РАЗВИВАЮЩАЯСРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
СиротинаАнастасия Михайловна
ВоспитательГБДОУ Детский сад №20
Одним из приоритетных направлений моей деятельностиявляется «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Ребенокпостоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопленияинформации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Влияниевоздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.
«Рукидают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Актуальность работы по развитию мелкой моторикидетей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими ифизиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивноразвиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет еговозможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление обокружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательноговосприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощьютактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малышаговорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но иразвивать мелкую моторику рук.
Новизна опыта состоит в разработке системыработы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками(аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами(застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия сосчетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё);работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков,наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях вклеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью(аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.
Практические навыки, полученные в ходевыполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всехвидах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручнойумелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Уровень развития мелкой моторики – один изпоказателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой областидошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкоймоторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самогораннего возраста.
Перспективность работы по мелкоймоторике заключается в углубленном изучении одного из направлений работы.Например, работа с бумагой в технике оригами.
Этот вид искусства благоприятновоздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминаюттермины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводятсохранённые в памяти знания и умения.
Многими учеными была установлена и доказанавзаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитиемелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковыхмозговых структур, развитию речевой деятельности.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей идарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, темумнее ребенок».
Существует много приемов и способов развития мелкоймоторики, с использованием игры и творчества. Пальчиковая гимнастика,пальчиковые игры, мозаика, конструктор, «пазлы», шнуровки очень интересны и полезныдля детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства иэмоции, но также это деятельность эффективна , для развития ловкости пальцев.Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчествоможно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, являетсянетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, ставлюперед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкоймоторики рук у дошкольников, в соответствии с целью, с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей детей и для получения положительныхрезультатов, придерживаюсь следующих задач:
1. Дополнятьсодержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на развитие мелкоймоторики у дошкольников;
2. Развивать и укреплятьмелкую моторику.
В своей работе используюразнообразные формы и методы :
— выставкирисунков и поделок;
— дидактическиеигры;
— подгрупповая ииндивидуальная деятельность;
— театрализация.
— Все этоспособствует у детей:
— укреплениюмоторики рук;
— обогащениюсенсорного впечатления;
— обогащениюсловаря;
— развитиюмыслительной деятельности;
— развитиюаккуратности и усидчивости.
— Своюактивность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то впервую очередь, создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевыеигры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
— «Парикмахерская» — дети делают куклам прически, маникюр и т.д.
— «Мастерская» -собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
— «Автосервис» -мальчики занимаются «ремонтом» машин.
В деятельности использую крупы(горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра «Покорми свинку»(дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок»), «Рисование манкой». Такжев своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику всопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональныеминутки отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.
Игры, упражнения, развивающиемелкую моторику разными способами:
— Рисование. Рисованиедает возможность для развития творческих способностей дошкольников, помогает вформировании координации движения пальцев рук. ( пальчиками, ладошками).
— Лепка(пластилин, глина, снег).
— Поделки избросового, природного материала.
— Игры с песком.
— Выкладываниефигур из палочек (счетные палочки, от мороженого) из разных видов мозайки.
— Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторикуразные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно сразным принципом соединения деталей, например: магнитные конструкторы).
— Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложкиразные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок,крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан,сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробкуруками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
— Найди игрушку(перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их потом )
— Наполнениебутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можноопускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие игрушки от киндеров.Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали.
— Прокатываниешариков. Дети катают маленькие шарики по столу.
— Упражнения сбумагой:
1) мять – развитие силы рук (послеэтого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитиесоотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разныестороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку иделает «дождик», высыпая полоски из коробки.
— Разворачиваниезавернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»
— Развязывать изавязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки,пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку , стягивать носки,снимать ботинки.
— Наматываниетолстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматываниетолстого шнурка на руку – свою или мамину.
— Катаниекарандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столуладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленнымиладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конецкарандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Процесс вкладывания: Вкладыватьдруг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием; Вставлять кубыв отверстие коробки; Размещать плоские квадратные, треугольные вкладки вгнездах фигурной доски; Вставлять втулки (цилиндры) в отверстия панели;
— Шаблоны(лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки
— Бельевыеприщепки для развития координации движений пальцев рук;
— Деревянныйпланшет для нанизывания резинок.
— Шнуровки,шнурки, бусинки разных размеров и цветов.
— Процесснанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), ауже потом собирать ее.
— Массажер«Су-Джок»
Все эти пособия и игры находятся всвободном доступе для каждого ребёнка. При этом я объясняю, показываю,рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать,соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни издоровья воспитанников.
Если ребенок затрудняется ввыполнении действия, нужно определить, какие именно действия, движения ему неудаются и соответственно использовать приемы (например: выполнять нужноедвижение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходиткомплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности дляразвития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательногопроцесса.
Итак, организуя среду и создаваяусловия для развития детей, мы, прежде всего, думаем о том, чему полезномумогут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Мы,педагоги подбираем соответствующий дидактический материал, создаем предметнуюобстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности иинициативности детей. Наша работа заключается в создании условий для освоенияребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять его в видоизмененныхобстоятельствах.
Списоклитературы.
1. Крупенчук О.И.Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
2. Гаврина С.,Кутявина Н. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.Ярославль, Академия развития, 1998г.
3. Гатанова Н.Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
4. Крупенчук О.Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г
5. Любина Г. Рукаразвивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
6. Мелкаямоторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1,2005 г.
7. Новоторцева Н.Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития,1998 г.
8. Развитиемелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
9. Упражнения дляправильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9,1998г.
10.ЦвынтарныйВ. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.
11.АнищенковаЕ. С. Пальчиковая гимнастика, изд. АСТ, 2007г.
12.ДолженкоГ. И. 100 оригамиЯрославль, Академия развития, 2000г.
13.ЛыковаИ. Изодеятельность в детском садуМосква, ТЦ Сфера,2004г.
14.ПоварченковаЗ. М., Малышева А. Н. Аппликация в детском саду Ярославль,Академия развития, 2010г.
15.Светлова И. Развиваем мелкую моторикуЭКСМО-Пресс, 2001г.
16.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шагиС-Пб,Корона, 2007г.
17. АгаповаИ. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи М. ООО ИКТЦ « Лада», 2011-200 с.
18.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦСфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
19.ЛифицЕ.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия.Практическое пособие / Е.А.Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010.- 160с.– (Дошкольное воспитание и развитие).