Технология уровневойдифференциации и индивидуализации обучения
Основная задача школы заключаетсяв том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности ребенка, раскрыватьего творческие способности, содействовать умственному, физическому, нравственномуразвитию личности.
Как известно, формирование классовпроисходит по возрастному принципу, очевидно, что дети имеют разный уровеньзнаний, подготовленности, способностей, тип мышления и, следовательно, не могутусваивать знания на одном уровне. Следовательно, необходимо найти формы иметоды, которые способны решить эту проблему. На ее решение нацелено личностно-ориентированноеобучение, а принцип дифференциации обучения наиболее полнораскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачамсовременного образовательного процесса.
Для результативного осуществлениядифференцированного обучения необходимо выполнять следующие условия:
— обучающим должны быть известныуровни усвоения материала;
— задания для выполнения должны бытьодинаковые по объему, но различные по сложности.
Ученик вправе сам выбрать задания. Ондолжен объективно оценивать свои знания и самостоятельно выбирать уровень,соответствующий его подготовленности.
Обучающиеся должны последовательнопродвигаться по уровням: обязательная часть – базовый уровень, дополнительныесведения – средний и высокий уровни. К тем обучающимся, которые не усвоилибазисный уровень, не предъявляются требования повышенного уровня.
Кроме того, на уроке долженсоздаваться положительный настрой на учебную деятельность. Для этого возможныстимулирующие действия учителя:
· использование творческих заданий;
· поощрение использования различных способоврешения, а не одного;
· оценивание не только ответа, но и самогопроцесса выполнения задания (логичность рассуждения, план действий);
· разъяснение критериев для выставленияоценки (правильность, самостоятельность и т. д.);
· подробное объяснение домашнего задания,уделение внимания последовательности его выполнения.
Разноуровневая дифференциация может применяться на различных этапах урока: приизучении нового материала, контроле знаний, проверке усвоения материала, выборедомашнего задания.
При изложении нового материала работа может строиться таким образом. Учительподробно изучает с учащимися программный материал, акцентируя внимание набазовом уровне. Следующий этап – закрепление – предполагает самостоятельнуюработу учеников. На этом этапе важно отследить уровень усвоения материалаучащимися, выполняющими дифференцированные задания.
На следующем – повышенном – уровне внимание уделяется заданиям творческогоплана (кроссворды, загадки, ребусы), которые создают более полную картинуполученных знаний, дополняет ранее изученное, помогают систематизировать иобобщать материал. Предполагается самостоятельное выполнение заданий.
На уроке закрепления и обобщения ученики самостоятельно выбирают задания,соответствующие их уровню усвоения учебного материала.
Разноуровневые задания должны соответствовать критериям выбранного уровня, бытьдоступными, посильными, ориентированными на базисный стандарт.
Дифференциация по уровню творчества предполагает различные виды заданий.Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Имена прилагательные»можно предложить такую работу.
Первый уровень (низкий)
Выберите из слов для справок подходящие по смыслу прилагательные.
Заяц — …, яблоко…, погода…, солнце…, мороз…, дерево…
Слова для справок: теплая, яркое, прыгает, трескучий, светит, высокое, падает,румяное, трусливый.
Второй уровень (высокий). Творческая работа.
Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Составьте изапишите предложения с одним из словосочетаний.
Заяц…, …, яблоко…, погода…, солнце…, мороз…, дерево…
На уроке литературного чтения во 2 классе после чтения рассказа В. Осеевой«Волшебное слово» и беседы предлагаются следующие разноуровневые задания.
Первый уровень (низкий)
Даются два вопроса по содержанию и два смысловых вопроса.
1. Почемуобиделся Павлик?
2. Какстарик помог Павлику?
3. Почемуизменилось отношение окружающих к мальчику?
4. Каквам помогали в жизни «волшебные» слова?
Второйуровень (высокий).
Придумайтепять вопросов к тексту. Задайте их одноклассникам.
Дифференциацияработы по характеру помощи осуществляется следующим образом. Всем ученикам предлагаетсясамостоятельная работа. Фронтальная работа под руководством учителя непредусматривается. Учащимся с более низким уровнем усвоения знаний предлагаетсядозированная помощь. Это может быть индивидуальное объяснение учителя либокарточки с различными видами помощи:
· образцы рассуждений, способы решения,памятки по оформлению задания;
· формулы, таблицы, правила;
· иллюстрации, краткие записи, схемы;
· неполное выполнение задания;
· план выполнения задания, алгоритм;
· вспомогательные вопросы, приводящие к правильномупостроению рассуждения.
Разноуровневыезадания с различными видами помощи можно предложить на уроке математики во 2классе.
Задача
Мамасрезала 26 красных тюльпанов, а желтых – на 15 меньше. Сколько всего тюльпановсрезала мама?
Первыйуровень (низкий)
Предлагаетсяпомощь в виде наводящих вопросов.
Ответьтена вопросы. Решите задачу.
1. Очем говорится в задаче?
2. Сколькокрасных тюльпанов сорвала мама?
3. Мызнаем, сколько желтых тюльпанов срезала мама?
4. Чтозначит «на 15 меньше»? Мы можем узнать, сколько желтых тюльпанов срезала мама?Каким действием?
5. Какимдействием вы найдете, сколько всего тюльпанов срезала мама?
Второйуровень (высокий).
Самостоятельная работа. Использование творческого задания.
Решите задачу.
Мама срезала 26 красных тюльпанов, а желтых – на 15 меньше. Сколько всеготюльпанов срезала мама?
Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в одно действие.
Контроль знаний также подразумевает разноуровневую дифференциацию.Самостоятельные и контрольные работы могут иметь основную и дополнительнуючасти.
Приведем пример самостоятельной работы по русскому языку.
Парные согласные на конце слова
Задание1.
Первыйуровень (низкий)
Прочитайтеслова. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова.
Гара.. – гаражи, зака.. – заказы, моро.. — морозы, кла.. — клады, горо.. –города, шала.. – шалаши.
Второй уровень (средний)
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Гара(ш, ж) — …, зака(з, с) — …, моро( з, с) — …, кла(т,д)- …, горо(т, д — ….), шала(ш, ж) — …. .
Третий уровень (высокий)
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Распределите слова в две группы. Составьте предложение с одним из слов.
Гара(ш, ж) — …, зака(з, с) — …, моро( з, с) — …, кла(т,д)- …, горо(т, д — ….), шала(ш, ж) — …. .
Годовая проверочная работа по математике для 2 класса (УМК «Школа России»,авторский коллектив под руководством М. И. Моро).
1. Проверяемумение находить значение выражений в два действия.
Выпиши выражения,значения которых равны 14.
12 – 6 +8 11 – 4 + 9 7 + (13 – 6)
6 + 3 +5 16 – (11 – 9) 20 – (14 – 9)
2. Проверяем умениерешать уравнения изученных видов.
Решите уравнения спроверкой.
х + 18 =52 34 — y = 16
3. Проверяем умениерешать текстовые задачи.
Решитезадачу.
Колязаписал на диск 3 мультфильма. Первый мультфильм длится 15 мин, второй – на 5мин короче первого, а третий мультфильм идет столько, сколько первый и второйвместе. Сколько длится третий мультфильм?
4. Проверяемумение чертить прямоугольник, одну сторону которого нужно найти, и вычислятьего периметр.
Начертипрямоугольник, длина которого равна 2 см, а ширина на 1 см меньше. Найди его периметр.
Дополнительнаячасть.
5*.Проверяем умение решать нестандартные задачи.
УВали было 12 пряников. После того как она отдала 3 пряника Кате и несколькопряников Свете, у нее осталось 4 пряника. Сколько пряников Валя дала Свете?
6*. Проверяем умение решать занимательные задачи.
Задумайтеоднозначное число. Прибавьте к нему сначала 32, о затем 38. В полученном числезачеркните правую цифру. У вас получилось задуманное число? Объясните почему.
Ученикам,полностью овладевшим планируемыми результатами обучения и проявляющимматематические способности, можно предлагать работу с выбором всех правильныхответов, так как она намного труднее всех остальных, которые предлагаютвыполнять обучающимся во 2 классе.
Работас заданиями тестового характера с выбором всех правильных ответов.
1. Этичисла меньше 95, но больше 87.
а) 88 б)90 в) 85 г) 91 д) 96 е) 89
2. В этих числах цифра 7обозначает количество отдельных единиц.
а)17 б)72 в) 47 г) 67 д) 96 е) 74
3. Сумма этих чисел равна83.
а) 84 и 1 б)81 и 2 в) 88 и 5
г) 79 и 4 д)60 и 23 е) 78 и 6
4. Эти неравенстваверные.
а) 2 см 5 мм = 25 мм б) 1 м > 9 дм
в) 1 р. >100к. г) 1 см < 9 мм
д) 100 мин >1ч е) 100 см = 1 м
5. Эту фигуру можноназвать так:
а)квадрат; б) многоугольник; в)четырехугольник;
г)пятиугольник; д) прямоугольник; е) треугольник.
6.Если уменьшаемое равно 11, а вычитаемое – 9, то разность равна:
а)3; б) 20; в) 2; г) произведению чисел 2 и 2;
д)сумме чисел 0 и 2; е) наименьшему однозначному числу.
7. Значение выражения d + 7 равно:
а)71, при d = 78; б) 77, при d = 70; в) 12, при d = 5; г) 0, при d = 0;
д)29, при d = 22; е) 65, при d = 58.
8.Эти записи названы неправильно.
а)х + 8 = 12 — уравнение; б) 9 – 4 – выражение;
в)67 – 2 = 47 – верное равенство; г) 29 – у – уравнение;
д)45 + 6 > 50 – верное неравенство; е) b + 32 – буквенное выражение.
9.Если число уменьшить на 2 десятка, то получится:
а)56; б) 74; в) 96; г) число, которое больше 73 на 1;
д)разность чисел 60 и 4; е) сумма чисел 1 и 55.
10.Эти записи станут верными, если вместо * записать знак +.
а)5 + 5 + 5 + 3 * 5 · 3; б) 18 · 2 * 18 = 18;
в)1 + 1 + 1 + 1 * 1 · 4; г) 30 · 4 * 30 + 30 +;30;
д)42 + 24 + 42 * 42 · 3 е) 7 · 5 * 7 + 7 + 77 + 7.
11*.Периметр фигуры вычислили так: 4 + 8 + 4 + 8. Значит эту фигуру можно назвать:
а)треугольник; б) пятиугольник; в) квадрат;
г)прямоугольник; д) четырехугольник; е) многоугольник
В результате организации образовательного процесса на основе технологийуровневой дифференциации и индивидуализации обучения, как показывает опыт,повышается качество преподавания; у учащихся возрастает самооценка, чтоспособствует более комфортному поведению в учебной и внеучебной деятельности;наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня; базисный минимумусваивают практически все обучающиеся.
Основным показателем эффективности названных технологий является то, чтошкольники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своихуспехов и неудач, стремятся преодолевать трудности и достигать более высокихжизненных результатов.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. АналупоН. Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучении // Начальнаяшкола, 2013. № 3.
2. СелевкоГ. К. Современные образовательные технологии.