Урок литературного чтения во 2 классе№40.
Тема урока: Э. ШИМ «ВСЕМ ВАМКРЫШКА». К. УШИНСКИЙ «МОРОЗ НЕ СТРАШЕН»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе, обучения анализухудожественного текста, использованию в речи литературоведческих понятий (сказка,рассказ, герой произведения); способствоватьрасширению и обогащению круга чтения, словарного запаса, включению в эмоционально-творческую деятельность в процессечтения, обучению работе в группах и парах, умению понимать и объяснениюнравственно-этические правила поведения героев произведения; содействовать воспитаниюлюбви к родной природе, обогащению нравственного опыта.
Планируемые результаты:
Предметные: знают основные отличия авторской сказки от народной, соотносяттекст с готовым планом и пересказывают по данному плану, составляют рассказ оглавном герое, выразительно читают.
Метапредметные:
познавательные: осознанно воспринимают литературныепроизведения; овладеваютнавыками смыслового чтения; формулируют ответы на вопросы; осуществляют анализ, сравнение; строятрассуждение; самостоятельно создают способырешения творческой задачи;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную мают оценку; планируют свое действие; адекватно воспринимают задачу;
коммуникативные: адекватно используют средства устногообщения; осуществляютконструктивные способы взаимодействия.
Личностные: осознают рольязыка и речи в жизни людей;эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции.
Типурока: комбинированный.
Образовательные ресурсы: проектор для презентации, карточкис заданиями для групп; презентация, учебник.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые способы деятельности УУД |
|||
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение (создание эмоционального фона урока). Если трудный вопрос Для тебя не проблема, Если ты любопытен И рвёшься вперёд, Встреча с новым Тебя ждёт непременно, Радость новых открытий Урок принесёт. — И наша задача сегодня на уроке — научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть ………..
|
Подготовка к работе
Слушают стихотворение и смотрят на экран
внимательными и наблюдательными |
личностные регулятивные коммуникативные |
|||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
F F
F
F
F
F
F |
1. — Я предлагаю вам приступить к 1 исследованию – узнать, о чем будем читать. У вас на столах лежат цветные конверты, в них задания. — Открываем их, читаем задание и приступаем к работе. ПРОВЕРКА: (на столе –карточки со словами)
2. — Найдите лишнее слово в каждом столбике. — Что объединяет все оставшиеся слова, назовите одним словом. — О чем будем читать? 1 слайд: на экране зимняя картина. Учитель выразительно читает стихотворение. 2 слайд: Ночью ветер волком выл Утром глянули в окно, 4 слайд Раскатала белый холст, 5 слайд И папахи на дома
3. Проверка д/з: — Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? 6 слайд — Назовите тему прошлого урока. Интерактивная доска ― — Давайте вспомним это произведение и восстановим его план. (на интерактивной доске картинки и пункты плана) 1 ученик восстанавливает последовательность — Какое было домашнее задание? — Кто оказался лучшим рассказчиком? Проверка плана на доске |
Внимательно слушают, отвечают
Ученики выходят к доске, находят свое слово и прикрепляют карточку в определенный столбик
Слова убираются на отдельную доску
— О зиме
«Снежок порхает, кружится»
— И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». 3 картинки и пункты плана 1. Зайцы-беляки. 2. Охотник и следы. 3. Медведь-лежебока. -Выучить наизусть I часть рассказа 2 ученика рассказывают |
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
|||
3. Постановка учебной задачи.
FF
F
F
|
— Прочитайте ещё раз слова, которые оказались лишними. — Как назвать одним словом? — А какой главный водоем в нашем поселке? — Кто живет в нашей реке? — Что происходит с жителями водоемов с приходом зимы? 7 слайд: — Кто может ответить на вопрос: «Есть ли зимой жизнь подо льдом?» — Пришло время узнать, кто же из вас прав? Может, ответ спрятан в новом произведении? 8 слайд: портрет Э. Шима и обложки его книг. — Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о зиме писателя, с которым уже встречались на уроках . — Прочитайте названия книг и их автора. — О чем пишет Э. Шим? 9 слайд: — А какие произведения Э.Шима мы читали в этом году?
— Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
|
водоемы — Река Дуки
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990
Читают названия книг Э. Шима. — Эдуард Шим.
Отвечают на вопросы
Дети называют произведения, после чего на слайде появляются названия |
Осуществляют логические операции (анализ объектов с целью выделения признаков). Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
|
|||
4. Открытие нового знания. 1. Знакомство с произведением Э. Шима «Всем вам крышка». |
F10 слайд: — Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать? — Вот так название! — Как вы понимаете такое высказывание: Всем вам крышка!? — Хотите прочитать это произведение? |
— «Всем вам крышка». |
||||
1) Прогнозиро вание содержания произведения. |
— О чем может быть это произведение? Учитель читает самое начало: Шёл Морозко первый раз по лесу: — Ребята, кто такой Морозко? — В каких произведениях встречается? — Каким он обычно бывает в сказках?
-Слушайте дальше. Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: рассердился. -Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый. -А здесь он какой? -Да ещё обещает: Всем вам крышка!. — А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко? -На какой вопрос нам надо найти ответ? Проверка гипотезы. — Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос? 11слайд: Кому Морозко грозит? Ø План. 1. Слушать |
Высказывают свое мнение.
-Мороз, Дед Мороз. — В сказочных. — Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов.
-Злой, сердитый.
— Птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым.
-Должны сначала послушать и прочитать. — Читая, будем наблюдать. — Обязательно порассуждаем. — В конце сделаем вывод. |
||||
Прослушивание |
Цель: развитие способности понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла Я буду читать, а вы старайтесь не отстать от меня. — После этого попробуйте определить жанр произведения Вопросы после прослушивания: — Понравилось вам это произведение? Чем? — Кто главный герой этой сказки? |
Внимательно слушают аудиозапись
Высказывают свое мнение.
|
||||
2) Словарная работа |
Цель: расширение словарного запаса — Прежде чем начнем читать, выясним значение трудных слов. Властелин — тот, кто обладает властью, повелитель. Вмиг — очень быстро, сразу. Мальки-сеголетки — молодняк рыбы текущего года. Неспособно — не имеет возможности сделать что-либо. |
Дают толкование слов. |
||||
3) Первичное чтение произведения. |
После чтения вы должны будете ответить на вопросы: — Кому Морозко грозит? |
Читают: 1 часть хорошо читающие ученики 2 ч.- жужжащее чтение 3 ч -самостоятельно по цепочке Отвечают на вопрос после прочтения. |
||||
4) Проверка восприятия.
Вывод: |
1. Фронтальная работа 1 часть — На кого рассердился Морозко? 2 часть — Нашли ли вы ответ на проблемный вопрос: «Есть ли зимой жизнь под водой?» Подтвердите словами из текста. 3 часть — Что бы произошло, если бы болота и озера замерзали полностью?
2. Работа в группах
— Какими мыслями хотел поделиться Э. Шим? — Э. Шим в занимательной форме рассказал о водоемах зимой. Все в природе продумано. Водоемы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоемов спокойно переживают зиму. — Хотя и злился Морозко, закрывая водоемы «крышкой», пугая обитателей, но испугались ли они его? |
— Все животные погибли бы.
Отвечают на вопросы по карточкам
Высказывают свои предположения.
|
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
|
|||
5) Самостоятельная работа |
Моделирование обложки книги
|
Работают в парах: отвечают на вопросы |
||||
5. Итог урока. Рефлексия. |
— С каким произведением познакомились на уроке? — Кто автор? — Что нового узнали? — О чем хотел сказать автор? Вывод: — В произведении Э. Шима Морозко — юмористический персонаж, а совсем не жестокий и безжалостный. Он сердился, потому что слякотно и сыро было кругом. — Достигли мы цели урока? — Что особенно понравилось на уроке? Самооценка – снежинки на доску под музыку — Видео «Серебристые снежинки»
|
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку |
Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Осуществляют самооценку. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
|||
Домашнее задание
|
|
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)