X-PDF

Технологии педагогических мастерских на уроке истории и обществознания.

Поделиться статьей

                                                   РЕФЕРАТ

  « Технология педагогическихмастерских» на уроках  истории и обществознания.
Содержание

 

1.Введение ……………………………………………………………… ………  

2.Основная часть………………………………………………………………..    

3.Заключение …………………………………………………………………  

4.Список литературы и информационных источников ……………………  

 

                                                I.Введение

 

 

Актуальность

На сегодняшний день вовсех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронутьобразовательную среду. Каждый учитель должен прекрасно понимать, что нужноучить ребёнка по-новому. Позиция педагога становится принципиально иной: он нетранслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имелвозможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний,продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегоднянужно перейти от процесса обучения к процессу учения. Ученик теперь не являетсясвоеобразным преемником информации. Он становится строителем собственногознания, которое образуется в ходе самостоятельного поиска, столкновениявозникших противоречий. Таким образом, время требует от учителя новых подходовк обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это“хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь.

Использование на урокахистории и обществознания технологии педагогических мастерских очень эффективно.   Ученики выдвигают гипотезы, формулирует цели, осуществляют выполнениекакого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентацииработ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.

В последние годы метод педагогических мастерских используется достаточно часто, посколькуего идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов:гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремлениевоспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

В связи с этим особоезначение приобретает реализация в процессе обучения   технологиипедагогических мастерских, ориентированных на  личностное развитиеобучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения иосмысления нового знания. 

 

Термин «мастерская» втом смысле, в котором он употребляется в педагогике, появился в российском образованиилишь в 1990 году. По своей сути мастерская представляет собой  способорганизации деятельности обучающихся в учебной группе. Мастерская отличается оттрадиционных форм занятий по способу руководства познавательной деятельностьюобучающихся, по педагогической философии преподавателя, педагога (его втехнологии мастерских называют мастером), по способу общения педагога иученика, учеников друг с другом.

Мастерская являетсяосновным элементом полицентрической образовательной технологии и, что оченьважно, позволяет обучающемуся не только познать науки, но и осознать самспособ, путь рождения знания. Она формирует настрой на процесс познания, наизменение, совершенствование личности, как учащегося, так и педагога, погружаетобучающегося как бы вовнутрь познаваемого объекта, способствуя полнотевосприятия реальности и своего места в этой реальности. По словам И.А. Колесниковой,«полнота восприятия реальности и своего места в этой реальности понимается каксвоеобразный ключ к обретению человеком целостности». На решение этой задачинаправлена полицентрическая образовательная технология мастерских, содержание иструктура которой ориентирована на каждого ученика.

Погружение ученика входе мастерской в себя, обнаружение многочисленных связей, формирует у негоиной, чем на традиционном занятии, стиль мышления, создает почву дляпрофессионального и личностного развития обучающихся.

Педагогическаятехнология мастерских представляет собой инновационную технологию в образованиии имеет целью реализацию новых способов, путей общения педагога с обучающимся,обучающегося с процессом познания. Данная технология обогащает педагога новымиспособами, приемами, методами преподавания, проявляя новые смыслы втрадиционных методах и подходах, побуждает учеников к творчеству.

Мастерская помогаетсоздать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствуетпрофессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию ихпознавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательногоинтереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности,позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместноготворчества (сотворчества), поиска знания.

 

Проблема

Интеллектуальное инравственное развитие личности — основная цель базового школьного образования.Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника,изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методахобучения. Отсюда вытекает создание  системы обучения, в которой  ведущим явилосьбы личностно-ориентированное обучение, т. е. такое обучение, где во главу угластавится личность ребёнка, его самобытность, самоценность.

Технологияпедагогических мастерских предполагает учёт индивидуальных особенностей каждогоученика, то есть   дифференцированный  подход в обучении  к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений инавыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровеньуспешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируяих учебную деятельность, вдохновляют учеников на освоение учебного материалапутём совместного творчества учителя и учеников.

Личность – этопсихическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённыхсистемах качеств. Личностно- ориентированное образование ориентированно наученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способсамоопределения человека в культуре и жизни.

Использованиетехнологии педагогических мастерских на уроках истории и обществознания какнельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся, развитиюих творческого потенциала путём сотворчества  и подтверждает сущность ицели общего среднего образования.

Технологияпедагогических мастерских – это широкое использование различных форм, методовобучения и организации учебной деятельности на основе результатовпсихолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей,способностей учащихся. Использование этих форм и методов, основным из которыхявляется совместное творчество учителя и ученика с основой на индивидуальныеособенности обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности вличностно-ориентированном образовательном процессе.

Сотворчество учителя иученика необходимо для того, чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развиватьсвои потенциальные способности.

 На основаниитеоретического анализа проблемы и изучения практики школьного образования можнозаключить, что актуальность исследования педагогической технологии мастерскихна уроках истории и обществознания обусловлена следующими обстоятельствами:

1) современнымитенденциями развития образования (гуманизацией и гуманитаризацией,компетентностным и субъект-субъектным подходами, личностной ориентированностью,творческим и развивающим характером обучения);

2) необходимостьюразвития самосознания, познавательных, творческих, исследовательскихспособностей участников образовательного процесса в школе на уроках истории иобществознания;

3) потребностямикачественного совершенствования обучения и воспитания, профессионального иличностного развития обучающихся на уроках истории и обществознания, на основеповышения роли творческой составляющей процесса обучения;

4) ориентациейобучающихся и педагогов на рефлексию, познание и переосмысление опыта, созданиеи реализацию педагогических новшеств, развитие индивидуального стиля и опытаучебно-познавательной деятельности;

5) особым значениемсубъектной активности и творчества личности как одного из факторов личностного  развития участников образовательного процесса в школе;

 

Объект исследования — технология педагогических мастерских, в основе которой лежит сотворчествопедагога и учеников.

Предмет исследования -педагогическая технология мастерских на уроках истории и обществознания.

Цель исследования -определить теоретические и практические подходы при реализации педагогическойтехнологии мастерских на уроках истории и обществознания, направленные нареализацию совместного творчества учителя и ученика.

Гипотеза

 Использованиетехнологии педагогических мастерских на уроках истории и обществознания  способствуетосуществлению совместного процесса творчества учителя и ученика.

Реализацияпедагогической технологии мастерских в модели мастер-класса для педагогов будетспособствовать:

— осуществлению науроках  компетентностного и субъект-субъектного подходов;

— формированию уобучающихся субъектной позиции, мотивации и опыта познавательной, творческой ипрактической деятельности, способностей, навыков и умений проблемно-ориентированногопознания, творческого поиска знаний;

— развитию в ходеподготовки (повышения квалификации) учителей их личностной педагогическойпозиции, коммуникативных и познавательных компетенций, что позволит повыситьрезультаты профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с цельюи гипотезой определены задачи исследования:

1) провестиисторико-педагогический анализ возникновения, развития и исследованийпедагогической технологии мастерских;

2) раскрытьтеоретические основы, сущность и содержание педагогической технологиимастерских;

3) выделить критерии ипоказатели эффективности реализации педагогической технологии мастерских вшколе;

4)  осуществитьанализ и произвести выводы полученных результатов исследования;

5) определить роль мастерскихв развитии инновационного интеллекта обучающихся в школе, повышениипродуктивности их инновационной и творческой деятельности.

  В ходе исследованияиспользовались следующие методы: теоретический анализ , изучениеопыта работы учителей , диагностические методики выявления уровня творческихспособностей.

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

 

 

 Технология педагогическихмастерских: её сущность и особенности

 Теоретические основывозникновения, исследования и развития практики мастерских в процессе обучения

 

Еще в XIX веке один изоснователей психологи как науки, Вильгельм Вундт, в своих экспериментальныхисследованиях показал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляетсяфизиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении копределенной цели появляется чувство удовлетворения, которое действует наорганизм возбуждающим образом.

Решение данной проблемыособенно важно в современных условиях перехода к информационному обществу,спецификой которого является тенденция к уменьшению надёжности использованиянекогда актуального знания с учетом высокой динамики вновь возникающих знаний.В.В.Лаптев, А.П.Тряпицына, В.А.Богословский, С.А.Писарева отмечают в этойсвязи, что «…знание становится весьма недолговечным достоянием, котороебыстро устаревает и в связи с этим требует постоянной гибкой и точнойпереориентации и уточнения». При этом они предполагают, что «… в будущем,по-видимому, будут развиваться процессы не накапливания знания, асистематической выработки нового знания достаточно традиционными путями, т.е.при помощи методов и средств интеллектуального труда, озарений, выдвижения ипроверки гипотез, реализации идей». Тенденция развития процессов, отмеченная иподчеркнутая авторами коллективной монографии, ведущими учеными Российскойакадемии образования и РГПУ им. А.И.Герцена, актуализирует важность разработкив современной дидактике педагогических технологий, ориентированных именно наразвитие у обучающихся способностей и умений выработки нового знания.

В условияхинформационного общества, как отмечет С.А.Писарева, «…возрастает значимостьЗНАНИЯ и человека, как носителя этого знания, способного испытывать потребностьв знании, осознавать необходимость постоянного прироста знания, умеющегоиспользовать знания в решении проблем, готового к обмену знаниями…».

.

В основе формирования иразвития той или иной педагогической парадигмы или реализуемой на ее основепедагогической технологии лежат социальные запросы общества, уровень культуры,экономики, образования, психология общества, объективные и субъективныефакторы. Появление прогрессивных идей в педагогике в значительной степенисвязано с общественными условиями, благоприятствующими творческим процессам.

Появление новыхпедагогических течений, движений, идей было характерно для начала XX века. Вчастности, в этот период возникают педагогические движения за «Новую школу»,«Новое воспитание», которые, по мысли их разработчиков, могли бы формироватьчеловека, способного самостоятельно ориентироваться в условиях стремительногонаучно-технического прогресса. Соответственно возрастало внимание к развитиюисследовательских методов в обучении, направленных на извлечение знаний изпрактики, из личного опыта ребенка

В 1920-х годах унаучно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению отвсего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр вниманияпедагогической общественности была поставлена личность, ее значимость.Педагоги, врачи, психологи активно работали над изучением личности ребенка,поиском путей её развития.

В середине 1920-х годовво Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошлизнаменитые в то время психологи и педагоги — Поль Ланжевен, Анри Валлон, ЖанПиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новыеинтенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике. П. Ланжевен и А.Валлон долгое время являлись президентами GFEN.

До 1992 года GFEN возглавлялАнри Бассис, известный французский педагог, поэт и драматург, участник движенияСопротивления в годы Второй мировой войны. По его собственному признанию, нанего огромное впечатление произвело знакомство с педагогической системой АнтонаСеменовича Макаренко.

В своем манифесте«Французская группа нового образования» заявила, что ее цель — это воспитаниесвободно и критически мыслящей личности, сознательный отказ от того, чтоназывают фатальностью; освобождение от догм и утверждение соответствия междусказанным и сделанным. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает«за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех» (178, с.9). При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов,творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой ихфилософии являются «мысли гениальных предшественников, представителейчеловечества: Руссо, Песталоцци,  Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ,Пиаже, Нейла, Баттельхейма — всех тех, для кого изменение методов воспитания ипреподавания является важнейшей задачей цивилизации».

 

 Исторический аспектсоздания педагогических мастерских

 

Мастерская, или Ательепоявилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России игруппы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН — это сокращенноеназвание Французской группы нового образования — добровольный творческийсоюз ученых и практиков Франции.

 

Сущность новой системывыражается в следующих основных положениях [19, с.137]:

1. Личность с новымменталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная иконструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на своюжизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждыйребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческойдеятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительнымискусством, музыкой. Дело только в том, какие методы будут применяться впроцессе его образования.

3. Интенсивные методыобучения и развития личности.

 

Для методов ЖФЕНхарактерны:

а) отношение учителя кученику, как к равному себе;

б) не простое сообщениезнаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знанияучащимися, критически относящегося к информации, и самостоятельного решениятворческих задач;

в) плюрализм мнений,подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4. Новый тип педагога.Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

Итак, мастерская — однаиз интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников всамостроительство своих знаний через критическое отношение кимеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решениятворческих задач.

В мастерской с ееучастниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Онозабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданиемтого алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которогоосуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, своюзначимость и уважение неповторимости другого.

Мастерские разнообразныпо своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяетнекий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех надеятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка,предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом:словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами имоделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группахс целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого насамооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательнодля хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализсвоих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

При изучениисодержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их пониманиекаждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний вличностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); назначение полученного знания для дальнейшего самостроительства [7, с. 86].

Профессиональныйинтерес к данной теме выводит на необходимость исследования влияния технологиипедагогических мастерских на художественно-творческое развитие детей на урокахв общеобразовательной школе.

Художественно-творческоеразвитие детей в учебном процессе принципиально важно ориентировать не на суммузнаний,  не на приобщение к какому-либо одному виду деятельности, а наоптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.

Уроки вобщеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских,помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решениецелого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

— развитие способностиэстетического постижения действительности и искусства как умения вступать вдуховное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

— направленность наактивизацию ассоциативного поля, образного мышления как способахудожественного освоения бытия;

— моделированиесостояния вдохновения, игра с элементами творчества,спонтанная ситуация;

— создание на занятияхатмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процессхудожественного открытия;

— воспитание навыковимпровизации;

— формированиеспособностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки дляцелостного восприятия;

— создание эстетическихситуаций — важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческогопереживания действительности;

— всемерноестимулирование художественной культуры на основе реализации собственноготворческого опыта.

Обобщение опыта работыфранцузских мастерских дало возможность описать некоторые положения технологиив виде следующих правил:

1. Мастер создаётатмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятиймастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемойпроблеме (теме).

3. Он работает вместе сдетьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопитсядавать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию онподаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключаетофициальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, неругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможностьпоявления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

2.3. Сущность, алгоритм проведения иклассификации мастерских

В научно-педагогическойлитературе представлены различные определения мастерской как формы обучения,педагогической технологии. Для анализа сущности и содержания этой технологии рассмотримосновные из них. М.Т.Ермолаева и Ж.О.Андреева рассматривают мастерскую кактехнологию, требующую от преподавателя перехода на позиции партнерства сучащимися, ненасилия, безоценочности, приоритета процесса над результатом;технологию, направленную на «погружение» участников мастерской в процесспоиска, познания и самопознания (89, с. 13).

Ж.О.Андреевавысказывает точку зрения, что мастерская представляет собой форму организациимногомерного, многоуровневого диалога, создающего единое эмоциональное поле,которое впоследствии может определить направление дальнейшего движения,структуру будущего знания или только создать мотив (89, с. 117).

И.А. Мухина считает,что «мастерская … — это такая форма обучения детей и взрослых, котораясоздает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новомуопыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (178, с. 302).

Г.В.Степанова отмечает«нестандартность формы организации учебно-воспитательного процесса, создающейтворческую атмосферу, психологический комфорт на мастерской» (178, с. 169).

Н. И. Белова пишет о«мастерской как о технологичной рефлексивной форме личностно-деятельнойорганизации учебного процесса» (186, с. 28).

А.А.Окунев приводитвстречающиеся в педагогической литературе мнения, что мастерская — этонестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которыйсоздаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует ростуучителя и ученика, дарит радость сотворчества (178).

Т.К.Селевкорассматривает мастерскую как образовательную технологию, отмечая при этом, что«…мастерская, как локальная технология, охватывает большую или меньшую частьучебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работуребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны»(218, с. 162). Анализируя различные подходы к определению мастерской какпедагогической технологии следует заметить, что сами французские специалисты непридают большого значения конструкции определения понятия «мастерская». С точкизрения этого подхода, перечисленные выше варианты определения «мастерской»дополняют друг друга, раскрывают её признаки исходя изфилософско-педагогических положений «Нового образования».

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

В соответствии срассмотренными теоретическим основами и педагогическим подходами можноопределить, что целью педагогической технологии мастерских является не прямаяпередача информации, а совместный поиск знаний. Проблема выдвигается передучениками в качестве их собственной необходимости.

Педагогу, которого втерминологии принятой, применительно к технологии мастерских называют мастером,приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя.Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобысоздать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствамучеников, в определенной степени вызвать их на откровение, работать вместе сучениками, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом датьпочувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.

Мастерская отличаетсяот занятий в традиционной форме в вузе, уроков в школе по способу руководствапознавательной деятельностью учеников, по педагогической философиипреподавателя, учителя, по способу общения, взаимодействия педагога и ученика,учеников друг с другом.

2.4. Этапы работы мастерской 

Как и любойпедагогический процесс технология педагогических мастерских проводится внесколько определенных этапов [31, с.284]:

1. «Индукция»(«наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, областичувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д.— всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений,вопросов.

2. «Самоинструкция» —индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» —построение этих элементов группой.

4. «Социализация» —всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано,обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» —вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем,проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают,обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» —внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своегостарого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий куглублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературнымили научным источником.

7. «Рефлексия» —отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, этобогатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования имконструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерскойдетализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» —информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в нейвозникает необходимость.

Специально организованноепедагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых естьвсе необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поискеприходить к построению («открытию») знания, источником которого притрадиционном обучении является только учитель.

 

2.5. Опыт реализации технологиипедагогических мастерских

Технологияпедагогических мастерских предполагает своеобразный подход к ребёнку во времяобучения – он получает свободное образование и воспитание на положительныхпримерах через систему малых  групп посредством совместного творчествасамого ребёнка и учителя – Мастера. На практике я убедилась, что мастерская каклокальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Онасостоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, новнутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынужденыосуществлять выбор пути исследования, выбор средства  для достижения цели,выбор темпа работы и многое другое. Мастерская начинается с актуализации знанийкаждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями одноклассниковпо группе (по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируютсяв разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точказрения группы (пары или личности) объявляется классу.  В этот моментзнания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции спозицией других групп.

 

Чтобы овладеть даннойтехникой педагогической деятельности, на мой взгляд,  учителю — мастерунужно многое в себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительноработает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени.Нужно освободиться от стереотипов, уметь придумывать увлекательные ситуации,стимулирующие познавательный поиск. Учитель должен чувствовать себя не «над», арядом с обучающимися. Для этого мною выбраны методы, которые я выбираю наопределённом этапе педагогической мастерской:    

1 этап

Индуктор

Метод ассоциаций (текст, слово, образ, рисунок и т.д.)

2 этап

Работа с материалом

Поисковая деятельность, диалоговый метод, проблемное изложение

3 этап

Разрыв

Мозговой штурм, метод мозговых атак, метод эвристических задач

4 этап

Творческая работа

Аналитико-синтетический метод

5 этап

Рефлексия

Метод ассоциаций, метод дискуссий, метод проблемных вопросов

На всех этапах урокаиспользуются различные методы, технологии и приёмы работы.

Приёмы:

— создание ситуации успеха;

— положительный эмоциональный настрой;

— рефлексия;

— создание проблемной ситуации черезанализ, сравнение, установление противоречий;

— занимательность;

— творческая работа;

— мнемотехника (ассоциативные зацепки);

— графические ассоциации;

— повышение интереса к уроку;

— повторение  ранее изученных тем;

— коллективная учебная деятельность;

— приём устного опроса.

Педагогические технологии:

— традиционнаяобъяснительно-иллюстративная;

— личностно-ориентированная (педагогическая мастерская,  диалоговая технология, модульное обучение,метод проектов,  алгоритм, исследование);

— информационно-коммуникативная;

— предметно-ориентированное обучение;

— технология концентрированного обучения(многократность, вариативность повтора, символы, схемы, рисунки);

— технология коллективной мыслительнойдеятельности (творческие группы);

— компьютерные технологии.

Работа на урокахстроится в соответствии с основными принципами педагогической техники:

— принцип свободы выбора;

— принцип открытости;

— принцип деятельности;

— принцип обратной связи.

 Для успешнойреализации основных принципов образования посредством применения технологиипедагогических мастерских

этап:    индуктор  —  вводит в проблему на основе опыта, проблемавыдвигается обучающимися.                                                     

2  этап:  работас материалом                                              

 а)самоконструкция   —  исследование обучающимися проводитсяиндивидуально.                 б)социоконструкция      — исследование обучающимися проводится вгруппах.    

 в)социализация  —   представление своей работы, чтение текстов, слов ит.д.

 г) афиширование — вывешивание работ, обсуждение мнений.

3 этап:  ядро     — психологическое состояние, когда участникумастерской открывается    новое видение закона, образа, ситуации,отношений, явлений.

 4 этап:  творческая работа   — постижение истины, творческая реализацияидей

 5 этап: рефлексия    — саморефлексия (я осознаю, что думаю и отражение того, очём думают другие).        

 

3.Заключение

  Взаключении хотелось бы ответить на важный вопрос: есть ли какие-то ограниченияпо применению технологии педагогических мастерских? Нет! Установка на то, чтовсе способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любойпредметной области, что способствует совместному процессу творчества педагога идетей.. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учитсяосознавать себя в деятельности. До 96% опрошенных нами учащихся положительноотносятся к проведению уроков в форме мастерской, т.к. происходит раскрытие ихиндивидуальности, является широким пространством для деятельности и развитиятворческого потенциала личности.

Проведение уроков потехнологии педагогических мастерских способствует созданию наиболееблагоприятных условий развития личности ученика как индивидуальности черезтворческий процесс. Мастерская выступает как совокупность пространств -игрового, учебного, культурного, художественно- творческого, где ребёнокприобретает опыт жизни, сам выстраивает собственные знания, формируетнравственные ценности, культуру.

В ходе проведенияуроков по данной технологии происходит реализация основополагающих принциповсовременной педагогики:

— урок – это открытие,поиск и осмысление истины, где знание является  только его содержанием, аключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждогоучастника образовательного процесса;

— урок – это частьжизни ребёнка, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокойобщечеловеческой культуры;

— высшей ценностью на урокеявляется человек.

 Все эти принципывключает в себя урок, построенный на технологии педагогической мастерской, чтодоказывает инновационность, универсальность и необходимость применения даннойтехнологии учителем, желающим творчески работать и развивать креативныеспособности своих учеников.

4. Список литературы иинформационных источников

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться.М., Просвещение 1997.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогическойтехнологии. М., Педагогика, 1989.

3.Беспалько В.П. Основы теориипедагогических систем г. Воронеж, 1997.

4. Беспалько В.П., Татур Ю.Г.Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовкиспециалистов М., 1989.

5. Боголюбов В.И. Педагогическаятехнология: эволюция понятия//Советская педагогика N9, 1991.

6. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новыетехнологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. N5 1993. стр.12-16.

7. Брагина Г.Б. Мастерство учителя науроке М., 1992.

8.Брусенцов Н.П. Микрокомпьютерная системаобучения Наставник М., Наука, 1990.

9. Бухвалов В.А. Методики и технологииобразования г. Рига,1994.

10. Волков И.П. Много ли в школе талантов?М., Знание, 1989.

11. Гальперин П.Я. Методы обучения иумственного развития ребенка М., 1985.

12. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфереобразования: проблемы и перспективы М., 1997.

13. Границкая А.С. Научить думать идействовать М., 1991.

14. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии.М., Знание, 1992.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающегообучения: опыт теоретического и экспериментального психологическогоисследования М., 1986.

16. Данюшенков В.С. Практические работыучащихся с позиции педтехнологии.// Педагогика. N3 1993. стр.29-33.

17. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективныхучебных занятиях (технология педагогического труда)//Народное образование. N11992. с.42-47

18. Давыдов В.В. О понятии развивающегообучения//Педагогика. N1 1995.

19. Джуринский А.Н. Новые технологии всистеме образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136.

20. Занков Л.В. Избранные педагогическиетруды М., 1990.

21. Игнатьев С.Т. Мелехин В.А. Анализ иклассификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.

22. Кларин М.В. Педагогическая технологияв учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Народное образование, 1998.

23. Лазарев и др. Новые информационныетехнологии обучения и деятельностные подходы к проектированию//Народноеобразование. N10, 1991.

24. Лернер И.Я. Внимание технологииобучения//Сов. педагогика. N3, 1990.

25. Пейперт С. Переворот в сознании: дети,компьютеры и плодотворные идеи/ перевод с англ. М.,1989.

26. Подласый И. Как диагностироватьурок?// Народное образование 1991., N9 ст.45-52.

27.Селевко П.К. Современныепреподавательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

28. Суд над системой образования:стратегия на будущее: сб./под ред. У.Д. Джонсона, М., 1991г.

29. Унш И.Э. Индивидуализация идифференциация обучения. М., 1990.

30. Фрадкин Ф.А. Гаврилин А.В. Технологияформирования личности в рефлексологической педагогике// История пед.технологии. М., 1993г.

31. Щуркова Н.Е. Педагогическая технологиякак учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70.

32. Белов Н. Урок-мастерская:приглашение к поиску.- Частная школа.- 1997 г., №1.

33. Окунев А. Как учить не уча.- СПб:Питер-Пресс, 1996.

34. Педагогика наших дней. Сост. В. П.Бедерханова.- Краснодар,1989 г.

35. Педагогические мастерские; интеграцияотечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.

36. Селевко Т. К. Альтернативныетехнологии.- Москва, 2006 г.

5. Приложения

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет