Удалова Оксана Дмитриевна
Преподаватель колледжаСПО физической культуры
Западного филиалаРоссийской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при ПрезидентеРФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ У СТУДЕНТОВ Колледжа СПО
Аннотация:Актуальность работы обусловлена необходимостью выявления основныхпсихологических особенностей у студентов высших учебных заведений, проявляющиеся приигре в волейбол. В данной работе проанализировано значение психологических аспектов, формирующих личность отдельногоигрока в командном игровом виде спорта.
Annotation: The relevance of thework is due to the need to identify the main psychological features of studentsof higher educational institutions, manifested when playing volleyball. In thiswork, the significance of psychological aspects that form the personality of anindividual player in a team game sport is analyzed.
Ключевыеслова и словосочетания: Студент, физическая культура и спорт, волейбол, психологическая травма,эмоциональное состояние, межличностное взаимодействие, командная игра, пляжныйволейбол, мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол, волейболногами (сепактакрау), игровое амплуа, физическая сила, социализация.
Keywordsand phrases: Student, physical culture and sports,volleyball, psychological trauma, emotional state, interpersonal interaction,teamgame, beach volleyball, mini-volleyball, pioneerball, park volleyball, footvolleyball (sepaktakrau), playing role, physical strength, socialization.
Сегодняне остается секретом, что командные игры и игровой спорт положительно влияют на человека, то естьудовлетворяют не только физические потребностичеловека, но и социальные, такие как общение, становление личности, стремлениек росту, адаптация в социуме и многое другое. С самого детства физическиеусилия остаются методом познания окружающего мира, а в будущем становятсяспособом достижения цели, к примеру, совершенствование собственного тела,укрепление здоровья, участие в более высоком ранге соревнования.
Ввысших учебных заведениях большое внимание уделяется обучению и развитиюнавыков игры в волейбол. Этот факт свидетельствует о том, что в основепреподавания должны лежать эффективные методы обучения учащихся,изучение и применение их психологическихособенностей, которые в последующем поспособствуют болеерезультативному развитию навыков и умений игрыв частности и более успешной подготовке по дисциплине «Физическаякультура» в целом.
Всоответствии с основной программой дисциплины «Физическая культура» студентов, волейболявляется не только одним из средств физического воспитания, но и одним из самыхлюбимых видов спорта у молодежи. Волейбол — играколлективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопониманияигроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересамкоманды. Таким образом, данная игра формирует у студентов вузов умения и навыкиоптимального участия в коллективной работе, так необходимой будущим специалистамлюбого профиля. А регулярные занятия являются активной формой подготовки ктребованиям социально-трудовой жизни современного общества.
Длялюбителей этого вида спорта, благодаря простоте правил и доступности инвентаря,волейбол – распространённое развлечение и способ отдыха. Существуютмногочисленные варианты волейбола, отличные от основного вида — пляжныйволейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол, пионербол, парковыйволейбол, с недавнего времени – волейбол ногами (сепактакрау). Традиционныйволейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.
Волейбол— неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок на площадке решаетопределенную задачу и имеет игровое амплуа в зависимости от своих физическихвозможностей. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть,что обеспечивает возможность высоко подняться над сеткой, а также ловкость(реакция и координация движений) и физическая сила – для эффективноговыполнения атакующих ударов. Таким образом, специфика двигательной деятельностиигры в волейбол способствует рациональному физическому развитию спортсмена (вданном случае студента), всесторонней физической подготовленности, увеличениеподвижности суставов, укреплению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем. Также занятия волейболом способствует положительному влиянию наразвитие психомоторных механизмов: быстрая и адекватная ориентировка в сложнойдвигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания,распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторнаявыносливость.
Обучение техническим элементам волейбола и командной игреначинается с 1-го курса обучения в вузе. Это дает возможность студентам, поступившим на 1 курс обучениясоциализироваться в своей группе, учит взаимодействиюв группе, взаимоподдержке в команде и ответственности за свои действия и принятые решения, способствуетразвитию стрессоустойчивости, которая пригодится им в профессиональнойсфере.
Несмотряна все плюсы игры в волейбол, при неправильном подходе к обучению студента, можно нанести вред не только здоровью учащегося,но и его эмоциональному состоянию. Для того,чтобы избежать физической и психологической травмы, необходимоиндивидуально подходить к обучению каждого студента, уметь распознавать иприменять психологические особенности конкретного учащегося на протяжении всегопериода обучения в вузе.
Волейбольнаякоманда является живым организмом, которая состоит из отдельных личностей, которые в ходе игры разделяются на игровые амплуа. Формируякоманду для игры, преподаватель учитывает индивидуальные особенности и возможностикаждого учащегося, что позволяет образовать успешную и комфортную игровуюгруппу.
Вот основные параметры, на которые преподаватель физическойкультуры должен полагаться при формировании команды для игры:
1. Определить неформальных лидеров группы, имеющих хорошие взаимоотношениясо всеми членами группы. Этот фактор поможет в дальнейшем без проблем управлятькомандой.
2. Определить физические способности каждогостудента. Если до поступления в вуз учащийся неувлекался спортом, то физические способности такого учащегося будут на оченьнизком уровне и требовать от них сверхрезультатов, по сравнению с более физическими подготовленными студентами, изначально неправильно. Этот факт только оттолкнетучащегося от занятий физической культурой, от преподавателя и самой игры. Болееправильно постепенно приобщать первокурсников к спорту и размеренным физическимнагрузкам. Такой подход на начальном этапе обученияпозволит уже на последующих курсахравноправно обучаться основам волейбола без физических изнурений и стресса.
3. Определить какой темперамент преобладает уконкретного учащегося. Ведь если в командекапитаном является холерик, который является несдержанным, увлеченным, смелым,а игроки в его команде меланхолики или флегматики, которых раздражает буйныйнапор капитана, то обстановка в команде будет напряженной, а игроки испытают эмоциональный негатив и равнодушие к игре.
4. Определить сильные и слабые стороны каждого студента. К примеру, преподаватель, знает,что студент хорошо разыгрывает мяч, но у него слабые нападающие удары; преподаватель можетапеллировать этим в игре, меняя позиции игроков, для удачного розыгрыша мяча.
Используяграмотно психологические факторы и индивидуальныеособенности обучающихся, преподаватель формирует положительное отношениек своему предмету, увеличивает работоспособность студентов, создает условия длявнеучебных самостоятельных занятий.
Межличностныеотношения в команде несомненно играют важную роль в процессе обучения студентов. Мотивация учащихся являетсяхорошим стимулом для обучения, в том числе игровымвидам спорта, определяя его цели и задачи. Формируя цели и задачи обучения студентов высших учебных заведений,можно выделить две роли межличностных отношений:
1. Роль формирования, то есть отношения спреподавателем внутри команды, на которых основываются основные цели и задачидеятельности.
2. Роль коммуникации, то есть обстановка вкоманде должна быть комфортной для всех игроков. Отношения игроков должны бытьпрозрачными и открытыми, для того чтобы капитану или преподавателю было легчеставить цель и управлять командой. Важно понимание и согласование всех действийучастников команды в соревновательной игре.
Такимобразом следует, что, применяя в игре основы межличностного общения междуигроками, грамотные действия со стороныпреподавателя, формируется единая команда с правильной мотивацией, нацеленнаяна результат, испытывающая физическое и психологическое удовлетворение,несмотря на ход игры.
Дляпонимания психологических особенностей студентов высших учебных заведений былсоздан опрос, по результатам которого было выявлено, что студенты во время игрыв волейбол в рамках занятий по физической культуре в первую очередь справляютсяс эмоциональным напряжением, и коллективная игра является средством общениямежду студентами[1].Учащимся 3 курса Западного филиала РАНХиГС специальности «Экономика ибухгалтерский учет» было предложено поучаствовать в социальном опросе. Былзадан вопрос: «Что вас более всего привлекает в игре в волейбол?». Результатыопроса с вариантами ответов в процентном соотношении представлены следующимиданными:
— эмоциональная разрядка – 38%
— средство общения с друзьями и одногруппниками– 37%
— поддержание спортивной формы и массытела – 20%
— возможность проявить свои лидерскиеспособности – 5%
Рис.1. Опрос «Психологическиеособенности игры в волейбол у студентовЗападного филиала РАНХиГС
Рассмотримположительное влияние команды на развитие и формирование личности студента,которая поможет ему в профессиональной деятельности:
1. Находясь команде, учащийся окружен людьми, которые являются для него лидерами,то есть капитан и тренер-преподаватель, именно на них нацелена мотивациястудента в игре;
2. В команде учащийсяотрабатывает не только свои физические умения и навыки, но и приобретаеттакие личностные качествакак нацеленность, стремление работать на результат, способность быстро решать поставленныезадачи, стрессоустойчивость и многое другое, что,несомненно, пригодится ему в будущем.
3. В команде игрок учится воспринимать себя как полноценная личность,способная нести ответственность за свои поступки, избавляется от комплексов инегативных эмоций, готовая приобретать лидерскиекачества, воспитывать физические качества и сохранять физическое здоровье.
Подводяитог, следует сказать, что психологические особенности студентов в игре в волейболдостаточно важны и порой являются решающими в процессе обучения. Наиважнейшая задача педагога определить физиологические ипсихологические особенности каждого обучаемого, чтобы максимально эффективноорганизовать процесс обучения любого командного игрового вида спорта, в томчисле волейбола.
Списоклитературы:
1. Изотова И.И. Физическое воспитаниестудентов: учеб. пособие / И.И. Изотова, А.А. Малеванный, Л.В. Семенов, Е.Г.Чмаркова, А.В. Черкашин, А.В. Куклин. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 190 с.
2. Интервью Тиуновой О.В «Психология волейбола»волейбольного клуба Динамо г.Москва, октябрь 2011г.) https://intalent.pro/article/psihologiya-voleybola.html
3. Медведев А.В, Клименко С.С, ЕрмоленкоС.А, Попов А.В Баландюк Р.О «Физическая культура и волейбол как социальныефеномены» №63-1, 04.04.2017 Белгородский Юридический институт МВД России имениИ.Д. Путилина, г. Белгород, Россия https://novainfo.ru/article/12297