X-PDF

Технологическая карта урока. 5 класс. Искусство Гжели

Поделиться статьей

Самоанализ открытого урокаизобразительного искусства,

проводимого в 5 классе

Учитель – Гаибьянова Альбина Альбертовна

 

1. Характеристика класса

Урок проведен в 5классе. В классе 14 обучающихся 11-12 лет.

Это самый благодатныйвозраст, дети уже многое умеют, но еще не теряют интерес к искусству в силуизменений ведущей деятельности с познавательной на коммуникативную. Занимаютсяизобразительным искусством пятый год, класс среднего уровня, мотивированный, естьсильные лидеры, проявляющих интерес к предмету.

 

2.   Тема урока: «Искусство Гжели».

         Урок был про­ве­дёнпо про­грам­ме Б. Немен­ско­го «Изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство и ху­до­же­ствен­ныйтруд». Дан­ная про­грам­ма яв­ля­ет­ся це­лост­ным ин­те­гри­ро­ван­ным кур­сом,поз­во­ля­ю­щим обес­пе­чить проч­ные эмо­ци­о­наль­ные кон­так­ты с ис­кус­ствомна каж­дом этапе обу­че­ния. (Это 2-й урок по разделу «Связь времён в народномискусстве»).

         При пла­ни­ро­ва­нии урокая ис­хо­ди­ла из об­ще­об­ра­зо­ва­тель­но­го ми­ни­му­ма, по­это­му за­да­нияпред­ло­жен­ные на уроке, до­ступ­ны для всех уча­щих­ся.

Урок продолжает циклуроков   «Связь времен в народном искусстве». Темы очень интересны  ребятам,они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто,логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основеэлементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владееткистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.

3.    Цели урока:

 

-по содержанию: знатьоб искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы:освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах бытаиз элементов гжельской росписи..

                   Предполагаемые результатыобучения:

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимостьэмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основытворчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданиюхудожественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров иработ учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные:

Принимают познавательную цель и сохраняют её привыполнении учебных действий

Определяютпоследовательность работы над упражнениями

Умеют работать попредложенной учителем последовательности и самостоятельно

Анализируютсобственную деятельность на уроке

Познавательные:

Осуществляютанализ объекта с выделением существенных и несущественных признаковОсуществляют анализ росписи изделий из Гжели, выделяют основные особенности

Осуществляют поискнеобходимой информации в учебниках.

Коммуникативные:

Умеютформулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изученияособенностей гжельской керамики

Умеют выслушиватьчужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения

 

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивыгжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи..

Использовались здо­ро­вье­с­бе­ре­га­ю­щиетехнологии – со­хра­нение здо­ро­вья детей путём че­ре­до­ва­ния труда и ак­тив­но­гоот­ды­ха, была проведена физминутка и гимнастика для рук.

 

Ис­поль­зо­ва­ла  ин­тер­ак­тив­ныесредства обу­че­ния, т. к. они  по­вы­ша­ют ин­те­рес к пред­ме­ту, по­вы­ша­ютпо­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность уча­щих­ся.

Все этапы проведённогомной урока вза­и­мо­свя­за­ны между собой и плав­но пе­ре­хо­дят друг вдруга.

 

 Замысел урока:

Содержанием учебногоматериала я взяла гораздо шире, чем просто знакомство с народным промыслом–Гжелью. Идеей урока было не только привлечь внимание учащихся к красотенародных промыслов, показать как трудолюбие и талант мастеров одухотворяет мирнеживой природы, мир вещей в нашем доме, делая его радостным и красивым,освоить простейшие элементы росписи гжели,      но попытаться показатьмеханизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениямнародных мастеров и к  собственной деятельности, приоткрыть перед учащимисядверь в мир творчества и волшебной сказки через практическую работу.

         Стараюсьочень условно обозначить тему и цели урока, чтобы они сами дошли до понимания,что нам нужно изучить и зачем. (Большинство детей слушает, но не слышит, илинет готовности к этому знанию, поэтому подвожу к нему постепенно.)  

        В ходе урока использовались следующие методы обучения и формыпознавательной деятельности учителя: беседа, демонстрация презентаций иобсуждение их содержания, показ мотивов и приемов гжельской росписи. Большуюроль в уроке играет показ учителем приемов работы гуашью, отработка элементовгжельской росписи. Была организована  выставка работ.

 

4.    Тип урока — Урок комплексного использованиязнаний

Развитиехудожественного вкуса осуществлялось путем демонстрации различных изображений –работ художников и рисунков, разнообразной посуды мастеров Гжели. Развитиевоображения и фантазии путем создания учащимися своего образа волшебного узорадля  украшения.

 

Главный этап урока -выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошомотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то,чтобы образ сформировался, (но несколько учащихся испытывали затруднения ввыполнении упражнений, была оказана индивидуальная поддержка,)

         Во времяпрак­ти­че­ской ра­бо­ты для со­зда­ния эс­ки­за гжель­ской рос­пи­си ре­бя­таучат­ся овла­де­вать сле­ду­ю­щи­ми опе­ра­ци­я­ми: поль­зо­вать­ся ос­нов­ны­миэле­мен­та­ми рос­пи­си, опре­де­лять ве­ли­чи­ну и рас­по­ло­же­ние изоб­ра­же­нияв за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра листа бу­ма­ги, ис­поль­зо­вать сред­ства ху­до­же­ствен­нойвы­ра­зи­тель­но­сти в де­ко­ра­тив­ном оформ­ле­нии ком­по­зи­ции.

 

 

5.    Один из наиболее успешнымэтапом урока я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошоподготовились, показали знание декоративно прикладного искусства, а такжепрактическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждогоребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне.  

         Вурок ненавязчиво был включен литературный и музыкальный ряд Замечательным фономбыл музыкальный ряд  (Русская этническая музыка,-песня Надежды Филатовой«Незабудковая гжель» )

 

6.    Успешность достижения цели урока была определенасложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и учащихся, увлеченностьюучащихся содержанием учебного материала. (Ребята были активны. Работалисобранно.)

 

7.    Поставленные задачи мноюбыли выполнены. С упражнениями справились.  Ребята нарисовали  элементыГжельской росписи. (но им захотелось большего – вписать их в композицию, а наэто недостаточно времени урока.)

 

Работалис удовольствием, вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, чтоони могут больше. Результаты увидели

Рефлексию  провели,   оценили себя .

 

(С трудом ребята отрываются от работы, только входят  во вкус и нужнозаканчивать. Конечно время отводится на занятие всего 45 минут.)

 

9. На уроке сложиласьатмосфера сотрудничества между мной и учениками.  На итоговом этапе учащиесяразвивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельностиодноклассников, выполнивших наиболее интересные работы. (Урок закончили созвонком.)

Результативность:организована выставка работ. Ребята ушли с урока с радостнымнастроением, довольные своими работами.

 

Я удо­вле­тво­ре­напро­ве­ден­ным уро­ком.    Но мне есть еще над чем ра­бо­тать.

Кредо моего урокаможно опре­де­лить сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми:

«Рас­ска­жешь  мне- и я за­бу­ду, по­ка­жи мне — и я за­пом­ню, во­вле­ки меня и я пойму!». Фор­ми­ро­ва­ние твор­че­ских спо­соб­но­стейна уроке изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства — это глав­ная цель моей ра­бо­ты.

 

 

 

 

Технологическаякарта урока

 

ИЗО 5 класс (по программе Неменского Б. М.)

Связь времён в народном искусстве

Тема урока

Искусство Гжели

Тип урока

Комбинированный: изучение нового материала, постановка и решение учебной задачи (практикум)

Цель деятельности педагога

-по содержанию: узнать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;

-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Задачи

Образовательные:

Побудить учащихся к исследованию основных особенностей изделий гжельских мастеров

Познакомить учащихся с историей возникновения гжельской керамики, с понятиями «керамика», «майолика», «фарфор», «фаянс»

Познакомить учащихся с особенностями и приёмами выполнения декоративной росписи

Развивающие:

Развивать наблюдательность, эстетический вкус, терпение и аккуратность в работе

Воспитательные:

Воспитывать позитивно-ценностное отношение к народному творчеству

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомятся:

С историей возникновения гжельской керамики

С понятиями «керамика», «майолика», «фарфор», «фаянс»

С особенностями росписи

С приёмами росписи гжельской керамики

Научатся:

Отличать гжельскую керамику от других видов народных промыслов

Выполнять упражнения по росписи «гжель»

Планируемые результаты (предметные)

Получат возможность научиться: Совершенствовать навыки работы с красками.

Регулятивные:

Принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий

Определяют последовательность работы над упражнениями

Умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно

Анализируют собственную деятельность на уроке

Познавательные:

Осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Осуществляют анализ росписи изделий из Гжели, выделяют основные особенности

Осуществляют поиск необходимой информации в учебной и художественной литературе, интернет-источниках

Коммуникативные:

Умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей гжельской керамики

Умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения

Развивают самостоятельность в поиске решения изобразительных задач

Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к русским  народным промыслам.

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народному искусству.

 

Решаемые учебные проблемы

Восполнение недостающих знаний

Выявление основных особенностей формы и росписи изделий гжельских мастеров

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский,  практический

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия, изучаемые на уроке

Народный промысел; особенности формы и росписи гжельских мастеров; керамика, майолика, фарфор, фаянс

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Гжель»

Наглядно-демонстрационный материал

Зрительный ряд:

Презентация «Гжель»

Таблица с элементами гжельской росписи

Изделия гжельских мастеров ( статуэтки)

Шаблоны с разными видами изделий

Оборудование

Материалы и инструменты, ТСО:

Для учителя

Проектор, компьютер, доска, бумага формата А3, акварель или гуашь, кисти, ватные палочки, палитра.

Для учащихся

бумага белая формата А4, акварель или гуашь, кисти, ватные палочки, палитра

Образовательные ресурсы

1.     Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.

2.     Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Сказочная гжель. Учебное пособие. М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)

Образовательные интернет-ресурсы

1.     Славянские росписи. Гжель. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/gzhel.html

2.     Гжель. Википедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гжель

3.     Гжель. Технология росписи. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://art66.ru/razdel/573

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯСТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Время

1

Организационный момент

1 мин.

2

Мотивационная часть

5 мин.

3

Освоение нового:

Теоретическая часть

Практическая часть

29 мин.

14 мин.

20 мин

4

Рефлексия.

4 мин.

5

Домашнее задание

1 мин.

 

Итого:

45 мин.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационный момент

Приветствие.  Проверка готовности к уроку. Контроль отсутствующих.

УУД:     Регулятивные: Организуют своё рабочее место

2.      Мотивация, актуализация знаний

УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют учебную цель; формулируют проблему

Регулятивные: устанавливают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей народных промыслов; умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения.

Личностные: эстетическое развитие посредством формирования особого позитивно-ценностного отношения к народным промыслам, мотивация к учебной деятельности.

     — Ребята, а над какой темой мы работали  на прошлом уроке?  (Древние образы в народных игрушках).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 —Мы познакомились с понятием «Народные промыслы». Скажите, пожалуйста, что мы называем народным промыслом, каковы его отличительные особенности?

(Отвечают на вопросы учителя:

— Народный промысел – это широкий спектр народных изделий, изготавливаемых при помощи подручных материалов.

-Эти изделия изготавливаются в большом количестве и составляют дополнительный источник дохода.

-Народным промыслом занимается большое количество мастеров, мастерство предаётся из поколения в поколение, создаются школы отдельных народных промыслов.)

 

   -Молодцы! Примеры каких народных промыслов вы можете привести?   

(Гончарный промысел, резьба по дереву, хохломская роспись, глиняная и деревянная народная игрушка и др.)

 

   -Верно. В давние времена крестьяне занимались народными промыслами, чтобы получить дополнительный источник дохода. Продавали изделия на ярмарках или обменивали на необходимые товары или продукты.

    — А как вы думаете, в наши дни имеет смысл заниматься народными промыслами?

    — Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким либо промыслом? (Региональный компонент.)   

     -Какой мы можем сделать вывод о важности нар. промыслов?    — Мы можем сделать вывод, что заниматься народными промыслами в наши дни по-прежнему актуально. Знания, которые мы сегодня получим на уроке, должны пригодиться нам в жизни.

     — С игрушками  каких промыслов мы  познакомились на прош. уроке? (дымковская, филимоновская, каргопольская)

 

Задание 1

Фронтальная беседа по вопросам:

Тема «Древние образы в народных игрушках»

1.Из  какого материала изготавливается  дымковская игрушка:

а) пластилин;   б) глина;     в) дерево.

2. Особенности узоров дымковской игрушки:

а) круг;   б) квадрат;    в) ёлочка.

3. Особенности росписи филимоновской игрушки:

а) круг;   б) полосы;     в) крест.

4. С какой целью в глубокой древности создавались глиняные игрушки?

а) ради забавы;     б) были участниками древних обрядов.

5. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:

а) водные знаки;   б) солярные знаки.

   САМОПРОВЕРКА

— Взгляните на иллюстрацию разных  промыслов.   Ребята, а как вы думаете, все ли мы   промыслы   изучили?    Иллюстрация  под каким номером изображает     не изученный нами промысел?   

Выход на тему урока.

-Чтобы узнать  название промысла, о котором пойдет сегодня  речь, вы должны пройти первое испытание. Работая в группах,  расположите ваши карточки в порядке усиления цвета. Что это значит? (от светлого оттенка к темному). Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества.

(фигуры разного оттенка синего цвета (при правильном расположении складывается слово «Гжель») 

-А теперь обратите внимание на то, какое слово сложилось из ваших волшебных билетов? Как называется промысел, о котором пойдёт сегодня речь? (Гжель.)

-Прочитайте в учебнике тему урока (с. 76)  Запись в тетрадь: «8 октября Искусство Гжели»

  

— А, что мы знаем о гжели? 

-Что бы вы хотели узнать о Гжели?  Чему мы должны сегодня научиться?

                  (Познакомиться с искусством Гжели.   Узнаем, что такое  Гжель,

                   Об особенностях этого промысла и о приёмах росписи)

                     Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы?  Где нам пригодятся эти знания?

Вам понятна тема и цели?

                     -Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя.

 

3.      Освоение    нового

3.1   Теоретическая часть

УУД:

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; осуществляют анализ росписи изделий из Гжели, выделяют основные особенности

Регулятивные: умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение; умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения.

Личностные: развитие образного и аналитического мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народным промыслам, мотивация к учебной деятельности

         Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Само название села говорит о многом.

         Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?                   (Слово состоит из звон.  согласных звуков.)

       Верно. Звуки слова звенят также,  как и знаменитый гжельский фарфор.

 

— Найдите в учебнике ответ. От какого старинного русского слова  происходит название села Гжель?            (от «жгель», «жечь»). (с. 76)

Повторение материала из раздела «Цветоведение».

—       У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшебные билеты:      посмотрите на их цвет;     вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?

( Узоры выполнены синей краской на белом фоне.)

Слайд – цветовой спектр.

—       Вспомним цветоведение.  Давайте дадим характеристику синего цвета (цветовой спектр).

(Основной, холодный, сближенный с голубым и фиолетовым, контрастный оранжевому.)

—       На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?    (ответы детей).

Слайд  – пейзажи с акцентом на синий цвет.

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.

—       Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.

—       Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. («за синие горы»)

-Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.

 

 

 

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Он объединяет три десятка близлежащих сёл. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды: край богат залежами гончарных глин.

— Ребята, а вам знакомо значение слова «керамика»? Когда обычная глина становится керамикой?

 (Керамика – это изделия из обожженной глины.  Запись в тетрадь)

— А  как вы думаете, какие свойства приобретает обожженная глиняная посуда?

— Если обычную глину после высыхания намочить, она снова размокнет и потеряет форму. А после обжига глина становится водонепроницаемой. В посуде из керамики можно хранить жидкости, ставить её в печь.

Ребята, а оказывается,  гжель не всегда была сине-белой. Прочитайте об этом в учебнике.

 (Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону. Это майолика. Её делают и сейчас.)  

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс – более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью (). При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

— Ребята, давайте выделим основные особенности изделий гжельских мастеров.

— Какие основные особенности у данных изделий мы можем выделить? Назовите, пожалуйста, общие понятия.

                                                             -Форма изделий.   Сюжеты, тематика изделий

                                                             — Цвета росписи.    Характерные узоры росписи

Работа в группах:

Сейчас мы поработаем в группах. Класс делится на две группы.

Каждая группа обсуждает один из выделенных нами признаков. (карточки с изображением изделий гжельских мастеров)

Группы первого ряда расскажут нам о форме изделий, сюжетах и тематике.

Группы второго ряда расскажут нам о цветах росписи гжельских мастеров (в том числе и о росписи майолики)    и о характерных узорах гжельской росписи.

(Каждая группа на местах обсуждает один из выделенных признаков (осуществляют анализ росписи изделий из Гжели, выделяют основные особенности)

Представители от групп делают сообщения.

 

 

Практическая часть

УУД:

Познавательные: овладевают приёмами и методами декоративной росписи.

Регулятивные: умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно, Определяют последовательность работы над упражнениями

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение; умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения.

Личностные: развитие образного и аналитического мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народным промыслам, мотивация к учебной деятельности

Помогает выделить цель практической работы: Метод: Объяснительно-иллюстративный Форма: Фронтальная работа

 

— Ребята, вы только что выступили в качестве искусствоведов-исследователей и выделили особенности изделий гжельских мастеров

— Ну а теперь вы должны на практике применить свои знания – выступить в роли мастеров гжельской росписи.  (Гимнастика для кистей рук)

-повторяйте движения за мной.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

    —  Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый?    А как можно получить такие оттенки?

Демонстрация через веб камеру.

Итак – я приглашаю вас в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству

(Приготовление к работе)

 

— Как вы думаете, получится ли у вас сразу расписать готовое изделие? Формулируют цель практической работы:

Нет, не получится.

— Что нам нужно сделать, чтобы научиться так красиво расписывать изделия? — Начать  роспись с каких-то небольших элементов: научиться рисовать травинки, цветочки, рамочки-бордюры.

— Правильно! Мы сейчас выполним несколько упражнений.

— Гжельские мастера расписывали свои изделия, не нанося предварительный рисунок карандашом. Работают сразу кистью. Мы тоже сейчас будем учиться выполнять некоторые узоры, которыми владеют гжельские мастера.

 -Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок.

При этом меняя нажим кисти. Кисть держу вертикально.

 

Работаем синей  и белой краской.  Используем палитру, чтобы добиться нужной консистенции краски или чтобы смешать краски.

Метод: Объяснительно-иллюстративный, практический

 Форма: Индивидуальная работа

Показывает примеры выполнения упражнений (педагогический рисунок)  МУЗЫКА

 

 

1.                 Точки и прямые  линии.

2.      Бордюры

3.      «Капелька»

 

 

4.    «Цветочек»

 

        Роспись изделий в стиле «гжель» — яркая и запоминающаяся.

Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. 

В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре — яркое, крупное пятно — изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона.

Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

    Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции.

 

Слайд  – правила композиции.

—       Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма. Но для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? Расположение рисунка на изделии.                                                                                                                   Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно  быть слишком много или слишком мало.    

              Выполните следующее задание  

  — Как вы думаете, чего не хватает в этой посуде? – украсьте посуду элементами  росписи

Выберите себе любой  шаблон  имитированной   гжельской посуды и украсьте их применив элементы гжельской росписи, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции.

  • Не забывайте о правилах работы при работе с художественным инструментам и конечно о технике безопасности.!!!!!!!!!!!

Желаю удачи! Вам на работу ………….минут

4.      Итог урока

УУД:

Познавательные: обобщают полученные знания

Регулятивные: анализируют собственную деятельность на уроке

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение; умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения.

Личностные: развитие образного и аналитического мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народным промыслам, мотивация к учебной деятельности

Задаёт вопросы: Метод: Объяснительно-иллюстративный Форма: Фронтальная работа

 

Выставка работ и анализ.        

Ну, а теперь мы с вами зрители.

 Приглашаю посетить нашу художественную галерею. Анализируют свою работу и работы одноклассников

Понравилось ли вам  работать?

Где  вы  испытывали затруднение при работе?  Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

В чём секрет гжельского рисунка?  (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

Как вы думаете, добились ли  мы на уроке поставленных целей?   Изучили еще один промысел, научились  владеть кистевой росписью? В чём особенность Гжельской росписи?

Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в  жизни.

       Вы очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания.

       Я предлагаю оценить свою работу вам так.

Перед вами на столе 2 кружочка белый  синий, вам неободимо прикрепить кружочки к елочки.

Если вы считаете, что у вас все получается  и вы довольны своей работой прикрепите к своей работе синий кружочек. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите — белый.

И неважно ребята, где бы ни висели ваши кружочки. Вы были замечательными сегодня художниками-волшебниками.

Но наша гжельская сказка еще не закончена.

  1. Домашнее задание.    

Поиск иллюстративного материала и дополнительного материала из разных источников по теме «Гжель».

Выучить термины.

http://videouroki.net

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОМЫСЕЛ —   Занятие, ремесло,производство как источник для добывания средств существования

ГОНЧАР — название профессии по производству глинянойпосуды

МАЙОЛИКА -изделие из красной  глины с многоцветной росписью по белому.

ФАРФОР -керамические изделия  

 ГЖЕЛЬ— один из традиционных российских центров производства керамики

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация

    1 слайд

    Презентация к уроку ИЗО
    5 класс
    Выполнила учитель МБОУ СОШ с. Исимово
    Гаибьянова Альбина Альбертовна

  • Тема

    2 слайд

    Тема «Древние образы в народных игрушках»
    1.Из какого материала изготавливается дымковская игрушка:
    а) пластилин; б) глина; в) дерево.
    2. Особенности узоров дымковской игрушки:
    а) круг; б) квадрат; в) ёлочка.
    3. Особенности росписи филимоновской игрушки:
    а) круг; б) полосы; в) крест.
    4. С какой целью в глубокой древности создавались глиняные игрушки?
    а) ради забавы; б) были участниками древних обрядов.
    5. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:
    а) водные знаки; б) солярные знаки.

  • title=

    3 слайд

  • Гжель

    4 слайд

    Гжель

  • title=

    5 слайд

  • title=

    6 слайд

  • У

    7 слайд

    У каждого художника есть свой узор любимый,
    И в каждом отражается сторонушка родимая.

  • title=

    8 слайд

  • title=

    9 слайд

  • Физминутка.

    10 слайд

    Физминутка.
    Наши синие цветы распустили лепестки,
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши синие цветы закрывают лепестки,
    Тихо засыпают, головой качают.
    Завтра утром все цветки
    Вновь распустят лепестки.
     

  • title=

    11 слайд

  • Родина

    12 слайд

    Родина Гжели

    1.Московская область
    2.Вологодская область
    3.Архангельск

  • Первые

    13 слайд

    Первые гжельские изделия –

    из мела
    из глины
    3. из гипса

  • Слово

    14 слайд

    Слово «Гжель» родственное слову
    жечь
    2. желание
    3. железо

  • Роспись

    15 слайд

    Роспись Гжели выполняется
    синей акварельной краской
    чернилами
    кобальтом

  • Очарование

    16 слайд

    Очарование
    современной
    Гжели

  • Спасибо

    17 слайд

    Спасибо за работу

  • Мира,

    18 слайд

    Мира,
    добра, изобилия,
    красоты
    ВАМ

  • title=

    19 слайд

  • Кроссворд

    20 слайд

    Кроссворд «Волшебный петух»

    1. Название промысла;

    2. Любимый цвет гжельских мастеров;

    3. Элемент росписи;

    4. Инструмент художника;

    5.Прием работы кистью;

    6. Глиняная посуда, обожженная в печи.
    Г
    ж
    л
    ь
    с
    и
    н
    и
    й
    л
    и
    с
    т
    о
    к
    к
    и
    с
    т
    ь
    м
    а
    з
    о
    к
    к
    е
    р
    а
    м
    и
    к
    а
    К

  • Выводы

    21 слайд

    Выводы к теме « Искусство Гжели»
    Гжель – народный промысел России развивающийся и сегодня
    Промысел появился 650 лет назад в Раменском районе в 60 км от Москвы
    Первое упоминание о промысле найдено в завещании Ивана Калиты в 1328 году
    Майолика – вид керамики из обожжённой глины с крупнопористой поверхностью и многоцветной росписью по белому фону.
    Фаянс – тонкая посуда расписанная оттенками синего цвета по белому фону
    Посуда расписывается чёрной кобальтовой краской , а сверху покрывается глазурью

  • Выводы

    22 слайд

    Выводы к теме « Искусство Гжели»
    7. Кроме посуды , мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни
    8. Виды гжельской росписи: растительная, орнаментальная, сюжетная
    9. Создавая изделия, мастер творит во всех трёх видах деятельности: декоративной, конструктивной и изобразительной.
    10. Необыкновенная роспись гжели завораживает красотой сочетания белого и синего цвета; удивительные формы диктуют декор изделий.
    11. Гжель актуальна и притягательна и в 21 веке


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет