бурменской, И.А., О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым подруководством А.Г. Асмолова. Выделяют четыре  вида УУД: личностные,регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 Познавательные УУД– это система способов познанияокружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования исовокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованиюполученной информации.

 

Таблица1. Познавательные  УУД .

 

Познавательные  УУД

Формируемое  умение

Общеучебные

— формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение информации;

— знаково-символические

— моделирование

Логические

 

— анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

— синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

— выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

 

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Рассмотримнекоторые приемы формирования познавательных УУД  в разделе «Жизнедеятельностьорганизмов» в 6 классе. (УМК Сонина Н.И.).

Для формирования  общеучебных универсальныхдействий рекомендую использовать приемы поиска информации. Поискинформации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстронаходить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своихуроках большое внимание уделяю работе с учебником  и использую следующиеприемы:

-найди место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление;

-разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их;

-придумай название к тексту по изучаемой теме;

-составь суждение по тексту параграфа;

-выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;

-расскажи по опорным словам (разверни информацию);

-заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы.

-найтиформулировку понятия.

Для более эффективной работы с текстом  учебника илидругих источников предлагаю использовать прием  свертывания информациив таблицу или схему, которыйпозволяет вести поиск и выделение необходимой информации,умение структурировать знания, определять основную  и второстепенную информациюи выполнять знаково-символическое моделирование.

 

Пример1. При изучениинового материала по теме «Выделение»возможно организовать работу в группах с последующим обсуждением  результатов.Задача группы: изучить теоретический материал по учебнику, относящейся копределенному для них животному и заполнить свой столбец таблицы.

                                        

      Таблица 2. Эволюция выделительной системыживотных

 

Группы животных

(представители)

Простейшие

Плоские черви

Кольчатые черви

Насекомые

Позвоночные

Чем представлены органы выделения

 

 

 

 

 

Схематический рисунок

 

 

 

 

 

После работы в группе  учащиеся представляют результатысвоей  работы в виде устного сообщения, заполняют таблицу на доске и делаютобщий вывод об изменении выделительной системы в процессе эволюции.

Пример2. При изучении темы «Выделение» предлагаю фронтальную работу позаполнению схемы:

 

 

                                      ФИЛЬТРАЦИЯ                  

Овал:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овал:                                                                         

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

                                                                                   Мочеточники   

                                   

                                                                                   …………….. 

 

                                                                        ………………

 

                                                                    Внешняя среда.

 

До начала работы обязательно объясняю новый материал сиспользованием моделей клетки и почки. А чтобы понять, что происходит с кровьюв почках, предлагаю  опыт: для демонстрации процесса «загрязнения» крови вклетке можно использовать красную тушь  (имитирующую кровь), в которуюдобавляются чаинки (вредные вещества). Затем демонстрирую процесс фильтрации«загрязненной» крови в почках с помощью фильтровальной бумаги. Таким образом, дети видят, что в почках кровь очищается, а вредные вещества   удаляются изорганизма.

 

Учащиеся самостоятельно заполняют схему в тетрадях исравнивают с эталоном, представленным на слайде.

 

 

 

                                      ФИЛЬТРАЦИЯ                  «Чистая»кровь

 


Овал:Вредные вещества (Моча)

Пит. вещества          

Овал:Кислород                   Вред.вещества                                 Мочеточники

                                   

Кровь

 

Кровь

 

                                                                                               Мочевойпузырь

 

Мочеиспускательный канал

 

                                                                                     Внешняя среда

 

Работа с таблицами, схемами, отражающими как строение,так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихсяактивизации внимания, памяти, мышления. Анализ информации, представленной виде схемы или таблицы, позволяет понять материал   и легко подготовить монологическийответ на следующем уроке. Таким образом,  отрабатывается умение развертыватьинформацию.

Данный пример  позволяет формировать так же и логическиеучебные действия.

Приемна восстановление   информационных пропусков в тексте: в разных местах текстаудаляю несколько предложений или слов и предлагаю учащимся  заполнить пропуски,выбрав из предложенного набора.

Пример3. При изучении темы «Транспорт веществ в организме» предлагаю учащимсявыполнить  индивидуальную работу по карточкам.

Заполнить пропуски в тексте: «Растения по способу питания -………. . Они сами образуют ……….. в процессе ………… в листьях на ……… . Органическиевещества передвигаются ко всем органам растения по  ……… луба (флоэмы) коры.Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……… , затем передвигается по ………..древесины (ксилемы ) под действием  …….. и ………»,используя  предложенные слова: сосуды, ситовидные трубки, корневой волосок,испарение, корневое давление, свет,  органическое вещество, автотрофы, фотосинтез(в наборе могут  присутствуют и лишние слова).

Данный прием способствует формированию общеучебногоумения видеть целостное представление по определенному вопросу.

Прием:«Найди ошибку в тексте (рисунке)»

Пример4. В теме «Половое размножение животных» предлагаю учащимся в качестве домашнего задания вопрос : «Говорят, что у павлина очень красивый хвост (см.рис. на стр. 137 учебника). Найди биологическую ошибку», на который они должныдать ответ, используя различные источники информации.

     Данный прием позволяет добывать новые знания из различных источников, развиваяпри этом не только общеучебные действия, но и действия постановки и решенияпроблемы.

Пример5. При обобщении темы  «Питание и пищеварение» даю задание- найти биологические ошибки в тексте: «Фотосинтез — почвенное питаниерастений. Это процесс образования в хромопластах органических веществ из воды икислорода на свету. При фотосинтезе выделяется углекислый газ».

Текст задания готовится заранее самим учителем  или поручается учащимся в качестве творческого задания на дом. Очень важно сформировать умение отыскания ошибок, т.к. оно позволяет из общего выделять частное.

Прием   моделирования – это наглядно –практический прием, включающий создание моделей и их использование.

Пример 6. При изучении темы «Половоеразмножение растений» предлагаю учащимся проблемное задание на дом:  используялюбой удобный материал, изготовить модель цветка, на котором отразить движениеспермиев к женским клеткам.

Мои рекомендации: Модель цветка сделать на картоне. Взавязи пестика нарисовать неподвижные женские клетки: яйцеклетку и центральнуюклетку. В качестве пыльцевой трубки использовать нитку, к которой приклеить 2спермия, сделанные из бумаги. Нитку завязать на обратной стороне. Двигая занитку, показать движение спермиев к женским клеткам. 

Данный прием развивает мышление, воображение,конструктивные умения,    творческую инициативу, эстетический вкус,способствует развитию общеучебных действий и действий по решению проблем.

Формированию логических универсальных учебных действийспособствуют следующие приемы. 

Прием сравнения —это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия(противопоставлять).          

 

Пример7. Очень часто дети объединяют и путают процессы выделения и пищеварения,а это два абсолютно разных процесса. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу (вторуюколонку заполнить при изучении темы«Питание и пищеварение» на одном уроке, а третью —  приизучении темы «Выделение» на другомуроке). Затем провести сравнительный анализ процессов,используя результаты таблицы.

 

Вопросы для сравнения

Пищеварение

Выделение

Значение для организма

 

 

С какой системой связано

 

 

Что удаляется во внешнюю среду

 

 

«Отходы» удаляются во внешнюю среду через…..

 

 

Этотприём формирует  умение устанавливать черты различия.

 

Прием «Синквейн».

Общеизвестный прием, полезныйв качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающийумение находить в информационном материале наиболее существенные элементы,делать выводы и кратко их формулировать.

Структура синквейна:

1 строка – 1 существительное, 

2 строка – 2 прилагательных, 

3 строка – 3 глагола, 

4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношениек теме (понятию, объекту)

5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяетсуть темы).

 

Пример 8. Структурной единицей всех живыхорганизмов является клетка и все процессы жизнедеятельности  происходят науровне клетки, поэтому целесообразно детям предложить выполнить следующеезадание: составить синквейн  по теме «Клетка».

Результатвыполненного задания:

1.Клетка.

2.Структурная, функциональная.

3.Дышит, питается, воспроизводит.

4.Основной элемент живой материи.

5.Жизнь.

 

Приёмнезаконченного предложения.

Этот прием способствует формированию умения устанавливатьпричинно-следственные связи.

 

Пример9. При изучении темы «Размножение животных» учащимся  предлагаю задание: изучивсодержание таблиц,   закончить предложения:

«Если срок беременности короткий, то……………….»

«Чем крупнее животное, тем……………………………»

«Когда рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши, то……………»

«Чем чаще размножаются животные, тем………………………………»

 

Таблица 3. Длительность  беременности у разных животных

Название животного

Длина тела

Длительность беременности

Условия деторождения

Характеристика детенышей

Серый хомячок

10 см

11-13 дней

 

 

Надежно устроенные норы

 

 

Голые, слепые, беспомощные

Рыжая полевка

13 см

18 дней

Серая полевка

13 см

20 дней

Крыса-пасюк

35 см

22 дня

Хомячок

59 см

30 дней

 Сурок байбак

90 см

40 дней

Лисица

 

52 дня

Горный баран

 

150 дней

 

Не устраивают гнезд и нор

Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерями

Олень, лось

 

240-250 дней

Зебра

 

340-365 дней

Слон

 

500 дней

 

 

Таблица4. Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни

Название животного

Продолжительность жизни

Частота повторения рождений

Слон

70-80 лет

1 раз в 4 года

Зубр

до 50 лет

1 раз в 2-3 года

Кит синий

35-40 лет

1 раз в 2-3 года

Медведь бурый

30-35 лет

1 раз в 2-3 года

Волк

около 15 лет

1 раз в год

Лисица

10-12 лет

1 раз в год

Зайцы

5-7 лет

до 3 пометов в год

Обыкновенная полевка

14-18 месяцев

6-8 пометов в год

         Пример 10. По любой теме в разделе«Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текстучебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Например, по теме «Дыхание» результатом работы учащихся поданному алгоритму могут быть следующие высказывания:

«Органом дыхания  у китов и дельфинов являются легкие, следовательно,  время от времени онидолжны подниматься к поверхности воды».

«Киты и дельфины быстро поднимаются к поверхности, так как у них хвостовой плавникрасположен в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у рыб».

Кроме установления причинно-следственных связей, данныеупражнения направлены  на формирование умения работать с информацией,представленной в знаково-символическом виде.

 

 

Прием логических цепочек.

Пример 11. При изучении темы «Рост и развитиеживотных» встречается много новых терминов, которые необходимо запомнить. Ониотражают последовательность этапов эмбрионального развития.  На этапезакрепления  предлагаю составить  иерархическую цепочку, используя карточки стерминами, а затем объяснить соподчиненность элементов в цепочке.

 Образец карточки: оплодотворение, зигота,бластула, гаструла, нейрула, дробление, впячивание, однослойный зародыш,двуслойный зародыш, эктодерма, энтодерма.

Результат выполненного задания:

                                                  дробление             впячивание

Оплодотв.             зигота                бластула                гаструла                   нейрула

однослойный                      двуслойный

зародыш                              зародыш

 

                               эктодерма            энтодерма

      Данный прием развивает  умение выявлять причинно-следственные связи,выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.

     Ана следующем уроке использую  прием «Интеллектуальной атаки»: в быстромтемпе фронтально задаю  понятия, а учащиеся  их определение.

 

Прием —  найти «лишнее».

Пример 12. Втеме «Дыхание» даю задание: «Что является лишним в данном перечне: кожа,жабры, чечевички, трахеи, вся поверхность тела.  Датьобъяснение  своему выбору».

      Задания такого  рода формируют мыслительный процесс,который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Прием —  классификация .

Пример 13. В теме«Питание и пищеварение» предлагаю учащимся выполнить задание: используя рисуноки текст учебника на странице 68 разделить животных на две группы, используясхему:                                  

                                                     Животные – паразиты 

            

           эктопаразиты (внешние)       эндопаразиты(внутренние).

После выполнения задания предлагаю ответить навопросы:

— Как вы считаете, какие наиболее опасны и почему?

— Что  необходимо соблюдать, чтобы  ими не заразиться?

Такие упражнения развивают умение классифицироватьпонятия и явления.

Приемна установление  соотнесения. 

Пример14. При обобщении темы «Бесполое размножение» целесообразно предложитьзадание: «Установить соответствия между растениями  и формами вегетативногоразмножения».

Луковица                                                                                                 смородина

Стеблевойчеренок                                                                                 ландыш

Отводки                                                                                                   малина

Усы                                                                                                          ирга

Клубни                                                                                                    яблоня

Прививка                                                                                                картофель

Корневыеотпрыски                                                                               земляника

Корневище                                                                                              крыжовник

Корневойчеренок                                                                                  гиацинт

Листовойчерешок                                                                                фиалка

Данный прием способствует развитию таких мыслительныхопераций как анализ и  сравнение.

Действияпостановки и решения проблемы:

   Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а такжеформированию универсальных учебных действий является создание проблемныхситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетомреальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся принялипоставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема недолжна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развитияучащегося, соответствовать его возможностям.

Пример 14. В теме «Рост и развитие растений»предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборкиурожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимопроверять. Предложите способы проверки сохранности зерна».

Пример 15. При изучении темы «Питание ипищеварение» предложить такое задание: «Как изменится внешний видрастений-хищников, если животная пища станет для них основной?»

Прием постановка проблемного вопроса.

Пример 16. В теме «Дыхание» задаю проблемныевопросы: 1). В воздухе содержится кислород и углекислый газ. Почему в клеткипри дыхании поступает кислород, а не углекислый газ?  2). При дыхании кислородвсегда проникает внутрь организмов, а углекислый газ выделяется, почему ненаступает такой момент, когда в воздухе остается только углекислый газ?

Пример 17. При изучении тема «Выделение» вначале урока предлагаю обсудить следующие вопросы: «Почему опасно естьпереросшие грибы? Почему человек умирает, если перестают работать почки? Почемудеревья сбрасывают листву?». При обсуждении данных вопросов учащиесяформулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам,чтобы подвести итог урока.

 

Прием — сообщение фактов, выдвижение гипотез,предположений;

Пример 18. Монстера, которая стоит в кабинете,имеет дыхательные корни, а еще ее называют деликатесной,  и она можетпредсказывать дождь. Подумайте, почему ее называют монстерой? Деликатесной? Икак ей удается узнать, когда испортиться погода?

 Прием — дискуссия (учащимсязадаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения);  

Пример 19. Весной садовод обнаружил дваповрежденных дерева — у одного   мыши кору частично погрызли, а у другого зайцыствол объели кольцом. Какое дерево может погибнуть? Докажите. (Дискуссияпроводится с опорой на знания учащихся по темам «Органы растения», «Ткани»).

 

 

Заключение

Предложенные приемы позволяют сформироватьпознавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:

ü    учащиесярезультативно мыслят и работают с информацией;

ü    ориентируютсяв своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;

ü    делаютпредварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

ü    добываютновые знания из различных источников и разными способами;

ü    перерабатываютинформацию для получения необходимого результата — в том числе и для созданиянового продукта;

ü    преобразуютинформацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себяформу;

ü    работая синформацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде,составлять план текста, тезисы, конспект  и т.д.

 

           

 

 

 

Списоклитературы:

1.Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Системазаданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.

2. ГалееваН.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика науроках биологии», М. 2006.

3.Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе.– 2011.–№7.– с. 24–30.

4.СонинН. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений.М.: Дрофа, 2010.

5.ТатьянченкоД, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование.– 2003. – № 8. – с.115-1261.

6.Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования(утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет