X-PDF

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему Э.Шим Всем вам крышка!

Поделиться статьей

Урок литературного чтения во 2 классе№40.

Тема урока: Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМКРЫШКА». К. УШИНСКИЙ «МОРОЗ НЕ СТРАШЕН»

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе, обучения анализухудожественного текста, использованию в речи литературоведческих понятий (сказка,рассказ, герой произведения); способствоватьрасширению и обогащению круга чтения, словарного запаса, включению в эмоционально-творческую деятельность в процессечтения, обучению работе в группах и парах, умению понимать и объяснениюнравственно-этические правила поведения героев произведения; содействовать воспитаниюлюбви к родной природе, обогащению нравственного опыта.

Планируемые результаты:

Предметные: знают основные отличия авторской сказки от народной, соотносяттекст с готовым планом и пересказывают по данному плану, составляют рассказ оглавном герое, выразительно читают.

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературныепроизведения; овладеваютнавыками смыслового чтения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют анализ, сравнение; строятрассуждение; самостоятельно создают способырешения творческой задачи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную мают оценку; планируют свое действие; адекватно воспринимают задачу;

коммуникативные: адекватно используют средства устногообщения; осуществляютконструктивные способы взаимодействия.

Личностные: осознают рольязыка и речи в жизни людей;эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции.

Типурока: комбинированный.

Образовательные ресурсы:  проектор для презентации, карточкис заданиями для групп; презентация, учебник.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности УУД

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

(создание эмоционального фона урока).

Если трудный вопрос

Для тебя не проблема,

Если ты любопытен

И рвёшься вперёд,

Встреча с новым

Тебя ждёт непременно,

Радость новых открытий

Урок принесёт.

— И наша задача сегодня на уроке — научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть ………..

 

Подготовка к работе

 

Слушают стихотворение и смотрят на экран

 

 

 

 

 

 

 

 

внимательными и наблюдательными

личностные

регулятивные

коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  F

F

 

F

 

F

 

 

F

 

 

F

 

F

1.  — Я предлагаю вам приступить к 1 исследованию – узнать, о чем будем читать. У вас на столах лежат цветные конверты, в них задания.

— Открываем их, читаем задание и приступаем к работе.

ПРОВЕРКА:

(на столе –карточки со словами)

⌂ж

зима

метель

снежок

мороз

лужа

⌂зел

зима

метель

снежинка

мороз

болото

⌂Кр

зима

метель

снежок

мороз

озеро

 

2.  — Найдите лишнее слово в каждом столбике.

— Что объединяет все оставшиеся слова, назовите одним словом.

— О чем будем читать?

1 слайд: на экране зимняя картина.

Учитель выразительно читает стихотворение.

  2 слайд:          

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
3 слайд: 

Утром глянули в окно,
Там — волшебное кино:

4 слайд

Раскатала белый холст,
Набросала белых звёзд.

5 слайд

И папахи на дома
Нахлобучила зима. В. Фетисов.

 

3.  Проверка д/з:

— Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

6 слайд

— Назовите тему прошлого урока.

Интерактивная доска

    — Давайте вспомним это произведение и восстановим  его план.

(на интерактивной доске картинки и пункты плана)

1 ученик восстанавливает последовательность

— Какое было домашнее задание?

— Кто оказался лучшим рассказчиком?

Проверка плана на доске

Внимательно слушают, отвечают

 

 

 

 

Ученики выходят к доске, находят свое слово и прикрепляют карточку в определенный столбик

 

 

 

 

 

 

Слова убираются на отдельную доску

 

— О зиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Снежок порхает, кружится»

 

— И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

3 картинки и пункты плана

1. Зайцы-беляки.

2. Охотник и следы.

3. Медведь-лежебока.

-Выучить наизусть I часть рассказа

2 ученика рассказывают

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

3. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

FF

 

 

 

 

 

 

F

 

 

 

 

F

 

 

 

— Прочитайте ещё раз слова, которые оказались лишними.

— Как назвать одним словом?

— А какой главный водоем в нашем поселке?

— Кто живет в нашей реке?

— Что происходит с жителями водоемов с приходом зимы?

7 слайд: — Кто может ответить на вопрос: «Есть ли зимой жизнь подо льдом?»

— Пришло время узнать, кто же из вас прав? Может, ответ спрятан в новом произведении?

8 слайд: портрет Э. Шима и обложки его книг.

— Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о зиме писателя, с которым уже встречались на уроках .

— Прочитайте названия книг и их автора.

— О чем пишет Э. Шим?

9 слайд:  — А какие произведения Э.Шима мы читали в этом году?

 

— Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

 

 

водоемы

— Река Дуки

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

Читают названия книг Э. Шима.

— Эдуард Шим.

 

Отвечают на вопросы

 

Дети называют произведения, после чего на слайде появляются названия

Осуществляют логические

операции (анализ объектов

с целью выделения признаков).

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации. Определяют последовательность промежуточных

целей с учетом конечного

результата.

Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Адекватно воспринимают

информацию, полученную

из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

партнеру.

 

4. Открытие нового знания.

1. Знакомство

с произведением

Э. Шима «Всем

вам крышка».

F10 слайд:  — Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?

— Вот так название!

— Как вы понимаете такое высказывание: Всем вам крышка!?

— Хотите прочитать это произведение?

— «Всем вам крышка».

1) Прогнозиро

вание содержания произведения.

— О чем может быть это произведение?

Учитель читает самое начало:

Шёл Морозко первый раз по лесу:

— Ребята, кто такой Морозко?

— В каких произведениях встречается?

— Каким он обычно бывает в сказках?

 

-Слушайте дальше.

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: рассердился.

-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.

-А здесь он какой?

-Да ещё обещает: Всем вам крышка!.

— А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

Проверка гипотезы.

— Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

11слайд:       Кому Морозко грозит?

Ø План.

1. Слушать
2. Читать
3. Наблюдать
4. Отвечать на вопросы
5. Делать выводы.

Высказывают свое мнение.

 

 

-Мороз, Дед Мороз.

— В сказочных.

— Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов.

 

 

 

 

-Злой, сердитый.

 

— Птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым.

 

 

 

 

-Должны сначала послушать и прочитать.

— Читая, будем наблюдать.

— Обязательно порассуждаем.

— В конце сделаем вывод.

Прослушивание

Цель: развитие способности понимать читаемое не только на уровне фак­тов, но и смысла

Я буду читать, а вы старайтесь не отстать от меня.

— После этого попробуйте определить жанр произведения

Вопросы после прослушивания:

— Понравилось вам это произведение? Чем?

— Кто главный герой этой сказки?

Внимательно слушают аудиозапись

 

 

Высказывают свое мнение.

 

2) Словарная

работа

Цель: расширение словарного запаса

— Прежде чем начнем читать, выясним значение трудных слов.

Властелин — тот, кто обладает властью, повелитель.

Вмиг — очень быстро, сразу.

Мальки-сеголетки — молодняк рыбы текущего года.

Неспособно — не имеет возможности сделать что-либо.

Дают толкование слов.

3) Первичное

чтение произведения.

После чтения вы должны будете ответить на вопросы:

— Кому Морозко грозит?

Читают:

1 часть хорошо читающие ученики

2 ч.- жужжащее чтение

3 ч -самостоятельно по цепочке

Отвечают на вопрос после прочтения.

4) Проверка

восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

1. Фронтальная работа

1 часть

—   На кого рассердился Морозко?

2 часть

—   Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: «Есть ли зимой жизнь под водой?» Подтвердите словами из текста.

3 часть

—   Что бы произошло, если бы болота и озера замерзали полностью?

 

2. Работа в группах

 

—   Какими мыслями хотел поделиться Э. Шим?

—   Э. Шим в занимательной форме рассказал о водоемах зимой. Все в природе продумано. Водоемы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоемов спокойно переживают зиму.

—   Хотя и злился Морозко, закрывая водоемы «крышкой», пугая обитателей, но испугались ли они его?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Все животные погибли бы.

 

 

Отвечают на вопросы по карточкам

 

 

Высказывают свои предположения.

 

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

партнеру.

 

5) Самостоятельная работа

Моделирование обложки книги

 

Э. Шим

 

 

 

 

 


Всем вам крышка

Работают в парах: отвечают на вопросы

5. Итог урока.

Рефлексия.

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Кто автор?

— Что нового узнали?

— О чем хотел сказать автор?

Вывод:

—           В произведении Э. Шима Морозко — юмористический персонаж, а совсем не жестокий и безжалостный. Он сердился, потому что сля­котно и сыро было кругом.

— Достигли мы цели урока?

— Что особенно понравилось на уроке?

Самооценка – снежинки на доску под музыку —

Видео «Серебристые снежинки»

 

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку

Устанавливают связь между целью деятельности и ее

результатом.

Осуществляют самооценку.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Домашнее

задание

 

  • выразительное  чтение
  • Работа в тетради: (с. 60, № 1-3)
  • прочитать «Мороз не страшен».

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают

качество и уровень усвоения

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет