Технология уровневойдифференциации
Признание приоритета личностно – ориентированной педагогикиопределило необходимость выделения основных принципов общего среднегообразования: развития, гуманизации, демократизации. Образовательный процессличностно – ориентированного обучения создает условия для реализациииндивидуальных способностей каждого учащегося. Дифференциация выступает приэтом в качестве одного из условий, способствующих признанию каждого ребенкаполноправным субъектом образования, т.е. учащийся получает возможностьпроявлять избирательность к познанию мира (содержанию, виду и форме егопредставлений). Значит, дифференциация способствует выявлению способностей,интересов, возможностей учащихся и их развитию, т.е. её можно рассматривать каксредство индивидуализации.
Ряд исследователей определяют дифференциацию как средство учетаиндивидуальных особенностей учащихся (А.А. Бударный, Н.К. Гончаров, Ю. Гильбух,И.Э. Унт, Н.М.Шахмаев и др.). Возможности внутренней и внешней дифференциациидля развития интеллектуальных способностей рассматривали в своих работах К.М.Мешалкина, В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В Фирсов, Л.М.Фридман. Рассматриваяпроблему дифференцированного обучения И.С. Якиманская считает внутреннюю формудифференциации более важной для развития индивидуальности. Этой же точки зренияподдерживаются Л.В. Занков, И. Э. Унт, считая классы гетерогенного составаболее предпочтительными по отношению к гомогенным для развития личностиребенка.
Поскольку разноуровневое обучение предполагает разный уровеньпредъявления требований к учащимся по овладению ими содержанием образования, тоучащийся получает возможность выбора учебного материала и видов заданий. Этопозволяет реально гуманизировать процесс обучения через создание неоднороднойобразовательной среды в условиях внутренней дифференциации (В.В. Фирсов, И.С.Якиманская)
Дифференциация в современнойпрактике обучения учащихся
Личностно – ориентированная педагогика базируется нагуманистической психологии, основателями которой в 60-х годах 20 века были А.Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс. Гуманизация образования как один из принципов вобласти среднего образования полностью исключает безличностный подход впроцессе обучения и в основе его – кардинальная перестройка учителя.
Гуманистическая дидактика ориентируется на индивидуализацию идифференциацию обучения, т.о. личностно – ориентированное образованиеопределяет необходимость утверждения в числе основных принципов принципгуманизма. Гуманизация в свою очередь, предполагает его дифференциацию имаксимально возможную индивидуализацию учебно – воспитательного процесса.
А под индивидуализацией обучения мы понимаем «организацию учебногопроцесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяетсоздать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждогоучащегося». Осуществляемый с помощью индивидуализации индивидуальный подходрассматривается в дидактике как «ориентация на индивидуально – психологическиеособенности учащихся, включение в работу с ними специальных способов и приемов,соответствующих их индивидуальным особенностям». Поскольку индивидуальныйподход является одним из основных требований к процессу обучения, то егонеобходимо рассматривать как дидактический принцип.
Современной педагогикой успешно разрабатывается тот пласт научныхзнаний, который касается выделений условий и стимулов, способствующихреализации индивидуального подхода на практике. Так Л.Н. Рожина и др. считаютосновой индивидуального подхода общие умственные способности, под которымипонимается комплекс особенностей, требуемых для осуществления учащимися учебнойдеятельности. З.И. Калмыкова предлагает учитывать данные о специфическихособенностях развития мышления у детей, для того, чтобы судить об уровнеумственного развития учащегося в целях понимания общей линии развития психики.
И. Унт определяет следующие особенности, которые необходимовыделять при индивидуализации:
— уровеньумственного развития,
— специальные способности и одаренность,
— учебные умения,
— обученность и учебную мотивацию.
Теоретической основой индивидуализации обучения является иконцепция Л.С.Выготского об общественно – историческом происхождениипсихических функций, основным положением которой является признание ведущейроли обучения в онтогенезе человека.
Понятно, что индивидуальное обучение должно быть развивающим. Современныеисследователи индивидуальности (А.А.Кирсанов, И.Э.Унт и др.) развивают тезис отом, что обучение будет носить развивающий характер в том случае, если будетсоблюдаться одно необходимое условие – развиваемый объект должен быть включен вактивную деятельность.
Например, И.Э.Унт считает, активизацию учебно-познавательной деятельности можноосуществлять через предъявление учащимся заданий, соответствующих уровню ихиндивидуального развития. Значит индивидуальный подход – это основной«психолого – педагогический принцип, согласно которому в обучении учитываетсяиндивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей егопсихофизиологической организации в её неповторимости, своеобразии,уникальности. Важным требованием в процессе реализации рассматриваемого подходаявляется сравнение не одного человека с другим, а одного и того же человека наразных ступенях и этапах обучения.
В рамках современной концепции развития школы именнодифференциация должна обеспечить разный уровень подготовки школьников с учетомих интересов и склонностей, но при этом следует учитывать, что все безисключения учащиеся должны достичь обязательного уровня подготовки попредметам. В настоящее время проблема дифференциации остается одной из важных вдидактике: уточняются её цели, основные задачи, формы, содержание иметодические пути по её реализации.
Рассмотрим понятийный аппарат дифференциации.
Само понятие дифференциации подразумевает разделение,подразделение, выделение. Дифференцировать – значит подразделять по какому-либопризнаку. Многие исследователи считают, что необходимо различать два термина:«дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход».
Е.С. Рабунский рассматривает дифференцированное обучение как«разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы,осуществляемое на факультативных занятиях, в специализированных школах иклассах и в виде фуракции (эксперимента)», а дифференцированный подход онтрактует как «дидактическое положение предполагающее деление класса на группы,например по интересам, успеваемости и т.п., его можно также рассматривать какнеобходимое условие успешной реализации индивидуального подхода».
И.С. Якиманская считает, что в случае дифференцированного подходав обучении «речь идет о раскрытии индивидуальности учащихся, а дифференциацияобучения предполагает для него выбор наиболее благоприятных условий развитиячерез предлагаемые дифференцированные формы».
С учетом вариативности современной образовательной системыдифференциацию можно рассматривать как систему обучения, предоставляющуюучащимся возможность выбора приоритетных для него направлений в развитииспособностей и реализации интересов. Значит, если индивидуализациюрассматривать как цель обучения, то дифференциация является средствомдостижения этой цели. Цели современного образования позволяют определитьосновные задачи дифференцированного обучения:
— реализация индивидуального подхода;
— реализация целей общего образования как социального института поформированию, прежде всего, востребуемой по интеллектуальным качествам личностина рынке ценностей.
В.В. Фирсов и др. выделяют внутреннюю и внешнюю дифференциации.Исследователи рассматривают внутреннюю дифференциацию как различное обучениеучащихся в достаточно большой группе, подобранным по случайным признакам. Внешняяпредполагает по их мнению создание стабильных групп, сформированных на основеустановленных способностей, склонностей, достигнутых учебных результатов.Данная форма дифференциации выражается в виде факультативов, школ и классов суглубленным изучением предметов, а также создание профильных классов.
В настоящее время можно выделить следующие основные формыдифференцированного обучения: классы и школы с углубленным изучением предмета;профильные классы; факультативы. Все перечисленные формы относятся к внешнейдифференциации.
В настоящее время технологизация дифференцированного обучения невозможна беззнания индивидуальности каждого учащегося как данности, с присущими только емуособенностями, как личности. Большинство ученых считают, что более полно задачусоздания условий для раскрытия индивидуальности решает «внутренняя»дифференциация. Эта форма дифференциации обеспечивает разнообразие обучающейсреды для учащихся, что позволяет ему выбирать содержание материала, различныепо уровню сложности задания и др. Еще одним достоинством внутреннейдифференциации является то, что она не предусматривает селективного отбораучащихся по способностям.
Литература:
1. Ерентуева А.Ю. «Разноуровневоеобучение как форма внутренней дифференциации», Улан –Удэ БГУ, 1999г.
2. «Личностно – ориентированноеобразование: поиск путей», Улан – Удэ, 2001.
3. Гаськова Н.В. «Индивидуализация,дифференциация и нтеграция в современной школе», Улан – Удэ, 1997