Тема «Формирование функциональной естественнонаучнойграмотности во внеурочной деятельности по биологии»
Есть много разных методических приемов достижения функциональной грамотности врамках урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочнаядеятельность по биологии позволяет решать через предложенные задания проблемныеситуации, которые должен понимать и решать грамотный человек. Проблема развитияфункциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется васпекте умения решать ситуативные задания и самостоятельно применятьзнания в новых ситуациях.
Специфика задачизаключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для еерешения необходимо конкретное предметное знание – зачастую требуются знаниянескольких предметов и такая задача имеет более интересное решение. Обязательнымэлементом является проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желаниенайти на него ответ.
Ситуационные задачи значимы дляучащихся, они позволяют организовывать работу по изучению учебногоматериала, источников дополнительной информации. Задачи, составлены так,чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника, умели находить ответы на вопросы,проводить эксперимент, анализ информации, т.е. учащиеся учатся узнавать новоеи применять его в повседневной жизни.
В своей практике используюследующие примеры заданий на формирование функциональной естественнонаучнойграмотности у учащихся 10 класса во внеурочной деятельности по биологии «К совершенству шаг за шагом» по теме «Белки — основа жизни».
Ситуационная задача «Белки-основажизни»
Во всех растениях и животных присутствует некое вещество,которое без сомнения является, наиболее важным из всех известных веществ живойприроды и без которого жизнь была бы на нашей планете невозможна. Это веществоя наименовал — протеин. Так писал еще в 1838 году голландский биохимикЖерар Мюльдер, который впервые открыл существование в природе белковых тел исформулировал свою теорию протеина. Слово протеин (белок)происходит от греческого слова протейос, что означает занимающийпервое место. И в самом деле, все живое на земле содержит белки. Онисоставляют около 50% сухого веса тела всех организмов. У вирусов содержаниебелков колеблется в пределах от 45 до 95%.
Белки являются одними из четырех основных органических веществживой материи (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры), но по своемузначению и биологическим функциям они занимают в ней особое место. Около 30%всех белков человеческого тела находится в мышцах, около 20% — в костях исухожилиях и около 10% — в коже. Но наиболее важными белками всех организмовявляются ферменты, которые, хотя и присутствуют в их теле и в каждой клеткетела в малом количестве, тем не менее управляют рядом существенно важных дляжизни химических реакций. Все процессы, происходящие в организме: перевариваниепищи, окислительные реакции, активность желез внутренней секреции, мышечнаядеятельность и работа мозга регулируется ферментами. Разнообразие ферментов втеле организмов огромно. Даже в маленькой бактерии их насчитываются многиесотни.
Вопрос: Жить иль не жить? Вот в чем вопрос!
1. Вспомнитепродукты содержащие белки и напишите их.
2. Приведитепримеры того, что белки занимают важное значение в организме человека.
3. Сравнитепроцентное содержание белка в органах тела и обоснуйте.
4. Найдитев тексте процессы, которые происходят в организме благодаря белку.
5. Выскажитесуждение о полной замене белка животного происхождения на растительный.