X-PDF

Тема шестая: Текст

Поделиться статьей

Текст как акт применения естественного языка отличается такими

свойствами как целостность, связность, членимость и завершенность. Но

это не единственное толкование значения «текст»: для М.М. Бахтина текст

плоть общения, а Ю.М.Лотман каждый определенный объект

рассматривает как текст.

Существует и понятие о журналистском тексте: все основные языки СМИ рассматриваются как текст — шрифтовой текст, иконический текст и т.д. Выявлены и многокачественные признаки журналистского текста: объективность, форма подач и материала, актуальность, релевантность.

Любой текст делится на две разновидности: основной текст -смыслообразующий, куда входят основные фактологические компоненты -и побочный текст смыслопроявляющий: комбинация дополнительных фактов и их итерпретаций. Такое разделение текстов на основной и побочный присутствует даже в самой короткой информаицонной заметке.

Выделяют три компонента публицистического текста — независимо от жанра:

— сообщение о новости или возникшей проблеме .

— фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации .

— приемы эмоционального воздействия на аудиторию на логико-понятийном или понятийно-образном уровне.

Журналистские тексты делятся на разные типы.

Оперативно-новостные тексты. Ядро этих текстов — новость. Существуют и определенные требования к такому тексту: оперативность, релевантность (соответствие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (простота восприятия и понимания), очищенность

сущностной информации от «шумов», т.е. дополнительных сведений, деталей, отвлекающих от идеи материала.

Жанровый состав этой группы текстов таков: заметка, краткая информация, расширенная информация.

Оперативно-исследовательские тексты. Для них характерно:

— движущаяся панорама действительности .

— сочетание оперативной информации с ее анализм .

— фабульность — событийность: репортаж. Исследовательско-новостные тексты. Здесь акценты переносятся с

новизны на актуальность, изменение факта на его комментарий. Метод исследования — рационально-логический. Жанровый состав: выступление, комментарий, корреспонденция.

Исследовательские тексты. Основное в них — не изложение фактов, а всесторонний анализ явлений, процессов, проблем. Выявляются закономерности эволюции действительности в различных ее моментах. Требования к таким текстам:

— глобализация обсуждаемых проблем .

— объективация письма: стилистика тяготеет к научному изложению .

— совокупность фактов жизни общества в определенной сфере. При этом устанавливается крупный план и общий план. Крупный план — лично наблюдаемые автором факты, общий план — установление взаимосвязей между этими фактами.

Самый очевидный жанр этой группы — статья.

Исследовательско-образные тексты. В таких текстах соединяется три начала: социологическое, публицистическое, художественное.

Социологическое начало: направленность текста на исследование общественных отношений и проблем.

Публицистическое начало: опора на факт.

Художественное начало: стремдение создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором ситуация, явление и характеры типизируются. Жанровые разновидности таких текстов: очерк, фельетон, памфлет, зарисовка, эссе.

Разделяют тексты и по способу их взаимодействия с действительностью: мифологический, убеждающий, прагматический, гедонистический, смысловыявляющий.

Особого внимания заслуживает наличие в любом журналистском тексте темы и идеи.

Тема — это то, что стало предметом авторского интереса и осмысления. Это структурирующая основа журналистского текста.

Идея — те выводы, которые делает автор из замеченного и которыми хочет поделиться с аудиторией.

Тема — установка, которой подчинены все элементы произведения.

Идея — такое сочетание элементов произведения, которое доносит до аудитории мысль автора по данной теме.

Тема определяется качеством собранного материала. Идея формируется изначально как мысль в форме догадки. Это своеобразная гипотеза, которая корректируется по мере работы над материалом.

Тема — своеобразная основа текста, опорный пункт, нечто краткое, сжатое, поэтому есть смысл ввести понятие тематического ядра. Прямого выражения темы в журналистике нет. Она всегда воплощается в идее, которая представляет из себя речевой поступок: изложение фактов, формирование проблемной ситуации, побуждение адресата к активным действиям.

Существуют различные способы развертывания тематического ядра.

Расширение исходного тезиса.

— первый тезис может передать ту или иную информацию о событии в общем виде .

— последующие констатирующие тезисы содержат информацию о каких-либо компонентах события: участниках, причине или мотиве, результатах, следствиях и т.п.

— первый тезис и остальные тезисы связаны на основе конфликтизации, детализации.

Разъяснение исходного тезиса. Необходимость в этом возникает тогда, когда основной тезис содержит утверждение обобщающего характера, в котором раскрывается какая-то закономерная связь явлений, событий или прогнозируется появление какого-то объекта, неизбежность или вероятность какого-то события.

Подтверждение истинности исходного тезиса. основной констатирующий тезис содержит сообщение о новом, неожижанном событии, истинность которого может вызвать сомнение.

Оценка основного тезиса. В этом случае четко различаются две части:

— первая содержит краткое или развернутое сообщение о факте .

Представленная информация была полезной?
ДА
58.97%
НЕТ
41.03%
Проголосовало: 775

— вторая передает эмоциональное.или рациональное отношение к этому факту либо со стороны лиц, непосредственно причастных к нему, либо со стороны автора.

Призыв к действию: обычно это вывод из представленного в констатирующих исходных тезисах положения дел.

/^5? Различают две части смысловой организации таких сообщений: сообщение о социальных условиях, ситуации, которые оцениваются автором как неудовлетворительные . открытое или скрытое признание необходимых перемен и призыв к действию.

В каждом журналистском тексте есть элементарные выразительные средства (ЭВС).

Это такие элементы, которые бы в максимальной степени могли превратить потенциальную информацию в информацию реальную.

В ЭВС несколько рядов.

Фактологический ряд — журналистский факт и в трех его ипостасях: факт как элемент действительности, факт как элемент сознания, факт как элемент текста.

Факт как элемент текста служит для выражения и консервации информации. А фактологический ряд ЭВС складывается из отдельных фактов. При этом следует учитывать, что восприятие факта зависит, во-первых, от характера подачи сообщения, во-вторых, от уровня аудитории, от ее интересов.

Различают такие типы фактов: иллюстрирующие, информирующие, конкретизирующие, симптоматизирующие, повторяемые.

Факты сами по себе не вариантны, но вариативна их интерпретация. Одной из основных характеристика факта является мера его конкретности. Но степень конкретности фактов неодинакова и зависит от самого содержания факта:

— воспроизведение событий и действий их участников .

— выявление связей реальной конкретной ситуации с масштабной проблемой .

— обозначение вариантов развития событий.

В составе ЭВС выделяется еще образный ряд. Проявляется этот ряд как эпизод из истории общества, фрагмента социального, научного опыта. Такие образы не обязательно поэтические. Постановка фактов текущей действительности в контекст таких образов порождает в тексте пласт оценочной информации. При этом следует учесть основные требования к образному ряду журналистского произведения — его точность и небанальность. Следует также обратить внимание на синтетическую природу образов в журналистике — наличие в них чувственно-эмоционального начала и логико-понятийного начала. Различают образы психические, художественные и публицистические.

Психические образы, их своеобразие:

— они позволяют человеку установить внутренние связи с многомерной действительностью .

— процесс отражения влияет на формирование психических образов .

— психические образы разновариантны: ощущения, представления, воспоминания, фантазии, сновидения .

— психические образы целостны, предметны и наглядны. Эти образы внешней реальности не противопоставлены. Художественные образы:

— художественный образ — категория эстетическая .

— он сопоставлен, соотнесен с внешней реальностью .

— художественный образ — идеальная конструкция, модель, активно соотносимая с действительностью .

— художественный образ — новая эстетическая реальность .

— авторская интерпретация действительности в художественном образе.

Публицистический образ:

— реальный факт как основа публицистического образа .

— трансформация факта в образ за счет сочетания чувственно-эмоционального и рационального восприятия .

— участие публицистических образов в мысленном экспериментировании .

— возможность создания в публицистике множества образов на базе одного факта. ____/

Составляющей образного ряда ЭВС является символ:

— символ — общекультурная форма отражения действительности, продукт работы коллективного бессознательного .

— многозначность символа и зависимость его интерпретации от контекста.

Уязвимое место журналистских образов: возможность их интерпретации каждым читателем по-своему.

Нормативный ряд. Нормативный ряд как смысловые единицы, в которых зафиксирован социальный опыт. Его существенное отличие от образа:

— образ — конкретно-чувственное представление .

— нормативы — суждения, в которых воплощены те или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула.

Существуют разные нормативные уровни: технологический, эстетический, правовой, моральный, — а рядом с ними — три ряда знаков, образующих язык журналистики: факты, образы, нормативы. Между последними выделяют два типа связей: поверхностный и глубинный.

В поверхностном типе связи соединяются два принципиально важных для журналистского текста признака: проникающая способность и монтажный характер —

Проникающая способность реализуется следующим образом:

— все ряды ЭВС реализуются на многих участках текста .

— иногда во всех смысловых блоках текста реализуются все ряды ЭВС.

Монтажный характер отличительная особенность любого журналистского текста. Его характерные признаки:

— сопряжение различных текстовых блоков в процессе монтажа .

— множественность вариантов монтажа: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде последовательности главок или сюжетов, в


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.97%
НЕТ
41.03%
Проголосовало: 775

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет