Технологическаякарта логопедического занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Пентюхова Лариса Николаевна |
||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
1 класс Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня |
||
Тема занятия |
Звуки (с), (ш) и буквы «С», «Ш» |
||
Тип занятия |
«Открытие нового знания» |
||
Занятие в системе образовательных мероприятий |
Тема занятия включена в раздел «Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися первых классов с ОНР и НВОНР. На изучение темы отведено 3 часа, данное занятие является первым. |
||
Продолжительность занятия |
40 мин |
||
Используемые педагогические технологии |
|
||
Цель занятия |
Деятельностная цель — формирование у обучающихся умений реализации новых способов деятельности, учить различать звуки (с-ш) и буквы «С-Ш» в словах, словосочетаниях, предложениях и правильно обозначать их на письме. Содержательная цель – расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. |
||
Задачи занятия |
Образовательные: · Закреплять навыки дифференциации звуков (с-ш) по артикуляционно-акустическим признакам; · Закреплять зрительный образ букв «С-Ш». Коррекционно-развивающие: · продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание; · закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза; · закреплять навыки словообразования и словоизменения; · закреплять навыки работы с деформированными предложениями; · продолжать обогащать словарный запас; · продолжать развивать навыки самоконтроля; · продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия. Воспитательные: · развивать положительную учебную мотивацию; · воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
|
||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
Уметь различать звуки (с-ш) и буквы «С-Ш» в словах, словосочетаниях, предложениях; правильно обозначать буквы «С-Ш» на письме.
|
Познавательные УУД: развивать умение находить и структурировать информацию; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Коммуникативные УУД: – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|
Ресурсы урока |
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии», Кукушкина В.С. «Логопедия в школе», Черешникова Г.С. «Логопедические занятия в школе». |
||
Оборудование |
Таблица «Звуки-буквы», карточки с изображением стрелок, карточки со словами, мяч, мультимедийное оборудование, тетради, ручки, зеркала. |
Этап |
Длительность этапа |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||
I Этап Мотивации к учебной деятельности. |
— создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; — формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||||||
2 мин |
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начнём наше занятие. Дополните предложение: — На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё… (видят). -Уши внимательно слушают и всё… (слышат), Руки не мешают, а …(делают), а голова… (думает). — Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. — Сели. Положили руки перед собой. Внимательно смотрим на меня. |
Здороваются с логопедом. Улыбаются друг другу, логопеду. Садятся за парты.
|
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной форме; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; |
||||||
II. Этап Актуализации знаний |
— актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания) |
||||||||
Длительность этапа |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||
5мин |
— Ребята, угадайте, про кого я говорю: забавные круглые герои мультфильма, напоминающие различных животных. (Смешарики) — Назовите первый звук в слове «Смешарики» (С). -Теперь четвёртый? (Ш) (Прописывают буквы в воздухе) — Посчитайте сколько слогов в слове «Смешарики» (4 слога). Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? (таблица звуки-буквы) -Какой буквой обозначаем звуки (С), (Ш)? -Пропишем в воздухе указательным пальцем руки букву «ЭС», а теперь «ША». |
Отвечают на вопросы; прописывают буквы в воздухе.
|
Личностные УУД: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.
Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль
Личностные УУД: развитие познавательного интереса к обучению.
Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.
|
||||||
III. Этап Выявления места и причины затруднений
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения:
Дидактическая игра «Шифровальщики»
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990
Дидактическая игра «Распутай слова»
|
— осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. — фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения |
||||||||
Длительность этапа |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||
3 мин |
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки (с-ш) и буквы «ЭС», «ША» в словах, словосочетаниях, предложениях. Чтобы всему этому научиться нужно быть внимательным, активным и старательным. — К нам пришла гостья. Это героиня мультфильма про «Смешариков». В её имени два слога, второй «ША». Догадайтесь, кто это? Обожает звать гостей, Без ума от сладостей, Комплименты любит слушать Догадались? Это… (Нюша). — Нюша хочет с вами поиграть и приготовила для вас интересные задания. -Посмотрите на экран, Нюша приветствует вас. |
Смотрят на экран, отвечают |
Личностные УУД: проявлять познавательную инициативу.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование).
Познавательные УУД: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи. |
||||||
—выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства — алгоритмы, модели. — усвоение нового способа действия; — выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; — создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля — способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
|||||||||
25 мин |
— Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков. Если вы правильно назовёте признак, на экране появится картинка, которая подтвердит ваш ответ. Отвечать нужно по плану: ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЗУБОВ, ЯЗЫКА, ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ (даются звуки (С), (Ш)). — А теперь давайте характеристику звукам-С-Ш-. — Сейчас поиграем в игру «Шифровальщики». Научим Нюшу зашифровывать слова. Возьмите карточки со стрелками. Я буду называть слова: если услышите звук (С)- покажите карточку со стрелкой – вниз, если звук (Ш)- карточку со стрелкой – вверх. — Ребята, напомните, почему, если слышим звук (С), нужно показывать карточку со стрелкой вниз, а когда (Ш)- вверх? Слова: Москва, мошка, уши, усы, солнышко, узелок, пушистый, автобус, карандаш, железный, пассажир, водолазы, шестой, космонавт, машинист. — Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки? (Не было звуков с-ш). — Нюша написала слова, которые обозначают её любимые предметы. Но слоги в этих словах перепутаны. Чтобы узнать, что нравится Нюше, прочитайте слова, переставляя слоги. На экране по порядку появляются слова с перепутанными слогами: ра-аст, тус-как, дыш-лан, ро-ка-маш, тан-каш, ка-кув-шин. -Так что больше всего любит Нюша? Ребята, посмотрите на слова и назовите лишнее слово. Почему? — Кто знает и видел дерево каштан? Кто не знаком с этим деревом, посмотрите картинку с изображением каштана. Каштаны растут в южных районах нашей страны. -Ребята, кто знает, как называются плоды этого дерева? -Плоды дерева имеют то же название — каштаны. -Посмотрите на картинку, где изображены плоды дерева. Люди употребляют каштаны в пищу. Готовят с каштанами разнообразные блюда. |
Отвечают на вопросы, выполняют задания. Читают слова, переставляя слоги «по цепочке». Рассматривают картину. |
Личностные УУД: развивать учебную активность. Познавательные УУД: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту. Развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей. Коммуникативные УУД: участвовать в учебном сотрудничестве. Уметь оформлять свои мысли в устной речи. Слушать товарища и высказывать своё предположение. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей. Учебно-познавательные УУД: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия. |
||||||
Пальчиковая гимнастика
|
|
— Сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках-пальцах. Приготовим руки к письму. «Помощники» Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить). Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу). Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого). И большую поварешку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой). Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого). Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить). |
Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения. Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников. |
|||||
Дидактическая игра «Вставь буквы» |
— Теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число. — Ребята посмотрите на экран. Нюша написала слова, объясните, что она сделала не так? На экране слова с пропущенными буквами: слон, груша, мост, шарик, компас, мышка, карандаш, капуста. -Прочитайте слова, заменяя пропуски на буквы. Одна группа ребят спишут слова в тетрадь, вторая группа будет работать на карточках, вставляя буквы в места пропусков. На экране слова со вставленными буквами. -Прочитайте слова, которые вы записали. Поменяйтесь тетрадями и сверьте записи друг друга с экраном. |
Открывают тетради, записывают число. Смотрят на экран. Читают слова «по цепочке». Выполняют задание. Проверяют записи друг друга.
|
Познавательные УУД: уметь правильно обозначать буквы на письме. Проявлять познавательную инициативу. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения. |
||||||
V. Этап Физминутка |
— формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||||||
Длительность этапа |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||
2 мин
|
— Ребята, давайте встанем из-за парт, немного отдохнём и разомнёмся. Чтобы горло не болело, мы его погладим смело Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! |
Дети выполняют упражнения. Массаж биологически активных зон «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний). |
Регулятивные УУД: развивать саморегуляцию. Личностные УУД: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья.
|
||||||
VI. Этап закрепление. Дидактическая игра с мячом «Угощения для Нюши». Дидактическая игра «Составь предложение». |
|
Нюша большая сладкоежка. Давайте встанем в круг. Я буду кидать вам мяч и говорить слова, вы составите словосочетание и кинете мяч обратно. Например: сок, вишня — вишнёвый сок; Слова: джем, слива — сливовый джем; торт, шоколад – шоколадный торт; варенье, абрикос-абрикосовое варенье; пастила, смородина- смородиновая пастила; морс, брусника-брусничный морс; печенье, кокос-кокосовое печенье; йогурт, ананас-ананасовый йогурт; компот, черешня-черешневый компот. -Садитесь за парты. Пока мы готовили угощения, Нюша написала предложения, но слова в них перепутала. На экране появляются слова: пшено, Саша, насыпал, в, кормушку. Ребята, прочитайте слова. Составьте предложение из слов. На партах лежат конверты, возьмите их. Прочитайте слова, которые там находятся. Составьте из слов предложение. Прочитайте составленные предложения и выберите самое лучшее. Ребята, напомните правило написания предложений? Запишите предложение в тетрадь. Проверьте. Букву «Эс» закрасьте синим карандашом, букву «ША»- зелёным. |
Дети ловят мяч и составляют словосочетания и бросают его обратно. Садятся за парты. Читают слова. Берут конверты, достают слова и читают их. Составляют предложения. Читают предложения, выбирают лучшее. Отвечают на вопрос. Записывают предложение. Проверяют. Закрашивают буквы. |
Познавательные УУД: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов, построения распространённых предложений. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий. Регулятивные УУД: самоконтроль за выполнением действий, их правильностью. Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом. Уметь полно и точно выражать свои мысли. |
|||||
VII. Рефлексивно-оценочный этап |
— формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
||||||||
Длительность этапа |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||
3 мин |
— Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Нюше понравилось, как вы работали на занятии. — Чему мы сегодня учились на занятии? -Какой буквой обозначается звук (С)? -Какой буквой обозначается звук (Ш)? — Какие задания вам понравились? — Какие задания у вас вызвали затруднения? Оцените свою работу с помощью «Солнышко», «Тучка», «Солнышко из-за тучки» на полях тетради. -Ребята напомните, что обозначает «Солнышко», «Тучка», «Солнышко из-за тучки». — Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Я и Нюша прощаемся с вами и ждём новых встреч. На экране появляется Нюша и слова «Молодцы! До новых встреч!» |
Ответы обучающихся. Дети рисуют «Солнышко», «Тучку», «Солнышко из-за тучки». Прощаются, уходят.
|
Личностные УУД: —выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: — уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: закреплять навыки рефлексии. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Логопедическое занятие
в 1 классе
Звуки [с], [ш] и буквы «с», «ш»
Подготовила : учитель-логопед
I квалификационной категории, МБОУ Глазуновская СОШ,
Пентюхова Л.Н. -
2 слайд
-
3 слайд
Тема занятия:
Звуки [с], [ш] и буквы «с», «ш» -
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
ра-аст
астра
тус-как
кактус
дыш-лан
ландыш
ро-ка-маш
ромашка
тан-каш
каштан
ка-кув-шин
кувшинка -
7 слайд
-
8 слайд
Вставьте пропущенные буквы
с или ш
…лон гру…амо…т …арик
компа… мы…ка
каранда… капу…та
-
9 слайд
слон груша
мост шарик
компас мышка
карандаш капуста
-
10 слайд
пшено, Саша, насыпал, в, кормушку.
Саша насыпал в кормушку пшено. -
11 слайд
Молодцы !
До новых встреч !
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)