X-PDF

Статья Приёмы целеполагания на уроках русского языка (7)

Поделиться статьей

Назарова А.А.,учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии  №66 Приморского района

Санкт-Петербурга

 

СТАТЬЯ

ПРИЁМЫ АКТИВНОГОЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА УРОКЕ

(из опыта работы)

 

Одним изважнейших принципов эффективного современного урока  является не догматучителя, а принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждогоучащегося строится исходя из его личных учебных целей.

Еслиученик осознает смысл учебной цели, его деятельность становится мотивированнойи целенаправленной. Для того чтобы ученик сформулировал и определил себе цель,его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он осознает недостаточностьсвоих знаний и необходимость их пополнения и углубления. Тогда цель имвоспримется как проблема, а гарантией успеха служит его личная мотивация. В итогеиндивидуальные цели ученика будут постепенно занимать все больше места всистеме его образования.

Поводом для целеполагания ученика может выступать любаяобразовательная ситуация. Целеполагание – самая важная часть конструированияурока; планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметныецели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Учителюважно выстроить с учащимися доверительный диалог, в котором, используя приёмыактивного целеполагания, педагог не только помогает каждому ученику осознатьдефицит своих знаний, но и пути выхода из «кризиса».

Приёмов целеполагания существует несколько десятков.Предлагаю некоторые из них, которые активно использую в работе.

 

1)   Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.Последовательность применения данного приема такова:
– самостоятельное решение с использованием своих знаний;
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения задания;
– постановка цели урока с учётом выявленных разногласий или затруднений.

Например, этот приём хорошо работает при изучении темы «Правописание чередующихсягласных в корне», когда известные способы проверки правописания не срабатывают.

 

2)    Группировка

Рядзвуков, букв, слов, словосочетаний, предложений, текстов предлагается детямразделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификациимогут быть орфограммы, пунктуационные правила,  грамматические, морфологическиепризнаки, виды предложений, типы речи и так далее.

Данныйприём может использоваться при изучении таких тем, как «Проверяемые и непроверяемыегласные в корне», «Постановка знаков препинания в предложениях с однороднымичленами», «Лексика», «Словосочетание», «Односоставные предложения»,«Самостоятельные и служебные части речи», «Стили речи» и других.

 

3)    «Яркоепятно»

Средимножества однотипных предметов, слов, букв, предложений и так далее одновыделено цветом или размером. Через зрительное восприятие вниманиеконцентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причинаобособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и целиурока. Этот приём хорошо работает в пятом и в шестом классе.

Например,при повторении темы «Фонетика», изучении тем раздела «Лексика».

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

4)    Исключение

Приемможно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

В первом случае повторяетсяоснова приема Яркое пятно, но в данной ситуации детям необходимочерез анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Приём этотможно использовать, например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные»,«Морфология», «Времена глагола» и ряда других.

 

5)    Домысливание

Предлагаетсятема урока и слова-помощники: повторим…, изучим…, узнаем…, проверим… С помощьюслов-помощников дети формулируют цели урока. Этот приём очень хорошозарекомендовал себя в начале пятого класса.

         Его можноиспользовать при изучении тем «Звуки речи», «Проверяемые безударные гласные вкорне слова» и других.

 

6)    Подводящийдиалог

На этапеактуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение,конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети немогут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснованиясвоих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимыдополнительные знания. Далее ставится цель.

         Этотприём можно использовать при изучении темы «Понятие о причастии».

 

7)    Работа надпонятием

Учащимсяпредлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель проситобъяснить значение каждого слова или отыскать в Толковом словаре.

                Приём хорошоработает при изучении темы «Словообразование» для объяснения изменения оттенкаслов.

 

8)    Тема-вопрос

Тема урокаформулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий,чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чембольше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеидругих, тем интереснее и быстрее проходит работа. Возможен прием «мозговойштурм» (учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций поозвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются надоске. После того, как ученики ответят, спрашиваю: «Что бы вы хотели узнать поэтой теме?» После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулироватьтему и цели урока.)

         Этиприёмы можно использовать при изучении тем «Типы текстов», «Простые и сложныепредложения» и другие.  Лучше  использовать их в старшей школе, но всё зависитот подготовленности класса.

 

         Это лишьнекоторые приёмы целеполагания, помогающие ученику реализовать себя. Детиучатся высказывать свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего неполучится взаимодействия ни на уроке, ни в жизни.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет