X-PDF

Статья Работа по развитию познавательного интереса обучающихся третьего класса на уроках русского языка

Поделиться статьей

Работа по развитию познавательного интереса обучающихся третьегокласса на уроках русского языка

В рамкахданного исследования был разработан комплекс дидактических игр, которыйвключает в себя двадцать дидактических игр по пяти разделам русского языка:фонетике, морфемике, лексикологии, морфологии и синтаксису.

Рассмотримсодержание комплекса дидактических игр, представленного в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.3 – Содержание разработанного комплекса дидактических игр

Раздел русского языка

Названия дидактических игр

Морфемика

1.                  «Да – Нет»;

2.                  «Преобразуй стихотворение»;

3.                  «Одним словом»;

4.                  «Кто больше?»;

5.                  «Найди начальную форму глагола»»

6.                  «Даём объявление».

Морфология

1.                  «Отыщи-ка»;

2.                  «Путешествие в прошлое»;

3.                  «Третий лишний»;

 

Фонетика

1.                  «Гласный – Согласный»;

2.                  «Найди пару»;

3.                  «Услышь звук»;

4.                  «Найди ударение».

 

Лексикология

1.                  «Составь пословицу»;

2.                  «Соедини антонимы»;

3.                  «Замени синонимом»;

4.                  «Прямой и переносный смысл».

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Синтаксис

1.                  «Продолжи предложение»;

2.                  «Путаница»;

3.                  «Еще больше».

 

 В период с26 апреля по 21 мая были проведены семь уроков русского языка в 3 «А» классе сиспользованием дидактических игр. Для того, чтобы приступить к их проведению,нами были изучены: третья часть учебника русского языка авторов Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. за третий класс (программа Перспективнаяначальная школа), календарно-тематическое планирование по русскому языкув третьем классе, а также были разработаны дидактические игры, подготовленматериал для их проведения.

Далеепредставлено описание проведения семи дидактических игр:

Дидактическаяигра №1 «Отыщи-ка»

Тема урока:«Времена глаголов. Настоящее время»

В основнойчасти данного урока мы предложили обучающимся поиграть в игру и поделили классна две команды. Каждой команде было выдано: облака со словами и цветныекарандаши. Также мы заранее подготовили доску, разделив её на две равные части,вверху которых было оставлено место для того, чтобы записать название командобучающихся. Далее мы попросили каждую команду совместными усилиями дать себеназвание и выбрать капитана команды. Затем перед обучающимися была поставленазадача отыскать все глаголы прошедшего времени, которые написаны в облаках,раскрасить каждый их них голубым цветом, глаголы настоящего времени необходимобыло закрасить оранжевым цветом, а глаголы будущего времени – голубым. Затем обучающиеся должны были прикрепить раскрашенные облака с глаголами к доске, рассказывая каким цветомкоманда решила закрасить каждое облачко и почему. На протяжении всей игры мыпомогали обучающимся зелёным и красным значками. В случае, если ребёнок ошибсяи прикрепил неправильно закрашенное облачко, мы показывали красный значоккоманде, если же все было верно, зелёный значок. Обучающимся также были оглашены правила игры,которые заключались в том, что нельзя раскрашивать каждому обучающемуся большеодного облачка, а также, что выигрывает та команда, которая первая правильнораскрасит все облака и прикрепит их с помощью магнитов на доску. Послеокончания игры подводились итоги. Согласно которым одна из команд побеждала иполучала приз в виде медалек зеленого цвета, на которых был изображен смайлик,проигравшая команда также награждалась такой же медалькой, только синего цвета.

Дидактическаяигра №2 «Путешествие в прошлое»

Тема урока:«Времена глаголов. Прошедшее время»

На этапепервичного закрепления полученных знаний была использована дидактическая игра вформе путешествия во времени. Всех обучающихся разделили на три команды. Первыйряд – первая команда, второй ряд – втораякоманда, третий ряд – третья команда. Обучающимся рассказывается историяпутешествия глаголов на космических кораблях во времени. Однако, далеесообщается, что глаголы заблудились в прошлом времени, и чтобы их спасти,необходимо самим отправиться в прошлое. Каждая команда получила по одномукосмическому кораблю (бумажный корабль, сделанный из цветной бумаги) имножество чистых листов. В это время на слайдах обучающиеся увидели 12глаголов, находящихся в прошлом времени. Перед обучающимися была поставленазадача – выделить суффикс – л –, который мешал глаголам отправиться обратно внастоящее время и спасти глаголы путем постановки их в настоящее время. Глаголпрошедшего времени с выделенным суффиксом и глагол в настоящем временинеобходимо было записать на лист и положить в космический корабль. Когда всеглаголы будут спасены, командир команды должен отнести кораблик на первую партусреднего ряда, то есть вернуть их в настоящее время. Затем все листочки сисправленными глаголами проверяются, и в случае, если все было сделаноправильно, команда, которая первая справилась, выигрывает. После окончания игрыподводились итоги. Согласно которым одна из команд побеждала и получала приз ввиде медалек зеленого цвета, на которых было написано «Лучшим космическимпутешественникам», команда, которая заняла второе место награждалась медалькамисинего цвета с надписью: «За стремление к победе», команда, занявшая последнееместо получала медальки желтого цвета с подписью «За успехи в космическихпутешествиях».

Дидактическаяигра №3 «Третий лишний»

Тема урока:«Времена глаголов. Будущее время»

Обучающимсябыла предложена игра «Третий лишний». На доске было прикреплено три строчкислов. Строчка под номером один содержала два глагола прошлого времени и одинбудущего времени. Вторая строчка включала в себя один глагол прошедшего времении два настоящего времени. Третья строчка содержала один глагол настоящеговремени и два будущего времени. Всем обучающимся выдавались листочки с каждымсловом в ряду. Было необходимо определить какое слово лишнее в первом, втором итретьем ряду. Для этого обучающимся давалось время, а затем учитель спрашивал:«Какое слово лишнее в первом ряду?», обучающимся было необходимо поднять листикс лишним словом. Затем учитель выборочно спрашивал обучающихся. Свой ответнеобходимо было объяснить. Например, в первой строчке необходимо убрать глаголбудущего времени, потому что остальные два глагола стоят в прошлом времени.Обучающиеся, которые выбрали неправильное слово, объясняли свой выбор, а затемисправляли свою ошибку. После окончания игры подводились итоги. На доске изкаждого ряда убрали листочек с лишним словом.

Дидактическаяигра №4 «Да-нет»

Тема урока:«Написание «ь» после шипящих во всех формах глаголов»

Обучающимсявыдаётся две карточки, на одной написано «да», на второй «нет», также выдаетсякарточка для записи ответов. Предлагается поиграть всем классом в игру «Да – нет». Оглашаются правила игры, согласно которым учитель читаетутверждения обучающимся, если они согласны с ним, то необходимо показатькарточку со словом «Да», если не согласны, то карточку со словом «Нет». Всего кобсуждению было предложено семь высказываний.  Если обучающиеся ошибались,дети, которые ответили верно – объясняли их ошибку. Далее были подведены итоги,согласно которым все обучающиеся получили по маленькой медальке красного цветас подписью «Отличный результат».

Дидактическаяигра №5 «Найди начальную форму глагола»

Тема урока: «Начальнаяформа глагола, суффикс –ть–»

Обучающимсябыли выданы карточки, затем учитель предложил ребятам прослушать стихотворение,которое содержит глаголы, стоящие в начальной форме. По мере того, какстихотворение зачитывалось, обучающиеся должны были на слух определять ивписывать себе в карточку глаголы в начальной форме. После того, какобучающиеся закончили выполнять задание, учитель открыл ранее закрытую доску,на которой прикреплены листки с глаголами, однако, не все из них стоят вначальной форме. Учитель сообщает, что ранее данное задание выполнил Незнайка итеперь необходимо проверить его ответы. Учитель выборочно просит обучающихсяназвать по одному глаголу, стоящего в начальной форме, который выписалобучающийся, объяснить, как он определил, что данный глагол стоит в начальнойформе, а также выделить суффикс –ть– на листке маркером. Затем, когда на доскеостались глаголы, которые ребята не назвали, учитель просит объяснить, почемуже данные глаголы не были выписаны ребятами в их карточки. Обучающиеся отвечаютна поставленный вопрос, а затем сверяют информацию с доски со своей карточкой.Кто правильно выписал все глаголы – получает приз в виде значка отличия.

 Дидактическаяигра №6 «Кто больше?»

Тема урока: «Написаниечастицы – ся»

Обучающихсяделят на четыре команды. Каждой команде выдаются: лист А4 и карандаши. Командамза пять минут необходимо написать, как можно больше глаголов с частицей – «ся».По истечении времени каждая команда выходит к доске со своей работой. Командазачитывает глаголы, которые были записаны на листе А4, а обучающиеся из другихкоманд проверяют соответствие данных глаголов заявленным требованиям. Затемподсчитывается количество глаголов с частицей – ся и выставляются баллы. Закаждый глагол, который соответствует заявленным требованиям – 1 балл. Послевыступления всех четырех команд подводятся итоги на основе сравнения полученныхкомандами баллов. Команды, которые заняли первое и второе место, награждаютсякрасными свитками, команды, занявшие третье и четвертое место – синими. Свиткисодержат так называемые «секретные данные», которые включают в себяправила-памятки для обучающихся по теме «Написание частицы – ся».

Дидактическаяигра №7 «Даём объявление»

Тема урока: «Повторениепройденного»

Обучающихсяразделили на две команды. Каждой команде были выданы следующие материалы:ватман, фломастеры, пластилин, цветная бумага, бумажные шапочки синего икрасного цвета. Одной команде были выданы синие бумажные шапочки, а другой –красные. Командам было необходимо необычно разрекламировать глагол, используявыданные материалы. При выступлении одной из команд, другая оценивалавыступление громкими или тихими аплодисментами, задавала интересующие вопросы.После выступления обеих команд, всем обучающимся были выданы медальки сподписью «Маленький гений» и памятки, в которые были включены все правила,которые должны знать обучающиеся по теме «Глагол».

Разработанные выше дидактические игры направленны на повышениеуровня познавательного интереса обучающихся 3 класса на уроках русского языка,ведь именно в состоянии интереса ребята быстрее и прочнее усваивают материал.Изучение материала урока или его повторение с использованием дидактических игрпроходит более продуктивно, придает обучению более яркую эмоциональную окраску,способствуя повышению усвоения материала.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет