Технологическаякарта урока литературного чтения «К. Г. Паустовский. Какие бывают дожди?»
1. Педагогическоеобоснование урока
2. Содержаниеурока и деятельности участников образовательного процесса
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
УУД |
|||||||||||||||||||||
1.Организационный этап
|
Создание позитивного эмоционального настроя на урок. |
Реакция на учителя, концентрация внимания.
— Дружно, быть внимательными, высказывать свои мнения и слушать товарищей |
Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. — Ребята, какого человека называют успешным? — Хотите ли вы быть успешными? Для чего вам это необходимо? — Чтобы ваша работа на уроке была успешной, как мы должны работать? — Так давайте же настроимся на рабочий лад и начнём урок. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. |
|||||||||||||||||||||
2.Ритмическая разминка |
Работа по анализу художественного образа; поиск средств художественной выразительности с использованием литературоведческих понятий;
|
У детей карточки с последними двумя строчками четверостишия; учитель читает первые две строчки, дети по ритму и рифме дочитывают подходящие строчки (приложение 1). — Перекрёстная, смежная, опоясывающая. — Эпитеты, олицетворения, метафоры. |
Проводит ритмическую разминку.
— Итак, какие виды рифмы вы знаете? — Какие средства художественной выразительности встретились? |
Овладение техникой чтения вслух и про себя, приёмами анализа текста с использованием литературоведческих понятий
|
|||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Участвуют в подводящем к теме диалоге.
— К поиску ответа на этот вопрос
— Познакомимся с новым произведением К. Г. Паустовского. — Узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении. — Узнаем, какие бывают дожди. |
Организует подводящий к теме диалог, постановку цели, формулировку темы урока учащимися. — Как вы думаете, а могут ли быть средства художественной выразительности в прозе? — И узнаем мы это, прочитав рассказ К. Г. Паустовского «Какие бывают дожди». — Название нового произведения сформулировано в форме вопроса, к чему он нас побуждает? — Какие цели урока мы можем поставить и как сможем их добиться? |
Расширение кругозора учащихся (П), развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Р) |
|||||||||||||||||||||
4. Физпауза |
Физминутка «Представь себя дождём» |
|
|
|
|||||||||||||||||||||
5. Актуализация знаний. |
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Приём «Верю-не верю» из технологии РКМЧП |
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
|
— Сегодня мы будем не просто читать рассказ, а будем его исследовать. — Но прежде, чем мы начнём читать, я предлагаю вам поиграть в игру «Верю-не верю». У вас на парте лежат карточки. Поставьте в первый столбик «+», если вы верите данному утверждению, и «-», если не верите: 1.Верите ли вы, что ласточки перед дождём летают низко к земле? 2.Верите ли вы, что бывает спорый дождь? 3.Верите ли вы, что во время грибного дождя хорошо клюёт хитрая и осторожная рыба плотва? 4.Верите ли вы, что лужи от грибного дождя всегда тёплые? — Отложите пока эти карточки в сторону, мы вернёмся к ним в конце урока, когда завершим наше исследование. |
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (П). |
|||||||||||||||||||||
4. Знакомство с произведением. Работа по анализу художественного образа, поиск средств создания образа |
Организация работы с текстом художественного произведения. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)
Преобразование прочитанного текста в таблицу (заполняется таблица на доске, уч-ся работают на индивидуальных карточках)
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166
Моделирование обложки произведения. |
Работа с презентацией. Слушание рассказа «Какие бывают дожди?»
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
Выясняется в толковом словаре смысл непонятных слов (голосят, прядь, крапать). — Тёс – тонкие доски из древесины хвойных пород. Самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). — О приметах дождя. (Читают 1 часть) — Приметы дождя.
Ответы уч-ся.
— Олицетворения. — Солнце садится… — Дым припадает… — Дыхание влаги… — Сравнение. — Туманная прядь… — Могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении? — Могут.
— О том, как начинается дождь. (Читают 2 часть) — Начало дождя.
Ответы уч-ся.
— О видах дождя.
— Спорый, грибной, слепой.
Чтение по учебнику.
— Сильный. — Скорый. — Шумный. — Быстрый.
— Льётся. — Хлещет, «дождь стеной».
— На слезу, на жемчужину, на алмаз. — Сравнение.
Чтение по учебнику.
— Аллитерацию – повтор согласных.
— Сыплется. — Капает, сеет.
Чтение по учебнику.
— С царевной и её слезами.
— Олицетворение, сравнение.
— От радости.
— Сквозь слёзы видна улыбка.
Чтение по учебнику.
— Значит, не обо всех видах дождя рассказал нам автор.
— О спором, грибном, слепом. — Почему в народе говорят «дождик собрался», «дождик припустил».
— Нужно знать ФИО автора, название произведения, жанр произведения, тему произведения. (индивидуально создают модели обложки в рабочих тетрадях с. 60 № 1)
|
1. Первичное чтение. — Слушайте и смотрите внимательно, обращайте внимание на непонятные слова и подумайте, как можно разбить этот текст на части. Чтение учителем на фоне видеозаписи и музыкального сопровождения – чтение в такт музыки – элемент художественного чтения (слайд 1) 2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера. — Понравился ли вам рассказ? — А как интереснее слушать, с фильмом или без него? Почему? 3. Словарная работа. — Все ли слова в тексте были понятны? (слайд 2, 3)
— А как вы понимаете выражение «по тесовым крышам»? (слайд 4) 4. Работа с художественными приёмами произведения и составление плана текста.
— Найдите в тексте первую часть. — О чём она будет?
— Как можно озаглавить эту часть? (запись плана на доске) — Какие приметы дождя вы ещё знаете? — Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности обязательно встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.
— На какой вопрос мы сейчас нашли ответ?
Ответьте на него. — Для чего автор использует средства художественной выразительности? — О чём пойдёт речь во второй части? — Прочитайте. — Как озаглавим вторую часть? (запись в план) — Почему же всё-таки в народе говорят: «дождик собрался», «дождик припустил»? — Самая большая третья часть. О чём она? (запись в план) — Слушая моё чтение, вы запомнили, какие бывают дожди? Составление схемы-таблицы на доске: спорый грибной слепой — Прочитайте отрывок о спорых дождях. — Дайте характеристику спорому дождю. Он какой? (заполнение таблицы на доске карточками со словами характеристик дождя)
— Что делает спорый дождь? — Подберите синонимы (слайд 5) — Найдите в тексте фразу к следующей иллюстрации. (слайд 6) — А на что ещё похожа капля воды?
— Какой приём вы сейчас использовали? — Прочитайте отрывок о грибных дождях. — Дайте характеристику грибному дождю (заполнение таблицы, карточки)
— Какой приём использовал автор для передачи образа сонного шуршащего дождя? — Что делает грибной дождь? (слайд 7) — Подберите синонимы. А как лучше? Почему? — Прочитайте отрывок о слепом дожде. — С кем и с чем сравнивает автор этот дождь? — Какой приём использует автор?
-Как, по-вашему, выглядит царевна? — А вот как её представляет автор (иллюстрация слайд 8) — Эта царевна плачет от горя или радости? — Почему вы так решили? — Дайте характеристику слепому дождю (заполнение таблицы, карточки)
— Прочитайте заключительную часть рассказа. — Почему Константин Георгиевич закончил рассказ таким предложением? «…Это действительно, только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде». — А о каких рассказал?
— Какая же тайна осталась не раскрытой?
— Об этом вы узнаете из проектно-исследовательской работы Белова Александра и Анащенко Ирины на заседании кружка «Юный эколог». — Давайте создадим модель обложки произведения. Что нам нужно знать, чтобы создать свою обложку? Проверка по эталону (слайд 9)
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К) Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П) |
|||||||||||||||||||||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели
Оценочная деятельность. «Самооценка»
|
— Все средства художественной выразительности авторы используют не только в стихах, но и в прозе, это делает произведение более ярким, красивым. — К. Паустовский описал три вида дождей: спорый, грибной, слепой и дал им характеристики. Уч-ся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, какие изменились в ходе урока в связи с новой полученной информацией. — Везде «+». Работа с листом самооценки. «4» — выразительно читал, отвечал на вопросы, но с трудом смог разбить текст на части и составить план; «-» — не очень понравилась моя сегодняшняя работа. |
— Итак, мы провели экспресс-исследование текста. Сделайте вывод.
— Ребята, вернёмся к нашим карточкам с вопросами «Верю-не верю». Ответьте теперь на те же вопросы во втором столбике.
— Что получилось? — Оцените свою работу на уроке.
|
Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К) Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы (Р) Способность к самооценке (Л) |
|||||||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
По выбору учащихся Подготовить пересказ по составленному плану. Придумать рассказ «Мой любимый дождик» |
Учащиеся знакомятся с домашним заданием. |
Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома (слайд 10) |
|
|||||||||||||||||||||