5.1.1. Структурными элементами магистерской диссертации являются:
· Титульный лист
· Оглавление
· Список принятых сокращений
· Введение
· Основная часть (главы и параграфы)
· Заключение
· Список использованных источников и литературы
· Приложения
5.1.2. Титульный лист является первой страницей магистерской диссертации и выполняется строго по образцу (Приложение 2).
5.1.3. Оглавление отражает структуру магистерской диссертации и помещается после титульного листа.
Оглавление включает в себя: введение, наименование всех глав, параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Названия глав и параграфов приводятся в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе.
Нумерация страниц оформляется арабскими цифрами.
Наименования глав не должны повторять название магистерской диссертации, а заголовки пунктов – название глав!
5.1.4. Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это:
|
|
— актуальность темы исследования .
— цель исследования .
— задачи исследования .
— объект исследования .
— предмет исследования .
— степень научной разработанности проблемы .
— теоретико-методологические основы исследования .
— эмпирические основы исследования .
— выносимые на защиту положения .
— научная новизна исследования .
— теоретическая и практическая значимость исследования .
— апробация исследования (если таковая имеется) .
— структура работы.
Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Умение магистранта выбрать тему, правильное ее понимание и оценка с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явления, объяснить ранее неизвестные факты и выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких елей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.
|
|
От актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать для достижения обозначенной цели.
Цель – это конечный теоретико-познавательный результат, к которому стремится исследователь при изучении предмета. Цель должна соответствовать теме магистерской диссертации. Иначе окажется, что тема посвящена одному, а цель работы – другому. Следует обратить внимание, что цель может быть только одна, две цели – это автоматически две работы. При постановке цели в магистерской диссертации по программе подготовки «Реализация и защита гражданских и социальных прав и свобод» следует исходить из логической триады: «исследовать – выявить – предложить». Магистрант исследует правоотношения (правовой институт), являющийся объектом магистерской диссертации, выявляет проблемы и предлагает варианты решения выявленных проблем.
В соответствии с целью исследования выдвигаются задачи. Задачи отражают вопросы, на которые необходимо ответить для реализации цели исследования. Задачи выступают этапами достижения цели и отражают качественную характеристику исследуемого процесса и явления или причинно-следственные связи между ними. В процессе написания магистерской диссертации решаются следующие задачи: проводится анализ источников и литературы (зарубежной и отечественной) по избранной теме . систематизируется полученная информация . выявляются проблемы правового регулирования, практики применения норм права, а также научно-теоретические проблемы, предлагаются варианты их преодоления. Формулировки задач начинаются со слов «проанализировать», «исследовать», «охарактеризовать», «обосновать», «выявить» и т.д.
Количество задач не должно быть меньше количества параграфов магистерской диссертации, при этом на каждый параграф должна быть сформулирована минимум одна задача, которая в последующем будет решена в основной части и выводы по которой найдут свое отражение в заключении.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объектом магистерской диссертации по программе подготовки «Реализация и защита гражданских и социальных прав и свобод» являются подлежащие анализу правовые отношения, институты, предметом выступают законы, подзаконные акты, судебная практика, научные исследования, используемые для достижения цели работы, посвященные отношениям, составляющим объект магистерской диссертации.
Для обеспечения новизны исследования требуется выявление степени изученности выбранной темы. В этой части введения магистрант анализирует, насколько изучена тема его магистерской диссертации, указывая, в частности, на имеющиеся монографии, диссертационные исследования.
Эмпирические основы исследования предполагают краткую справку по источникам, использованным при подготовке магистерской диссертации, указывают наиболее авторитетные ученые.
Выносимые на защиту положения – формулируются наиболее значимые выводы, к которым магистрант пришел после исследования темы работы.
Научная новизна исследования предполагает, что магистрант «впервые» использует в соответствующей сфере науки какие-то выводы, анализ, классификации, понятия, предложил новое решение научной (практической) задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, новые научно-обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных юридических задач и т.п. Диссертация не должна быть во всем абсолютно новой, для магистерской диссертации вполне достаточно наличие в работе элементов новизны. При представлении научной новизны в диссертационном исследовании обязательно должно быть дано и ее отличие от существующих работ. В части введения «научная новизна исследования» магистрант должен указать, в чем проявляется новизна его работы.
|
|
Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:
а) обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития . распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы .
б) рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям .
в) вовлечение в научный оборот нового фактического материала .
г) детализация известного процесса, явления . подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:
а) новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации, рассматривается впервые .
б) новая постановка известных проблем или .
в) новый метод решения .
г) новые следствия из известной теории в новых условиях .
д) новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование и т.д.
Теоретическая и практическая значимость исследования вытекают из новизны полученных магистрантом результатов. Магистрант должен указать, каково значение его исследования, теоретических выводов для науки, где в дальнейшем могут использоваться соответствующие результаты. Практическая значимость предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных магистрантом практических рекомендаций в практической деятельности соответствующих органов, организаций, граждан
Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.
|
|
В конце введения необходимо указать структуру работы, то есть раскрыть, из каких частей состоит исследование.
Введение должно быть по объему 6-8 листов.
5.1.5. Содержание основной части должно точно соответствовать теме магистерской диссертации и полностью ее раскрывать.
Основная часть диссертации неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссертации, как правило, должно быть 2-3 главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.
Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мысленно смоделировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и расположением отдельных параграфов.
Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссертации – это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте.
Главы магистерской диссертации – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность.
После составления плана можно приступать к черновому написанию текста.
Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.
Магистерская диссертация должна носить исследовательский характер. В ней излагаются научные источники, дается критический анализ взглядов ученых и практиков, отражается позиция самого магистранта, подкрепляемая соответствующими аргументами. Нельзя сводить работу к перечислению различных точек зрения, ограничиваясь утверждением о согласии или несогласии с той или иной и них. Полемика должна быть основана на сопоставлении доводов, анализе законодательства и практики его применения. В необходимых случаях приводятся статистические данные, примеры правоприменительной практики и т.п. Примеры правоприменительной практики должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей.
Для обоснования своих суждений, выдвигаемых гипотез, решений различных вопросов могут приводится выводы, полученные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения либо цитирования работ с обязательной ссылкой в том и другом случае на источник.
Цитата не должна быть громоздкой, при цитировании следует ограничится смыслом цитирования – иллюстрация чужого мнения по спорному вопросу. Соответственно, цитировать нужно только то, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.
При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник.
Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.
Диссертация является прежде всего квалификационной работой, поэтому следует уделять серьезное внимание ее языку и стилю. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток. Именно языково-стилистическая культура диссертации позволяет лучше всего судить об общей культуре ее автора.
Качествами, определяющими культуру письменной научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте магистерской диссертации информации. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.
Стиль изложения должен быть литературным и научным, что предполагает использование принятых в юриспруденции специальных понятий и терминов. Предположения необходимо формулировать таким образом, чтобы исключалась возможность двусмысленного или неопределенного понимания и толкования описанной мысли. Недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами.
Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»).
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Из диссертационного исследования должно просматриваться умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Основная часть магистерской работы должна содержать данные, отражающие цель, задачи, существо, методику и основные результаты выполненной научно-исследовательской работы:
1) выбор направлений, целей и задач исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, разработку общей методики проведения научно-исследовательской работы .
2) теоретические и экспериментальные исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, их методы, обоснование необходимости проведения дополнительных работ (например, сбор эмпирической базы) .
3) анализ, обобщение и оценку результатов исследований, включающие оценку полноты решения поставленных задач, предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение в аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований.
При изложении материала основной части, структурные элементы (по согласованию с научным руководителем, параграфы или главы) должны заканчиваться промежуточными выводами.
Во избежание ошибок и лишней работы необходимо регулярно обращаться к научному руководителю для обсуждения всех возникающих вопросов, сомнений, предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения взглядов на тот или иной аспект исследуемой проблемы, аргументов в обосновании позиции и т.д.
5.1.6. Заключение как самостоятельная часть работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.
Заключение не должно повторять введение (в частности положения, выносимые на защиту), а должно содержать краткие выводы по материалам исследования, логически стройное изложение полученных итогов в их взаимосвязи с целью и задачами, сформулированными во введении, а также указания на выявленные тенденции, пути дальнейшего исследования проблемы.
В заключении не стоит просто перечислять, повторять или суммировать выводы, сформулированные в конце каждой главы (параграфа), а необходимо подытожить наиболее существенные результаты, полученные в ходе решения поставленных исследовательских задач.
Выводы должны отражать новизну, теоретическую и практическую ценность достигнутых результатов, а также обоснованность предложений и рекомендаций, которые приводятся в диссертации.
В заключении работы студент может акцентировать перспективность использованного подхода или практического решения . высказать рекомендации о путях его модификации . обосновать целесообразность применения тех или иных методов и методик . обозначить новые задачи в развитии исследованной проблемы.
В заключении должны быть представлены:
— общие выводы по каждому параграфу основной части .
— выявленные нормотворческие, правоприменительные и (или) научно-теоретические проблемы .
— предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике.
5.1.7. Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены во введении. В заключении магистерской диссертации должны содержаться основные результаты проведенного исследования, а также выводы и обобщения, сделанные автором на их основе (выявленные проблемы и варианты их решения). Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано, избегая обилия общих слов и бездоказательных утверждений.
5.1.8. Приложения включаютсяв магистерскую диссертацию длялучшего понимания и пояснения основной части. Приложения носят вспомогательный характер и на объем магистерской диссертации не влияют. Объ?м работы определяется количеством страниц, а последний лист в списке литературы есть последний лист магистерского исследования.
Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов магистранта.
Оформление приложений должно строго соответствовать действующим стандартам.
Приложения оформляют как продолжение магистерской диссертации. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной магистерской диссертации, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
Приложения помещают после библиографического списка и нумеруют в порядке их упоминания в тексте.