X-PDF

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе Звуки (с), (ш) и буквы «С», «Ш» + презентация

Поделиться статьей

Технологическаякарта  логопедического занятия.

 

Ф.И.О.

учителя-логопеда

 Пентюхова Лариса Николаевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

1  класс

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня

Тема занятия

Звуки (с), (ш) и буквы «С», «Ш»

Тип занятия

«Открытие нового знания»

Занятие в системе образовательных мероприятий

Тема занятия включена в раздел «Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися первых классов с ОНР и НВОНР. На изучение темы отведено 3 часа, данное занятие является первым.

Продолжительность занятия

40 мин

Используемые педагогические технологии

  • Технология системно — деятельностного подхода.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровые технологии.

Цель занятия

Деятельностная цель — формирование  у обучающихся умений реализации новых способов деятельности, учить различать звуки (с-ш) и буквы «С-Ш» в словах, словосочетаниях, предложениях и правильно обозначать их на письме. Содержательная цель – расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи занятия

Образовательные:

·         Закреплять навыки дифференциации звуков (с-ш) по артикуляционно-акустическим признакам;

·         Закреплять зрительный образ букв «С-Ш».

Коррекционно-развивающие:

·         продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание;

·         закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

·         закреплять навыки словообразования и словоизменения;

·         закреплять навыки работы с деформированными предложениями;

·         продолжать обогащать словарный запас;

·         продолжать развивать навыки самоконтроля;

·         продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.

Воспитательные:

·         развивать положительную учебную мотивацию;

·         воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Уметь различать звуки (с-ш) и буквы «С-Ш» в словах, словосочетаниях, предложениях; правильно обозначать буквы «С-Ш» на письме.

Познавательные УУД:

развивать умение находить и структурировать информацию; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать.

Регулятивные УУД:

осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Коммуникативные УУД:

– готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Ресурсы урока

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии», Кукушкина В.С. «Логопедия в школе», Черешникова Г.С. «Логопедические занятия в школе».

Оборудование

Таблица «Звуки-буквы», карточки с изображением стрелок, карточки со словами, мяч, мультимедийное оборудование, тетради, ручки, зеркала.

 

Этап

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации к учебной деятельности.

— создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 мин

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начнём наше занятие. Дополните предложение:

— На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё… (видят).

-Уши внимательно слушают и всё… (слышат),

Руки не мешают, а …(делают), а голова… (думает).

— Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу.

— Сели. Положили руки перед собой. Внимательно смотрим на меня.

Здороваются с логопедом. Улыбаются друг другу, логопеду. Садятся за парты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

II. Этап Актуализации знаний

актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания)

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5мин

— Ребята, угадайте, про кого я говорю: забавные круглые герои мультфильма, напоминающие различных животных. (Смешарики)

— Назовите первый звук в слове «Смешарики» (С).

-Теперь четвёртый? (Ш) (Прописывают буквы в воздухе)

— Посчитайте сколько слогов в слове «Смешарики» (4 слога).

Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?

Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? (таблица звуки-буквы)

-Какой буквой обозначаем звуки (С), (Ш)?

-Пропишем в воздухе указательным пальцем руки букву «ЭС», а теперь «ША».

 

Отвечают на вопросы; прописывают буквы в воздухе.

 

 

 

Личностные УУД: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.

 

Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения.

 

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль

 

Личностные УУД: развитие познавательного интереса к обучению.

 

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

III. Этап Выявления места и причины затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Шифровальщики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Распутай слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки (с-ш) и буквы «ЭС», «ША» в словах, словосочетаниях, предложениях.

Чтобы всему этому научиться нужно быть внимательным, активным и старательным.

— К нам пришла гостья. Это героиня мультфильма про «Смешариков». В её имени два слога, второй «ША». Догадайтесь, кто это?

Обожает звать гостей,

Без ума от сладостей,

Комплименты любит слушать

Догадались? Это… (Нюша).

— Нюша  хочет с вами поиграть и приготовила для вас интересные задания.

-Посмотрите на экран, Нюша приветствует вас.

Смотрят на экран, отвечают

Личностные УУД: проявлять познавательную инициативу.

 

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование).

 

Познавательные УУД: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи.

выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства — алгоритмы, модели.

— усвоение нового способа действия;

— выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

— создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

— способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

25 мин

— Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков. Если вы правильно назовёте признак, на экране появится картинка, которая подтвердит ваш ответ. Отвечать нужно по плану:

ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЗУБОВ, ЯЗЫКА, ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ

(даются звуки (С), (Ш)).

— А теперь давайте характеристику звукам-С-Ш-.

— Сейчас поиграем в игру «Шифровальщики». Научим Нюшу зашифровывать слова. Возьмите карточки со стрелками. Я буду называть слова: если услышите звук (С)- покажите карточку со стрелкой – вниз, если звук (Ш)- карточку со стрелкой – вверх.

— Ребята, напомните, почему, если слышим звук (С), нужно показывать карточку со стрелкой вниз, а когда (Ш)- вверх?

Слова: Москва, мошка, уши, усы, солнышко, узелок, пушистый, автобус, карандаш, железный, пассажир, водолазы, шестой, космонавт, машинист.

— Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки? (Не было звуков с-ш).

— Нюша написала слова, которые обозначают её любимые предметы. Но слоги в этих словах перепутаны. Чтобы узнать, что нравится Нюше, прочитайте слова, переставляя слоги. На экране по порядку появляются слова с перепутанными слогами: ра-аст, тус-как, дыш-лан, ро-ка-маш, тан-каш, ка-кув-шин.

-Так что больше всего любит Нюша? Ребята, посмотрите на слова и назовите лишнее слово. Почему? 

Кто знает и видел дерево каштан? Кто не знаком с этим деревом, посмотрите картинку с изображением каштана. Каштаны растут в южных районах нашей страны.

-Ребята, кто знает, как называются плоды этого дерева?

-Плоды дерева имеют то же название — каштаны.

-Посмотрите на картинку, где изображены плоды дерева. Люди употребляют каштаны в пищу. Готовят с каштанами разнообразные блюда.

Отвечают на вопросы, выполняют задания. Читают слова, переставляя слоги «по цепочке». Рассматривают картину.

Личностные УУД: развивать учебную активность.

Познавательные УУД: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту. Развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей. Коммуникативные УУД: участвовать в учебном сотрудничестве. Уметь оформлять свои мысли в устной речи. Слушать товарища и высказывать своё предположение.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей.

Учебно-познавательные УУД: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия.

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

— Сейчас, как обычно, вспоминаем  о наших незаменимых помощниках-пальцах. Приготовим руки к письму. «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников.

Дидактическая игра «Вставь буквы»

— Теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число.

— Ребята посмотрите на экран. Нюша написала слова, объясните, что она сделала  не так?

На экране слова с пропущенными буквами:  слон, груша, мост, шарик, компас, мышка, карандаш, капуста.

-Прочитайте слова, заменяя пропуски на буквы. Одна группа ребят спишут слова в тетрадь,   вторая группа будет работать на карточках, вставляя буквы в места пропусков.

На экране слова со вставленными буквами.

-Прочитайте слова, которые вы записали. Поменяйтесь тетрадями  и сверьте записи друг друга с экраном.

Открывают тетради, записывают число. Смотрят на экран. Читают слова «по цепочке». Выполняют задание. Проверяют записи друг друга.

 

Познавательные УУД: уметь правильно обозначать буквы на письме. Проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения.

V. Этап

Физминутка

формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

 

— Ребята, давайте встанем из-за парт, немного отдохнём и разомнёмся.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна!

Дети выполняют упражнения. Массаж биологически активных зон «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний).

Регулятивные УУД: развивать саморегуляцию.

Личностные УУД: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья.

 

VI. Этап закрепление.

Дидактическая игра с мячом «Угощения для Нюши».

Дидактическая игра «Составь предложение».

 

Нюша большая сладкоежка. Давайте встанем в круг. Я буду кидать вам мяч и говорить слова, вы составите словосочетание и кинете мяч обратно. Например: сок, вишня — вишнёвый сок;

Слова: джем, слива — сливовый джем; торт, шоколад – шоколадный торт; варенье, абрикос-абрикосовое варенье; пастила, смородина- смородиновая пастила; морс, брусника-брусничный морс; печенье, кокос-кокосовое печенье; йогурт, ананас-ананасовый йогурт; компот, черешня-черешневый компот.

-Садитесь за парты. Пока мы готовили угощения, Нюша написала предложения, но слова в них перепутала. На экране появляются слова: пшено, Саша, насыпал, в, кормушку. Ребята, прочитайте слова. Составьте предложение из слов. На партах лежат конверты, возьмите их. Прочитайте слова, которые там находятся. Составьте из слов предложение. Прочитайте составленные предложения и выберите самое лучшее. Ребята, напомните правило написания предложений?

Запишите предложение в тетрадь. Проверьте. Букву «Эс» закрасьте синим карандашом, букву «ША»- зелёным.

Дети ловят мяч и составляют словосочетания и бросают его обратно. Садятся за парты. Читают слова. Берут конверты, достают слова и читают их. Составляют предложения. Читают предложения, выбирают лучшее. Отвечают на вопрос. Записывают предложение. Проверяют. Закрашивают буквы.

Познавательные УУД: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов, построения распространённых предложений.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Регулятивные УУД: самоконтроль за выполнением действий, их правильностью.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом. Уметь полно и точно выражать свои мысли.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

— формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

— формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

 — Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Нюше понравилось,  как вы работали на занятии.

— Чему мы сегодня учились на занятии?

-Какой буквой обозначается звук (С)?

-Какой буквой обозначается звук (Ш)?

— Какие задания вам понравились?

— Какие задания у вас вызвали затруднения?

Оцените свою работу с помощью «Солнышко», «Тучка», «Солнышко из-за тучки» на полях тетради.

-Ребята напомните, что обозначает «Солнышко», «Тучка», «Солнышко из-за тучки».

— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Я и Нюша прощаемся с вами и ждём новых встреч. На экране появляется Нюша и слова «Молодцы! До новых встреч!»

Ответы обучающихся. Дети рисуют «Солнышко», «Тучку», «Солнышко из-за тучки». Прощаются, уходят.

 

 

Личностные УУД:

выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные УУД: закреплять навыки рефлексии.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Логопедическое

    1 слайд

    Логопедическое занятие
    в 1 классе
    Звуки [с], [ш] и буквы «с», «ш»
    Подготовила : учитель-логопед
    I квалификационной категории, МБОУ Глазуновская СОШ,
    Пентюхова Л.Н.

  • title=

    2 слайд

  • Тема

    3 слайд

    Тема занятия:
    Звуки [с], [ш] и буквы «с», «ш»

  • title=

    4 слайд

  • title=

    5 слайд

  • ра-астастратус-каккактусдыш-ланландышро-ка-машромашкатан-кашкаштанка-кув-шинк...

    6 слайд

    ра-аст
    астра
    тус-как
    кактус
    дыш-лан
    ландыш
    ро-ка-маш
    ромашка
    тан-каш
    каштан
    ка-кув-шин
    кувшинка

  • title=

    7 слайд

  • Вставьте

    8 слайд

    Вставьте пропущенные буквы
    с или ш
    …лон гру…а

    мо…т …арик

    компа… мы…ка

    каранда… капу…та

  • слон

    9 слайд

    слон груша

    мост шарик

    компас мышка

    карандаш капуста

  • пшено,

    10 слайд

    пшено, Саша, насыпал, в, кормушку.
    Саша насыпал в кормушку пшено.

  • Молодцы

    11 слайд

    Молодцы !
    До новых встреч !


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет