Сымон Будный (1530-1593) вошел в историю отечественной философской мысли как один из виднейших идеологов и деятелей периода Реформации. После школы он, как и Ф. Скорина, продолжил свое обучение в Краковском университете на факультете свободных искусств. По неуточненным данным, С. Будный учился и в Базельском университете на факультете теологии, где, вероятно, и перешел в протестанты.
В 1558 г. он становится проповедником протестантского сбора (общины) в Вильно. В 1560 г. его переводят пастором в Клецк, где он пишет знаменитый «Катехизис». В 1562 г. в Несвижской типографии, созданной при его активном участии, издает свой «Катехизис» (полное название — «Катехизис, то есть наука стародавняя христианская от святого письма, для простых людей языка рус-кого в вопросах и ответах собрана»). Это первая книга на старобелорусском языке, изданная на территории Беларуси. Здесь же, в Несвиже, печатается вторая его работа — «Оправдание грешного человека перед Богом» (также на старобелорусском языке). Это может служить подтверждением того, что по происхождению С. Будный — белорус (русин), а не поляк, как утверждают некоторые исследователи его творчества.
В эти же годы С. Будный вел активную переписку с московским православным богословом Артемием, который критиковал его за вольную трактовку Библии. Артемий в своем послании Будному выговаривал ему за рационализацию Священного Писания: «И паки о науце писал еси, як бы многи языки имети добро.
Раздел II
Но не в словеси, рече апостол, царство божие, но в силе добрых дел… Се бо обретаем многи научены во всех языцех напротив стоящих правые веры и в нечестия и хулы и различный ереси уклонившихся. И ничтоже ползова их многое учение. Наипаче бо таковии прельщают красноречием многим, сами прежде прельстившиеся… По чистоте бо ума когождо разумевает божественная тайноучение, а не человеческим наукам. Очищает же ся ум съхранением Христовых заповедей… Может богоистинное слово просветити и умудрити в благое правым сердцем без грамо-тикиа и риторикиа» [З.С. 118].
В 1553 г. Артемий был обвинен в ереси (отклонении от норм исповедуемой религии) и сослан на вечное заточение в Соловецкий монастырь. Тем не менее, Артемий обвиняет в ереси С. Будно-го. Обвиняли Будного в ереси в 1566 г.и соратники-кальвинисты.
С. Будный порывает с кальвинизмом (одно из протестантских учений, основанное французским проповедником Кальвином), переезжает в Заславль, в имение пана Гебовича, и сближается с ан-титринитариями, которые, обосновывая естественноисторическое происхождение Христа, отрицали Святую Троицу (единосущие Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа). С. Будный собрал 26 аргументов, доказывающих, на его взгляд, что Иисус Христос был простым человеком, рожденным от Марии и Иосифа.
В 1574 г. в Лоске (около Воложина) С. Будный издает Новый Завет с предисловием и комментариями, в которых он излагает свои новые философско-богословские взгляды. Здесь же, в Лоске, в 1576 г. он публикует свою работу «О главнейших положениях христианской веры», где с позиций рационализма критикует христианское учение о Троице, бессмертии души и вере в загробный мир.
В ответ на призыв Петра1 из Гонендза (1525—1573) к антитри-нитариям не занимать государственных постов С.Будный в 1585 г. пишет трактат «О светской власти». Петр из Гонендза считал, что антитринитарии, занимающие государственные посты, не имеют
1 Петр из Гонендза — выходец из крестьян. Окончил Краковский университет, затем учился в Италии, Швейцарии и Моравии, где увлекся ан-титринитаризмом. Выступал с крайне радикалистских позиций как в религиозной, так и в светской сферах.
Пе риод Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского морального права состоять членами церкви Божьей как общества праведных. Так как подобная точка зрения нашла многих сторонников в Великом княжестве Литовском, С.Будный аргументировано выступил против.
Однако философско-богословский радикализм Будного не нравился и самим антитринитариям. В 1584 г. его взгляды были осуждены, а он сам был исключен из общины. Правда, в 1588 г. на Синоде в Бресте С.Будный получает прощение и восстанавливается в протестантской общине антитринитариев. Умер С.Будный 13 января 1593 г. в местечке Вишнево (около Ошмян).
В целом все его творчество как богослова и философа осуждалось представителями и протестантизма, и православия, и католицизма. «Не дай Боже, чтобы кто-нибудь из верующих христиан был согласен с Будным», — писал известный католический проповедник Вуйек.
Современники-богословы ставили С. Будного вровень с такими известными деятелями Реформации, как Ян Гус и Мигель Сер-вет. Его сочинения знали не только в Великом княжестве Литовском, Польше, но и в Чехии, Германии, Швейцарии, Англии, России.
Не забыли С. Будного и в Беларуси. Его творчеству посвящены многочисленные монографии, а в 1982 г. в Несвиже мыслителю был открыт памятник.
Онтология С. Будного вытекает из его антитринитаризма. Отвергнув Троицу, С. Будный разрабатывает учение о Боге как Абсолюте. С. Будный не отрицает божественности Христа и Святого Духа, однако, на его взгляд, они не единосущны Богу-Отцу. В своем «Символе веры» автор доказывает, что Бог обладает вечностью, всемогуществом, неизменностью,нераздельностью, бесконечностью, тварным началом. Своей беспредельной мощью он сотворил из ничего и небеса, и землю, и моря, и ангелов, и людей, и животных. Сотворил весь мир Бог без помощи Сына, который Рожден от женщины, принадлежавшей к человеческому роду.
Христианское учение о Троице исходит из единой божественной сущности, которая выступает как внутриличностное отноше-
Раздел II
ние трех взаимосвязанных субстанций-ипостасей — Бога-Отца (безначального начала), Бога-сына (Логоса или Абсолютного смысла) и Бога-Святого Духа (животворящего начала). Эти три субстанции (ипостаси) обладают равновеликостью и нераздельностью, они единосущны. Несмотря на свою единосущность, каждый элемент Троицы имеет свой онтологический смысл: Бог-Отец — это предоснова чистого бытия, Бог-Сын (Христос) — Логос-Слово-Закон (понятийное оформление бытия), Бог-Святой Дух — творящее начало на основе синтеза чистого бытия и Логоса-Слова-Закона.
В творении мира, согласно христианской философии, участвуют единовременно три равнозначных субстанциональных начала, которые выполняют при этом свои особенные функции: Бытие Бога-Отца приобретает смысл благодаря Богу-Сыну (Логосу-Слову-Закону), творение же мира происходит с помощью Бога-Святого Духа.
С. Будный высказывал мысль, что учение о Троице могло возникнуть только в результате соединения философии и теологии. Первые христианские философы-апологеты Юстин, Аристид, Тер-туллиан, а затем и Августин Блаженный просто придумали эти три ипостаси Бога. Критикуя сторонников учения о Троице и их современных защитников, С. Будный отмечал, что в подлинном тексте Священного Писания нет ни одного места, где бы утверждалось что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — один Бог.
В полемике со своими противниками (как католиками, так и протестантами) он находит союзника в православии, считавшем, в отличие от католицизма и протестантизма, что Дух Святой исходит только от Бога-Отца, а не от Бога-Сына. Однако главным ар-. гументом в дискуссии для С. Будного являлась логика разума. В письме известному протестантскому теологу из Швейцарии Г. Буллингеру в 1563 г. он показал, что из католического и протестантского учения о Троице вытекает: Святой Дух является общим порождением Бога-Отца и Бога-Сына. Но Бог-Сын рожден не только от Бога-Отца, но и Бога-Святого Духа в силу их единосущ-ности. Поэтому учение о Троице логически несостоятельно.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
С. Будный считает, что несостоятельно оно и исторически, критикует те места Библии, в которых говорится о рождении Христа. Он отвергал в первую очередь божественное происхождение Христа, считал его лишь великим проповедником-пророком и высоконравственным человеком. С. Будный исключал, таким образом, Христа из надмирового начала, отвергал его как единое целое. Поэтому к нему неприменимо понятие Бога: «Бог один, которого никто никогда не видел. Христос есть Бог, поскольку он образ Бога. Но сей Бог есть истинный человек, состоящий из души и плоти, рожденный из Марии…» [4.С.69].
Не обладает самостоятельной сущностью и третья ипостась — Бог-Святой Дух. Это атрибут Бога, его творящая сила. Часть целого не может выступать как целое. С. Будный проводит аналогию Святого Духа и духа человеческого, зависящего от тела. Дух человека не может замещать самого человека. Если такое допустить, то дух человека перестает быть духом. Точно так же и Святой Дух. Он не может одновременно быть и Богом, и Духом.
Последовательно разрушив всю систему доказательств сторонников Троицы, С. Будный представил Бога безличным началом. Бог является предосновой бытия, дух — его атрибут, его творящая сила. Сторонники учения о Святой Троице выдвинули 10 доказательств, подтверждающих наличие Троицы. Опровергнув данные доказательства, С. Будный приводит 18 эпизодов из Библии, подтверждающих, по его мнению, что Бог в Библии — это Бог-Отец, а не Троица [12.С.120-126].
Однако С. Будный не соглашался и с эволюционистами, которые, исходя из понимания Бога как безличного начала, делали вывод о возникновении мира без божественного участия.
В целом, отталкиваясь от основополагающих в христианском мировоззрении идей провиденциализма и креационизма, С. Будный считает, что Бог не только создал мир, но и управляет им: «Бог милостивый не только вси речи створил, але створивши про-мышлением своем заховуеть, боронить, выховаеть, и всего чого потреба достаточне додаваеть. Той сам ест виною всех речей, ко-торие ся на свете деют. Той бо даеть дождь, сушу, ведро и неПОГО-^ах. 23 U 97
Раздел II
ду, урожай и голод, здоровье и хворобы. Без воли его ничто ся не деет. Естьли бы Той не держал, а премудростию своею не водил, не можно бы небу и земли и всей твари стояти» [1.С.117].
В целом же учение об Абсолюте подрывало изнутри и провиденциализм, и креационизм. Подвергнув философско-богослов-ской критике догмат Троицы, обосновав земное происхождение Христа, С. Будный заложил основу для самых радикальных философских выводов.
Гноселогия. Вера и разум. Диалектика. Рационалистический анализ Библии, предпринятый С. Будным, неминуемо выводил его на решение проблемы соотношения веры и разума. Рационализировав и натурализировав Библию, философ решительным образом отдает предпочтение разуму (в связке вера -разум). Только с помощью разума можно познать религиозные и мирские тайны. В этом взгляды С. Будного продолжают традиции Климента Смолятича и Кирилла Туровского по не буквальному прочтению библейских текстов. Существенным же отличием является ярко выраженный рационализм С. Будного. Если Климент Смолятич и Кирилл Туровский заявляли о своем праве на тщательное вникание в Священное Писание, то С. Будный уже приступает к его систематической рационалистической критике, цель которой — установление истины.
Важной составляющей рационалистического метода С. Будного является требование текстуального осмысления Библии. Не домыслы-аллегории, а строгий анализ текста позволит познать истину. Для этого необходимо однозначное понимание слов текста, закрепления за ним значения, адекватного самим предметам. О предметах надо судить не по их названиям, а выводить названия из их сущности.
Саму истину он представляет в классическом ее варианте — как знание, адекватное человеческому разуму и опыту. Поэтому истина достигается на основе большого фактического и исторического материала, что позволяет человеку постичь всеобъемлющую картину бытия. Такова первая особенность гносеологии С. Будного.
Пер иод Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Поскольку истина Священного Писания представлена в свернутом виде, то раскрыть ее можно только с помощью диалектического разума. В подтверждение своей мысли С. Будный приводит пример Христа и апостолов, в совершенстве владевших диалектикой познания мира.
Отсюда вытекает вторая особенность гносеологии С. Будного, которая заключается в ее диалектичности. Саму диалектику он представлял не как изобретение древних греков, а как природный дар. Диалектика — это и не софистика, которая часто ведет человека в гносеологические тупики. Диалектика — это и не схоластическая логика, слишком упрощающая мир и знание о нем. Люди должны остерегаться такого понимания диалектики, чтобы не быть обманутыми и не обманывать других. Только при правильном использовании диалектики она носит подлинный характер и помогает в постижении истины.
Третьей особенностью гносеологии С. Будного является ее натурализм, вытекающий из христологии, в которой обосновывается человеческая природа Христа. С. Будный натурализирует такое понятие, как загробный мир, библейские чудеса и др. Отвергая сверхъестественные ситуации, описанные в Библии, он призывает на помощь не только обыкновенный здравый смысл и факты, но и ссылается на данные науки того времени, стремится объяснить их как естественноприродные явления.
Для гносеологии С. Будного, наряду с рационализмом, натурализмом и диалектикой, характерен и такой (изначально философский) метод познания, как принцип сомнения. Это — четвертая особенность его гносеологии. Ничего, в том числе и Священное Писание, человек не должен принимать на веру. Подчеркивается необходимость испытания всего, с чем человек имеет дело, иначе заблуждения неизбежны. Человек волен и заблуждаться, и ошибаться. Однако это не преднамеренное искажение истины, не злая сила, а проявление интеллектуальной свободы, без которой процесс отыскания истины невозможен. Только тщательное испытание веры разумом и данными опыта является условием определения истины или ложности философско-богословских проблем.
Раздел I!
Такая рационалистическая позиция С. Будного подрывала господствующий в середине века схоластический метод философского мышления. Примечательно, что принцип сомнения С. Будный распространяет не только на теологическую проблематику, но и считает его полезным для естественнонаучного исследования, познания окружающего мира в целом.
С. Будный в этой связи отдает решительное предпочтение индивидуальному разуму, самопознанию человека. В этом Будный-философ берет верх над Будным-богословом. Он сам не претендует на абсолютную истину, но и другие не имеют такого права. Человек, утверждает мыслитель, должен освобождаться от власти авторитетов-схоластов. Он имеет право на свободное изложение своих взглядов, а в дискуссиях должен соблюдать по отношению к своим оппонентам толерантность (терпимость к чужим мнениям и верованиям).
В дискуссиях надо избегать страстей, так как они заглушают истину. С. Будный считает, что в дискуссиях могут участвовать все желающие: ученые и неученые, учителя и ученики, богатые и бедные. Он отмечал: там, где нет свободы обсуждений, нет свободы вообще. Взгляды С. Будного на сомнение как на важнейший методологический принцип познания, на роль индивидуального разума, защита права человека на интеллектуальную свободу были составной частью европейской философии эпохи Возрождения, а аналогичные идеи развивали в своих трудах такие известные европейские мыслители той эпохи, как Бейль, Монтень, Шаррон и другие, но и, опережая время, готовили рационализм Нового времени.
Учение о человеке и обществе. Взгляды С. Будного на человека и общество коррелируют с основными направлениями ре-нессансно-реформационного антропоцентризма, где человек является не просто объектом философствования, но и оказывается центральным звеном вселенского бытия.
Человек, по С. Будному, разумен, свят, праведен и самовластен. Ему как главной ценности на земле подчиняется живая и не-
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского живая природа. Однако, будучи по природе самовластным, человек впадает в фех. С. Будный разработал целое учение о путях избавления от греха. Он исходил из дуалистической (материальной и духовной одновременно), на его взгляд, природы человека. Человек состоит из двух частей — тела, впавшего в грех, и души. Если умирает тело, душа теряет свое индивидуально-личностное содержание. Реализовав себя в конкретном человеке при жизни, она навсегда перестает быть его душой после смерти. С. Будный не говорит, что с телом умирает и душа. Душа деиндивидуализиру-ется и уже ничего не знает ни о себе, ни об окружающем мире, не вмешивается больше в земные дела, не может переместиться в другое тело. Поэтому человек может преодолеть фех только праведной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей. Несмотря на свой первородный фех, он не должен терять веры в спасение. Учение о душе и теле, отрицавшее бессмертие индивидуальной души, было серьезным философским достижением мыслителя. Из единства души и тела, в котором она (душа) зависит от тела, является его атрибутом, а не самостоятельной субстанцией, позже вытекал европейский материализм.
С. Будный вел активный образ жизни, реагировал на общественно-политические события, происходившие в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Являясь сторонником и идеологом протестантской доктрины во взглядах на пути общественного развития, он выступал за право частной собственности. Причем ученый ратовал за равные возможности для всех сословий: и феодалов, и крестьян, и горожан. Добросовестный труд на основе частной собственности станет позднее доктринальной основой теории и практики становления западного общества, его экономического процветания.
С. Будный подчеркивал, что собственность должна доставаться справедливо: «Абы каждый маетность свою мел у моцы своей. А один у друга абы хитростью, здрадою, пеняньем и коем ли иным обычаем не брал» [1.С.56]. Мы сегодня убеждаемся в том, что, заложив в основание экономики нравственное начало, западное общество достигло высокого материального благосостояния людей. Не потеряло актуальности данное положение и в
Раздел II
современных условиях реформирования экономики нашей страны, ибо экономика, лишенная нравственных начал, как показывает история, лишает общество общецивилизованных форм его жизнедеятельности.
Оправдывая существующие формы феодальной зависимости, С. Будный требовал гуманного отношения хозяев к крестьянам. Он считал, что трудолюбивых и послушных крестьян надо поощрять свободой. Эти взгляды не разделяли такие известные в Великом княжестве Литовском антитринитарии, как ученик Петра из Гонендза Мартин Чаховиц и Якуб из Калиновки, проповедовавшие социальное равенство, общность имущества, упразднение крепостничества.
Эти взгляды С. Будного нашли поддержку у крестьян и ремесленников. На протестантском Синоде 1568 г. шляхте было указано: «Вы не имеете права есть хлеб, добытый потом ваших подданных, а сами должны трудиться. Вы не должны жить также в имениях, которые пожалованы вашим предкам за пролитие крови. Продавайте ваши имения и имущество и вырученные средства раздавайте бедным» [10.С.70 —71].
Во взглядах на общество С. Будный исходил из известного социального учения Платона, согласно которому каждое сословие должно заниматься своим делом. Отношения между сословиями, по мнению С. Будного, регулируются законом. Он выступал против самосуда, личной мести, которые считает величайшим грехом. Наказание преступников — прерогатива судов, правительства и государства.
Человек имеет также право на самооборону. Если при этом он убьет преступника, то такое действие не наказывается.
В целом С. Будный выступал против насилия в решении межгосударственных вопросов. Вместе с тем он считал, что войны, в которых защищается родина, — справедливы. Несправедливыми считаются те, в которых война ведется за чужие земли, ради удовлетворения притязаний правителей. Он выступал за мир между народами и социально-классовую гармонию в государстве. Идеи же, которые разрушают общество, необходимо рассматривать как богоправные.
Пе риОА Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Заслуживают внимания его взгляды на всемирную историю. Будный дает более высокую оценку культуре Восточно-Римской империи, чем Западно-Римской. Первая развивалась в лоне древнегреческой цивилизации, а вторая — в латинской.
Наиболее близкие С. Будному взгляды развивал Фауст Социн (1539-1604). Критикуя, как Мартин Чаховиц и Якуб из Калиновки, государственные учреждения, Ф. Социн положительно относился к вопросам частной собственности, считал необходимым участвовать в справедливых войнах. Его учение быстро обрело сторонников и в конце XVI в. он стал фактически главой анти-тринитариев в Великом княжестве Литовском. Главную цель они видят уже не в имущественном и социальном равенстве, а в устройстве личной и общественной жизни по законам христианской морали. Социниане считали, что людей церковь может объединить только на основе нравственных целей. Поэтому одной веры в искупительную жертву Христа, как всегда утверждали протестанты, мало. Нужны еще и добрые дела. Ф. Социн, как и С. Будный, рационализирует Священное Писание, выступает с идеей веротерпимости. Его взгляды оказали большое влияние на Джона Локка, английского философа Нового времени, которого современники называли социнианином.