X-PDF

Статья Структура письма и закономерности его развития в младшем школьном возрасте.

Поделиться статьей

Структура письма изакономерности его развития в младшем школьном возрасте

 

Процесс письма относится психологиейк наиболее сложным, сознательным формам речевой деятельности. Как по своемувозникновению и пути развития, так и по своему содержанию, по психологическимоперациям, входящим в его состав, процесс письма сильно отличается от процессаустной речи.

Как отмечает А. А. Корнеев,письменная речь – одна из форм существования противопоставляемого языка устнойречи. Это вторичная, формируемая позже, форма существования речи. Устная иписьменная речь представляют собой вид временных связей второй сигнальнойсистемы, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условияхнаправленного обучения, это означает, что ее механизмы закладываются в периодобучения и совершенствуются в процессе дальнейшего обучения [31].

М. Н. Русецкаясчитает существенным отличием письменной речи от устной такие обстоятельства,что «в письменной речи, обращенной к отсутствующему, неизвестному читателюнельзя рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено личнымипереживаниями, порожденными той или иной ситуацией, в которой находилсяпишущий. Поэтому, письменная речь требует более развернутого построения речи,иного раскрытия смысла мысли. Письменная речь требует более систематического,логически связанного изложения» [48, с. 87].

Письменная речь функционирует приотсутствии собеседника и более полно реализует содержание сообщения,порождается другими мотивами и обладает большей произвольностью, чем устная ивнутренняя речь.

Письмо – это знаковая системафиксации речи, разрешающая посредством графических элементов передаватьинформацию на расстоянии и закреплять ее во времени [52].

В своем исследовании, посвященномгенезису письма у детей, А. Р. Лурия показал, что овладение графическим знакомпроисходит в два этапа:

1) условно-подражательные записи(закорючк, что только внешне напоминают письменный текст);

2) запись образа-пиктограммы, котораяпозже дифференцируется в литеральную запись [37].

Как отмечал Л. С. Выготский, длятого, чтобы ребенок овладел буквальным письмом, ему необходимо «сделатьосновное открытие, а именно: рисовать можно не только вещи, но и речь» [17, с.34].

Овладение письменной речьюпредставляет собой установление новых связей между словом, которое мы слышим ипроизносим, а также словом, которое мы видим и записываем, поскольку процессписьма обеспечивается слаженной работой четырех анализаторов:языководвигательного, языковослухового, зрительного и двигательного.

Как известно, речевая деятельностьчеловека представляет собой систему, включающую четыре вида речевых действий:говорение (экспрессивная речь), слушание (импрессивная речь), письмо и чтение.Чтение и письмо в качестве равноправных составляющих включаются в понятие«письменная речь». Письменная речь – это вторичная форма существования речи,сложное речевое действие, особенностью которой является ее более позднеепоявление в психической сфере человека по сравнению с иными высшимипсихическими функциями.

И устная, и письменная формы речиявляются видом временных связей второй сигнальной системы, но в отличие отустной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленногообучения, то есть ее механизмы закладываются в период обучения грамоты исовершенствуются в процессе всего дальнейшего обучения. В результатерефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в целостностиакустических, оптических и кинестетических [14].

По Н.И. Буковцевой, письменная речь – процесс перекодированиясмысла мышления с умственного кода через посредство звукового звена (устнаяречь перед записью или внутреннее произношение) на графический буквенный код.Набор элементов кода называется алфавитом, а сами элементы – буквами. Главнымикатегориями (или понятиями) письменной речи считают алфавит, графику иорфографию [10].

Письмо представляет собой знаковуюсистему фиксации речи, разрешающую посредством графических элементов передаватьинформацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Это речь, обращенная кширокому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает овладениенавыками звуко-буквенного анализа, умению логически и грамматически правильнопередавать собственные мысли, анализировать написанное и совершенствовать формувыражения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Л. В. Тенцер, анализируя психологическоесодержание и механизмы письма, подчеркивает, что термин «письмо» фактическиобъединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы,способ перекодирования устной речи в письменную, особый вид коммуникации [51].Автор отмечает, что письмо как особенная семиотическая система являетсясистемой графических знаков, которые ребенок должен усвоить при обученииграмоте. Эта система достаточно автономна, хотя и связана с устной речью.Письменная речь может быть изучена в отрыве от устной речи. Детей, которые немогут овладеть устной речью обучают читать раньше, чем у них удаетсясформировать устную речь.«Письменная речь имеет собственные правила, которые поаналогии с фономорфологическими правилами устной речи можно было бы назвать графоморфологическими».Письменная речь представлена четырьмя системами знаков (рукописные прописные,рукописные строчные, печатные прописные, печатные строчные), которые во многихслучаях графически существенно отличаются друг от друга (например, б: рукописнаябольшая заглавная и маленькая строчная, печатная). Поэтому ребенок должен усвоитьразные символы, означающие одну и ту же же фонему [51].

В отличие от устной речи, письмоимеет значительные условные и жесткие правила орфографии. Поэтому использованиеразличных орфоэпических вариантов произношения в устной речи никоим образом невлияет на запись.

Русское правописание базируется нанескольких принципах, среди которых ведущими и наиболее общепринятыми можносчитать: фонетический (фонематический), морфологический (этиомологический) итрадиционный (исторический).

Фонетический принцип письма являетсяосновой графики. Суть его заключается в том, что буквенное обозначениеполностью соответствует тем фонемам, которые слышны в слове (слова записываютсятак, как слышатся и произносятся). Для усвоения фонетического принципа письмаребенку необходимо овладеть основными операциями письма: звуковым анализом;соотнесением звука с буквой и соотнесением буквы с кинемой. Если ребенок впроцессе усвоения этих операций допускает ошибки в словах, которые записываютсяпо фонетическому принципу, такие ошибки считаются временными, связанными сопределенными этапами усвоения этих операций. В этот период допускается, чторебенок может пропускать, переставлять и добавлять лишние буквы в слова. Однакопо мере овладения операциями письма такие ошибки должны исчезнуть. Если жеребенок стабильно продолжает пропускать гласные и согласные буквы во время ихсовпадения, заменять буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционнымпризнакам звуки, или заменять буквы, схожие по написанию, это свидетельствует отом, что ребенок испытывает трудности в усвоении основных операций письма.

Такие ошибки следует считатьпатологическими, требующими специальной логопедической коррекции.

Процесс письма является не толькофиксацией содержательной стороны речи с помощью специальных графических знаков,но обязательно предполагает создание программы высказывания письменного текста,то есть порождение речи в письме.

А. Р. Лурия выделяет три этапа(операции) процесса письма. Первой операцией процесса письма является анализзвуковой структуры слова, которое подлежит написанию, определениюпоследовательности и места каждого звука. Необходимым на этом этапе являетсяанализ и сохранение последовательности звучания, выделения и превращениезвуковых вариантов в четкие фонемы [37].

Звуковой анализ осуществляетсясовместной деятельностью языковослухового и языководвигательных анализаторов.Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в словеиграет речь. О роли произношения в процессе письма свидетельствует многоисследований. На начальных этапах овладения навыками письма роль произношенияочень важна. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от схожихзвуков, определить последовательность звуков в слове.

Следующая операция – перевод фонемыили их комплекса в зрительную графическую схему-букву, которую должно отличитьот других, схожих между собой. Решающую роль в обеспечении этой операции играетзрительный анализатор, с помощью которого происходит усвоение зрительного иоптико-пространственного образа буквы. Зрительно-пространственные представленияобеспечивают правильное пространственное расположение элементов в букве,различение букв с подобными пространственными деталями и расположение буквы встроке. Зрительный анализ отвечает за различие схожих по начертанию букв,отличающихся между собой количеством составляющих их элементов. Благодарязрительной памяти ребенок способен запоминать графический образ буквы. Важнойпредпосылкой усвоения данной операции письма является сформированностьзрительного контроля.

Следующей является моторная операцияпроцесса письма – преобразование оптических знаков в нужные графическиеначертания с помощью движений руки. Т. В. Моисеевапишет, что эта операция требует достаточного уровня сформированностиграфомоторных навыков [39]. Написание осуществляется с помощью двигательного(кинетического) программирования графических движений, обеспечивая их плавностьво время последовательной записи элементов буквы и перехода от написания однойбуквы к другой. Оптико-кинетическая организация — сложное движение, требуетспециальной работы моторного и зрительного анализаторов.

При написании букв и словкинетический контроль подкрепляется зрительным контролем и чтением записанного.Сформированность мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации,рукодвигательного контроля и двигательной памяти являются необходимымипредпосылками усвоения последней операции процесса письма.

Выйти на уровень автоматизациивозможно, если правильно выделить составляющие компоненты данного действия,учесть последовательность этапов, механизмов формирования навыка. Наличиеавтоматизмов в разных психических сферах и имеет фундаментальное значение дляжизни каждого индивида. Не будет преувеличением сказать, что автоматизм лежит воснове развития всех умений и навыков [42].

Несформированность любого простогонавыка может вызвать трудности усвоения процесса письма, а позже – егонарушение (дисграфию).

Следовательно, успешное освоениеписьмом предполагает умение ребенка свободно ориентироваться в пространстве и владетьосновными пространственными понятиями. Временный и пространственный аспектывосприятия и воспроизведения речи не могут быть разрозненными. Общая значимостькак временных, так и пространственных отношений предметов и явлений обусловленасамим фактом существования всего живого в пределах определенного отрезкавремени и определенного пространства.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет